Файл: 5_КУЛЬТУРА современная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 798

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже в начале ХХ века авангардная роль в развитии современной культуры начинает переходить к изобразительному искусству и кинематографу. Если на заре индустриальной эпохи отчетливо проявилась воля индивида к культуре, то с ее утверждением он испытывает все более активную «неудовлетворенность культурой», а позднее приходит к идее отрицания приоритетной роли культуры в жизни человека. Мир культуры утрачивает свою суверенность. Наука, мораль, искусство, справедливость, духовность-все то, что связывалось в сознании «современного человека» до этого момента с понятием «культуры»,начинают рассматриваться лишь как проявление «собственно жизненных, имманентных ценностей».54

Главной причиной столь кардинальной переориентации культурного сознания, как об этом уже говорилось выше, была невозможность, в условиях развитого индустриального общества, культурной самореализации « новой индивидуальности».Типичными представителями этого типа личности стали люди принадлежащие к т.н.»среднему классу»,В нее входили те кто занимал между «бедными и богатыми»,К этому социальному слою относилась значительная часть квалифицированных работников промышленности и умственного труда, средств массовой информации и шоу бизнеса, управленцы.

Начиная с 20-х годов ХХ века в США.а затем и в развитых индустриальных странах численность относящихся к этому классу людей непрерывно растет, Одновременно складывается образ жизни и менталитет этой социальной группы, а вместе с ним обнаруживаются и ее собственные культурные притязания.

Так создаются предпосылки для возникновения того, что принято обозначать термином «массовая культура».Содержание ,вкладываемое в него, изменялось в соответствии со сменой культурных стилей и сопутствующей им моде. Первым из таких стилей сталстиль модерн, зародившийся в концеXIXвека в среде богемной художественной интеллигенции и первоначально никак не связанный с, появившейся позднее, массовой культурой.

Модернизм

В поисках «новых областей творчества духа»

от самореализации индивида к «безграничному воплощению» 55

Фридрих Ницше, который считается одним из общепризнанных пророков модернизма назвал современную эпоху «эпохой сравнений»,Объясняя смысл такого определения он писал: Чем менее люди связаны традицией, тем сильнее становится внутреннее движение мотивов, и тем больше соответственно тому становится в свою очередь внешнее беспокойство, взаимное столкновение людских течений, полифония стремлений …Если люди воспроизводят теперь одновременно все роды художественного , то точно так же и все ступени и виды нравственности, обычаев, культур. Такая эпоха приобретает значение тем, что в ней могут быть сравниваемы и одновременно переживаемы самые различные миропонимания, нравы, культуры, -что прежде, ввиду всегда локализованного господства каждой культуры, было невозможно, подобно тому как и все роды художественного стиля были связаны известным местом и временем.» .56


Мы привели столь длинную выдержку из одного из главных сочинений философа « Человеческое слишком человеческое» по той причине, что трудно найти более точное определение модернистского понимания современной культуры- понимания, которое не утратило своей актуальности и в наши дни. В центре внимания этого понимания стоит проблема стиля. Модернизм, как явление культуры это прежде всего стиль, точнее говоря совокупность различных стилей. Он рождается как стиль и «умирает».как только этот способ организации культуры исчерпывает себя, что происходит с неизбежностью тогда, когда он зародившийся как «новый стиль» приобретает, в ходе своей исторической эволюции, характер новой «классики».

