ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
Электронная версия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
Е. Е. Смирнова
ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Кострома
2011
Электронная версия
ББК 60.99;60.542.2 С506
Печатается по решению редакционно-издательского совета КГУ имени Н. А. Некрасова
Рецензенты:
Ж. А. Захарова, доктор педагогических наук, профессор; О. Б. Скрябина, кандидат педагогических наук, доцент; О. Н. Веричева, кандидат педагогических наук, доцент
Смирнова Е. Е.
С506 Гендерология и феминология : учеб.-метод. пособие. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – 128 с.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению «Социальная работа». В нем рассматриваются различные аспекты гендерных исследований, основные категории гендерологии как науки, особенности гендерной структуры современного общества, проблемы культуры пола, гендерные аспекты социальной работы с различными категориями клиентов.
Для студентов, аспирантов и специалистов, занимающихся проблемами гендерного равенства, реализации гендерно-нейтральной политики и проблемами использования идей гендерного подхода в практике социальной работы.
ББК 60.99;60.542.2
© Е. Е. Смирнова, 2011 © КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011
2
Электронная версия |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Введение................................................................................................ |
4 |
Тема 1. Общетеоретичекие аспекты гендерологии |
|
и феминологии...................................................................................... |
5 |
Тема 2. Культура пола........................................................................ |
12 |
Тема 3. Гендерная социализация...................................................... |
19 |
Тема 4. Эволюция проблемы пола.................................................... |
24 |
Тема 5. Права человека: гендерный аспект ..................................... |
29 |
Тема 6. Гендерная асимметрия в сфере труда................................. |
35 |
Тема 7. Гендерные аспекты политики.............................................. |
45 |
Тема 8. Женское движение................................................................ |
51 |
Тема 9. Гендерный подход в социальной работе............................ |
60 |
Тема 10. Особенности социальной работы с женщинами ............. |
65 |
Тема 11. Проблемы маскулинности.................................................. |
73 |
Тема 12. Гендерные аспекты социальной работы с молодежью....... |
81 |
Список терминов................................................................................ |
84 |
Тест для самостоятельной проверки знаний ................................... |
88 |
Методические рекомендации по написанию реферата.................. |
92 |
Тематика докладов и рефератов........................................................ |
96 |
Библиографический список........................................................... |
98 |
Приложения....................................................................................... |
104 |
3
Электронная версия
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация развития российского общества актуализирует поиск ответов на вопросы, касающиеся равноправия полов, так как именно строгое соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин является одним из важнейших условий нормального функционирования демократического общества.
Внастоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных направлениях гуманитарных наук. Выяснение роли полов в развитии культуры, их символического и семиотического выражения в философии, истории, языке, литературе, искусстве позволяет выявлять новые аспекты развития социума, глубже проникать в суть происходящих процессов. Учитывая значимость этой проблематики, можно сказать, что гендерное «измерение» дает возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации.
Таким образом, объективно возникает необходимость соответствующей подготовки специалистов, готовых к работе в условиях новой реальности, с новыми ценностями и нормами социального поведения.
Курс «Гендерология и феминология» призван ознакомить студентов с понятием гендерологии, ее объектом, предметом, характеристиками мужчины и женщины как субъектов общества, проблемами культуры пола, стереотипами мускулинности и фемининности, гендерными аспектами социальной работы, положением мужчины и женщины в истории России и за рубежом.
Целью данного курса является формирование у будущих специалистов по социальной работе системы профессиональных знаний о гендерном подходе к осуществлению социальной работы, особенностях и механизмах его реализации, а также выработка практических умений будущего специалиста по отдельным направлениям деятельности.
Впредлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются основы гендерного подхода к практике социальной работы. Студенты, осваивая современное теоретическое понимание гендерных аспектов социальной работы, участвуя в исследованиях, посвященных гендерной тематике, будут формировать четкую гражданскую позицию, высокий уровень социальной ответственности и профессионализма.
Учебно-методическое пособие состоит из 12 тем, каждая из которых включает теоретический материал, вопросы для самопроверки и контроля,
задания для практических занятий, списка литературы. Кроме того, в пособии представлен глоссарий, состоящий из основных понятий по дисциплине, общий библиографический список, приложения.
Учебно-методическое пособие может быть полезным как преподавателям для чтения курса лекций и проведения семинаров, так и студентам для подготовки к практическим занятиям и самостоятельного изучения.
4
Электронная версия
ТЕМА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ
Определения «гендерологии» и «феминологии». Методология, объект и предмет изучения. Понятия «гендер» и «пол». Предпосылки и этапы развития женских и гендерных исследований. Гендерный анализ. Методы гендерного анализа
Феминология – наука о положении и социальных ролях женщины. Феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспеченияихжизнедеятельностивовсехсферахобщественнойжизни.
Объектом изучения феминологии являются женщины как социальная группа, характеризующаяся особой, ей присущей функцией и ролью в системе существующих общественных отношений, а также государственные и общественные организации, призванные участвовать в решении женского вопроса.
Предмет феминологии – социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения женского вопроса (дискриминация женщин, неравенство полов).
Феминология исходит из того, что культуре присущи гендерная асимметрия, маскулинная доминация и неравенство полов и, сформировавшись на волне женского движения, она концентрируется на женских проблемах.
Гендерология является преемницей феминологии и феминизма. В отличие от феминологии, занимающейся исключительно проблемами женщин, гендерология охватывает проблемы обоих полов, индивидов с различной гендерной и социальной идентичностью.
Гендерология – научная дисциплина, изучающая, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также последствия такого распределения для представителей обоих полов.
Объект гендерологии – закономерности социального конструирования
пола.
Предмет гендерологии – закономерности репрезентации социальных особенностей пола (гендера) в социуме.
Целью гендерологии, как и феминологии является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармоничного социального развития.
В рамках гендерного подхода:
а) отрицается наличие причинной зависимости между мужской и женской анатомией и социальными ролями мужчин и женщин в обществе;
5
Электронная версия
б) изучаются механизмы создания и воспроизводства множественного гендерного неравенства;
в) исследуется значение, приписываемое различиям между мужчинами
иженщинами.
Воснове гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое представляет собой социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.
Гендер относится не просто к женщине или мужчине, а к отношениям между ними, к способу социального конструирования этих отношений.
Впервые различие понятий «гендер» и «пол» обозначил Столлер в 1968 г.
Пол – это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и применяющихся по отдельности или в комплексе для идентификации мужчин и женщин.
Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомофизиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.
Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве. В контексте гендера описывается, какие качества присущи женскому и мужскому полу, какое поведение считается нормальным, сомнительным или отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин, как пол влияет на социальное положение, личный, социальный и правовой статус личности, на социальные взаимоотношения.
Гендер содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли
иособенности поведения) компоненты.
Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках относятся:
1)теория социального конструирования гендера,
2)понимание гендера как стратификационной категории,
3)интерпретация гендера как культурного символа.
Существует и так называемый псевдогендерный подход, в котором понятие «гендер» используется как якобы синоним слова «пол» или как синоним социополовой роли. Исследователи, работающие в рамках этого направления, считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические
6
Электронная версия
характеристики, сферы занятий и прочее, а слово «гендер» используют как «более современное».
Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили:
1) философские направления экзистенциализма, избравшего в качестве идеи исследования изучение телесного опыта человека, экзистенции (А. Камю, Э. Сартр, М. Хайдеггер и др.), и постмодернизма, изучающего иерархический, «мужской» способ организации общества, представляющего новый уровень рефлексии человеческой сексуальности на новый уровень (Ж. Деррида, М. Фуко);
2) |
положения марксизма и неомарксизма, обосновавшие социальную |
|
природу |
равенства |
полов (А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, |
Ф. Энгельс); |
|
|
3) |
вторая волна |
феминизма (1950–1970-е гг.), способствовавшая |
формированию «женских исследований» и отразившаяся в работах С. де Бовуар, Б. Фридан и др.
Социальные предпосылки разработки гендерного подхода:
− изменение традиционной системы труда, выражающееся
восвоении женщинами мужских профессий, выравнивание по уровню образования и т. д.;
−изменение гендерных отношений власти: женщины получают возможность влиять на политику или непосредственно принимать участие
вней;
−эволюция семейно-брачных отношений: стираются традиционные роли мужчины и женщины в семье, возникает проблема совмещения социальных ролей, формирования идентичности взрослых и детей;
−изменение в структуре гендерных ролей: сокращение различий социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;
−изменение репрезентаций мужской и женской сексуальности;
−феминизация современного общества – активная деятельность женщин в социальной, экономической, политической и других сферах жизни.
Вистории становления и развития женских и гендерных исследований выделяется несколько этапов:
1-й этап – 60–70-е гг. ХХ в. – появление женских исследований в США и Западной Европе под влиянием женского движения. Данный этап характеризуется включением в темы научных исследований информации о женщинах. Однако этот процесс был механическим («просто добавить женщину») и не решал задачи представления обществу особенностей социально-психологического статуса женщины в семье и обществе.
2-й этап – 1980–1985 гг. ХХ в. – начало интеграции женских исследований в высшее образование США. В университетах началось
7