ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.08.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
К.С. ПИГРОВ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей)
ОГЛАВЛЕНИЕ
•Предисловие.
•Глава 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
1.Философия и "осевое время": трагический диалог.
2.Философская наука и новоевропейская наука.
3.Социальная философия и социология.
4.Социальная философия в России и на Западе.
5.Социальная философия и философия истории.
6.Проблема зла в социуме: социодицея.
•Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
1.Реальность, бытие, действительность.
2.Рациональное и эмоциональное понимание реальности.
3.Множественность как атрибут социального бытия.
4.Социальные отношения.
5."Быт" и "правительственное начало".
•Глава 3. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
1.Натуралистическая модель.
2.Реалистическая модель.
3.Деятельностная модель.
4.Феноменологическая модель.
•Глава 4. ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
1.Интерсубъективность.
2.Маргиналы и маргинальные группы.
3.Интенциональность.
4.Инструментальность.
•Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ.
1.Возраст.
2.Пол.
3.Социально-экономические классы, профессии.
4.Этнос.
•ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представим себе двух молодых людей. Один пять лет ходит в Университет, слушает лекции, сдает экзамены. Другой те же пять лет посещает, скажем, Российскую Национальную библиотеку, читает все, что кажется ему интересным. Через пять лет один станет профессионалом, другой - автодидактом, самоучкой, временами, может быть, и блестящим, но с неожиданными провалами, а в целом - как правило, без необходимой глубины и основательности.
Г.Флобер однажды заметил:Каким знатоком можно стать, если хорошо изучить каких-нибудь полдюжины книг. Литература необъятна, но существует десяток произведений - классических книг и статей, глубокое усвоение которых сделает человека подлинно образованным в своей области. Именно в этом и состоит смысл систематического образования. Оно предполагает кратчайший, наиболее экономный путь овладения предметом. Система образования позволяет оставить несбыточную надежду прочитать все. Она требует изучить только классические работы, задающие язык, на котором разговаривают профессионалы. Речь, естественно, идет не о поверхностном просматривании, а о неторопливом, многократном, тщательном чтении, о медленном чтении философа, подобном медленному чтению филолога (Ф.Ницше).
Каковы же эти классические работы для того курса, который здесь предлагается? Вот этот перечень:
С.Л. Франк. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли.
Л.,1991.
Работа является наиболее подходящей для первоначального знакомства с социальной философией в русской идеалистической традиции. Ясность изложения здесь соединяется с глубиной.
К.Маркс. Предисловие к Критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13.
Это небольшое произведение содержит в себе кредо материалистического понимания истории.
К.Маркс. Формы, предшествовавшие капиталистическому производству // Там же, Т. 46. Ч.1.
Данный текст представляет собой часть первоначального варианта Капитала и демонстрирует в развернутом виде на большом фактическом материале марксистские представления о философии истории.
М.Вебер. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
Здесь в сжатой форме изложен базовый категориальный аппарат социальной философии М.Вебера.
М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // Там же.
Наиболее известное произведение М.Вебера, где представлено фундаментальное видение им философии Новоевропейской цивилизации.
А.Шютц. Формирование понятия и теории в общественных науках //
Американская социологическая мысль. Тексты. М.,1994.
Классик так называемой феноменологической социологии может показаться трудным в первоначальном чтении, поэтому знакомство с А.Шютцем следует дополнить чтением некоторой вспомогательной литературы (см. ниже).
Г.Зиммель. Как возможно общество? // Избранное. Т.2. М., 1996. Дж.Коллингвуд. Идея истории. Автобиография. М.,1977.
Это одна из классических работ по философии истории 20 века.
А.Тойнби. Постижение истории. М.,1991.
Сборник представляет собой выжимку из громадного наследия знаменитого историка, философское обобщение его исследований, сделанное им самим.
О.Шпенглер. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. Т.1.
М.,1991.
Без этой работы невозможно понять современные размышления о судьбе новоевропейской цивилизации.
Н.Бердяев. Судьба России. М., 1990.
Один из лучших образцов русской философии истории.
М.Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1978.
Книга одного из наиболее значительных мыслителей Франции последней четверти ХХ в., необходимая для понимания современного взгляда на социальную философию и на философию истории.
К.Ясперс. Смысл и назначение истории. М.,1994.
Видение философии истории одним из основателей экзистенциализма.
М.Шелер. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.,1988.
Философско-антропологический взгляд на историю человечества.
Ниже мы будем специально обсуждать отношения социальной философии и социологии. Забегая несколько вперед, скажем, что классики социологии, как правило, были и социальными философами. Мы уже специально выделили А.Шютца, перечисляя классиков социальной философии. Изучающий социальную философию должен быть знаком и с основополагающими социологическими текстами, даже если там не просматривается прямо социально-философский смысл. Можно порекомендовать уже упоминавшуюся антологию:
Американская социологическая мысль: тексты. М.,1994.
