ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для студентов
Виды и тематика дополнительных самостоятельных работ
Обязательные самостоятельные работы по лекционному курсу
Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий
Педагогическая профессия и личность педагога
Система образования Российской Федерации
Педагогическая деятельность и ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Методология педагогической науки
Методология педагогических исследований
1. Выбор темы и определение проблемы. Обратите внимание на точную формулировку темы эссе. Тема – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, автор оказывается в том творческом пространстве, которое темой очерчено. Обдумывая ту или иную тему, постарайтесь увидеть и сформулировать одну или несколько проблем. Обнаружение проблемы и её решение составляет основное содержание эссе.
2. Подбор материала. Как только тема становится ясной и сформулирована проблема эссе, необходимо потратить время на сбор материала (книги, статьи, Интернет-ресурсы) и его анализ. Полезно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, афоризмы, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.
3. Работа над черновиком. Работу необходимо начинать с черновика. Некоторые порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков – одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют боязнь самостоятельного высказывания. Как быть? Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль и пр.
4. Написание эссе. Настает время написать окончательный вариант текста. Здесь обратим внимание на несколько моментов.
Психологические типы. Людей, пишущих эссе, можно условно разделить на две группы. Представители первой группы могут писать регулярно и понемногу, и выдавать раз за разом качественный текст, причем выдерживая его в одном стиле изложения. Представители второй группы долго носят все в себе, текст как бы созревает. Они довольно часто заводят с окружающими разговоры на разные темы, для окружающих не вполне ясные (на самом деле это обсуждается эссе). А потом садятся, и все эссе выливается на бумагу (на экран) за день. И это нормально.
Логика. В эссе, как и во всяком произведении, должна прослеживаться внутренняя логика. Она определяется, с одной стороны, авторским подходом к обсуждаемому вопросу, с другой – самим этим вопросом. Кроме того, следует избегать необоснованных переходов от одной идеи к другой, мысль должна развиваться последовательно.
Структура текста. Вступление образуется в результате критического осмысления некоего тезиса-гипотезы. Это может быть понравившийся афоризм или группа афоризмов, чье-то или ваше собственное суждение, оценка какого-либо факта. Во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы. Не лишним будет указание на актуальность (значимость для современного общества) проблемы эссе. Основное содержание эссе представляет собой анализ первоначального тезиса-гипотезы, который невозможен без поиска возражений, формулирования противоположных точек зрения, нахождения парадоксальных решений, поиска примеров из публицистики, художественной литературы, из опыта собственной жизни. Здесь мало согласиться или не согласиться с чьим-нибудь мнением. Постарайтесь увидеть недостаточность этого мнения, продолжите, дополните его. В согласии или возражении принципиально важно поискать и найти второй аргумент. Потом еще, и еще. Нужна последовательность аргументов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Эссе завершается кратким заключением. Заключение должно содержать ответ на вопрос: "Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?". Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление – тезис – аргументы – тезис – аргументы – тезис – аргументы – заключение
Оптимальный объем эссе - 4-6 машинописных страниц.
Стиль изложения. Стремитесь к изящному изложению своих мыслей. Не чурайтесь афористичности. При этом старайтесь выражаться ясно и точно, фразы и формулировки эссе должны быть отшлифованы и отточены.
Стоит ли напоминать, что эссе, как и всякая работа, предполагает хорошее оформление - имеется в виду простота, внятность и аккуратность. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
5. Проверка. Важно не затягивать написание эссе до последнего дня. Эссе должно, так сказать, слегка остыть, Вы по горячим следам просто не увидите своих собственных огрехов. Это нормально, так всегда бывает. Закончив эссе, сохраните файл до завтра или хотя бы отложите итоговое чтение своей работы на 2-3 часа. Напечатали эссе на бумаге. Читаем с карандашом в руке. Что это у нас? Правильно, номеров страниц нет. А это? Тавтология… Все еще можно поправить.
Помните, что в эссе оценивается не столько ваше отношение к исследуемой проблеме, сколько умение его аргументировать. А главное – самостоятельность и оригинальность мышления.
В ходе изучения первого раздела дисциплины «педагогика» студентам предлагается написать эссе на следующие темы:
«Варианты моей будущей профессиональной карьеры» (Тема 1, трудоемкость 0,5 часа),
«Мои личностные качества, соответствующие требованиям педагогической профессии» (Тема 1, трудоемкость 0,5 часа),
«Во всяком произведении, великом и малом, вплоть до самого малого все сводится к концепции…И.В. Гете» (Тема 5, трудоемкость 1 час)
Кроме того, две письменных работы приближены по стилю к эссе:
- Основные идеи, достоинства и недостатки Болонской системы высшего образования (на основе анализа источников сети Интернет) (Тема 1, трудоемкость 1 час);
- Подбор иллюстраций проявления бытийной педагогики в фольклоре и обычаях разных народов (Тема 3, трудоемкость 2 часа).
Также в качестве оцениваемых самостоятельных письменных работ предлагается составление сравнительной таблицы «Преподавание и воспитательная работа как виды педагогической деятельности» (основания для сравнения предлагают сами студенты на основе изучения соответствующих материалов учебника; Тема 3, трудоемкость 1 час) и разработка научной темы «Стимулирование самостоятельной работы студентов-первокурсников при изучении педагогики» (обоснование актуальности, формулировка проблемы, объекта, предмета, цели и задач научно-педагогического исследования; Тема 6, трудоемкость 2 часа).
Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий
Другую часть заданий студенты должны выполнять к каждому практическому занятию в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Дополнительные материалы для самостоятельной работы при подготовке к семинарам, упоминающиеся в настоящих рекомендациях, можно получить в кабинете кафедры педагогического образования.
Семинар №1
Педагогическая профессия и личность педагога
1 «Профессиограмма общепедагогическая» Л.Ф. Спирина как пример реализации профессиографического подхода к описанию требований к личности педагога.
2 Профессиональный стандарт педагогической деятельности и требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования: общее и особенное.
3 Профессиографический и компетентностный подходы к личности педагога.
Задания для самостоятельной работы:
1. Представить анализ «Профессиограммы общепедагогической» Л.Ф. Спирина с точки зрения полноты и достаточности представленных компонентов. (Трудоемкость 1 час).
При подготовке необходимо обратиться к материалам лекции, справочной литературе для уточнения таких понятий как «профессиограмма», «профессиография», «психограмма». Опираясь на структуру профессиограммы и психограммы (см. дополнительные материалы), проанализировать «Профессиограмму общепедагогическую» Л.Ф. Спирина. Какова логика изложения? Какие компоненты упущены автором? Предложить собственные дополнения, если таковые необходимы.
2. Подготовить устное выступление на тему «Профессиональный стандарт педагогической деятельности и требования ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования: общее и особенное». (Трудоемкость 1 час).
При подготовке необходимо обратиться к материалам лекции, справочной литературе для уточнения таких понятий как «компетенция» и «компетентность». Сравнение профессионального стандарта педагогической деятельности (см. источник: Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой – М., 2010) и требований ФГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования предполагает выделение общих компетенций, знаний, умений, качеств, которые встречаются в обоих документах. С другой стороны, необходимо подумать над вопросом: почему некоторые из компетенций стандарта педагогической деятельности не нашли своего отражения в ФГОС ВПО и наоборот?