ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Приобретение учебных материалов или печатных изданий. Наименование издания и количество.
Почтовые и иные коммуникационные расходы. Необходимо показать расчет по месяцам и объему пересылки. Если предусматриваются средства на использование электронной почты и Интернет, то необходимо предоставить прайс-лист провайдера.
Банковские услуги. Указывается процент от суммы гранта в соответствии с договором с банком. Также необходимо представить тарифы банка. Командировочные расходы. Необходимо показать, на какие поездки, и для каких участников проекта требуются средства. Стоимость проезда и проживания рассчитывается на основании фактической собранной информации, размер суточных определяется организацией самостоятельно на основании учетной политики. Если размер суточных превышает российские нормы, нужно учесть налоги с превышения норм суточных. Оборудование. Большинство грантодающих организаций финансирует приобретение стандартного офисного оборудования, к которому относятся компьютер, принтер, факс, копировальный аппарат, сканер, телефон, модем. Эти требования обычно присутствуют в стандартном пакете документов для грантозаявителей. Если таких ограничений нет, и у организации существует потребность в покупке магнитофона, телевизора и т.д., все будет зависеть от того, насколько аргументировано и обосновано это в тексте заявки. Иногда фонды устанавливают процент или максимальную сумму для данной статьи или требования по стране-изготовителю.
Примерный перечень расходов и расходов в разделе "Основные прямые расходы"
1) Оплата помещения = оплата аренды офиса (площадь помещения X стоимость кв.м. в год) оплата коммунальных услуг + оплата аренды земельного участка + налог на добавленную стоимость + инфляция.
176
2)Командировочные и транспортные расходы = цена билетов на транспортные средства + суточные + проживание в гостинице + визовая поддержка + инфляция.
3)Аренда или покупка оборудования = стоимость аренды/оборудования + материалы (канцтовары, расходные материалы, бумага) + стоимость комплектующих + стоимость ремонта (если нет гарантии);
4)Расходные материалы, т.е. суммарное выражение потребности в канцелярских принадлежностях, бумаге и т.д. в год.
5)Связь:
•телефон = абонентская плата в год + стоимость междугородних переговоров с основными абонентами в рамках проекта (мин, в год);
•электронная почта = стоимость поддержания электронного адреса + оплата условных единиц по тарифу;
•почтовые расходы = стоимость конвертов + стоимость почтовых услуг (заказные письма, бандероли н т. д.)
6)Отчет: оплата редактирования + оплата перевода + оплата печати + публикации (с указанием количества страниц и тиража) + изготовление видеопродукции и пр.; 7. Административные расходы = представительские расходы (обычно не
более 5-15% от общей стоимости проекта).
3. Непрямые расходы
Непрямые расходы - все расходы, которые не могут быть отнесены к предыдущим разделам.
Это могут быть накладные расходы и непредвиденные расходы. Часто уровень таких расходов определяется как процент от стоимости проекта или от всех прямых расходов.
Бюджет лучше представить в виде таблицы с постатейной расшифровкой содержания. Бюджет составляется самым подробным
177
образом (например, к расчету оплаты труда: $200 * 2 чел. * 3 мес. * 50% = $600; налоги на фонд заработной платы: $600 * 40% = $240, и так - по каждой статье расходов), содержать точную информацию о стоимости того или иного шага, приобретенного товара и пр. Для обоснования можно поместить в приложение прайс-листы из магазина или ксерокопии сообщений о стоимости товаров/услуг из рекламного журнала. В бюджете указывается, какой вклад делает сам заявитель: это могут быть деньги, предоставляемое помещение, используемое оборудование, стоимость труда добровольцев и т.д., но все должно быть указано в денежном выражении.
Нужно внимательно изучать условия конкурса, поскольку не все фонды финансируют любые статьи расходов. В конце бюджета подсчитываются: общая стоимость проекта, ваше софинансирование, в том числе средства из других источников, и сумма, запрашиваемая у фонда.
В пояснениях к бюджету дается толкование всего, что необходимо, чтобы эксперт фонда мог понять любую статью расходов: описание должностных обязанностей сотрудников по проекту и/или их краткую биографию с указанием квалификации; те или иные цены; кто еще предоставляет средства на проект и т.д.
