ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.08.2024
Просмотров: 625
Скачиваний: 0
Маркетинг
Маркетинг коммуникаций представляет собой маркетинговую деятельность, обеспечивающую создание благоприятного образа товара и самой фирмы в представлении потребителей.
Определение Продвижение (англ. – promotion) – это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания потребителям о своих товарах и их достоинствах.
Коммуникации (в маркетинге) – методы и формы подачи информации и воз- действия на определенную (целевую) аудиторию.
Целевая аудитория – это совокупность потребителей, принимающих покупа- тельские решения, а также силы, оказывающие на них влияние.
Продвижение товаров должно возбуждать у потребителей желание сделать пер- вую покупку и совершать все последующие.
Наиболее распространенные в настоящее время формы коммуникаций представ- лены в таб. 8.1.
Таблица 8.1
Наиболее распространенные формы коммуникаций
Реклама |
Оплачиваемая, обезличенная информация, призванная сформировать или |
|
поддержать интерес к идеям, товарам, услугам или побудить к их покупке. |
Связи с общест- |
Организованная деятельность с целью формирования имиджа фирмы и по- |
венностью (PR) |
ложительных отзывов о продукции. |
Паблисити |
Бесплатное сообщение о компании, ее товаре или услуге в средствах массо- |
|
вой информации (PR). |
Пропаганда |
Распространение мнений, идей, учений, взглядов, теорий, сопровождающее- |
|
ся усиленной агитацией. |
Мероприятия по |
Единовременные действия, призванные побудить магазины и оптовиков |
стимулирова- |
иметь в наличии товар, а потребителей – приобретать его. |
нию сбыта |
|
Прямой марке- |
Система сбыта товаров посредством различных средств рекламы, которая пред- |
тинг |
полагает контакт с конкретным потребителем, непосредственный или по почте; |
|
направлена обычнонаполучениеотнегонемедленнойпрямойреакции. |
Личная продажа |
Устное представление товара или услуги с целью побудить потребителя к |
|
покупке (вариант прямого маркетинга). |
Реклама на месте |
Рекламные сообщения на различных носителях, размещенные непосредст- |
продажи |
венно на торговом месте. |
Мерчендайзинг |
Деятельность по оформлению розничных торговых мест, поддержание и |
|
размещение ассортимента на торговом прилавке, стимулирования торговых |
|
корреспондентов. |
222
Маркетинговые коммуникации
Рис. 8.1. Типичные цели маркетинговых коммуникаций
|
|
Изменение пове- |
|
Побуждениек |
|
Увеличение |
|
Создание |
Формирование |
|
|
|
|
||||
убежденности |
|
дения целевой |
|
приобретению |
|
объема |
|
предпочте- |
|
|
аудитории |
|
продукта |
|
продаж |
|
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цели маркетинговых коммуникаций
Создание |
|
Формирование |
|
Предоставление |
|
Создание поло- |
|
Подтвер- |
осведом- |
|
благожелательно- |
|
необходимой |
|
жительного |
|
ждение |
лённости |
|
го отношения |
|
информации |
|
имиджа |
|
имиджа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.2.Формы коммуникаций
Реклама
Реклама является важным элементом комплекса продвижения. Это объясняется тем, что только реклама способна информировать потребителя о достоинствах товара и демонстрировать его в течение длительного времени. Реклама появилась как одно из пер- вых средств продвижения. Специалисты считают, что впервые в мире использовал рек- ламу венецианский издатель А. Мануций в XV в. Он вывешивал у входа в свою книжную лавку титульный лист новых книг, иногда и их оглавлений. Для покупателя удобство со- стояло в том, что он мог, не заходя в лавку, сориентироваться, есть ли нужная книга и стоит ли ее покупать.
Пик рекламы был в 1950 – 1980 гг. в США, когда рекламная деятельность достигла небывалых масштабов. Это была единственная культура, столкнувшаяся с таким небыва- лым количеством товаров и таким большим объемом рекламы. В 1960-е гг. (золотой век рекламы) появились новые теории и тактики убеждения. Благодаря ним известны имена руководителей рекламных компаний: Р. Ривз, Д. Огилви, Б. Бернбах.
