ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для студентов
Виды и тематика дополнительных самостоятельных работ
Обязательные самостоятельные работы по лекционному курсу
Обязательные самостоятельные работы в рамках практических занятий
Педагогическая профессия и личность педагога
Система образования Российской Федерации
Педагогическая деятельность и ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Методология педагогической науки
Методология педагогических исследований
Методология педагогических исследований
1 Логика, структура научного исследования в педагогике.
2 Система методов и методика педагогического исследования.
3 Методы педагогического исследования, их возможности и ограничения.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить сообщения по проблеме «Организация научно-педагогического исследования» (Трудоемкость 2 часа)
Данное задание выполняется по микрогруппам (3-5 человек) в проектной технологии.
Метод проектов — организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получают при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
К семинару готовятся ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результатом является обработка и обобщение информации, ее представление в виде доклада.
Учебная группа должна разделиться на 4 подгруппы в соответствии с темами проектов:
- Организация научно-педагогического исследования
- Методы теоретического исследования в педагогике,
- Методы изучения педагогического опыта и продуктов деятельности субъектов,
- Педагогический эксперимент и математические методы обработки результатов исследования
Важным моментом является распределение задач между участниками каждой подгруппы, обсуждение возможных методов поиска информации, творческих решений. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам, проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах. При разработке проблемы необходимо отразить возможности и ограничения соответствующих методов.
Обязательным этапом выполнения проектов является их защита на практическом занятии, где также будет организовано коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки.
Параметры оценки проекта:
активность каждого участника проекта;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Литература:
Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).
Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: допущено УМО – СПб.: Питер, 2008. – 304с. (и предыдущие издания)
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : рекомендовано УМО – М.: Академия, 2006. – 176 с.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] – М.: Академия, 2012. –206, [2] с. (и предыдущие издания)
Краевский В. В. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с. (и предыдущие издания)
Реан А.А. Психология и педагогика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО / [под общ. ред. А. А. Реана] – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. (ЭБС IQlib)
Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» – Москва: Флинта, 2011. – 204 с. (ЭБС IQlib)
Контроль и оценивание результатов самостоятельной работы
Для контроля и учета результатов самостоятельной и аудиторной работы студента по разделу используется бально-рейтинговая система и технология «портфолио».
Рейтинг (с английского rating – отметка) – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр).
При освоении первого раздела дисциплины «Педагогика» оцениваются и учитываются при определении рейтинга 4 вида работ: выполнение письменных заданий для самостоятельной работы (максимум – 72 балла), работа на практических занятиях (максимум 72 балла), дополнительные виды внеаудиторной самостоятельной учебной работы (максимум 72 балла), внеаудиторная деятельность, направленная на формирование профессиональных компетенций (максимум 72 балла),.
В конце учебного периода все баллы, набранные студентом, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество студентов упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг.
Правила работы:
Качество и количество работы оценивается в условных баллах. Каждому выполненному виду работы соответствует определенное количество баллов.
Вводится система дополнительных «премий» (5 баллов) за высокое качество работы и «штрафов» (5 баллов) за нарушение сроков выполнения заданий, списывание, неявку на занятие.
Каждый студент получает право самостоятельно распоряжаться своим временем (предоставлять выполненные задания в удобные для себя сроки или вообще не готовить их).
Последний срок сдачи выполненных рейтинговых заданий определяется преподавателем на первом занятии по дисциплине.
Зачет и оценка (в том числе и форма сдачи) зависят от суммы баллов, полученных студентами в процессе изучения дисциплины. Студенты, набравшие 200 и более баллов (или имеющие ранг 85 и более %), освобождаются от сдачи зачета в устной форме.
В наиболее общем понимании, учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, родителей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Многими авторами конечная цель компоновки учебного портфолио сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио по дисциплине педагогика может состоять из двух основных разделов:
«Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные педагогами вуза, возможно, одногруппниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Портфолио со всеми выполненными работами в обязательном порядке представляется к зачету, студенту может быть предложено сдать зачет в форме защиты портфолио.
Примерные вопросы к зачету
1 Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии.
2 Педагогические специальности и перспективы развития педагогической профессии.
3 Понятие педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Гуманистический характер педагогической деятельности.
4 Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура.
5 Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма общепедагогическая.
6 Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание. Профессионально-педагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования
7 Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции и проблемы педагогики.
8 Категориальный аппарат педагогики.
9 Связь педагогики с другими науками.
10 Структура педагогики науки.
11 Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса, его закономерности, функции и противоречия.
12 Субъекты педагогического процесса. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.
13 Система образования Российской Федерации.
14 Образовательное учреждение как система. Системообразующие факторы, условия функционирования, структурные и функциональные компоненты педагогической системы.
15 Методология педагогической науки и ее уровни. Подходы различных уровней методологии.
16 Методологические принципы педагогических исследований.
17 Фундаментальные и прикладные исследования. Программа исследования.
18 Система методов и методика педагогического исследования.