Файл: Процесс построения модели управленческого решения(Процесс моделирования и его основные этапы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность моделирования и его значение в процессе разработки и принятия управленческих решений

1.1 Процесс моделирования и его основные этапы

1.2. Основные помехи в построении моделей. Способы элиминирования негативных влияний

Глава 2. Практическое применение моделирования в процессе разработки управленческих решений на предприятии ООО «ТрейдМаркет»

2.1. Характеристика конкретной организации

2.2. Анализ моделей и методов принятия решений орга­низации

2.3. Анализ действующих модели принятия решений

Глава 3. Разработка управленческого решения в условиях определенности на примере конкретного предприятия ООО «ТрейдМаркет»

3.1. Разработка рекомендаций по моделированию проблемной ситуации в организации

3.2. Моделирование процесса разработки реше­ния

3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

В основном, такой разброс ответов свидетельствует об оценке вопросов с позиции должности и специальности.

Немаловажное значение принадлежит и оценке респондентами условий эффективности использования теоретико-игрового метода.

Так, 33 % опрошенных ответили, что они считают целесообразным использование данного метода при принятии очень ответственных решений, определяющих развитие компании или судьбу персонала. Примерно столько же опрошенных определили, что данный метод будет эффективен при высокой достоверности и эффективности математичес­ких или логических зависимостей, а также при большом доверии к ним со стороны руководителя.

2.3. Анализ действующих модели принятия решений

В процессе функционирования организации обнаруживаются проблемы по важным и трудноискоренимым вопросам. Это приводит к нарушениям связей между подразделениями, замедляется выполнения решений, происходит сбой в функционировании системы организации в целом. Диагностирование позволяет выявить и оценить возможные решения. Более того, сам процесс диагностирования, который предполагает получение ответов на комплекс вопросов, приводит процесс совершенствования в движение.

Так как ООО «ТрейдМаркет» является филиалом, масштабные мероприятия и бизнес-планы по их реализации разрабатываются в холдинге. Это бизнес-планы на различные инновационные проекты, связанные с созданием новых подразделений, поставкой на рынок новой продукции, расширением ассортиментного ряда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д. В рамках управленческого бизнес-плана, цели рассматриваются, как обязательства управленческого персонала добиться определенных результатов в планируемом периоде.

Ассортиментный ряд ООО «ТрейдМаркет» представляют более 100 наименований пива и слабоалкогольных напитков, из них 58 % продукции в таре ПЭТ, остальные 42 % – в стеклянной и жестяной таре. Клиентами организации являются торговые предприятия разного формата и уровня материально-технической базы: супермаркеты, гипермаркеты, продовольственные магазины. По-прежнему важной остается роль таких каналов, как киоски и павильоны, хотя доля этих форматов торговли существенно сократилась, тем не менее, на них, приходится 32 % продаж. Среди таких клиентов сети киосков розничной торговли ЗАО «Эмлок», ООО «Тим», ООО «Тэра», ООО «Моби», ООО «Меркус» и другие (всего 280 киосков), многие не способны разместить на своих площадях около 50 % ассортимента, предлагаемого ООО «ТрейдМаркет». Эти клиенты заказывают часто (ежедневно, 2 раза в день) небольшими партиями (1 – 5 упаковок), стараясь поддержать оптимальный ассортимент. ООО «ТрейдМаркет» заинтересовано в формировании оптимального ассортимента для данной группы клиентов, так как это способствует оптимизации и сохранению желаемой прибыли на длительный период времени.


В апреле 2012 г. резко увеличились возвраты товара на склад от сетей киосков в тот же день, когда производилась доставка. В качестве причины возврата клиенты указали на отсутствие возможности размещения всей заказанной партии, и просили доставить во второй половине дня те товары, которые были ранее возвращены. В апреле общая сумма возврата составила 28 % от общих заказов сетей киосков. Проблема назрела перед началом периода сезонного спроса.

Для решения проблемы руководство провело совещание, на котором начальники структурных подразделений предложили несколько вариантов решения проблемы (сущность альтернатив и их оценка представлена в табл. 2.1 (Приложение 2)).

В ходе обсуждения и оценки альтернатив выбран наилучший вариант решения: в целях поддержания ассортиментного ряда в торговых точках, экономии места для складирования товара у клиента и роста продаж делить одно место на несколько и упаковывать термоусадочной пленкой в термоупаковочной машине.

Многие организации используют оборудование, предназначенное для групповой и штучной упаковки в термоусадочную полимерную пленку различных видов продукции. В настоящее время рынок упаковочного оборудования представлен такими производителями как: ООО «ПКЦ «Координата», ООО Торговый дом «Пакверк», ЗАО «Таурас-Феникс» др., которые реализуют широкий выбор оборудования разной производительности и стоимости.

Поиск требуемого оборудования в надлежащем техническом состоянии задержал процесс решения проблемы еще на 2 месяца. Таким образом, руководители утрачивают специфические навыки бизнес-планирования, ограничиваясь поверхностными формулировками, путая причину и следствие, не учитывают внешние факторы или, наоборот, причины всех своих проблем ищут только во внешней среде организации. Это приводит к недостаточному уровню обоснования бизнес-плана, потерю времени на его согласование с учредителями.

Для выявления организационных проблем ООО «ТрейдМаркет» проведена оценка экономического состояния организации, уровня технического и организационного развития в сравнении с конкурентами, с целью выявления основных позитивных и негативных сторон организации, а также целесообразности проведения изменений. В качестве эксперта при построении профиля среды выступили руководитель организации, начальники отделов продаж, логистики, складского хозяйства. Профиль среды представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2 - Профиль среды ООО «ТрейдМаркет» в сопоставлении с конкурентами


Критерии

ТрейдМаркет

0….5…9

Три-А

0….5…9

Балтика-Н

0….5…9

Планета 21в.