Раздел «Бюджет» составляется после написания самого проекта. Для его составления необходимо собрать всю необходимую информацию: стоимость оборудования, размер гонорара, если проектом предусматриваются командировки, то проезда, проживания в том городе, куда отправляется специалист, стоимость аренды и канцелярских товаров, услуг и т.д. Если Вы не можете дать точную стоимость, или не уверены, что она не изменится к моменту начала работы по проекту, укажите приблизительную и объясните, каким образом произведен расчет. Определите временные рамки бюджета. Шаг за шагом покажите, как будут использоваться средства на протяжении реализации проекта. Учитывайте
178
возможные последствия инфляции и задержки с выплатой средств. Необходимо указать другие источники финансирования и вклад НКО. Просчитайте труд добровольцев, средства и услуги, которые Ваша организация или другая предоставляет бесплатно. Это все представляет собой расходы, которые организация бы несла, если бы они не предоставлялись бесплатно. Бюджет составляется обычно в долларах США или другой валюте, в зависимости от страны, которая предоставляет финансирование. Бюджет отражает программную деятельность, его нельзя рассматривать отдельно от текста заявки. Если в бюджете предусмотрено большое количество поездок, приобретение дорогостоящего оборудования, и т.д. - это всего лишь отражение того, что обосновано и аргументировано в тексте заявки. Полноценная заявка должна приводить содержание к бюджету, а не наоборот. Если в заявке приведены все обоснования по привлечению дорогостоящей техники, бюджет это будет отражать.
Особое внимание эксперты обращают на то, насколько точно в заявке определяются затраты на те или иные виды деятельности. Не являются ли статьи чрезмерно "раздутыми", т.е. завышенными. Эффективен ли проект с точки зрения расходования финансовых средств. Если привлекается специалист из другого региона или города (например, Москвы) нужно обосновать - почему не местный, если приглашаются местные специалисты, соответствует ли заработная плата среднему уровню в регионе, если нет объяснить, на основании каких расчетов определена сумма. Если проект направлен на апробирование новых технологий и созданий моделей, какова будет себестоимость услуги, мероприятия. То, как используются организацией различные коэффициенты расходов (нормы суточных, средняя стоимость аренды помещения, гонорары специалистам, стоимость материалов и оборудования), свидетельствует о профессионализме организации, подающей заявку.
В бюджете важны аккуратность расчета, приведение обоснований, аргументов, подтверждающих документов, в то же время не следует
179
"перегружать" бюджет деталями, предлагая такую степень прогнозирования расходов, которая не может быть выполнена. Это тоже показатель нереалистичного бюджета.
Наиболее распространенная ошибка НКО при составлении бюджета - несоответствие бюджета программной части, слишком затратная часть и неравномерность распределения расходов.
Комментарии к бюджету. Описание статей расхода по бюджету должно включать подробное объяснение предполагаемых затрат. Зарплата основных исполнителей и консультантов проекта должна соответствовать резюме, профессиональному уровню и объему занятости по проекту. Если в рамках деятельности планируются командировки, необходимо объяснить количество и продолжительность. Стоимость аренды помещения должна включать стоимость арендной платы за квадратный метр и указание общего метража арендуемого помещения. Затраты на проведение мероприятий должны быть указаны из расчета стоимости на 1 участника. Если приобретается фотопленка, видеокассеты или любой другой товар, необходимо обосновать количество, стоимость и объяснить, для реализации какой части проекта, или какого вида деятельности они нужны организации.
Критерии оценки бюджета:
1)четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников.
2)Соответствует описательной части заявки.
3)Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.
4)Подробен.
5)Включает все статьи, финансируемые донором.
6)Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
180
7)Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
8)Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.
9)Включает оплату консультантов и других работников по контракту.
10)Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.
11)Включает все непрямые расходы, если нужно.
12)Учитывает текущий уровень инфляции.
