ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 664
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи психологии развития.
3. Специфика методов психологии развития.
5. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации.
6. Научение. Виды научения (Скинер, Бандура, Халл)
7.Запечатление (Лоренц). Сенсибильность. Критические и сензитивные периоды.
8. Социализация. Модели социализации.
9. Понятия направления, теории, модели в науке.
11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
12. Общая хар-ка теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
13. Отход от классического бихевиоризма (теория Сирса).
14. А. Бандура и теория соц. Обучения.
15. Классический психоанализ Фрейда и его трактовка стадий развития.
16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.
17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж. Пиаже.
18. Теория морального развития л. Колберга.
19. Теория развития умений к. Фишера.
20. Культурно-историческая теория Выготского.
21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
22. Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
23. Модель развития общения Лисиной.
24. Модель развития личности Божович.
25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
26. Антиравновесная теория Ригеля.
27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
28. Психологическая теория развития деятельности Лернера, основные положения его теории.
29. Системные теории развития.
31. Механизм интериоризации психической функции.
32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
34. Понятие периодизации. Выготский о критериях периодизации психического развития.
35. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.
36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
37. Попытки построения системной периодизации психического развития (Слободчиков, Карандашев).
38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.
43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
48. Специфика развития речи в раннем детстве.
49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
56. Специфика детского мировозрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
2. Интеллектуальная готовность.
62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте.
64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
65. Развитие личности младшего школьника.
67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
68. Кризис подросткового возраста.
70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
74. Развитие личности подростка.
75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
79. Развитие интеллектуальной сферы юношеском возрасте.
80. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.
81.Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте.
82. Теории развития взрослого человека.
83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
90. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
95. Старческий возраст. Причины и факторы, влияющие на процессы старения.
96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
99. Особенности личности пожилого человека. Типы старения.
100. Инволютивное развитие личности: нарушение развития детей.
101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей.
С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника.
Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления.
Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.
73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
Эффективная сфера - совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. «Подростковый комплекс» эмоциональности Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.
74. Развитие личности подростка.
Подростковый возраст является наиболее трудным для воспитания и обучения. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости, который связан переменой психики.
Двигающими силами развития подростка являются противоречия между новыми потребностями и способностью их удовлетворения, а также между возрастающими требованиями со стороны взрослых, коллектива, общества.
Решаются эти противоречия с помощью формирования высшего уровня психического развития, видов деятельности, других качеств личности. В результате подросток становится на более высокую ступень своего развития.
Грани подросткового возраста приблизительно совпадают с обучением в 5–9ом классах средней школы, за это время ребенок становится почти взрослым. Трудности этого периода характеризуют его как переходный, трудный, возраст.
Главный фактор развития личности подростка — это собственная социальная активность, которая направлена на вхождение в взрослый мир.
Перестройка эндокринной системы вполне может стать причиной раздражительности подростка, его неуравновешенности, периодической апатии и вялости. А с возникновением заинтересованности к противоположному полу, переживания могут возрастать.
В старших классах возникают смешанные компании, а общение выходит за рамки школы, иногда это зачастую отодвигает учение и другие дела на задний план. При этом выделяются две тенденции: к деятельности и общению со сверстниками, желанию быть уважаемым, принятым. Очень тяжело переживаются разрушение дружбы, неблагополучие в отношениях.
Серьезные изменения происходят в отношениях со взрослыми (учителями, родителями). Подросток сопротивляется настоятельным требованиям взрослых, протестует против всяческой опеки, ограничения самостоятельности.
Он хочет, чтобы учитывались его интересы, мнения, которые в основном не достаточно разумны и зрелы. Старшим подросткам соответствует стремление к самовоспитанию (поведение, контроль эмоций и т.д.)
Все эти переживания дают ребенку объясняют причину проявления агрессивности к тем обстоятельствам и людям, которые показывают перед ним и остальными его несостоятельность.
Такое состояние называется аффектом неадекватности, это оказывает большое влияние на формирование их личности (направленность личности, формирование самооценки) и со временем привести к деградации. Хотя иногда аффект неадекватности может подзадорить подростка к преодолению неуспеха, овладеть нужными умениями и навыками.
75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
О мотивационной сфере подростков: то раскрытие данного вопроса следует начать с воспроизведения динамики развития мотивационной сферы ребенка на ранних этапах и выделить те новообразования, которые являются началом кардинальных изменений в мотивации подростка. При анализе мотивации подростка необходимо учитывать: биологические изменения (половое созревание), психологические изменения (осложнения в формах мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности) социальный контекст жизни подростка. Главное внимание следует обратить на изменения, касающиеся организации системы мотивов, а также последствий их большей осознанности подростками. В подростковом возрасте создается иерархическая система мотивов.
С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, они становятся более стойкими. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а такими, которые возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Возникновение косвенных потребностей делает возможным для подростка сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долговременных жизненных планов и перспектив.