Файл: СПЕЦКУРС ТОЛЕРАНТНОСТЬ 5ЗО.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответствие поведения признаку отмечайте «+», несоответствие – «-». Если по всем признакам, кроме №5, Вы получили «-», то это говорит о низком уровне толерантности. Если признаки №3,4 оценены «+», а остальные «-», то это свидетельствует о средне развитой толерантности. Соответственно, отметки «+» по признакам №1,2,3,4 и «-» по признакам №5,6 могут показывать высоко развитую толерантность. Результаты самонаблюдения и взаимонаблюдения сравните между собой. Это должно стать поводом для серьезного анализа.

Результаты самодиагностики возможно сравнить с выделенными В.А.Лекторским четырьмя возможных моделями проявления толерантности в поведении. Во-первых, «толерантность как безразличие» - классический. Оно связано с именами Бейля и Д.Локка. это безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве невозможных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Во-вторых, «толерантность как невозможность взаимопонимания» - как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать. В-третьих, «толерантность как снисхождение» к слабым другим, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. В-четвертых, «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» - как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение чужой позиции в результате критического диалога. В практике чаще всего мы можем встретить первые три модели, причем у приемных родителей с поразительной частотой встречается третья модель, когда приемный ребенок воспринимается как обездоленный и по отношению к нему проявляют псевдотолерантность, больше похожую на снисходительное, всепрощающее поведение. Подобный подход порождает в дальнейшем большое число проблем и поэтому не может быть признан эффективным. Из перечисленных моделей толерантности только последняя представляется плодотворной в современной ситуации, так как представляет собой взаимное движение на встречу, позволяет родителям и ребенку не потерять собственную самобытность и идентичность.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса, и заканчивая обществом в целом.

Критерии толерантности (по Г.У. Солдатовой):


  • равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

  • охват событиями общественного характера как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

  • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

  • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

  • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Толерантность является одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе.

Функции толерантности:

Мирообеспечивающая

- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

Регулирующая

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Психологическая

- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

- формирует и развивает этническое самосознание;

- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;


- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

Воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

- обеспечивает успешную социализацию;

- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Коммуникативная

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Культуросохраняющая

- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;

- создает условия для творческого самоутверждения.

Фелицитологическая

- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

Существует несколько подходов к формированию толерантности.

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

  • индивидуальный подход.

Деятельностный:

  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;

  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.

Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление детей-инвалидов не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Ожидается, что в ходе тренинга дети с инвалидностью приобретут опыт толерантного общения друг с другом, смогут развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений "Я" и "Другие".


В данной публикации мы предлагаем три варианта тренинга развития толерантности, рассчитанного на разные возрастные группы. Так первый и второй тренинги могут быть как для младших школьников, так и для подростков, а третий тренинг ориентирован на подростков и старшеклассников.

Ход занятия:

Упражнение "Приветствие без слов"

Участникам предлагается поприветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего.

Возможные команды:

  • поздороваться глазами;

  • поздороваться мизинцами;

  • поздороваться пятками;

  • поздороваться ушами и т.д.

Упражнение «Изменяющаяся комната» (разминка)

Задача участников - передвигаться по комнате и реагировать на ее «изменения». При этом реагировать надо так, как человек обычно поступает в подобных ситуациях. Вся комната залита ярким оранжевым светом, свет повсюду — на стенах, на полу. А сейчас в комнате наступает темнота. Вы практически ничего не видите, передвигаетесь на ощупь. Но вот, темнота исчезает, сквозь окно пробивается лучик света, постепенно становится светлее, но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой.

Вы пробираетесь сквозь нее… А теперь пошел серый дождь. Все во-

круг стало мокрым и печальным. И вновь в комнату заглянуло солнце, подул легкий ветерок, стало тепло и уютно.

Упражнение «Разноцветное настроение»

Участники встают, образуя круг. Ведущий: «Сейчас мы с вами попробуем передать свое настроение через различные цвета, но так как цвет передать очень сложно, мы будем передавать друг другу цветные предметы. Например: я передаю синюю картошку, оранжевую мышку и т.п. причем, необходимо изобразить, передаваемое настроение».

Упражнение «Превращения»

Данное упражнение направлено на самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.

Упражнение «Аплодисменты»

Данное упражнение направлено на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис'» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.


Упражнение «Я — хороший, ты — хороший».

Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на

первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?

Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?

Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?

Упражнение «Групповой портрет»

Участникам предлагается нарисовать групповой портрет на листе ватмана. При этом, каждый рисует себя сам, выбирая цвет, размер, расположение своего портрета. Далее идет обсуждение рисунка.

Упражнение «Правда или ложь»

Задание: напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет. Зачитайте ваши предложения. Задача остальных – определить, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет.

Вопросы для обсуждения: Как вы определяли, где правда, а где ложь?

Упражнение «Угадай, о ком идет речь»

Каждый участник описывает — по возможности объективно и безоценочно — одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: «Андрей — нервный,

сейчас в хорошем настроении, преисполнен сознания собственного достоинства». Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. Членам группы следует работать аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На со-

ставление письменного портрета отводится 6 мин. Один за другим участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было вести наблюдения и оформить результаты своего наблюдения?