Дальнейшее финансирование проекта. Обычно грантодающие организации изначально хотят получить гарантию того, что деятельность по проекту, который они поддержали, будет продолжена и по завершении финансирования. Для этого организация должна представить разработанный и реалистичный, учитывая ситуацию в стране, план. В нем, в общих чертах, должно быть описано может ли быть продолжена деятельность в том же направлении по завершении гранта, как она будет обеспечена с финансовой точки зрения, каким образом предполагается использовать достижения и знания, полученные в ходе реализации проекта, как будет развиваться программа дальше. Если у организации есть определенные договоренности, соглашения с организациями, структурам на продолжение деятельности, то их следует перечислить.
Если проектом не предполагается продолжения деятельности по завершении проекта, нужно показать, как будут использованы знания, опыт, как изменившаяся ситуация повлияет на группу благополучателей и т.д.
181
ЛЕКЦИЯ 12. ЭКСПЕРТИЗА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Любой фонд или грантодающая организация будет внимательно изучать заявку: как организация поставила цель и сформулировала задачи проекта, насколько сама НКО и ее деятельность соответствуют деятельности, заявленной в проекте. Доноры ожидают увидеть логическую связь между деятельностью и проблемой. То, насколько реалистично организация определила проблему, доказывает состоятельность НКО, а данные исследований - умение разрабатывать программы на основе анализа ситуации и потребностей. Особое внимание грантодающие организации уделяют рассмотрению резюме и информации об исполнителях проекта. Успешный проект требует компетентности людей для его воплощения в жизнь.
Причины отклонения заявок фондами. Как правило, около 90%,
всех заявок на финансирование отклоняется грантодателями.
Основные причины:
1.Подающий заявку не выяснил, как правильно обращаться в фонды и часто даже не выяснил, подходит ли фонд для финансирования данного проекта. Поиск фондов требует времени и труда. Поиск фондов заключается не в том, чтобы найти один фонд и обращаться в него, и только в него каждый раз, когда Вам необходимо финансирование (конечно, возможно грантодатель сам хочет, чтобы Вы обращались только к нему). Найдите по крайней мере пять-десять потенциальных грантодателей, интересы которых совпадают с интересами Вашей организации или проекта.
2.Тщательно обдумайте свой проект, взвесьте все. Например, если Вы будете сотрудничать с другой организацией в Вашей стране или за рубежом, даст ли это Вам возможность обратиться к большему числу потенциальных грантодателей.
182
3.Если Вы уже дважды получили финансирование в одном и том же фонде в одной и той же области, не обращайтесь в этот фонд снова (бывает, однако, грантодатель согласен выделять Вам гранты несколько лет подряд). Некоторые фонды не выделяют гранты одной и той же организации дважды. Если это верно в Вашем случае - начинайте искать нового грантодателя, с новыми идеями, большим объемом финансирования, более долгосрочными грантами и т.д.
4.Точно определитесь с областью финансирования. Обращайтесь в фонды, работающие на Вашу страну или регион.
5.Не просите финансирования больше, чем грантодатель обычно выделяет.
Помните, что Вы нужны грантодателям, к которым Вы обращаетесь, в такой же степени, в какой они нужны Вам. Фонды ищут небольшие, недавно образовавшиеся организации, полные новых идей, энергии, имеющие новые проекты. Фонды хотят, чтобы Ваше предложение было сделано не наспех, а обстоятельно.
Чтобы еще лучше понять, как составлять заявки на гранты в международные фонды, работающие в России, необходимо знание процесса рассмотрения заявок. Обычно процесс выглядит следующим образом. Поданная заявка попадает к грант-менеджеру фонда, который оценивает формальные критерии (полнота и достоверность сведений, реалистичность проекта, соответствие целям и задачам фонда, правильность составления сметы и т.д.). Грант-менеджер наш соотечественник и понимает, что наиболее актуально и выполнимо для России, но, с одной стороны, он находится в зависимости от текущих программных установок (в том числе, "западного" понимания наших потребностей), а с другой, как правило, не является экспертом в Вашей области. Если грант-менеджер принимает заявку, она направляется независимым экспертам по Вашему направлению. Каждая заявка, прошедшая регистрацию по формальным признакам
183