Файл: Пигров К. С. Социальная философия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.08.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

измерении, в принципе не сводимая к любой форме натуральной реальности. Существуют по крайней мере две стратегемы, руководствуясь которыми,

индивид может прорваться к Абсолюту через социум. Их можно назвать, соответственно, "путем Счастья" и "путем Подвига". Формула самоидентификации это по существу формула счастья. Я достигаю полноты своего человеческого бытия, если могу сказать о себе: "Я - действительно молодой человек, я - настоящий мужчина, я - профессионал в полном смысле слова, я - настоящий русский!" В этих типичных конструктах первого порядка выражается простое человеческое счастье. Не будем столь ригористичны по отношению к нему как Фердинанд Эбнер, который отмечал в своем дневнике, что "стремление к счастью и блаженству свидетельствует о внутреннем обнищании жизни". Мы помним известное библейское: "Блаженны нищие духом!". Кто идентифицировался с общностью, с обществом, тот принят миром и принят Богом. И напротив, "кто одинок, того как будто нет на свете". Но есть и другой путь. Если я по тем или иным причинам не могу или не хочу идентифицироваться с общностями, то я оказываюсь маргиналом. Маргинал - одинок, он рефлектирует, предпочитает воздерживаться от конструктов первого порядка. Его внутренняя жизнь напряжена. Но это его напряжение часто ведет к чрезвычайной символической активности, к повышению творческого потенциала, хотя в общении такой человек, как правило, труден, неудобен ("Великий человек - общественное бедствие",- гласит китайская поговорка). Конечно, далеко не все маргиналы обязательно оказываются творцами, их нестандартность может обернуться и пустым оригинальничаньем или даже преступлением. Однако если маргинал сумеет обратить свою необычность в действия, необходимые обществу, он становится героем и выходит на путь подвига.

Таким образом социальная философия исследует пути человека к всеобщему, никого не отвергая априорно, каждому находя место в бытии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994. С.32.

2.См.: Давыдов Ю.Н. От национальной экономии к культур-социологии ( проблемы социальной теории в письмах М.Вебера 1906-1908 гг.) //

Вопросы философии,1996, N 1. С.124-134.

3.Тернер В. Символ и ритуал. М.,1983. С.197-202.

4.См.: Cizek F. Filosofsce otozky teorie druhy. Praga, 1963. S.292,174.

5.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.,1989.С.25-26.

6.Ср.: Астафьев Я.,Николаев А. Взгляд на общество сквозь линзу... // Знание-сила. 1993, № 10.

7.Августин А. О граде Божием // В кн.: Творения блаженного Августина, епископа Ипподикийско. 2-е изд. Ч.3-6. Киев, 1907-1910.

8.См., напр.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки.

М.,1994.

9.См. об этом: Дугин А. Конспирология. М.,1993.


10.См:.Радлов Э. Философский словрь. СПб, 1911. С.104.

11.Кант И. Соч.в 6-ти тт.Т.3. С.666.

12.Франк С.Л. Духовные основы общества. Ведение в социальную философию.// Русское зарубежье. Из истории социальной и политической мысли. Л.,1991. С.323.

13.Там же. С. 324.

14.Об основных этапах становления учения о соборности в русской духовной традиции см.:Шапошников А.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб, 1996.

15.Франк С.Л. Указ. соч. С. 352.

16.Там же. С. 324.

17.Там же. С. 325.

18.Там же.

19.См.: Минский М. Вычисления и автоматы. М.,1971. С. 21-24.

20.См. литературу по этой модели: Маркс К. Предисловие к "Критике политической экономии"//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология (особенно гл.1 "Фейербах") // Там же. Т.3; Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм (Гл.6) // Полн. собр.

соч. Т.18.

21.См. например: Капп Э.,Кунов Г., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека. Л.,1925; Нуаре Л. Орудие труда и его значение в развитии человечества. Харьков, 1925.

22.Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, кн.1. М., 1911. С.25.

23.Цит.по: "Из-под глыб". М.,1992. С.275.

24.См.: Новые направления в социологической теории. М.,1978. С.35-36.

25.Цит. по: Новые направления в социологической теории. С.51.

