Файл: Органы государственного управления (Сущность государственного управления).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
Органы государственного управления включают в себя большинство линейных и функциональных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции в зависимости от предметов ведения и объема компетенции. При этом они не имеют функций, связанных с государственной политикой и нормотворчеством. Существует частичное исключение в случаях, когда территориальные органы государственного управления могут получить часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с условием назначения должностного лица.
В толковых словарях дается следующее определение управлению.
Управление – это функции разных систем, которые обеспечивают стройную структуру и поддержку режимов функционирования, обязательно непрерывный процесс.
Объект управления – вещи, процессы, субъекты – люди и коллективные образования. Суть управления находится в согласовании действий участников всех процессов.
Организация – коллектив людей, который объединяется для достижения поставленных целей. Социальное управление – управление общественными процессами, которые возникают из разных объединений (семья, племя, общество).
Управление муниципальное – местное самоуправление, которое действует как публичная власть.
Управление государственное – реализация полномочий государства в лице своих органов для упорядочения общественных отношений.
Виды деятельности можно различить на следующие группы:
Законодательная деятельность.
Исполнительная деятельность. Непрерывность деятельности (имеется ввиду непрерывность социального производства).
Государственная власть исполняет законодательные требования и общественные предписания. Взаимодействие и полномочия органов муниципальной и государственной власти Федеральное законодательство относит к полномочиям следующее:
Юридическое регулирование вопросов организации местного самоуправления,
Правовое закрепление и регулирование обязанностей и прав указанных органов в пределах установленных законодательством. Подразумевается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти действуют сообща, как партнеры, а также они равны в отношении объектов управления, которые осуществляется для реализации и достижений целей, то есть качественного улучшения уровня жизни граждан регионов государства и каждого муниципального образования.
В России и в иных зарубежных странах отмечаются проблемы во взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти. Верховный закон Российской Федерации закрепил обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти. Однако на практике было отмечено, что эффективно управлять общественной жизнью возможно лишь при существовании отлаженных механизмов взаимодействия указанных органов. В связи с тем, что этот механизм сдаёт сбои ученые отмечают большие неудачи в экономике и социальной сфере.
Отмечается, что вопросы местного значения не отделяются от государственных интересов и не могут быть обделены вниманием и влиянием государственных органов. В отношении местного самоуправления на уровне государства разрешаются следующие задачи: обеспечить гарантированность местного самоуправления, выработать единую государственную политику в данной области[6].
Существуют следующие способы для достижения этих задач: установление органами государственной власти на уровне страны базовых принципов организации местного самоуправления, принятие программ, которые позволят поддержать органы местного самоуправления, обеспечение реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», для чего приняты иные законодательные акты в данной области.
Глава 2. Ветви власти в РФ
2.1. Законодательная ветвь власти
В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок.
Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательных правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государственной власти.
На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.
Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти: законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения; по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом; кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов[7].
Функции законодательной власти:
1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.
2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;
4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.
Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.
Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации:
Федеральное собрание.
Государственная Дума.
Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию.
Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия. Совет Федерации.
Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы).
Совет Федерации утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты.
По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.
2.2. Исполнительная ветвь власти
Систему органов государственного управления возглавляют центральные органы федеральной исполнительной власти: Правительство РФ, министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.
Согласно 110-й статье Конституции России, Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.
В результате административной реформы 2004 уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение[8].
Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.