Гидденс Э. Десять тезисов о будущем социологии // Thesis. 1993. Т.1. Вып.1.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Thesis. 1993. Т.1. Вып.2.
Конечно, классические тексты требуют и дополнительной литературы - учебников, учебных пособий, хрестоматий, словарей и энциклопедий. Это касается любой области знаний. Бывают случаи, когда и учебник, словарь или энциклопедия сами становятся классическими книгами, но сегодня, пока российская социальная философия как научная и учебная дисциплина переживает период своего конституирования, такого рода совпадений еще нет. Мы не имеем классических учебников. Все, что перечислено ниже, это в сущности лишь материалы к будущему действительно систематическому учебному курсу.
Впрочем, существует официальный учебник, рекомендованный Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию для студентов высших учебных заведений:
Барулин В.С. Социальная философия. М.,1993. Ч.1, 2.
Это вполне истматовская книга.
Хрестоматии и учебные пособия:
Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1,2. Составители: Г.С.Арефьева, М.И.Ананьева, А.С.Гарбузова. М.,1994;
Очерки социальной философии (Отв. ред. В.Н. Шевченко). М., 1994. Новые направления социологической теории. М.,1978.
Эта книга является учебным пособием, раскрывающим смысл феноменологического направления в социальной философии.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.,1996.
Автор подчеркивает гуманитарное направление своего популярного изложения социальной философии.
Момджян К.Х. Социум, общество, история. Учебное пособие для студентов и аспирантов, специализирующихся по философии, социологии,
истории. Кн.1.М.,1994.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебное пособие. М.,1994.
Опубликованы фрагменты, характеризующие социальное философствование в лекционной форме у М.К.Мамардашвили:
Мамардашвили М.К. Из лекций по социальной философии. // Социологический журнал, 1994, N3.
Освоение научной дисциплины предполагает некоторую существенную аналогию с изучением иностранного языка. Обратим внимание на три момента в социальной философии: термины, логические структуры, связь с реальностью. Прежде всего необходимо освоить значение ряда специальных терминов, используемых в этой науке. Это - семантика дисциплины. Ключевые слова мы,
как правило, будем выделять в нашем тексте курсивом. Далее, необходимо научиться составлять из этих терминов
непротиворечивые конструкции. Это - синтаксис дисциплины.
Наконец, необходимо уметь сопоставлять эти конструкты (суждения, предложения, модели с реальностью. Это - прагматика этой дисциплины.
Глава 1.
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Водной из своих статей М.Хайдеггер спрашивает: "Что такое метафизика?"
Иотвечает: Для того, чтобы решить этот вопрос, нужно взять какую-нибудь метафизическую проблему и показать в чем она состоит и как она решается. Вот и я здесь хотел бы вначале избежать прямого лобового "определения" социальной философии, обратив внимание на то, что сама постановка вопроса о том, что такое социальная философия, уже своей по сути вопрос социальнофилософский. Более того, для объяснения предмета философии вообще, как и предмета внимания любой области духа, необходимо обратиться прежде всего к приемам, характерным для социальной философии. В самом деле, философия есть форма коммуникации индивидов. Всякий дух вообще, и философия в частности, оказываются в этом смысле обнаружением социальности. Когда в истмате советских времен утверждалось, что философия есть форма общественного сознания, в этом был момент истины. Философия, если она мыслится как явление духа, не может быть сведена к непосредственному взаимодействию Абсолюта и отдельного индивида, даже если этот индивид - философ. Философия возникает во взаимодействии Абсолюта и социума (если мыслить в рамках трансцендентной модели) или она возникает внутри самого
социума (если мыслить в рамках имманентной модели). Но во всех случаях, какую бы мы модель ни выбрали, философия предстает как коммуникативный феномен, немыслимый вне отношений индивидов в социуме.
Сразу заметим для дальнейшего, что Бог "выносится за скобки" того видения социальной философии, которое здесь предлагается. Но идея Бога обладает определенной эвристической силой, которую необходимо иметь в виду, чтобы помыслить целый ряд тех трудных мыслей, которые есть в этой дисциплине.
Философия и "осевое время": трагический диалог.
Духовная жизнь как отдельная специфическая форма человеческого бытия возникает вместе с цивилизацией и конституируется в "осевое время", когда "...
человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения" [1]. Философия же всегда так или иначе несет в себе рефлексию трагического в человеческой жизни.
Другой мыслитель, в другой традиции - русской - выразил эту же идею, которая по своей сути подобна тезису К.Ясперса: " Я ... вижу диалектику исторического процесса в непрестанном трагическом диалоге между Человеком и Тем, Кто, создав его свободным и бессмертным и даровав ему власть быть Его сыном, даровал ему даже свое таинственное имя АЗ ЕСМЬ, дабы земной носитель этого Имени, блудный сын, мог в годину возврата, после стольких заблуждений и измен, сказать Отцу: воистину ТЫ ЕСИ, и только потому есмь аз. Мой отрыв от Тебя опровергает само бытие мое" (Вяч.Иванов).
