ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Бертольд Брехт. Трехгрошовая опера
Песня о тщете человеческих усилий
Баллада, в которой макхит просит у всех прощения
Приложение новая солдатская песня
Новая баллада о приятной жизни
Добавление к балладе, в которой макхит
Почему два ареста макхита, а не один?
Во всяком случае, исполнитель роли Макхита ни в коем случае не должен
брать за исходную точку его образа эти посещения публичного дома. Они - не
больше чем одно из многих иррациональных проявлений буржуазной стихии.
Свои сексуальные потребности Макхит, естественно, охотнее всего
удовлетворяет там, где это можно совместить с радостями домашнего уюта, -
следовательно, с женщинами, в известной мере обеспеченными. Женитьба как бы
страхует его предприятие. По роду своих занятий он вынужден время от времени
отлучаться из столицы, а это беспокоит его лишь постольку, поскольку его
служащие совершенно ненадежны. Заглядывая в будущее, он видит себя отнюдь не
на виселице, а где-нибудь возле уютного и при этом своего собственного
пруда, с удочкой в руках.
Шеф полиции Браун - явление в высшей степени современное. В нем
совмещаются два лица: одно - для частной жизни, другое - для службы. Он
живет не вопреки, а благодаря этому раздвоению. И вместе с ним благодаря
этому раздвоению живет все общество. Как частное лицо он никогда не совершал
бы поступков, которые как чиновник считает своей обязанностью. Как частное
лицо он и мухи бы не обидел. Да и не пришлось бы ему никого обижать...
Любовь его к Макхиту, следовательно, совершенно искренна, и известные
материальные выгоды, которые она дает Брауну, не должны ставить эту любовь
под сомнение: в том-то и дело, что жизнь пачкает все на свете...
Указания актерам
Что касается подачи материала, то зрителя не нужно заставлять
"вживаться" в него. Просто между зрителем и актером устанавливается контакт,
и при всей своей отчужденности и отдаленности от зрителя актер, в конечном
счете, обращается непосредственно к нему. При этом актер должен рассказать
зрителю о данном персонаже больше, чем "написано в его роли". Конечно, актер
должен найти тот тон, который наиболее удобен для событий, входящих в фабулу
пьесы. Однако он обязан иметь в виду и события, не входящие в фабулу, то
есть работать не только на фабулу. Например, в любовной сцене с Макхитом
Полли не только возлюбленная Макхита, но и дочь Пичема; и не только дочь, но
и служащая своего отца. В основе ее отношения к зрителю должна лежать ее
критика общепринятых представлений о невестах разбойников и купеческих
дочерях и т. п.
1. Не следует изображать этих бандитов шайкой апашей, которые слоняются
по злачным местам и с которыми порядочный человек и кружки пива не выпьет.
Это спокойные люди, иные из них даже склонны к полноте. Вне сферы своих
деловых интересов все они как один - люди вполне обходительные. (Стр. 177).
2. Актеры могут показать здесь полезность буржуазных добродетелей и
тесную связь между сердечностью и плутовством. (Стр. 177).
3. Нужно показать, какая глубокая бесцеремонность требуется от
человека, если он хочет создать условия, в которых возможно вести себя так,
как подобает (в данном случае - как подобает жениху). (Стр. 178).
4. Выставить невесту напоказ, подчеркнуть ее пышные формы. Сейчас она
окончательно забронирована за женихом. Показать, что, хотя предложение уже
исчерпано, спрос еще существует. Невеста вызывает всеобщее вожделение,
жених, так сказать, "обошел" конкурентов. Речь идет, таким образом, о чисто
театральном эффекте. Показать также, что невеста очень мало ест. Часто
видишь, как хрупкое, небесное создание уписывает в один присест целую курицу
или целую рыбу. Невесты никогда так не поступают. (Стр. 179).
5. Показывая заведение Пичема, актеры не должны чрезмерно заботиться об
обычном д_в_и_ж_е_н_и_и д_е_й_с_т_в_и_я. Но, конечно, зрителю нужно дать не
антураж, а события, поступки. Актер, играющий одного из нищих, должен так
выбирать подходящий протез (он осматривает одну деревяшку, потом другую,
потом снова возвращается к первой), чтобы ради одной этой сцены людям
захотелось еще раз прийти в театр. Пускай они и придут как раз к ее началу:
почему не поставить на заднем плане щит с ее заглавием? (Стр. 194).
6. Очень желательно, чтобы Полли Пичем была воспринята зрителем как
добродетельная и привлекательная девушка. Если во второй сцене она доказала,
что способна на чуждую всякого расчета любовь, то здесь она демонстрирует ту
практичность, без которой эта любовь показалась бы простым легкомыслием.
(Стр. 201).
7. Никто не мешает этим дамам пользоваться их средствами производства.
Но именно поэтому у зрителя не должно создаваться впечатления, что они
свободны. Им демократия не предоставляет той свободы, которую она
предоставляет каждому, чьи средства производства могут быть отняты. (Стр.
