Файл: Маркетинг_Пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 625

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркетинг

Маркетинг коммуникаций представляет собой маркетинговую деятельность, обеспечивающую создание благоприятного образа товара и самой фирмы в представлении потребителей.

Определение Продвижение (англ. – promotion) – это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания потребителям о своих товарах и их достоинствах.

Коммуникации (в маркетинге) – методы и формы подачи информации и воз- действия на определенную (целевую) аудиторию.

Целевая аудитория это совокупность потребителей, принимающих покупа- тельские решения, а также силы, оказывающие на них влияние.

Продвижение товаров должно возбуждать у потребителей желание сделать пер- вую покупку и совершать все последующие.

Наиболее распространенные в настоящее время формы коммуникаций представ- лены в таб. 8.1.

Таблица 8.1

Наиболее распространенные формы коммуникаций

Реклама

Оплачиваемая, обезличенная информация, призванная сформировать или

 

поддержать интерес к идеям, товарам, услугам или побудить к их покупке.

Связи с общест-

Организованная деятельность с целью формирования имиджа фирмы и по-

венностью (PR)

ложительных отзывов о продукции.

Паблисити

Бесплатное сообщение о компании, ее товаре или услуге в средствах массо-

 

вой информации (PR).

Пропаганда

Распространение мнений, идей, учений, взглядов, теорий, сопровождающее-

 

ся усиленной агитацией.

Мероприятия по

Единовременные действия, призванные побудить магазины и оптовиков

стимулирова-

иметь в наличии товар, а потребителей приобретать его.

нию сбыта

 

Прямой марке-

Система сбыта товаров посредством различных средств рекламы, которая пред-

тинг

полагает контакт с конкретным потребителем, непосредственный или по почте;

 

направлена обычнонаполучениеотнегонемедленнойпрямойреакции.

Личная продажа

Устное представление товара или услуги с целью побудить потребителя к

 

покупке (вариант прямого маркетинга).

Реклама на месте

Рекламные сообщения на различных носителях, размещенные непосредст-

продажи

венно на торговом месте.

Мерчендайзинг

Деятельность по оформлению розничных торговых мест, поддержание и

 

размещение ассортимента на торговом прилавке, стимулирования торговых

 

корреспондентов.

222


Маркетинговые коммуникации

Рис. 8.1. Типичные цели маркетинговых коммуникаций

 

 

Изменение пове-

 

Побуждениек

 

Увеличение

 

Создание

Формирование

 

 

 

 

убежденности

 

дения целевой

 

приобретению

 

объема

 

предпочте-

 

 

аудитории

 

продукта

 

продаж

 

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели маркетинговых коммуникаций

Создание

 

Формирование

 

Предоставление

 

Создание поло-

 

Подтвер-

осведом-

 

благожелательно-

 

необходимой

 

жительного

 

ждение

лённости

 

го отношения

 

информации

 

имиджа

 

имиджа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.2.Формы коммуникаций

Реклама

Реклама является важным элементом комплекса продвижения. Это объясняется тем, что только реклама способна информировать потребителя о достоинствах товара и демонстрировать его в течение длительного времени. Реклама появилась как одно из пер- вых средств продвижения. Специалисты считают, что впервые в мире использовал рек- ламу венецианский издатель А. Мануций в XV в. Он вывешивал у входа в свою книжную лавку титульный лист новых книг, иногда и их оглавлений. Для покупателя удобство со- стояло в том, что он мог, не заходя в лавку, сориентироваться, есть ли нужная книга и стоит ли ее покупать.

Пик рекламы был в 1950 – 1980 гг. в США, когда рекламная деятельность достигла небывалых масштабов. Это была единственная культура, столкнувшаяся с таким небыва- лым количеством товаров и таким большим объемом рекламы. В 1960-е гг. (золотой век рекламы) появились новые теории и тактики убеждения. Благодаря ним известны имена руководителей рекламных компаний: Р. Ривз, Д. Огилви, Б. Бернбах.

Таблица 8.2

Классификация видов рекламы

Признак классификации

 

Виды рекламы

Объект рекламирования

Товарная

 

Марочная

 

Фирменная

 

Товарно-марочная

 

Престижная

Направленность

Реклама возможностей

 

Реклама потребностей

Характер и особенности рекламного об-

Информативная

ращения

Убеждающая

223


Маркетинг

Признак классификации

 

Виды рекламы

 

Напоминающая

Способ воздействия на целевую аудито-

Рациональная

рию

Эмоциональная

Сконцентрированность на определённом

Селективная

сегменте

Массовая

Охватываемая территория

Локальная

 

Региональная

 

Общенациональная

 

Международная

Источник финансирования

Реклама от имени отдельных фирм

 

Совместная реклама

Средства распространения

Реклама в прессе

 

Печатная реклама

 

Аудиовизуальная реклама

 

Радио- и телереклама

 

Рекламные сувениры

 

Прямая почтовая реклама

 

Наружная реклама

 

Компьютеризованная реклама

Таблица 8.3

 

Средства распространения рекламы

 

 

 

Реклама в прессе

 

газеты

 

 

журналы

 

 

бюллетени

 

 

справочники

 

 

путеводители

Печатная реклама

 

каталоги

 

 

брошюры

 

 

