Файл: педагогика-семинары.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для студентов

Изучение студентами каждой темы первого раздела дисциплины «педагогика» организуется в следующих формах:

- лекции;

- практические (семинарские) занятия;

- самостоятельная внеаудиторная работа.

Лекция – традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции. Лекция – методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа – так как вводит студента в науку вообще, придает учебному курсу концептуальность, а организационная – так как все другие формы учебных занятий так или иначе “завязаны” на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически.

Семинар – особая форма занятий, которая служит дополнением к лекциям, и предполагает самостоятельную работу студента. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы. В зависимости от сложности темы определено количество часов для самостоятельной работы.

Семинар является активной формой учебных занятий. Преподаватель, предоставляя студентам возможность свободно высказываться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить рассуждения. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были подготовлены к нему. Они заранее знакомятся с планом семинара и литературой. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов, но, чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, спорить в поисках истины, готовиться к нему должны все.

При подготовке к семинару:

· проанализируйте тему, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

· прочитайте материал, данный преподавателем на лекции;

· изучите рекомендуемую литературу;

· сформулируйте свое мнение;

· запишите возникшие во время самостоятельной работы с литературой вопросы, чтобы затем получить на них ответы.

При подготовке к семинарам студенты, в первую очередь, обращаются к учебной и справочной литературе, а затем – к рекомендуемой литературе для самостоятельной работы, которая приводится после каждой темы.


Самостоятельная работа – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Выделяется два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. 

При изучении первого раздела дисциплины «педагогика» студенты получают два вида обязательных заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того студенты могут выполнить по согласованию с преподавателем одну или несколько дополнительных самостоятельных работ


Виды и тематика дополнительных самостоятельных работ

Коллоквиум – вид промежуточного контроля; в переводе с латинского коллоквиум означает собеседование. В вузе коллоквиум – одна из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. В ходе группового обсуждения студенты учатся высказывать свою точку зрения по определенному вопросу, защищать свое мнение, применяя знания, полученные на занятиях по предмету. А преподаватель в это время имеет возможность оценить уровень усвоения студентами материала. Коллоквиум может проводиться и в письменной форме. Обычно коллоквиум проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия. Коллоквиумы проводятся вне расписания по согласованию со студентами.

Предлагаемая тематика коллоквиумов:

- «Педагогические идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова: общее и различное»

- «Педагогические идеи в произведениях российских фантастов»

- «Основные категории педагогики в зеркале личностного, деятельностного и системного подходов»

Проведение и описание пилотажного исследования по проблеме (по выбору студента).

Пилотажное исследование – пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы (В.И. Слободчиков).

Составление аннотированного списка литературы по проблеме (по выбору студента).

Создание аннотированного списка литературы предполагает составление списка литературы по определенной теме. Список должен составлять не менее 15 источников, включать перечень журнальных статей, названия книг, Интернет - источники. В списке указывается ФИО автора, полное название книги, статьи и полные выходные данные. Студент пишет отзыв на каждый источник (актуальность темы, характер источника, с какой целью может быть использован материал).

Составление кроссворда по материалу раздела.

Составление учебного кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов с терминами и понятиями, используемыми в науке. Кроме терминов в кроссворд могут быть включены персоналии. Отличие от традиционного кроссворда заключается в обязательном указании источника информации, из которого взято то или иное определение. Кроссворд должен быть эстетически оформлен, содержать не менее 20-25 слов и 7-10 источников.


Реферат (тематический реферат) как форма самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – это рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации), доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса), в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т. д. (объем – 10-15 страниц). Более подробную информацию и методические рекомендации по написанию реферата можно получить в работе: Реферат как форма самостоятельной работы студента: Методическое пособие по  выполнению  рефератов для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения. / Составитель Ю.Г. Гладких. – Пермь: АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2010. – 22 с. (режим доступа в Интернет: http://rudocs.exdat.com/docs/index-267940.html или электронный ресурс в кабинете кафедры).

Предлагаемая тематика рефератов:

- Основные идеи герменевтического (психоаналитического, бихевиористского, экзистенциального, гуманистического и др.) подхода в педагогике

- Образовательный процесс в философии прагматизма.

- Проявление законов диалектики в педагогике.

- Личностно-ориентированный и гуманистический подход: общее и различное.

- Самовоспитание в образовательном процессе.

- Современное законодательство РФ в сфере образования: основные тенденции развития.


Обязательные самостоятельные работы по лекционному курсу

Тематику и форму ряда обязательных письменных работ предлагает преподаватель, читающий лекционный курс, в ходе изложения каждой темы. Он же дает пояснения и методические рекомендации по их выполнению. Выполненные и соответствующим образом оформленные задания студенты пересылают преподавателю с помощью электронной почты и таким же образом получают обратную связь. Время на выполнение этих работ не регламентируется, преподаватель может обозначить лишь «dead line» (последний срок) представления материалов.

Основную часть этих заданий составляют эссе.

Эссе (от французского "essai", англ. "essay", "assay" — попытка, проба, очерк) – это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Работу над эссе целесообразно разделить на несколько этапов: