ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации. Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.
Права человека:
Я могу сказать: «Нет!».
Я могу сказать: «Я так считаю!».
Я сам отвечаю за свои поступки.
Я могу ошибаться.
Я имею право сказать: «Я не знаю!».
Я не буду делать, как хочет другой.
Я могу сказать: «Я тебя не понимаю!».
Я могу сказать: «Меня это не волнует!».
Подведение итогов:
В заключение работы проводится обсуждение всей работы, идет обратная связь воспитателю от группы по результатам всей работы, участники высказывают свои пожелания, впечатления. Ведущий благодарит участников группы за работу и на прощание дает домашнее задание: быть ассертивным в любой ситуации!
Занятия по развитию толерантности у особых детей и подростков
Цель: интериоризация идей и принципов толерантной коммуникации и развитие на этой основе навыков толерантного поведения
Информация для педагогов:
Проблему толерантности сегодня можно назвать одной из наиболее популярных в науке. Понятие, толерантность происходит от латинского глагола tolerance, который означает переносить, выдерживать, терпеть. В различных европейских языках оно имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного - “терпимость” и в качестве глагола - “терпеть”. Причем, вызывают интерес случаи применения этого глаголав речи. В этом языке данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом “допускать” (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). В немецком языке глагол “терпеть” и существительное “терпимость” - это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только по отношению к человеку. В русском языке аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках.
Толерантнось (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года, толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии". Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.
Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями. Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.
Сущность толерантности точно отражает цитата Вольтера «Я не согласен с тем, что Вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая Ваше право высказывать собственное мнение». Так считает и Р.Р. Валитова, определяя толерантность как заинтересованное отношение к Другому, желание почувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно иное, чем-то непохожее на собственное восприятие действительности. Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их взаимопроницаемости. Толерантность не предписывает воздержания от действий, это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другими.
О.Хеффе представляет толерантность как взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур. Толерантность рассматривается как моральное качество, принцип, условие взаимоотношений между людьми, характеризующееся терпимостью, стремлением к диалогу с другим. Она выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разного рода интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Толерантность не равно терпимость. Толерантность в отличие от терпимости предполагает не только сдерживание проявлений деструктивного, но и имеет собственное конструктивное содержание.
Немалый вклад в понимание и осознание обществом сущностных черт толерантности внесла, как не странно, детская литература. Например, у Б. Заходера есть два детских стихотворения, которые, на мой взгляд, точно и понятно для большинства родителей отражают основные черты приведенных выше научных определений. В первом стихотворении, названном в последствии А.Г. Асмоловым «Чутье толерантности», речь идет о незначительности различий по сравнению с главным, тем что ты – Человек.
Позволю себе процитировать:
«Я собака – всего лишь собака! В голове у меня пустота,
Но, другую собаку, однако, никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки, ни слова – потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры с толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры в сербернарах своих признают.
Мы вступаем и в драки, и в браки, неизменную веру храня;
Что бы ни было – все мы собаки, все мы братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата распознать не способны никак…
Сразу видно – чутье слабовато. В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш – не вашей масти, разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части, словно он вам уже и не брат…»
Анализируя данную цитату, становится понятной основа толерантности. Ей выступают некоторые антропологические общечеловеческие ценности, осознание и принятие которых позволяет даже в сложных конфликтных, экстремальных ситуациях принимать решения, основанные на уважении собственного человеческого достоинства и уважении человеческого достоинства оппонента.
Толерантность нужна тогда, когда между людьми существует некоторый антагонизм. Когда, в силу незнания другого и чрезмерного доверия стереотипам или в силу догматичности мышления, человек формирует свое отношение к оппоненту как к противнику, когда это его неприятие грозит вылиться в ту или иную форму агрессии, возникает нравственная проблема толерантности. Следовательно, объектом толерантности некоторых «я» может быть не любой «другой», а лишь тот, кто вызывает негативную реакцию со стороны «я». При этом толерантен лишь тот, кто внутренне готов принять, ассимилировать чужое, новое, не поступаясь своей идентичностью и целостностью. Эта ассимиляция активна по двум причинам: во-первых, она предполагает внутреннюю реорганизацию системы взглядов и представлений, существующую в сознании индивида. Во-вторых, она интегрирует «чужое», неизбежно видоизменяет, в определенном смысле приспосабливает его к данной системе, сохраняя, однако, самобытность нового элемента. В диалоге происходит становление «я». Преодолевается неизбежная односторонность субъективного взгляда на мир, которая вместе с тем, глубже раскрывается при соприкосновении с иным видением вещей. Эти научные выводы находят подтверждение в другом стихотворении Б. Заходера «Про всех на свете». В нем речь идет о взаимозависимости людей друг от друга. Поэт предостерегает нас от принятия поспешных, поверхностных, однобоких решений в отношении Другого:
« Все-все, все на свете нужны,
и Мошки не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись без Чудовищ нелепых.
И даже без Хищников, - злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд:
кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у Кошки без Мышки,
у Мышки без Кошки не лучше делишки!
И если мы с кем-то не очень дружны,
мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
то это, конечно, ошибкой окажется!»
Таким образом, толерантность становится неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно формировать ее у детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к социальному окружению, а также у здоровых сверстников по отношению к особым детям В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» американский специалист в области конфликтологии Б. Крайдер пишет, что дети зачастую бывают нетерпимы потому, что не знают, как воспринимать культурные и личностные различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличия другого человека, как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной, не скучной. В большинстве своем причины нетерпимости к другим людям у детей в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным, неконфликтным путем; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умения контролировать свои эмоции. В подростковом возрасте к этому прибавляется стремление самоутверждаться среди сверстников, что часто связано со стремлением верховодить, командовать, властвовать над другими.
В педагогике разрабатываются несколько стратегических направлений воспитания толерантной личности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммун умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них является ведущим.
В этой связи возникает закономерный вопрос: Каким образом измерить сформированность у себя перечисленных признаков? Для этого возможно использовать карту само- и взаимонаблюдения за степенью проявления толерантности в поведении. Попробуйте, сначала самостоятельной, а затем совместно с ребятами, наблюдать свое поведение в ситуации напряженного конфликтного диалога. При этом оценивая его по следующим признакам:
способность к ведению критического диалога;
признание своих и чужих ошибок;
стремление установить равноправные отношения;
взаимное уважение и доброжелательность;
непризнание мнения другого, учет его как ошибочного;
агрессивное восприятие личности другого.