Файл: педагогика-семинары.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

1​ Структура педагогической науки.

2​ Связь педагогики с другими отраслями человеческого знания.

3​ Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, социализация, развитие. Взаимосвязь основных категорий педагогики.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составление схемы «Структура педагогической науки» (Трудоемкость 1 час)

Выполняется по материалам учебников. Составление схемы не должно ограничиваться лишь перечислением отраслей педагогики. Необходимо использовать варианты разветвленных, кластерных схем, в которых будут отражены связи между отраслями, общие основы их выделения в качестве самостоятельных и т.п.

2. Составление схемы «Связь педагогики с другими отраслями человеческого знания». Отбор примеров основных форм связи педагогики с другими науками. (Трудоемкость 2 часа)

Также выполняется на основе анализа материалов учебников. На схеме желательно отразить формы связи педагогики и других наук. Кроме традиционно выделяемых форм связи педагогики с другими отраслями человеческого знания (использование ведущих теоретических положений и обобщающих выводов других наук, творческое заимствование методов исследований других наук, использование конкретных результатов исследований, участие в комплексных исследованиях человека) можно представить генетические связи, связи нормативного регулирования и т.п.

3. Подготовка сообщений «Сущность и стадии социализации», «Характеристика одного из факторов социализации» (по микрогруппам) (Трудоемкость 2 часа)

Для выполнения данного задания необходимо объединиться в микрогруппы (по2-3 человека) и, познакомившись с материалами учебных пособий А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, представить выступление на 3-5 минут на одну из следующих тем

- Сущность и стадии социализации

- Макрофакторы социализации

- Регион и тип поселения как мезофакторы социализации

- СМИ как мезофактор социализации

- Субкультура как мезофактор социализации

- Семья как микрофактор социализации

- Группы сверстников как микрофактор социализации

- Воспитательные организации как микрофактор социализации


- Религиозные, общественные, государственные и частные организации как микрофактор социализации

Важно равномерно распределить поручения, дать возможность выступить каждому участнику группы.

4. Составление глоссария «Основные категории педагогики» (Трудоемкость 2 часа)

Глоссарием называется терминологический словарь. Структура глоссария следующая: термин — определение его сущности — ассоциация, которую вызывает в сознании данный термин. Давая определение, обратите внимание на четкость формулировки термина. Обязательно должна быть сноска на автора и источник определения.

Желательно, прописывая ассоциации, отнести толкование категории педагогики к одному из подходов, что даст возможность видеть сразу весь категориальный строй науки, видеть их взаимосвязь. Это поможет отстаивать свою точку зрения в ходе ролевой игры «Методологический семинар» или «Научный симпозиум», которая будет проводиться на практическом занятии.

5. Составление схемы «Взаимосвязь основных категорий педагогики» (Трудоемкость 1 час)

Если схема объединяет не все категории, то необходимо отразить связь отдельных категорий между собой (попарно или группами).

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – электронный ресурс со страницы сайта www.минобрнауки.рф/документы

Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: допущено УМО – СПб.: Питер, 2008. – 304с. (и предыдущие издания)

Краевский В. В. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с. (и предыдущие издания)

Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: [учеб.-метод. пособие]: рекомендовано РАО / [гл. ред. Д. И. Фельдштейн]; Российская академия образования, Московский психолого-социальный ин-т – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 568 с. (и предыдущие издания)

Мудрик А.В. Социальная педагогика: [учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений] / [под ред. В. А. Сластенина] – М.: Академия, 2005. – 200 с. (и предыдущие издания)

Педагогика: учеб. пособие  / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502, [1] с. (и предыдущие издания)


Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн.: учеб. для студ. пед. вузов. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения – М.: ВЛАДОС, 2005. - 574 с. (и предыдущие издания)

Подласый И.П. Педагогика: учебник : рекомендовано УМО-М.:Юрайт; Высшее образование,2010. - 574, [1] с. (и предыдущие издания)

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

Реан А.А. Психология и педагогика: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : допущено УМО / [под общ. ред. А. А. Реана] – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1:А-М / Гл.ред. В.В.Давыдов – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – 608 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2:М-Я / Гл.ред. В.В.Давыдов –М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. – 672 с.

Столяренко А.М. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. (ЭБС IQlib)

Семинар №5


Методология педагогической науки

1​ Системный подход в педагогике: педагогический процесс как система. Структура и целостность педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

2​ Образовательное учреждение как система. Системообразующие факторы, условия функционирования, структурные и функциональные компоненты педагогической системы.

3​ Взаимосвязь и взаимодополнение принципов и подходов на конкретно-методологическом уровне: целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, гермененвтический принципы (подходы)

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект «Целостный педагогический процесс» (Трудоемкость 2 часа)

Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации.

Для подготовки к обсуждению вопросов семинара необходимо подготовить конспект Гл. 9 (за исключением п.3) учебника (Сластенин В.А. Педагогика…). Однако может быть представлен и конспект соответствующего раздела любого другого учебника.

2. Подбор иллюстраций проявления законов диалектики, взаимосвязи обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. (Трудоемкость 1 час)

Для подбора иллюстраций необходимо обратиться к материалам лекции, учебника, предыдущего семинара. Иллюстрациями в данном случае могут быть примеры из жизни, прошлого школьного опыта, художественной литературы, научных статей и монографий, знания, полученные при изучении социально-гманитарных дисциплин и психологии.

3. Характеристика цели и результата как системообразующих факторов педагогической системы. Подбор иллюстраций влияния временных и социально-педагогических условий на функционирование образовательного учреждения как системы (Трудоемкость 1 час)


Необходимо ознакомиться с п. 3 Гл. 24 учебника (Сластенин В.А. Педагогика…). На основе анализа текста учебника, собственного опыта участия в жизнедеятельности педагогических систем (школа, университет, учреждения дополнительного образования, загородные детские центры и т.п.) необходимо обосновать влияние факторов и условий на их функционирование.

4. Составление плана-конспекта выступления «Структурные и функциональные компоненты педагогической системы» (Трудоемкость 1 час)

План-конспект выступления отличается от конспекта текста возможностью самостоятельного структурирования материала, изменения последовательности его изложения. Он предполагает выделение смысловых частей, фиксирование главных мыслей, опираясь на которые можно построить выступление. План-конспект не может быть заменен текстом выступления с выделением подзаголовков-названий. В то же время, план-конспект может включать принципиальные примеры, запланированные способы привлечения внимания и активизации слушателей.

5. Конспект «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» (Трудоемкость 1 час)

Для подготовки к обсуждению вопросов семинара необходимо подготовить конспект п. 3 гл. 6 учебника (Сластенин В.А. Педагогика…). Конспект станет опорой для самостоятельной работы на занятии.

Литература:

Сластенин В. А. Педагогика: учебник: допущено МО РФ / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с. (и предыдущие издания).

Семинар№6