ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Бертольд Брехт. Трехгрошовая опера
Песня о тщете человеческих усилий
Баллада, в которой макхит просит у всех прощения
Приложение новая солдатская песня
Новая баллада о приятной жизни
Добавление к балладе, в которой макхит
Почему два ареста макхита, а не один?
новыми постановками я смотрел интересный спектакль "Трехгрошовая опера".
Постановщик - молодой немецкий режиссер Энгель - хоть и не блеснул новыми
откровениями, но тактично сумел использовать приемы современного русского
театра" (Беседа с А. Я. Таировым. - "Жизнь искусства", 1928, Э 40, октябрь).
Началось триумфальное шествие "Трехгрошовой оперы" по сценам Германии,
а затем и многих других стран.
Назовем наиболее значительные спектакли.
Лейпциг. "Альтес театер", декабрь 1928 г. Роли исполняли: Макхита -
Роберт Мейн, Пичема - Эберхарт Зидель, Селии Пичем - Мартина Отто, Полли -
Лина Карстенс.
Мюнхен. Премьера в театре "Каммершпиле" состоялась 20 июля 1929 г.
Режиссер - Ганс Швейкарт. Спектакль пользовался настолько большим успехом,
что за четырнадцать месяцев был сыгран сто раз. Вокруг мюнхенского спектакля
разгорелась особенно интенсивная борьба в прессе. Буржуазные журналисты
неистовствовали. Вот что писал один из них в газете ."Das Tageblatt":
"Все, без исключения все, здесь растоптано, осквернено, попрано -
начиная от Библии и духовенства вплоть до полиции и вообще всех властей...
Хорошо, что при исполнении некоторых баллад, не все можно было расслышать"
("Das Tageblatt", 1929, 24 июля). Другой не скрывал своей классовой
враждебности и омерзения: "Брехт и Вейль... полны большевистской
одержимости. В этом кругу преступников и шлюх, где говорят на языке клоак,
возрождающем темные и порочные мысли, и где основу существования составляет
извращение полового инстинкта, - в этом кругу топчут все, что хотя бы в
отдаленной степени напоминает о нравственных законах, - даже Библия служит
здесь источником цитат для оправдания преступной аморальности. Вотще стали
бы мы искать в этой драматургической трясине глубоких побуждений
человеческого сердца... В заключительном хоре актеры как бешеные орут:
"Сначала хлеб, а нравственность потом"... Тьфу, черт! Нашим несчастным
артистам-каммершпильцам пришлось потерять немало времени на возню с
настоящим козлиным дерьмом. Единственным итогом их глубоко постыдной работы
было бы наше искреннее соболезнование, - если бы мы не испытывали отвращения
к этой грязной поделке" ("Reinisch-Westfalische Rundschau" 1929, 25 июня).
Им ответил блестящий поэт и публицист Курт Тухольский, заявивший в статье
"Протесты против "Трехгрошовой оперы", что на комедию Брехта нападают люди,
ненавидящие все новое, да и вообще все - "социализм, евреев, Россию,
пацифизм, отмену 218 параграфа {Отменив 218 конституции, правительство
Веймарской республики запретило аборты. (Прим. ред.)}, нападки на их
нравственность и на их коммерцию, народ, повседневную жизнь" ("Weltbuhne",
1930, 3 апреля, стр. 557).
Для постановки в Кельне текст "Трехгрошовой оперы" отредактировал сам
Конрад Аденауэр, тогдашний кельнский бургомистр, - он безуспешно стремился
приспособить пьесу к требованиям католической морали.
Спектакль в чопорно-академическом театре "Кельнер Шаушпильхаус"
поставил консервативный режиссер Альфонс Гордард. Роль Макхита исполнял
Сергиус Сакс, Пичема - Уммингер, Селии Пичем - Эльза Баумбах, Полли - Tea
Кастен, Люси - Вестерман. В 1931 г. был снят фильм "Трехгрошовая опера", для
которого, вопреки воле Брехта, написанный им сценарий был переработан и
ослаблен. В сценарном варианте Брехт дал Макхиту возвыситься до поста
директора Национального банка. Кинокомпания "Неро" отвергла эти добавления,
Брехт подал на нее в суд и, проиграв процесс, вскоре опубликовал все его
материалы, разоблачавшие пристрастных буржуазных судей.
Фильм "Трехгрошовая опера" вышел на экраны 19 февраля 1931 г. Режиссер
- Г. В. Пабст. Макхит - Рудольф Форстер, Полли - Карола Неер, Браун -
Рейнгольд Шюнцель, Пичем - Фриц Расп, Селия Пичем - Валеска Гарт. Роль
пастора Кимбла исполнял Герман Тимиг, игравший в театре во втором составе
Макхита (сменив Гаральда Паульзена). Уличным певцом был Эрнст Буш, а
проституткой Дженни - Лотта Ленья.
