Файл: педагогика-семинары.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Подготовить устное выступление на тему «Профессиографический и компетентностный подходы к личности педагога». (Трудоемкость 1 час).

Различение компетентностного и профессиографического подходов можно построить на сравнении структуры «Профессиограммы общепедагогической» Л.Ф. Спирина и набора компетенций, представленных в ФГОС ВПО по направлению «педагогическое образование». В качестве дополнительного источника может быть использована статья И.А. Зимней.

Литература:

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалилфикация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Минобрнауки России №788 от 22.12.2009 г. – электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения). (имеется электронный ресурс с сайта http://standart.edu.ru)

Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спирин. – М.: Роспедагентство, 1997. – 34 с. (и предыдущие издания, имеется электронный ресурс)

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой – М., 2010. (имеется электронный ресурс)

Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня : реформы, нововведения, опыт: журнал. – 2006. – N8. –  С. 20-26. (имеется электронный ресурс)

Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика : науч.-теорет. журн. – 2004. – N10. –  С. 23-31.

Семинар№2


Система образования Российской Федерации

1​ Общая характеристика системы образования РФ.

2​ Основные идеи и принципы государственной политики в сфере образования. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства.

3​ Структура системы образования РФ. Уровни образования. Образовательные учреждения и организации. Образовательные цензы. Управление системой образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Основываясь на проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выписать определение и основные компоненты системы образования РФ. Выделить идеи и принципы государственной политики в сфере образования, привести примеры их реализации в статьях закона. (Трудоемкость 1,5 часа)

Опираясь на текст проекта закона, необходимо сформулировать несколько основных идей и проиллюстрировать их статьями. Обратить внимание, что большинство идей «скрыто» за формулировками отдельных статей или целых разделов проекта закона. Например, идея федерализма (распределения полномочий в сфере образования между различными уровнями законодательной и исполнительной власти при единстве требований, законодательства) отражается в статьях 1, 3-5, 7-10 и других. В каких статьях и каким образом отражены идеи стандартизации и цензирования образования, непрерывности, равенства возможностей, привлечения общественности к управлению образованием, автономности и диверсификации образовательных учреждений и организаций, государственной поддержки, вхождения в мировое образовательное пространство и т.п.?

2. Составить схему «Система образования РФ» (Трудоемкость 1,5 часа)

На основе анализа главы 2 закона необходимо структурировать информацию в отдельные блоки, графически их обозначить, указать связи между отдельными компонентами и блоками.

Литература:

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Семинар №3

Педагогическая деятельность и ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования

1​ Аксиологический подход к педагогической деятельности. Понятие о педагогических ценностях и их классификация.

2​ Сущность гуманистической философии воспитания. Ее отражение в Конвенции о правах ребенка.


3​ Взаимосвязь общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в педагогической деятельности. Отражение ценностей в государственных образовательных стандартах общего образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать примеры различных видов педагогических ценностей на основе анализа ПООП ОО, ФГОС ВПО, профессиограммы общепедагогической, материалов учебных пособий. (Трудоемкость 2 часа)

Для выполнения данного задания необходимо вначале ознакомиться с материалом учебника (Гл. 7, Сластенин В.А. и др. Педагогика). Имея представление о классификации педагогических ценностях, необходимо подобрать примеры различных типов ценностей и их реализации в деятельности педагога с указанием источников, в качестве которых могут выступить стандарты высшего профессионального и общего образования, профессиограмма общепедагогическая, учебные пособия по введению в педвгогическую деятельность. Кроме того, особое внимание следует обратить на различение общечеловеческих и конкретно-исторических ценностей и их отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности как компонента государственных образовательных стандартах общего образования.

2. Подготовка к дискуссии «Отражение идей Конвенции ООН о правах ребенка в законодательстве и системе образования РФ» (Трудоемкость 3 часа)

Выполнение данного задания связано с анализом документов, что предполагает их наличие у студента. При подготовке к дискуссии желательно познакомиться с материалами справочника «Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации». Кроме федеральных законодательных актов необходимо обратиться к местному законодательству. Также студент должен подготовить примеры фактов нарушения прав ребенка в России, в чем может помочь сеть Интернет. При этом важно иметь предложения по решению данной проблемы.

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалилфикация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Минобрнауки России №788 от 22.12.2009 г. – электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы


Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения). (имеется электронный ресурс с сайта http://standart.edu.ru)

Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: допущено УМО – СПб.: Питер, 2008. – 304с. (и предыдущие издания)

Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. А. С. Роботовой. – М.: Академия, 2007. – 224 с. (и предыдущие издания)

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Учебное издание / Серия «Стандарты второго поколения» – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (электронный ресурс с сайта www.минобрнауки.рф/документы )

Краевский В. В. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с. (и предыдущие издания)

Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник / Авт.-сост.: В.В.Бараташвили и др. – М.: НИИ семьи, 1998. – 216 с.

Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО – М.: Академия, 2008. – 160 с.

Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]: допущено УМО – М.: Академия, 2007. –224 с.

Педагогика: учеб. пособие  / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502, [1] с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн.: учеб. для студ. пед. вузов. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения – М.: ВЛАДОС, 2005. - 574 с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика: учебник : рекомендовано УМО-М.:Юрайт; Высшее образование,2010. - 574, [1] с. (и предыдущие издания)

Реан А.А. Психология и педагогика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО / [под общ. ред. А. А. Реана] – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1:А-М / Гл.ред. В.В.Давыдов – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – 608 с.

Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спирин. – М.: Роспедагентство, 1997. – 34 с. (и предыдущие издания, имеется электронный ресурс)


Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. (ЭБС IQlib)

Семинар №4