0….5…9

Прогрессивность организации

5

9

9

6

Имеющиеся в наличие ресурсы

5

9

9

6

Способность творчески решать проблемы

7

8

8

7

Активность маркетинга

5

8

8

5

Лидерство в данной области

8

˚ 7

9

4

Компетентность ведущих специалистов

8

8

8

8

Способность решать сложные проблемы

6

8

8

7

Качество предоставляемых услуг

9

9

8

6

Степень доверия потребителей к организации

7

7

9

7

Уровень цен

5

5

4

9

Специализация (диверсификация)

4

3

2

2

Сравнительный анализ профиля ООО «ТрейдМаркет» с профилями организаций-конкурентов ООО «Три-А», ООО «Планета 21 век» и ОАО «Балтика-Город» позволяет отметить, что организации на рынке предпринимают различные меры для дифференциации товара и повышения качества обслуживания клиентов, обеспечивая тем самым увеличение доли постоянных клиентов. Например, в ООО «ТрейдМаркет» широкий ассортимент, представленный шестью производителями, ООО «Три-А», компенсирует ограниченность пивного ассортимента широким ассортиментом вин и коньяка, ООО «Планета 21 век» – продуктами питания. Способность творчески решать проблемы в ООО «ТрейдМаркет» ограничивается выбранной стратегией ограниченного роста как сравнительно легкого, наиболее удобного и наименее рискованного способа действия.

Один из методов выявления проблем организации – субъективный метод, суть которого заключается в том, что на основе вопросников собираются высказывания по конкретным проблемам. Несмотря на то, что при этом возможно сознательное искажение информации вследствие личных групповых интересов, с помощью этого метода можно получить единственно возможную информацию о проблемах. В ООО «ТрейдМаркет» среди работников проводился опрос для выявления причин следующих проблем: рост затрат на списание и утилизацию боя, брака, просроченного товара; несоблюдение графика загрузочных работ; неэффективное использование складских помещений и территории организации. Опрос проводился 2 раза, в качестве респондентов выступили сотрудники отдела продаж, логистики, складского хозяйства, всего 36 чел. в июне и 29 чел. – в июле. В анкете было предложено вопроса. Данные о респондентах представлены в табл. 2.3.


Таблица 2.3 - Данные о респондентах и частота опроса

Респондент

Июнь

Июль

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

Отделы продаж:

начальник отдела продаж (контракт «Томск»);

начальник отдела продаж (контракт «Эфес»);

торговые агенты

12

1

1

10

34,3

9

1

1

7

31,0

Отдел логистики:

начальник отдела логистики;

старший логист;

логист;

экспедитор

9

1

1

-

7

25,7

8

-

1

2

5

27,6

Склад:

начальник складского хозяйства;

старший кладовщик;

кладовщик

14

1

2

11

40,0

12

1

2

9

41,3

Итого

36

100

29

100

Всего в результате опроса было получено 87 ответов, результаты обработки анкет представлены в табл. 2.4 (Приложение 3). Анализ показал, что большая часть респондентов понимает, что для обеспечения соблюдения графика загрузочных работ следует внести ряд изменений в организацию загрузок и считает, что основная причина срыва – некорректно составленный график загрузок, основная часть боя и брака на складе образуется в результате перегруженности складских площадей, что, в свою очередь, является причиной нарушения условий хранения ТМЦ и частого перемещения товара с одного места в другое. Кроме того, по мнению большинства опрошенных, для более качественного использования складских площадей следует усилить контроль над размещением ТМЦ на складе и частично или полностью сократить площадь временного хранения отходов.

По результатам опроса сформирована картотека проблем, которая представлена в табл. 2.5, проблемы систематизированы по функциональному признаку и объектам.

Таблица 2.5 - Картотека проблем ООО «ТрейдМаркет»

Проблема

Функциональный признак

Объект

Несоблюдение графика загрузочных работ

Срыв графика загрузочных работ

Склад, отдел логистики, отделы продаж

Рост количества боя, брака, просроченного товара

Превышение затрат связанных на списание ТМЦ

Склад

Нерациональное использование складских помещений

Захламленность отходами складских помещений

Склад

Для получения логической и содержательной взаимосвязи методом логико-смыслового моделирования проведена структуризация проблем (табл. 2.6 (Приложение 4)).


На основе структурированных проблем построено дерево проблем, в котором каждая проблема занимает определенное место с точки зрения иерархической зависимости и значимости для организации (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 - Дерево проблем ООО «ТрейдМаркет»

Таким образом, проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что в ООО «ТрейдМаркет», функционирующем на рынке оптово-розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, соблюдаются минимальные условия финансовой устойчивости, вероятность банкротства отсутствует. Из проведенного анализа внешней и внутренней среды следует, что сильными сторонами организации являются отношения с поставщиками, эффективная система дистрибуции, конкурентоспособная продукция и известность товарного знака, что обеспечивается эксклюзивным контрактом с пивным гигантом ЗАО «Москва-Эфес». Слабой стороной являются взаимоотношения с головной организацией (длительный процесс согласования путей решения проблем), что приводит к снижению оперативности работы в целом, структура затрат, в которой преобладают расходы на наем транспорта для доставки продукции клиенту и на аренду складских помещений класса «С», а также качество материальной базы. Процесс бизнес-планирования в ООО «ТрейдМаркет» не носит системного характера, что не позволяет реализовать лучшие варианты решения возникающих в организации проблем. Новые бизнес-идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих потребностей.

Глава 3. Разработка управленческого решения в условиях определенности на примере конкретного предприятия ООО «ТрейдМаркет»

3.1. Разработка рекомендаций по моделированию проблемной ситуации в организации