Близкая к Брехту современная критика считала фильм крайне неудачным.
Так, Г. Иеринг писал в рецензии 20 февраля 1931 г.: "Пьеса Брехта и Вейля во
сто раз больше звуковой фильм, чем этот монументальный окорок... Этот фильм
- это как раз то, против чего написана "Трехгрошовая опера": пышность
оформления, перегруженность... В театре: прыжок в окно, и Макхит в руках
полиции. В фильме: дальний обходной путь, беготня, лазанье по крышам,
ползанье. Все то, чему Брехт в "Трехгрошовой опере" научился у американского
кино, оказалось забытым Пабстом, который вернулся к обстоятельной,
пустопорожней театральности. Хорошо, что нам показали этот фильм. Теперь мы
знаем, чего достиг театр. Мы знаем, в каком направлении пойдет его развитие"
(Н. Ihering, Von Reinhardt bis Brecht, Band III (1930-1932), Berlin,
Aufbau-Verlag, 1961, S. 334-335).
В годы фашизма "Трехгрошовая опера" была запрещена, как и все
произведения Брехта. Даже граммофонные пластинки с исполнением баллад из
"Оперы" были уничтожены. Лишь случайно в Кельне сохранилось четыре
экземпляра пластинок, напетых упомянутыми выше Лоттой Ленья и Каролой Неер.
В Германской Демократической Республике "Трехгрошовая опера" была
поставлена к 60-летию Брехта, в сезон 1957/58 г. в Мейнингенском театре
(режиссер - Фриц Бенневиц, художник - Вилли Релинг). Спектакль пользовался
большим успехом.
Назовем несколько значительных послевоенных постановок "Трехгрошовой
оперы" в Германии.
Берлин, театр им. Геббеля, 1946 г. Макхит - Губерт фон Мейринк, Люси -
Рома Бан, Полли - Рева Хольсей, Браун - Ганс Лейбельт, Пичем - Иозеф Зибер,
Селия Пичем - Кате Кюль.
Как видно из этого списка, среди состава исполнителей двое из
участников премьер 1928-1929 гг. - Бан и Лейбельт.
Мюнхен, "Каммершпиле", 1949 г. Режиссер - Гарри Буквиц. В ролях:
Макхита - Ганс Альберс, Полли - Мария Никлиш. Для этой постановки Брехт
написал новый вариант сонгов, придав им актуальный антифашистский и
антиимпериалистический смысл.
Гамбург, "Каммершпиле", 1954 г. Режиссер - Ренато Мордо, художник -
Гейнц Гофман. В ролях: Макхита - Отто Кульман, Селии Пичем - знаменитая Ида
Эре, Полли - Анна Геллинг. Исполнитель Макхита, по наблюдению критика,
"довел до абсурда пожелание Брехта, чтобы воры были похожи на буржуа".
Бохум, апрель 1957 г. Режиссер - Шалла, художник - Макс Фриче, костюмы
- Тереза ван Треек. В ролях: Макхита - Ганс Мессемер, Полли - Розель Шефер,
Пичема - Петер Пробст, Селии Пичем - Труде Хайек, Брауна - Манфред Гейдман.
Этот спектакль, яркий и неожиданный по оформлению, блистательный по игре
актеров, имел большой успех как в Германии, так и во Франции, где театр
гастролировал весной 1957 г. Характерно, что правительство ФРГ отказалось
помочь театру субсидией, заявив, что пьеса Брехта в настоящее время не
представляет интереса, - это заявление вызвало бурный протест в немецкой
демократической печати.
В ГДР "Трехгрошовая опера" играется охотно как профессиональными
театрами, так и самодеятельными коллективами. За последние годы ее поставили
театры следующих городов: Дрезден (1958), Мейнинген (1958/59), Эрфурт
(1968), Росток, Лейпциг (1959/60), Берлин (1960/62) Герлиц (1961), Веймар
(1961), Магдебург, Веймар, Потсдам, Плауен (1962).
"Трехгрошовая опера" была поставлена во множестве театров и за
пределами Германии. Ниже приводится лишь несколько стран. Франция. В 1929 г.
в "Театр Монпарнас" Гастон Бати поставил "Трехгрошовую оперу", придав всему
спектаклю мистический колорит. Да и текст был смягчен в переводе Мопре,
привыкшего переводить оперетты Легара. В 1937 г. - в "Театр де л'Этуаль";
режиссер - Ауфрихт, художник - Эжен Берман; в ролях: Макхита - Раймон Рулло,
Селии Ничем - известная эстрадная певица Иветта Гильбер. Несмотря на участие
самого Брехта, приехавшего из Швеции, спектакль не удался. В третий раз
"Олера" была поставлена в "Театр де л'Ампир" как банальная оперетта.
