Файл: Процесс построения модели управленческого решения(Процесс моделирования и его основные этапы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений

1.1 Процесс моделирования и его основные этапы

1.2. Основные помехи в построении моделей. Способы элиминирования негативных влияний

Глава 2. Практическое применение моделирования в процессе разработки управленческих решений на предприятии ООО «ТрейдМаркет»

2.1. Характеристика конкретной организации

2.2. Анализ моделей и методов принятия решений орга­низации

2.3. Анализ действующих модели принятия решений

Глава 3. Разработка управленческого решения в условиях определенности на примере конкретного предприятия ООО «ТрейдМаркет»

3.1. Разработка рекомендаций по моделированию проблемной ситуации в организации

3.2. Моделирование процесса разработки реше­ния

3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. Практически любой метод принятия решения, используемый в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирования. Однако по традиции термин «модель» обычно относится лишь к методам общего характера.

Актуальность темы курсовой работы исследования обусловлена тем, что управленческое решение в целом представляет собой выбор цели.

Вместе с тем управленческое решение – это продукт управленческого труда, который в конечном счете, повышает или снижает эффективность работы предприятия.

Поэтому, в процессе разработки управленческого решения по управлению персоналом, необходимо определять и рассчитывать эффективность разрабатываемого управленческого решения.

В реальной хозяйственной деятельности руководители всех уровней управления не могут реализовать все свои проекты и сталкиваются с необходимостью их оптимизации.

Поэтому успешное развитие любого предприятия зависит от того, насколько разработанное решение эффективно, насколько эффективно выбрана технология разработки управленческого решения по управлению персоналом.

В настоящее время в менеджменте принято выделять два уровня принимаемых решений: это индивидуальные и организационные решения. Суть организационных решений заключается в выборе, который делает менеджер с целью выполнения своих обязанностей, закрепленных за его должностью.

Основным объектом представленной ниже работы является моделирование решения проблемной ситуации в ООО «ТрейдМаркет», требующая решения.

Предмет исследования – процесс моделирования управленческого решения.

Основной целью данной работы является изучение процессов подготовки и принятия управленческих решений и построения модели управленческого решения.

Основными задачами данного проекта являются:

  • Исследование и классификация управленческих решений и факторы их качества, разработка вариантов решения, этапы исследования организации как системы принятия решения.
  • Анализ системы принятия решений ООО «ТрейдМаркет».
  • Совершенствование системы управления ООО «ТрейдМаркет».
  • Совершенствование моделирования принятия управленческих решений.
  • Принятие решений по конкретной проблеме.

Теоретической основой работы служат труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам исследования управленческих решений.

В процессе выполнения курсовой работы были применены следующие методы: метод сравнительного анализа; метод объектно-ориентированного программирования; метод оценки финансовой рентабельности.

Глава 1. Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений

1.1 Процесс моделирования и его основные этапы

Если при принятии управленческого решения всегда используют прогнозирование, то при использовании формальных методов прогнозиро­вания используют модели прогнозирования. При этом, прогнозирование может рассматриваться как технологический процесс реорганизации ретроспек­тивной информации об объекте и ры­ночной среде в вероятностную оценку желаемого результата деятельности объекта прогнозирования в будущем. Модели являются важнейшим инструментом прогнозирования. Как и к любому инструменту, ис­пользуемому в технологическом процессе, к моделям предъявляются предопределенные требования. Получить инструмент желаемого качества можно при соблюдении определенных правил в процессе их образования. Для разра­ботки этих правил полезно рассмотреть и изучить процесс разработки мо­делей, опыт, скопленный в процессе реального моделирования.

Модель – «упрощенное представление объекта, используемое для про­гнозирования возможных состояний объекта в будущем и[или] путей их достижения»[1].

В разных работах встречаются различные определения моделей и моделирования. Так, Трояновский В. дает следующее определение моделей:

Модель — «условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими»[2].

Моделирование логическое - обнаружение горизонтальных и вертикальных причинно-следственных связей между главными факторами, характеризующими экономические, управленческие, социальные или другие процессы, с целью воспроизведения процессов при прогнозировании, анализе и оценке параметров объектов.


Моделирование физическое — «отображение объекта в несколько раз уменьшенных размерах с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов, экономии ресурсов и повышения качества управленческого решения»[3].

