Файл: Процесс построения модели управленческого решения(Процесс моделирования и его основные этапы).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Процесс моделирования и его основные этапы
1.2. Основные помехи в построении моделей. Способы элиминирования негативных влияний
2.1. Характеристика конкретной организации
2.2. Анализ моделей и методов принятия решений организации
2.3. Анализ действующих модели принятия решений
3.1. Разработка рекомендаций по моделированию проблемной ситуации в организации
3.2. Моделирование процесса разработки решения
3.3. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений
Выгоды от использования модели, «как и других методов управления, должны с избытком оправдывать ее стоимость. При установлении издержек на моделирование руководству следует учитывать затраты времени руководителей высшего и низшего уровней на построение модели и сбор информации, расходы и время на обучение, стоимость обработки и хранения информации»[14].
Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасах, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период.
В дополнение к «допущениям по поводу компонентов модели, руководитель формулирует предпосылки относительно взаимосвязей внутри нее. К примеру, модель, предназначенная помочь в решении о том, сколько галлонов краски разных типов следует производить, должна, вероятно, включать допущение относительно зависимости между продажной ценой и прибылью, а также стоимостью материалов и рабочей силы. Точность модели зависит также от точности этих взаимосвязей»[15].
Иногда при построении модели «могут быть проигнорированы существенные аспекты, поскольку они не поддаются измерению. Например, модель определения эффективности новой технологии будет некорректной, если в нее встроена только информация о снижении издержек в соответствии с увеличением специализации. Трудно предсказуемое и измеряемое воздействие психологических установок работников также отражается на производительности. Если работникам не нравится новый процесс, то рост издержек по причине прогулов, высокая текучесть кадров и заторы на производственных линиях могут помешать приросту производительности»[16].
При установлении издержек на моделирование руководству следует учитывать затраты времени руководителей высшего и низшего уровней на построение модели и сбор информации, расходы и время на обучение, стоимость обработки и хранения информации.
Применяемые на практике управленческие решения должны иметь форму, поддающуюся анализу по какому-либо научному методу. Для этого необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. При всех вариантах очень важно как можно полнее проанализировать обстоятельства, в которых происходит принятие управленческих решений[17].
Процесс принятия «управленческих решений достаточно сложный как по содержанию отдельных его этапов, так и по содержанию прямых и косвенных взаимосвязей данных этапов. Выявление, описание и представление этих взаимосвязей в наглядном виде является основной задачей составления моделей процесса принятия управленческих решений. Модель упрощает моделируемый процесс и никогда не может охватить все элементы и связи реальной действительности»[18].
Моделирование процесса принятия управленческих решений позволяет сделать значительный шаг в сторону количественных оценок и количественного анализа результатов принимаемых решений. Создание и использование моделей процесса принятия решений позволяет даже качественно оцениваемые управленческие ситуации оценивать количественно с помощью специально вводимых вербально-числовых шкал.
Таким образом, использование моделирования процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии. Именно профессиональное использование моделей процесса принятия решения позволяет руководителю организации контролировать свою интуицию и обеспечивать большую степень непротиворечивости, согласованности и надежности принимаемых управленческих решений. Но с другой стороны, использование моделей позволяет более полно реализовать интуицию, опыт и знания лица, принимающего решение. Необходимо понимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для того упрощенного варианта ситуации принятия решения, которое используется в модели.
Глава 2. Практическое применение моделирования в процессе разработки управленческих решений на предприятии ООО «ТрейдМаркет»
2.1. Характеристика конкретной организации
Складской комплекс ООО «ТрейдМаркет» основан в 2002 г. (уставный капитал 10 тыс. руб.) и является филиалом холдинга ООО «Пивной двор», в который входят еще 7 филиалов. ООО «ТрейдМаркет» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Директор, избранный сроком на 5 лет, без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки, выдаёт доверенности, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, осуществляет иные полномочия, не отнесённые законом к компетенции собрания.
Основные виды деятельности ООО «ТрейдМаркет» в соответствие с Уставом:
оптово-розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, прочая оптово-розничная торговля пищевыми продуктами;
деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров, пищевыми продуктами, включая напитки, табачные изделия и пиво;
организация перевозок грузов;
аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
иная деятельность, не запрещенная законодательством РФ.
На рынке организация функционирует 13 лет, границы распространения бизнеса – региональные.
Основной процесс – оптово-розничная торговля пивом, слабоалкогольными напитками, минеральной водой, сопутствующими товарами (чипсами, сухариками, рыбными закусками). До 2011 г. организация торговала исключительно пивом. В 2012 г. заключен договор о поставках с производителями слабоалкогольных напитков, в 2013 г. – с производителем закусок к пиву, в начале 2014 г. – с поставщиком минеральной воды. В январе 2015 г. достигнута договоренность с ООО «Сибирская Пивоварня Хейнекен» о разделении рынков сбыта.
ООО «ТрейдМаркет» является эксклюзивным дистрибьютором на территории области пивного гиганта ЗАО «Москва-Эфес». Группа компаний EFES – один из ведущих производителей пива в России, в состав EFES Россия входят пять пивоварен, расположенных в Москве, Волгограде, Уфе, Казани и Городе.