Единственным выдающимся актерским достижением было исполнение роли Селии
Пичем Франсуазой Розэй. Роль Полли исполняла певица итальянской школы Чутти,
а Макхита играл Поль Перес, который, по отзывам рецензентов, был больше
похож на графа Люксембургского, чем на героя брехтовской пьесы.
Режиссер Андрей Андреев поставил в 1931 г. французский вариант фильма
"Трехгрошовая опера", использовав павильоны и декорации, в которых снимал
свою ленту Пабст. Макхита играл Альбер Прежан, Полли - Одетта Флорель.
Италия. В 1955 г. Джорджио Штрелер при участии известного немецкого
художника Тео Отто поставил в Риме "Оперу", в ролях которой выступали: Тино
Карраро - Макхит, Мария Бонфильи - Полли. По мнению критики, исполнители
впали в карикатурность, не поднявшись до брехтовской сатиры. В 1958 г.
состоялась премьера в Милане, для которой Брехт написал специальный пролог и
новый заключительный хорал. Этим спектаклем Брехт был очень доволен и считал
его наиболее адекватным пьесе после берлинского.
Англия. Подлинный успех "Трехгрошовая опера" имела в 1956 г., когда ее
поставил "Ройял Коурт Тиэтр". В этом спектакле участвовали: англичане Билл
Оуз - Макхит, Дафне Андерсон - Полли, француженка Мари Ремюза - Дженни,
немец Польман - Пичем. Художником был Каспар Неер, режиссером - Сэм
Венемекер.
Польша. Режиссером "Оперы" в начале тридцатых годов здесь выступил Леон
Шиллер. В 1958 г. спектакль был возобновлен - его поставил ученик Брехта,
молодой режиссер Конрад Свинярский, проходивший практику в "Берлинском
ансамбле". В 1955 г. "Трехгрошовую оперу" с успехом играли во Вроцлаве
(режиссер Якоб Ротбаум).
Чехословакия. В 1934 г. "Трехгрошовую оперу" поставил Эмиль Франтишек
Буриан, знаменитый основатель театра "Д-34". Спектакль пользовался огромным
успехом. Буриан изменил финал пьесы и ввел новый персонаж - уличного певца,
выступающего в роли критика как пьесы, так и самого общества. Буриан
использовал в этой постановке свой принцип вмешательства Ведущего в ход
действия, а также ввел выступление хора в финале спектакля. Через двадцать
лет после первой постановки театр "Д-34" вернулся к "Трехгрошовой опере",
усилив ее критическую направленность. Пьеса, поставленная в 1956 г., была
снова значительно пересмотрена и обработана Бурианом. Режиссером спектакля
1956 г. выступил Буриан, художником - Зденек Россман. Главные роли
исполняли: Макхита - Отакар Броусек, Пичема - Карел Линц, Селии Пичем -
Зузана Кочова, Полли - Виола Зинкова, Брауна - Феиикс Ле Бре, Люси - Либуше
Гавелкова, Дженни - Ружена Похова, Ведущего - Иозеф Козак, Уличного певца -
Франтишек Голар.
Советский Союз. Выше приводился отзыв А. Я. Таирова о берлинском
спектакле. Год спустя, летом 1929 г., А. Таиров начал работу над
"Трехгрошовой оперой" в руководимом им Московском Камерном театре. Замысел
спектакля отчетливо сформулирован Таировым в статье "Пути Камерного театра":
"Новая постановка "Трехгрошовой оперетты" Брехта - Вейля продолжает нашу
линию музыкально-сатирической буффонады. Основной сатирический стержень
пьесы заключается в том, что бандиты на большой дороге и бандиты,
восседающие в роскошных хоромах и бюро, - по существу, идентичны и
отличаются главным образом костюмом и манерой держать себя. На этой основе
развивается стремительное действие, неизбежно рождающее ряд самых
неожиданных квипрокво, являющихся комическими углами спектакля" ("Новый
зритель", 1929, 8 сентября).
Премьера состоялась в конце января 1930 г. Спектакль ставили А. Таиров
и Л. Лукьянов, оформляли художники братья Стенберги. Роли исполняли: Макхита
- Ю. Хмельницкий, Пичема - Л. Фенин, Селии Пичем - Е. Уварова, Полли - Л.
Назарова, Дженни - Н. Ефрон, Люси - Е. Толубеева, Брауна - И. Аркадии.
Зритель горячо принимал яркий, талантливый спектакль, тогда как
некоторые театральные критики выражали недовольство и недоумение. Отдельные
статьи свидетельствовали об эстетической узости и своеобразном сектантстве.
Так, С. Чемоданов писал: "...Зрителю показывается "дно" современного
Лондона: воры, мошенники, проститутки. Тут же представители власти и церкви,