Файл: Органы государственного управления (Сущность государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная управленческая деятельность реализуется исключительно органами и должностными лицами исполнительной и законодательной власти и представляет собой направленное управленческое воздействие на общественные процессы как объект управления для преобразования их до того состояния, в котором возможно обеспечение достижения благосостояния населения, на конкретной территории.

Традиционно управленческая деятельность определяется как воздействие управляющего субъекта на объект управления для реализации определенной цели, постановка которой выступает элементом управления. Такое управленческое воздействие всегда предполагает наличие обратной связи, взаимного воздействия субъекта и объекта друг на друга.

Исходя из природы объекта, в частности определяются методы и инструменты управленческого воздействия. В случае, когда речь идет о социальном управлении, объектом является индивид, объединение людей, население определенной территории или общество в целом. В демократических государствах, где государственное управление реализуется в интересах народа, население, выступая объектом государственного управленческого воздействия, одновременно реализует демократические инструменты (выборы, референдумы, создание политических партий, общественных объединений и др.), определяющие цели, процедуру, характер и пр. управленческого воздействия.

Социальное управление имеет объективные причины: первоначально оно становится результатом разделения труда в обществе и необходимости его кооперации.

Таким образом, социальное управление в широком смысле можно определить как процесс управленческого воздействия на группы людей для достижения социально полезных целей.

Более конкретно, социальное управление – это область человеческой деятельности, которая опосредует целенаправленное организующее влияние государства на индивида, группы людей и общества в целом для обеспечения оптимальных социально-экономических условий жизнедеятельности. Общественная структура традиционно включает в себя экономические, политические, культурные, социальные и другие виды общественных отношений.

Социальное управление осуществляется во всех социально значимых областях общественной жизни – в экономической сфере, социальной сфере и других. Государственное управление является одним из важнейших видов социального управления.

Это управление реализуется всей системой органов публичной власти на государственном и муниципальном уровне для достижения целей социально-экономического развития общества, в том числе обеспечения прав личности, формирования наилучших социально-экономических условий жизнедеятельности и др.


Основные подходы к государственному управлению Современная теория государственного управления использует следующие подходы к определению сущности государственного управления: государственное управление как практическое регулирующее и упорядочивающее влияние государства на общественную жизнь и деятельность государства через систему своих органов и должностных лиц для эффективной организации общественных отношений с использованием методов принуждения; государственное правление как деятельность государственного аппарата по упорядочению общественных отношений, управлению обществом и собственно деятельностью государственного механизма; государственное управление как практическую упорядочивающую деятельность государства, реализуемую на основе закона и во исполнение закона, опосредующую непрерывное осуществление исполнительно-распорядительных функций государственным аппаратом; государственное управление как упорядочивающее распорядительное воздействие государственных органов, реализуемое на основании и во исполнение закона и выражающееся в повседневной реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами.

Государственная управленческая деятельность реализуется по следующим направлениям: управление обществом – предполагает реализацию функций социального управления посредством воздействия на общественные отношения; управление государством – предполагает непосредственную реализацию государством исполнительной, законодательной, судебной функций публичной власти; конкретно государственное управление – предполагает деятельность исполнительных органов власти по реализации своих полномочий.

Разработка разных юридических подходов к исследованию понятия государственного управления позволяет выделить следующие признаки рассматриваемого явления. Непосредственным субъектом управляющего воздействия выступает государство в лице государственных органов и должностных лиц, реализующих властные полномочия. В демократическом государстве деятельность государственного аппарата реализуется на основе волеизъявления большинства граждан.

Государственные органы формируются демократическим путем – посредством выборов, действуют институты гражданского общества, инструменты общественного контроля государственного управления. Таким образом, население определенной территории, а также формируемые им институты гражданского общества опосредованно выступают субъектами управленческого воздействия. Объектом государственного управленческого воздействия выступают общество, общественные отношения, государство государственный механизм, органы публичной власти и государственные служащие.


Так, в демократическом государстве государственное управленческое воздействие реализуется на основании и во исполнение закона, принятого демократическим путем. Такие законы регулируют общественные отношения в важнейших сферах жизни общества, в том числе в сфере государственного управления, ими определяется структура государственных органов и их полномочия, требования к должностям государственной и муниципальной службы. Рассматриваемый вид социального управления характеризуется как организующее, упорядочивающее, регулирующее воздействие на общественные отношения, при этом основанием и ориентиром для такого управленческого воздействия выступают законы и принятые в соответствии с ними подзаконные нормативно-правовые акты.

Цель государственного управленческого воздействия – это обеспечение законности, обеспечение прав личности и эффективного социально-экономического развития муниципалитета, региона и государства в целом. 

Структура государственного управления – это совокупность соответствующих органов государственного управления, которые призваны действовать от имени государства в пределах той компетенции и тех полномочий, которые предоставлены им законом.