Продукты ОАО «Томское пиво» занимают значительную долю в объеме продаж, но продукты ЗАО «Москва-Эфес» – это лидеры продаж за счет таких брендов как «Старый мельник», «Белый медведь», «Efes Pilsener», «Gold mine Beer», «Сокол». Продукция ООО «Русскарт», ООО «Н.Р.Г. Колос Корпорэйшн», ЗАО «Собол-Аква» занимает незначительную долю в общем объеме продаж.
В настоящий же период пивной рынок России в целом сформирован. Видение будущего ООО «ТрейдМаркет» заключается в стремлении стать крупнейшей региональной организацией, лучшей для клиентов в удовлетворении их потребностей.
По масштабам деятельности ООО «ТрейдМаркет» относится к субъекту среднего предпринимательства. Численность сотрудников ООО «ТрейдМаркет» по состоянию на 01.01. 2015 г. составляет 187 чел. Из общей численности сотрудников служащие – 142 чел. (руководители высшего и среднего звена – 12 чел., низшего звена – 16 чел., специалисты – 18 чел., другие служащие – 96 чел.), рабочие – 45 чел. (квалифицированные – 19 чел., без специальности – 26 чел.). Организационная структура – линейно-функциональная (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ООО «ТрейдМаркет»
Основной бизнес-процесс организован следующим образом. Отделы продаж через торговых агентов собирают заявки на поставку продукции от торговых точек и формирует заказ на склад. Операторы ПК оформляют заявки и комплектуют товаротранспортные накладные необходимыми сопроводительными сертификатами и удостоверениями качества. Логист распределяет транспорт и экспедиторов в соответствии с маршрутом заявок, нумерует маршруты и передает два экземпляра документов на склад. В соответствии с заявкой грузчики-наборщики в ночную смену набирают товар по номерам маршрутов. По второму экземпляру (он остается на складе и подшивается в отчет) со склада осуществляется погрузка товара на автомашины. Затем товар в сопровождение экспедитора доставляется клиентам. Наличный расчет производится на месте по доверенности, затем экспедитор сдает деньги в кассу. Безналичный расчет производится в течение семи календарных дней с момента подписания товарной накладной, на основании предоставляемого поставщиком счета-фактуры. Склад работает круглосуточно, основная погрузка производится с 06.00 час. до 11.00 час.
Доставка товара на склад производится железнодорожным транспортом, и автотранспортом поставщика. Товар выгружается автопогрузчиками и хранится на складе на стеллажах в три яруса.
К обслуживающим процессам относятся реклама, доставка, установка и сервисное обслуживание холодильного оборудования на торговых точках, а также оборудования для розлива пива из кег. Вспомогательные процессы – охрана (обеспечивает сохранность ТМЦ, в организации действует пропускная система), уборка складских помещений и территории, прилегающей к складу (осуществляется работниками склада).
2.2. Анализ моделей и методов принятия решений организации
С целью выяснить мнение работников (отдел управления персоналом и отдел маркетинга общей численностью 30 человек) о существующей в фирме организационной культуре был проведен опрос.
В третьей части анкеты, при анализе вопросов с 21 по 30 удалось получить следующие данные.
При ответе на вопрос 21 «методы активации решений используются в организации» респонденты отдали предпочтение методам подключения новых интеллектуальных источников (74%), в то время как такие метод как методы психологической активизации, по мнению респондентов, используется в 13% случаев. Настораживает тот факт, что 13% опрошенных считают, что методы активации решений не используются.
Интересные данные получены при изучении метода психологической активизации творческого мышления. Среди опрошенных 80% полагают, что такие методы в организации активно используются, против 20% респондентов, которые не видели данные методы в работе организации.
Данный разброс объясняется тем, что большая часть респондентов являются руководителями, которые достаточно часто в своей работе сталкиваются с данными методами.
При изучении ответов на вопрос 23 "Для чего в вашей организации используются методы психологической активизации творческого мышления" (Рис. 2.5) получены следующие результаты.
56 % опрошенных считают, что использование данного метода направлено на устранение препятствий всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. По мнению 37 % респондентов эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. И только 7% считают, что они направлены на устранение, так называемой инерции мышления.
Также заслуживает внимания и тот факт, что 57% респондентов считают, что в организации не используется метод мозгового штурма, и только 23% опрошенных сталкивались с ним в организации. В основном это высшие руководители или работники отдела маркетинга.
Для того чтобы повысить качество принятии новых, нестандартных решений в организации более полно должен использоваться метод мозгового штурма.
При ответе на вопрос 25, "Какие психологические методы активации используются в вашей организации наиболее часто", 40% респондентов полегают что основным психологическим методом активации является метод конференции идей. Но данные ответы вызваны скорее не полным пониманием данного метода (под которым они представляют обычное обсуждение идей с начальников)
Методы мозговой атаки выделили 37% респондентов и 23 % остановились на методе вопросов и ответов.
Заслуживает внимания и ответ на вопрос 27 "Какие психологические методы подключения новых интеллектуальных источников используются в вашей организации наиболее часто?".
По мнению респондентов наиболее эффективным методом является метод работы с консультантами (67%). Эти ответы определяются не сколько эффективностью данного метода, сколько его понятностью и привычностью для опрошенных. Только 13% респондентов отметили теоретико-игровой метод, как достаточно часто используемый в организации.
При ответе на вопрос 28, респонденты ответили следующим образом:
- справочные данные (например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции) - 39%;
- имитационная модель компании- 20%;
- методики экономического расчета и прогнозирования- 7%;
- информация о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и реальных полученных при этом результатах- 17%;
- набор законодательных актов- 17%.