буклеты

 

 

плакаты

 

 

листовки

 

 

рекламно-подарочные изделия

Аудиовизуальная реклама

 

рекламные фильмы

 

 

рекламные ролики

 

 

рекламная видеоэкспресс-информация

 

 

слайд-фильмы

Радиореклама

 

объявления

 

 

ролик

 

 

репортаж

Телереклама

 

телевизионные рекламные ролики

 

 

телевизионные рекламные объявления

 

 

рекламные телерепортажи и передачи

 

 

рекламные телезаставки

Прямая почтовая реклама

 

письма

 

 

открытки

 

 

буклеты

 

 

проспекты

 

 

каталоги

224

 

 


Маркетинговые коммуникации

 

брошюры

 

листовки

 

приглашения

 

программы

Рекламные сувениры

фирменные календари

 

изделия с надпечаткой

 

деловые подарки

 

 

Наружная реклама

щитовая реклама

 

реклама в местах продажи

 

реклама на транспорте

Компьютеризованная реклама

компьютерные базы данных

 

Интернет

Рис. 8.2. Структура рекламного медиа-рынка России в 2001 г.

 

 

 

600

 

 

 

 

 

480

 

 

 

 

 

500

 

 

 

 

.

400

 

 

 

 

млн

310

275

 

 

 

 

 

300

 

 

 

USD,

 

 

160

 

200

 

 

55

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

Наружная реклама

 

Радио

 

Телевидение

Газеты (включая специализированные рекламные издания)

Журналы

 

Источник: Ведомости. – 2002. – 12. – 29 января.

 

Связи с общественностью (PR)

Большое значение в системе продвижения имеет служба связей с общественно- стью. Возникновение этого вида деятельности иногда относят даже к временам Древней Греции и Рима, но все отмечают возросшее значение общественного мнения именно в XXв. Сначала улучшение своего имиджа заинтересовало олигархов, затем этот опыт был востребован политиками.

Сфера применения паблик рилейшнз стала расширяться в 50-е гг., и сегодня во всех сферах экономической деятельности существует необходимость налаживания связей с общественностью.

Существует около 500 определений PR, одно из них принято британским Инсти- тутом общественных отношений. «Public Relations это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью».

Специалисты по ПР решают целый комплекс задач.

1)изучение общественного мнения и ожиданий общественности;

2)установление и поддержание контактов между фирмами, группами людей и об- ществом в целом;

225


Маркетинг

3)предотвращение конфликтов или недопонимания, устранение негативных по- следствий в деятельности компании;

4)создание гармоничной обстановки внутри фирмы;

5)создание имиджа и репутации, способствующих достижению компанией постав- ленных целей.

Кмероприятиям паблик рилейшнз относятся юбилеи, выставки, презентации но- вой продукции, пресс-конференции и др. Выставки занимают далеко не последнее место

вэтом списке, основными мотивами участия в них являются:

«имиджевый» – заявить о себе, влиться в профессиональную среду. Этот мотив усиливается, если компания начала или готовится увеличить долю рынка;

«исследовательский» – исследовать рынок, собрать информацию о конкурентах, поставщиках, новых товарах, ценах и т.д.;

«рекламный» – представить свои продукты широкой аудитории. Этот мотив явля- ется преобладающим у компаний, стремящихся повысить свой рейтинг.

Для участия в мероприятиях по паблик рилейшнз могут быть привлечены знаме- нитые люди. Например, при проведении пресс-конференции, презентации будет полез- но приглашение известных людей.

Деятельность по связям с общественностью нельзя рассматривать отдельно от ос- тальных форм продвижения. Цели, стратегии и бюджет PR-кампании формируются в зависимости от общих целей и задач рекламы, стимулирования сбыта и личной продажи. Одной из слабых черт PR является то, что компания не может контролировать использо- вание средствами массовой информации направленного пресс-релиза.

Составными элементами паблик рилейшнз являются пропаганда и паблисити. Элементом PR является паблисити (англ. – publicity, известность, популярность) –

формирование общественного мнения (презентации, инспирированные публикации, интервью руководителей фирмы, бесплатное сообщение о компании, ее товаре или услу- ге в средствах массовой информации и т.п.).

Паблисити деловые связи, реклама, форма неличного продвижения товаров в каналах распределения, связанная с распространением информации о данной организа- ции и ее товарах. Паблисити не оплачивается этой организацией, поэтому может быть как положительным, так и отрицательным. В этом состоит его достоинство и недостаток. Первое связано с доверием потребителей к сообщению, исходящему от нейтрального ис- точника.

Паблисити занимает последнее место в рейтинге форм продвижения, использует- ся в случае, если необходимо улучшить имидж компании, и в основном используется крупными фирмами.

Мероприятия по стимулированию сбыта

В 1980-е гг. в связи с насыщенностью рекламного рынка отношение к рекламе ста- ло меняться. Поэтому компании стали использовать другие средства продвижения. К концу 80-х г. ХХ в. затраты на стимулирование продаж стали превышать затраты на рек- ламу. Ежегодно доля расходов, связанных с рекламой, росла меньше, чем аналогичный показатель стимулирования сбыта.

Мероприятия по стимулированию сбыта могут быть направлены на: потребите- лей; торговлю; собственный торговый персонал.

226