Государственное управление, как известно, может осуществлять на трех уровнях: федеральном, региональном, местном. Каждый из них наделен различными органами власти.

Для осуществления государственного управления и руководства всевозможными процессами в обществе образуются специально уполномоченные государственные органы, которые расцениваются в качестве вспомогательных институтов государственной власти, проводников принимаемых ею решений, структур, которые занимаются реализацией властных полномочий. Федеральный уровень.

Конституция РФ в ст.71 закрепила положение о том, что устанавливается система федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть, а также порядок организации и деятельности таких органов.

Государственная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом России, Федеральным Собранием РФ (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами. Уровень субъектов РФ. Прежде всего, стоит отметить, что именно следует относить к субъектам России.

Так, согласно закону, к ним относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи. Система органов в субъектах создается самостоятельно данными субъектами, основываясь на основах конституционного строя и принципах организации государственного управления.


Местное самоуправление не относится к государственному управлению, что означает невозможность отнесения органов управления в данной области к государственным. В этом случае органы управления носят характер муниципальных и формируются на основе решений органов государственной власти.

Муниципальные органы управления представлены территориальными органами юстиции, финансовыми органами, органами, связанными со строительством и архитектурой, сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, культурой, земельными ресурсами, управлением имуществом, транспортом, торговлей, связью и пр.

Государственное управление характеризуется повседневностью и оперативностью в своей деятельности. Оно должно осуществляться субъектами управления, которые специально уполномочены для этих целей, в необходимом порядке и объеме, указанном в законе. Эти субъекты реализуют свои функции по управлению государством во всех сферах деятельности, в том числе исполнительной, судебной, законодательной и прокурорской.

Структура государственного управления состоит из определенных звеньев, которые включают в себя: Президента России; Федеральное Собрание Российской Федерации; Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы власти субъектов РФ. Все эти звенья, безусловно, важны при осуществлении государственно управления.

Каждый из них обладает присущими только ему функциями и полномочиями, которые предоставляет для него действующее на сегодняшний день законодательство в сфере государственного управления. При этом стоит отметить тот факт, что государственное управление может осуществляться не только в области его реализации, но и в законодательной и судебной сфере.

Так, свою лепту вносят Совет Федерации и Государственная дума, издавая законы, тогда как Правительство превращает их исполнение в жизнь, а Президент РФ контролирует весь этот процесс. Все остальные органы власти обязаны следить на беспрекословным исполнением всех действующих в стране законов.

1.2. Понятие и виды органов государственного управления

Понятие органов государственного управления, несмотря на свою значимость, не закреплены в Конституции Российской Федерации. Данное обстоятельство, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выполнения государственных функции по управлению страной.


Определение «органа государственного управления» закрепляется в некоторых подзаконных актах, имея при этом лишь косвенное отражение. Органы государственного управления – это одна из разновидностей органов власти государства, отличающихся областью их действия и специфичностью осуществляемых ими функций и задач. Прежде всего, следует подчеркнуть, что органы управления, являясь видом государственных органов, обладают их основными чертами. Именно поэтому, следует определить, что представляет собой сам государственный орган. Так, он характеризуется в качестве организованного коллектива, который образует отдельную часть аппарата государства, наделенную своей компетенцией[5].

Основные черты государственных органов: являются частью государственного аппарата; выступают в качестве организации, т.е. ячейки некого коллектива; политические организации; выполняют функции и задачи от имени всего государства; имеют государственно-властные полномочия; обладают своей компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности; несут перед государством ответственность за выполняемую или невыполняемую деятельность; образуются в том порядке, который предусмотрен законом.

Стоит отметить, что понятия «орган государства» и «орган государственного управления» совпадают, но второе является более широким. Все общие черты, относящиеся к государственным органам, распространяются и на органы государственного управления, которые, наряду с указанными, имеют также свои специфические особенности.

Как уже было отмечено, органы государственного управления имеют, как и все государственные органы, свою компетенцию, структуру и территорию, на которую они распространяют свою деятельность. Но при этом органы управления имеют свои признаки, обладающие некой спецификой, и отличающие их от других органов государства. Определение таких признаков происходит в зависимости от своеобразия задач, которые стоят перед исполнительной властью, и методов, с помощью которых эти задачи осуществляются.

Так, к признакам органов государственно управления относятся следующие: осуществление специфической в содержании и методах деятельности – государственного управления; относятся к исполнительной власти; образуются на основе действующего законодательства; их деятельность строится на четком соответствии закону, а также на исполнении закона с использованием при этом различных юридических средств, имеющих нормотворческий и оперативно-исполнительный (юрисдикционный) характер; органы государственного управления осуществляют свою деятельность в пределах, которые предоставлены им в соответствии с государственно-властными полномочиями, а также в целях обеспечения руководства различными объектами (хозяйственными, административными, политическими, культурными, социальными и т.д.).