26.См. М.К.Мамардашвили Форма превращенная // Философской энциклопедии. Т.5. М.,1971

27.См.:Богданов А.А. Вера и наука. Падение великого фетишизма. М.,1910; Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл.6. // Полн. собр. соч.

Т.18.

28.КосиковГ.К. Ролан Барт - семиолог, литературовед. // В кн.:Барт Р. Избр.

работы. М.,1994. С.15.

29.Цит. по: Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. Т.1. М., 1972.

С.161-162.

30.Цит. по: Вопросы философии, 1993. N2. С.15.

31.См.: Бибихин В.В. Кризис антиидеологии. // Новые тенденции в западной


социальной философии. М., 1988. Дальнейшее изложение антиидеологии

и цитаты из А.Глюксмана даются по этой работе.

32.Новые направления в социологической теории. М.,1978. С.312.

33.Эбнер Ф. Выдержки из дневника. // Философско-литературные штудии.

Вып.2. Минск, 1992. С.369.

34.См. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права. // Вопросы философии, 1996, N4. С.27-36.

35.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.24.

36.Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С.74.

37.Mauss M. Essai sur le Don, forme archaique de l'(change. // "L'Ann(e sociolodique" (n.s.). Vol.1,1924.

38.Библейская энциклопедия. М.,1891. С.667.

39.Барт Р. Основы семиологии.//Структурализм "за" и "против". М., 1977.

С.131.

40.См.:Косиков Г.К. Ролан Барт - семиолог, литературовед.// Барт Р. Избр.

работы. М.,1994. С.17.

41.См.: Витгенштейн Л. О достоверности. //Вопросы философии,1984, N 8; Дугин А. Конспирология. М., 1994; В постмодернистком ключе тему эзотеризма иронически поставлена:

Эко У. Маятник Фуко. Киев, 1995.

42.Соловьев В.С. Собр. соч. в 9-ти тт.Т.6, 1886-1896, Спб. С.516-517.

43.См.: Шпренгер Я.,Инститорис Г. Молот ведьм. Перевод с лат. М., 1932; второе изд.: Саранск,1991. См. также: Наровчатов С. "Во имя..."// Новый мир, 1982, N1.

44.О феминизме в связи с философией см.:Некрасов С.Н. Феминисткий постструктурализм: теория и практика // Философские науки,1991, N1.

45.См.: Винокурова У.А., ШилинК.И. Человек гармонического будущего. Экософия. Словарь. М., 1994; Там, в частности, читаем: "Женская проблема как "узловая" проблема экософии будущего" (С.6.)

46.См.: Прудон П.-Ж. Бедность как экономический принцип. М.,1908.

47.О кастах см.: Неру Дж. Открытие Индии. Кн.1. М.,1989. Особенно гл.6, параграф 8: "Теория и практика кастовой системы".

48.О сословиях в России см: Ключевский В.О. История сословий в России //Соч.,т.6, М.,1959; Голобуцкий В.А. Запорожское казачество. Киев, 1957; Его же. Черноморское казачество.Киев,1956. О сословиях на Востоке: Илюшечкин В.П. Сословноклассовое общество в истории Китая. М.,1986. О сословиях на Западе: Барг М.А. Буржуазная иториография о социальной структуре средневекового общества // Вопросы истории, 1966, N2.

49.См. с этой точки зрения столь существенный для русского



социалистического движения роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", а также блестящий анализ классического западного "рабочего" романа Э.Золя "Жерминаль" в кн.: Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976.

50.Барт Р. Писатели и пишущие // Избр. работы. М.,1994. С.134.

51.Цит.по: Соловьев С.М. Русская летопись для первоначального чтения // В кн.: Чтения и рассказы по истории России. М.,1989. С.94.

52.Наиболее известная в последнее время в отечественной литературе концепция по проблемам этноса - концпепция Л.Н.Гумилева. Краткое изложение собственной теории дает сама автор - см.: Гумилев Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя, 1988, N4. Однако Л.Н.Гумилев не может быть понят в полной мере не только вне контекста русского евразийства, но и целого ряда западноевропейских геополитических концепций, в частности, концепции немецкого исследователя Ф.Гребнера.

53.Моммзен Т. История Рима. СПб, 1993. С.31.