Этот трагический диалог между индивидом и Абсолютом формируется примерно около 500 лет до н.э. (точнее в период 800 - 200 годов до н.э.), когда живут Конфуций и Лао-цзы, Будда и Заратустра, библейские пророки Илия, Исайя, Иеремия, греческие мудрецы, Гомер, Гераклит, Платон, Парменид. Вот здесь и ставятся все основные философские вопросы, на которые у нас до сих пор нет однозначного ответа. Философия - это не просто коммуникация, но коммуникация на базе первой формы фиксированного слова, а именно - на базе письменного слова, на базе письма. В "осевое время" избранные мудрецы, способные к философскому удивлению, эзотерическим образом закрепляют свою мудрость в рукописных текстах. На основе этих текстов и происходит воспроизводство мудрости в отдельных представителях следующих поколений. Толпе же не свойственно любить мудрость. Масса не желает понимать философию, она относится к ней скептически, хотя и с настороженным уважением, даже опаской. Поэтому философия - это всегда непростая коммуникация между верхами и низами в иерархии цивилизованного общества. И это еще туже затягивает узел трагизма в философском процессе.
Еще одно обстоятельство, связанное с тем, что философия - это коммуникация с помощью фиксированного (прежде всего, письменного) слова. Письмо четко разводит термины, то есть конвенциональные слова, слова, принятые профессиональным сообществом, и категории, которые могут быть выражены в разных терминах, но так или иначе должны быть воспроизведены. Отсюда, из опыта общения с категориями, возникает известный афоризм: не мы говорим словами, слова говорят нами. Таким образом, социальная природа философии вообще накладывает отпечаток на ее семантику. Конечно же, это касается и социальной философии, что мы увидим в дальнейшем.
Философская наука и новоевропейская наука.
Если философия возникла вместе с цивилизацией и конституировалась в "осевое время", то философская наука появляется только в рамках особой цивилизации, которая устанавливается в Европе в новое время, в рамках новоевропейской цивилизации. Философия базируется на письме как на средстве коммуникации, философская наука базируется на печати, на печатном слове. Печать определяет массовость философской аудитории, демократическую установку. Хотя глухой амбивалентный скепсис массы по отношению к философии сохранился и в новое время, но теперь в школах философская наука обязательна к изучению для каждого. Сенека пишет свои "нравственные письма"
кЛуцилию, Лукреций Кар обращается своим известным произведением к вполне определенному ученику, но Кант в "Критике практического разума" обращается
клюбому разумному существу, может быть, даже к инопланетянину. И.Кант - это само воплощение философской науки, в то время как творчество античных философов было обнаружением еще синкретической философии.
Философская наука в качестве именно науки развертывается по типу коммуникации, характерному для новоевропейской, так называемой, "галилеевской" науки. Для нее обязателен диалог печатного учебника, созданного на основе наиболее значимых научных работ, признанных классическими, и печатного журнала, где публикуются новейшие изыскания, которые может быть со временем также войдут в золотой фонд научной дисциплины и станут классическими. Философская наука новоевропейской цивилизации усваивает от галилеевского естествознания, кроме печатной формы выражения, еще одну существенную особенность. Это тенденция к специализации. Философская наука вполне естественным образом распадается на отдельные философские дисциплины. Каждая из философских дисциплин связана с соответствующей областью положительного частнонаучного знания. Перед нами возникает
дисциплинаризация философии.
Каждая философская дисциплина, как и философия вообще, занята поиском предельных оснований бытия и мышления. В этом смысле философия всегда имеет своим предметом всеобщее, или, если выразиться в другой духовной традиции - Абсолют. Но, имея один предмет, различные философские дисциплины идут к постижению его своими собственными путями. Так гносеология постигает всеобщее через исследование процесса познания, поиска истины и осмысления заблуждения. Этика постигает всеобщее через исследование категорий добра и зла, эстетика - через осмысление категорий прекрасного и безобразного, и так далее. Вот и социальная философия постигает всеобщее через изучение социума. В известном смысле можно сказать, что социальное - это форма постижения смысла всеобщего в социальной философии.
Социальная философия и социология.
Если каждая философская дисциплина обязательно коррелирует со своей, соответствующей ей положительной дисциплиной в новоевропейской науке, то и для социальной философии может быть без труда обнаружена такая частная научная дисциплина. Это социология. Социологи и позитивистски настроенные философы часто утверждают, что социальная философия существовала и имела право на существование до тех пор, пока не возникла социология, а теперь, когда она возникла и развилась, такое оправдание, мол, исчезло, и никакой социальной философии не может быть в принципе, так как то, что называется социальной философией, на самом деле является теоретической социологией.
Хотелось бы прежде всего предостеречь от противопоставления социологии и социальной философии. Конечно, между ними всегда есть доля некоторого