Таблица 8.2
Классификация видов рекламы
Признак классификации |
|
Виды рекламы |
Объект рекламирования |
• |
Товарная |
|
• |
Марочная |
|
• |
Фирменная |
|
• |
Товарно-марочная |
|
• |
Престижная |
Направленность |
• |
Реклама возможностей |
|
• |
Реклама потребностей |
Характер и особенности рекламного об- |
• |
Информативная |
ращения |
• |
Убеждающая |
223
Маркетинг
Признак классификации |
|
Виды рекламы |
|
• |
Напоминающая |
Способ воздействия на целевую аудито- |
• |
Рациональная |
рию |
• |
Эмоциональная |
Сконцентрированность на определённом |
• |
Селективная |
сегменте |
• |
Массовая |
Охватываемая территория |
• |
Локальная |
|
• |
Региональная |
|
• |
Общенациональная |
|
• |
Международная |
Источник финансирования |
• |
Реклама от имени отдельных фирм |
|
• |
Совместная реклама |
Средства распространения |
• |
Реклама в прессе |
|
• |
Печатная реклама |
|
• |
Аудиовизуальная реклама |
|
• |
Радио- и телереклама |
|
• |
Рекламные сувениры |
|
• |
Прямая почтовая реклама |
|
• |
Наружная реклама |
|
• |
Компьютеризованная реклама |
Таблица 8.3
|
Средства распространения рекламы |
|
|
|
|
Реклама в прессе |
|
газеты |
|
|
журналы |
|
|
бюллетени |
|
|
справочники |
|
|
путеводители |
Печатная реклама |
|
каталоги |
|
|
брошюры |
|
|
буклеты |
|
|
плакаты |
|
|
листовки |
|
|
рекламно-подарочные изделия |
Аудиовизуальная реклама |
|
рекламные фильмы |
|
|
рекламные ролики |
|
|
рекламная видеоэкспресс-информация |
|
|
слайд-фильмы |
Радиореклама |
|
объявления |
|
|
ролик |
|
|
репортаж |
Телереклама |
|
телевизионные рекламные ролики |
|
|
телевизионные рекламные объявления |
|
|
рекламные телерепортажи и передачи |
|
|
рекламные телезаставки |
Прямая почтовая реклама |
|
письма |
|
|
открытки |
|
|
буклеты |
|
|
проспекты |
|
|
каталоги |
224 |
|
|
Маркетинговые коммуникации
|
брошюры |
|
листовки |
|
приглашения |
|
программы |
Рекламные сувениры |
фирменные календари |
|
изделия с надпечаткой |
|
деловые подарки |
|
|
Наружная реклама |
щитовая реклама |
|
реклама в местах продажи |
|
реклама на транспорте |
Компьютеризованная реклама |
компьютерные базы данных |
|
Интернет |
Рис. 8.2. Структура рекламного медиа-рынка России в 2001 г. |
|
|
|||
|
600 |
|
|
|
|
|
480 |
|
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
. |
400 |
|
|
|
|
млн |
310 |
275 |
|
|
|
|
|
|
|||
300 |
|
|
|
||
USD, |
|
|
160 |
|
|
200 |
|
|
55 |
||
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
Наружная реклама |
|
Радио |
|
Телевидение |
Газеты (включая специализированные рекламные издания) |
Журналы |
||
|
Источник: Ведомости. – 2002. – 12. – 29 января. |
|
Связи с общественностью (PR)
Большое значение в системе продвижения имеет служба связей с общественно- стью. Возникновение этого вида деятельности иногда относят даже к временам Древней Греции и Рима, но все отмечают возросшее значение общественного мнения именно в XXв. Сначала улучшение своего имиджа заинтересовало олигархов, затем этот опыт был востребован политиками.
Сфера применения паблик рилейшнз стала расширяться в 50-е гг., и сегодня во всех сферах экономической деятельности существует необходимость налаживания связей с общественностью.
Существует около 500 определений PR, одно из них принято британским Инсти- тутом общественных отношений. «Public Relations – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью».
Специалисты по ПР решают целый комплекс задач.
1)изучение общественного мнения и ожиданий общественности;
2)установление и поддержание контактов между фирмами, группами людей и об- ществом в целом;
225
Маркетинг
3)предотвращение конфликтов или недопонимания, устранение негативных по- следствий в деятельности компании;
4)создание гармоничной обстановки внутри фирмы;
5)создание имиджа и репутации, способствующих достижению компанией постав- ленных целей.
Кмероприятиям паблик рилейшнз относятся юбилеи, выставки, презентации но- вой продукции, пресс-конференции и др. Выставки занимают далеко не последнее место
вэтом списке, основными мотивами участия в них являются:
−«имиджевый» – заявить о себе, влиться в профессиональную среду. Этот мотив усиливается, если компания начала или готовится увеличить долю рынка;
−«исследовательский» – исследовать рынок, собрать информацию о конкурентах, поставщиках, новых товарах, ценах и т.д.;
−«рекламный» – представить свои продукты широкой аудитории. Этот мотив явля- ется преобладающим у компаний, стремящихся повысить свой рейтинг.
Для участия в мероприятиях по паблик рилейшнз могут быть привлечены знаме- нитые люди. Например, при проведении пресс-конференции, презентации будет полез- но приглашение известных людей.
Деятельность по связям с общественностью нельзя рассматривать отдельно от ос- тальных форм продвижения. Цели, стратегии и бюджет PR-кампании формируются в зависимости от общих целей и задач рекламы, стимулирования сбыта и личной продажи. Одной из слабых черт PR является то, что компания не может контролировать использо- вание средствами массовой информации направленного пресс-релиза.
Составными элементами паблик рилейшнз являются пропаганда и паблисити. Элементом PR является паблисити (англ. – publicity, известность, популярность) –
формирование общественного мнения (презентации, инспирированные публикации, интервью руководителей фирмы, бесплатное сообщение о компании, ее товаре или услу- ге в средствах массовой информации и т.п.).
Паблисити – деловые связи, реклама, форма неличного продвижения товаров в каналах распределения, связанная с распространением информации о данной организа- ции и ее товарах. Паблисити не оплачивается этой организацией, поэтому может быть как положительным, так и отрицательным. В этом состоит его достоинство и недостаток. Первое связано с доверием потребителей к сообщению, исходящему от нейтрального ис- точника.
Паблисити занимает последнее место в рейтинге форм продвижения, использует- ся в случае, если необходимо улучшить имидж компании, и в основном используется крупными фирмами.
Мероприятия по стимулированию сбыта
В 1980-е гг. в связи с насыщенностью рекламного рынка отношение к рекламе ста- ло меняться. Поэтому компании стали использовать другие средства продвижения. К концу 80-х г. ХХ в. затраты на стимулирование продаж стали превышать затраты на рек- ламу. Ежегодно доля расходов, связанных с рекламой, росла меньше, чем аналогичный показатель стимулирования сбыта.
Мероприятия по стимулированию сбыта могут быть направлены на: потребите- лей; торговлю; собственный торговый персонал.
226