Моделирование экономико-математическое — «отображение процессов математическими методами с целью экспериментальной проверки процессов, параметров и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества и эффективности управленческого решения.

Согласно Орлову А.И «Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности»[4].

При полном изучении крупных проблем, требующих ре­шения, используются научные методы, такие как исследование операций, системный анализ. Их основу составляет матема­тическое моделирование. Выше отмеча­лось, что сущность моделирования состоит в подборе матема­тических алгоритмов, адекватно описывающих процессы, происходя­щие в действительности.

«Трудность составления математической модели связы­вается с тем, насколько точно она воспроизводит реальность. А это, во многом, зависит от исходных данных и интерпретации получен­ных данных. Тем не менее, математическое моделирование в социально-экономической области подчас выдвигается единст­венной возможностью количественного анализа процессов и явлений, так как натурный эксперимент часто невозможен, либо ограничен»[5].

Положительными» характеристиками моделирования также являются:

  • высокая степень обоснованности решений;
  • применение более совершенной технологии расчета в сравнении и иными методами;
  • сокращение сроков разработки решений;
  • вероятность выполнения обратной операции»[6].

Язык современных моделей включает следующие «формы выражения данных об объекте моделирования:

1) словесное изображение - наиболее простой и неформальный способ выражения данных. Он легко доступен для понимания, но часто может быть неоднозначным, а поэтому имеет ограниченное применение лишь на са­мых ранних этапах формирования объектов и их моделей;

2) графическое отображение в виде кривых, чертежей. Этот способ задания данных об объекте или процессе часто выступают вспомогательным и используется в совокупности с другими;

3) блок-схемы, матрицы - один из наиболее распространен­ных способов задания данных, особенно структурной или логической части;


4) математическое отображение - это описание модели в виде формул и математических операций над переменными. Сюда же причисляют алгоритми­ческое описание, которое может использоваться для разработки имитаци­онной модели моделирования объекта, не имеющего анали­тического описания»[7].

При построении математической модели «выполняются та­кие этапы работ, как:

- рассмотрение степени влияния каждого из элементов пе­речня на функционирование организации при различных вари­антах решений;

- сбор перечня всех элементов системы, влияющих на эффективность ее функционирования. Если в качестве меры действенности принимаются издержки обращения, то состав­ляется весь их перечень по элементам: транспортные расходы, зарплата основная и дополнительная, проценты за кредит, расходы по рекламе и т.д.;

- элементы, не воздействующие на выбор вариантов решений или влияющие незначительно, исключаются из перечня и не учиты­ваются при выстраивании модели;

- чтобы упростить модель, следует предварительно, по воз­можности, сгруппировать некоторые взаимосвязанные элемен­ты [расходы по аренде, содержанию помещений и др. объединить в условно-постоянные расходы];

- вслед за уточнением перечня элементов определяется их по­стоянный или переменный характер влияния на систему. В со­ставе переменных элементов устанавливаются подэлементы системы, влияющие на их величину. Например, транспортные расходы зависят от объема перемещенных това­ров, стоимости горючего, расстояния и др.;

- за каждым подэлементом закрепляется определенный символ и далее составляется уравнение или система уравне­ний»[8].

1.2. Основные помехи в построении моделей. Способы элиминирования негативных влияний

Как все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели «может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей. Наиболее часто встречающиеся: недостоверные исходные допущения, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, слабое использование на практике, чрезмерно высокая стоимость»[9].


Любая модель опирается на некоторые исходные допущения или предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки, например, что расходы на рабочую силу в следующие шесть месяцев составят 200 тыс. долл. Такие предположения можно объективно проверить и просчитать. Вероятность того, что они точны, будет высока.

Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. «Предположение о росте сбыта в будущем году на 10 % – пример допущения, не поддающегося проверке. Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасах, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период»[10].

Информация – «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Однако необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на её сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т.п. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой»[11].

Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя – отложить принятие решения. Необходимо отметить, «что время не является критическим фактором, и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода и издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем, что, в особенности, относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений»[12].

Модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина неиспользования модели заключается в том, что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять.

Согласно ряду исследований, «уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования моделей. Как мы уже рассматривали, одна из причин такого положения дел – страх. Другие причины – это недостаток знаний и сопротивление переменам. Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели штабные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается»[13].