206).
8. Исполнители роли Макхита, без всяких затруднений изображающие его
отчаянную борьбу за жизнь, обычно отказываются петь третью строфу.
Трагической интерпретации половой проблемы они, разумеется, не отвергли бы.
Но в наше время эта проблема относится, несомненно, к области комической,
ибо половая жизнь находится в противоречии с общественной жизнью. Это
противоречие комично потому, что оно исторично, то есть может быть разрешено
другим общественным строем. Поэтому данную балладу нужно исполнять на
комический лад. Изображение половой жизни на сцене очень важно уже потому,
что здесь сразу выступает наружу некий примитивный материализм.
Искусственный и преходящий характер всех общественных надстроек сразу
становится очевиден. (Стр. 208).
9. Эта баллада, как и другие баллады "Трехгрршовой оперы", содержит
несколько стихов Франсуа Вийона в переводе К. Л. Аммера. Актеру полезно
познакомиться с аммеровским переводом, чтобы понять разницу между балладой
для чтения и балладой для пения. (Стр. 212).
10. Эта сцена вставлена для тех исполнительниц роли Полли Пичем,
которые обладают комедийным даром. (Стр. 231).
11. Кружа по клетке, актер, играющий Макхита, может повторить здесь все
разновидности походки, продемонстрированные им до сих пор: наглую походку
соблазнителя, неверные шаги затравленного человека, самоуверенную,
осторожную походку и т. д. Во время этой короткой сцены можно еще раз
показать все позы Макхита за те несколько дней, которые длится действие.
(Стр. 235).
12. Играя это место, актер эпического театра не станет акцентировать
смертельный страх Макхита и строить на таком акценте действие. Это значило
бы отказаться от следующего далее изображения и_с_т_и_н_н_о_й дружбы.
(Истинная дружба истинна ведь только тогда, когда она имеет свои границы.
Моральную победу обоих истинных друзей господина Макхита едва ли умаляет
позднейшее их поражение, когда они н_е с_л_и_ш_к_о_м торопятся расстаться со
своими средствами к существованию ради спасения своего друга.) (Стр. 236).
13. Может быть, актер изыщет способ показать здесь следующее: у Макхита
создалось совершенно верное впечатление, что в данном случае допущена
вопиющая юридическая ошибка. В самом деле, ведь если бы б_а_н_д_и_т_ы
оказывались жертвами юстиции чаще, чем это имеет место, юстиция окончательно
лишилась бы своего авторитета! (Стр. 239).
Об исполнении "сонгов"
Исполняя "сонги", актер меняет свою функцию. Нет отвратительнее
зрелища, чем актер, притворяющийся, будто он не замечает, что покинул почву
обыденной, прозаической речи и уже поет. Существуют три плоскости: обыденная
речь, торжественная речь и пение. Эти плоскости необходимо отделять друг от
друга. Торжественная речь ни в коем случае не должна быть приподнятой
обыденной речью, а пение - приподнятой торжественной речью. Следовательно,
пение включается в действие вовсе не потому, что от избытка чувств не
хватает слов. Актер должен не только петь, но и изображать поющего человека.
Он не акцентирует эмоционального содержания своей песни (можно ли предложить
другому кушанье, которое ты уже съел сам?), а демонстрирует жесты,
являющиеся, так сказать, обычаями и нравами тела. Поэтому, репетируя, лучше
всего пользоваться не словами текста, а ходячими, вульгарными оборотами,
выражающими примерно то же самое, но развязным, обиходным языком. Что
касается мелодии, то ей не нужно следовать слепо: существует манера
говорить, вопреки музыке, дающая подчас очень большой эффект. Секрет этого
эффекта - упорная, не считающаяся с музыкой и ритмом, неподкупная трезвость.
Если же речь актера входит в русло мелодии, это должно восприниматься как
событие. Чтобы подчеркнуть это, актер может намеренно не скрывать от публики
удовольствия, доставляемого ему мелодией. Актер только выиграет, если во
время его пения публике будут видны музыканты или если ему разрешат
проделать некоторые приготовления к пению на глазах у зрителя (скажем,
подвинуть стул, нарочно подгримироваться и т. п.). Особенно важно в пении,
чтобы "показывающий показывал себя".
Почему два ареста макхита, а не один?
С точки зрения немецкой псевдоклассики первая сцена в тюрьме -
о_т_т_я_ж_к_а, с нашей же точки зрения - пример примитивной эпической формы.
Эту сцену действительно можно назвать оттяжкой, если, следуя правилу чисто
динамической драмы, отстаивать примат идеи и подводить зрителя ко все более
и более ясной для него цели - в данном случае к с_м_е_р_т_и г_е_р_о_я, -
если, так сказать, создавать каждым новым предложением все больший и больший
спрос и, добиваясь от зрителя максимума эмоционального участия - чувства