ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Какие чувства вы испытывали, когда вас описывали?
Легко ли вы узнали описание себя другим?
Какие чувства ты испытывал когда описывали другого?
Кого из группы описывали чаще, кого реже? Почему?
Упражнение "Каким я тебя вижу"
Объясните участникам, что благодаря этой игре каждый получит возможность лучше узнать кого-нибудь из членов группы и позже должен будет представить его всем остальным. Игроки объединяются по двое и разговаривают друг с другом в течение 3 минут. Цель беседы – произвести некоторое впечатление на партнера. После этого участники снова собираются вместе. Ведущий говорит: "Когда мы встречаем нового человека и обмениваемся с ним хотя бы парой слов, то получаем первое впечатление о его личности. Я предлагаю вам представить группе своего партнера. Но это должно быть сделано необычным образом. Еще раз подумайте о человеке, с которым вы сейчас беседовали. Теперь припомните какой-нибудь образ, который передавал бы ваше впечатление от этого человека. Представьте своего партнера группе, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно, например, сказать: "Аня напоминает мне плюшевого медведя, поскольку излучает дружелюбие. Во время беседы с Аней я получил большое удовольствие"
Упражнение "Рисуем по подсказке"
Необходимо отставить столы и стулья в сторону, чтобы участники могли усесться на полу, подготовить два простых рисунка, состоящих, например, из квадрата, нескольких треугольников и пары кругов (рисунки должны отличаться друг от друга), сделать достаточное количество экземпляров. Половина группы получает рисунок А, другая – вариант Б. Для того, чтобы игра была достаточно сложной, то можно заготовить и не такие простые рисунки. Сложить листы бумаги так, чтобы до начала выполнения упражнения игроки не видели изображения.
Игроки делятся на пары (желательно мальчик - девочка) и садятся спиной к спине так, чтобы не видеть друг друга. Пусть партнеры решат, кто из них будет "А", а кто – "Б". Необходимо выдать всем "А" сложенные листы с одним из подготовленных рисунков, а всем "Б" – по белому листу бумаги и карандашу, потом объяснить задание: в каждой команде игрок "Б" должен воспроизвести тот рисунок, который находится у "Б". При этом "А" может только говорить, а "Б" – слушать и рисовать (он не должен говорить, задавать вопросы или комментировать услышанное). Кроме того, "Б" не имеет права даже взглянуть на оригинал. Объясняем "А", что они должны описывать рисунок предельно точно, например: "Нарисуй один круг около 2 см в диаметре в правом верхнем углу вертикально расположенного листа, отступив примерно 4 см от каждого края. Точно по середине листа должен быть квадрат, площадь которого составляет приблизительно 4 кв. см." Необходимо проследить за тем, чтобы игроки в парах сидели спиной к спине. Потом "А" могут развернуть свои оригиналы и описывать то, что они видят. В зависимости от сложности рисунка на выполнение этого задания отводится от 3 до 5 минут. После этого игроки должны сравнить оригинала и копию. При этом мнениями относительно точности получившегося рисунка обмениваться нельзя. Игроки меняются ролями: 2 вариант раздается "Б", и дальше игра идет по описанному вы сценарию. Теперь партнеры могут поговорить о том, как они чувствовали себя во время этого эксперимента и насколько достигли понимания между собой. В конце игры, безусловно, следует устроить общее обсуждение и подвести итоги.
Вопросы для обсуждения:
Какие указания помогали, а какие – запутывали и затруднили работу?
Чувствовали ли партнеры невербальные сигналы друг друга?
В какой роли Вы чувствовали себя лучше?
Упражнение «Рюкзачок успеха»
Ведущий объясняет участникам, что для того, чтобы в жизни добиться успеха, нужно уметь прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.
Педагог предлагает участникам собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ему добиться успеха в общении, а второе — мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов.
I вариант — педагог по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, а студенты определяют «обладателя» этих качеств;
II вариант — рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом студенте: остались ли хорошие качества, смог ли студент избавиться от плохих.
Вопросы для обсуждения:
Что показалось сложным в этом упражнении?
Кем считаете себя — пессимистом или оптимистом?
Что вы понимаете под словом «успех»?
Как вы собираетесь развивать свои положительные качества и
бороться с отрицательными?
Упражнение «Объединялка»
Отставляются в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат А3) и скотч. Необходимо прикрепить в четырех углах комнаты листы бумаги и написать на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Члены группы становятся на середину комнаты. Объясняется, что в ходе игры участники смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запоминать всех, кто находится в том же углу (3 мин). Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года. В третьем раунде можно использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан. В четвертом, возможно, нарисовать на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того места бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.
Вопросы для обсуждения:
Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
Что интересного каждый из вас узнал о других членах группах?
Упражнение «Заповеди на черный день»
Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем годиться. Иногда полезно составить памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнять следующие графы.
«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у участников.
Вопросы для обсуждения:
Оформление каких колонок оказалось самым сложным?
Как в дальнейшем поможет вам эта таблица?
Упражнение «Поэма о толерантности» (подведение итогов)
Первый вариант.
Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: «толерантность — это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят», «это — возможность найти друзей», «таким когда-нибудь станет наш мир», «толерантность —
это непросто!» и т. д.). Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.
Второй вариант.
Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму и т. д. После того, как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему.
По окончании упражнения проводится обсуждение, подведение итогов занятия:
Какие эмоции вызвали занятия?
Что больше всего понравилось (запомнилось)?
Как и где вы сможете применять полученные знания в дальнейшем?
Таким образом, тренинг является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Содержание программы позволяет привести детей и подростков с особыми потребностями к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации. Дети должны чувствовать опору и обрести ту самую уверенность, которая, в конечном счете, и нужна для развития толерантности.