Модернизм, как особая форма мировидения, миропонимания и особого образа жизни имел, как и реализм своим непосредственным предшественником имел романтизм, но был наиболее тесно связан с идеями раннего и зрелого романтизма, для которого были характерно идее развития и принцип у историзм, то модернизм обращался прежде всего к наследию поздних романтиков в творчестве и мировоззрепнии которых были сильны идеи символизма, мистики, аппеляция не к традицонному историзму, а к предыстории Им было свойственно искать «сродство» настоящего и архаического, «узнавать» «будущую современность» не в «классическом»,а в «варварском».В формировании такого взгляда на историю вообще и культуры в частности модернисты опирались на философию Ницше, создавшего в своем произведении "«Так говорил Заратустра»,впечатляющий образ пророка-разрушителя традиционной культуры и провозвестника культуры будущего. Развивая свою, современную концепцию культуры Ницше вначале опирался на идеи Гёте и Романтиков, а затем испытал сильное влияние А.Шопенгауэра- философа, создавшего учение о мире, как воле и представлении .Это философское учение благодаря тому, что Ницше наполнил его глубоким культурным смыслом, оказало огромное влияние на формирование, во второй половине ХIХ начале ХХ века европейского культурного сознания и на формирование идеологии и практики модернизма.То, что Шопенгауэр называл «волей» -это слепой, неудержимый порыв, составляющий первооснову жизни, которая предстает, как непрерывный процесс изменения времени, пространства, причинности, а посредством их и индивидуализации. «Индивид для нее (воли к жизни Г.П.) не имеет никакой ценности и не может ее иметь, так как царство природы это бесконечное время, бесконечное пространство и в них бесконечное число возможных особей; поэтому она всегда готова пожертвовать индивидом ,и он…подвержен гибели…изначально обречен на нее и самой природой…формой проявления воли, т.е. формой57жизни или реальности, служит...тольконастоящее-не будущее и не прошедшее: последнее находится только в понятии, существует только в связи познания,…»58прошлое и настоящее для человека всего лишь грёза, фантазия, а не реальность. Соответственно этому реальное современное значение может иметь лишь культура ориентированная на «настоящее воспринимоемое, как спонтанный, неконтролируемый и рационально не познаваемый жизненный поток в котором, индивид всего лишь одна из форм проявления «воли к жизни»,а его жизнь-процесс непрерывно сменяющих друг друга состоянии, среди, которых реальную жизненную ценность имеет то из них в, котором пребывает индивид в настоящий момент .Перед бесконечной огромностью мира в пространстве и времени «индивид ничтожен»59и поэтому всякое непосредственное соприкосновение с жизнью способно доставить ему лишь страдание(здесь Шопенгауэр ссылается на «Упанишады»,объявляя эту их идею «высшей мудростью»).У индивида есть только единственный выход преодолеть свое «ничтожество».Он связан с использованием присущей, каждому человеку по его природе творческой способностю. В наивысшей степени ею наделен только гений, только он способен подняться над «повседневностью»,которая «абсурдна и с помощью фантазии, интуитивно «видеть в вещах не то, что природа действительно создала, а то, что она пыталась создать, но чего не достигла…гений дальнозорок: он прозревает в сущность вещей, но не видит целые эпохи, постигает сущность человека, но не видит того, что делается рядом с ним, совершенно не знает людей.»60


Гений превращает то, что для обычного индивида является всего лишь драмой его повседневной жизни или грёзой, фантазией о жизни прошлой или будущей в некую новую, высшую идеальную «сверхреальность».

Вторая половина XIXи начало ХХ века проходит под знаком повсеместного увлечения европейской интеллигенцией этими идеями Шопенгауэра.

Этим идеям Шопенгауэра, его последователь Фридрих Ницше и придал характер законченной философии культуры суть, которой сам же выразил

в афоризме: «Подарите мне жизнь, а я уж создам вам из нее культуру!»61

Все основные формы модернизма от «стиля модерн» и «авангарда» до «постмодерна » , в той или иной форме, следуют принципу выраженному в этой формуле.

Импрессионизм как переходная стилевая форма

Первой, в значительной степени стихийной и спонтанной попыткой создать современный, отличный от классического, стиль эпохи был предпринят в 50-70 годы XIXвека во Франции художниками примкнувшими к течению, .получившему название «импрессионизм».Творчество импрессионистов, первоначально, вызывавшее резко отрицательное отношение, как художественной критики, так и широкой публики ,тем не менее, вскоре завоевало признательность и обрело сторонников и последователей во многих странах Европы. В это время Париж, бывший центром импрессионистского движения превратился, для каждого современно мыслящий, или считавший себя таковым художника ,или зрителя в своего рода Мекку, посетить которую он считал своим долгом. Об универсальном значении феномена импрессионизма для культурной жизни Европы писал в своем знаменитом сочинении «Закат Европы» выдающийся немецкий философ О.Шпенглер: «Импрессионизм- это всеобъемлющее выражение мирочувствования…им пронизана вся физиогномика нашей поздней культуры. Существует импрессионистская, предумышленно и подчеркнуто преступающая оптические границы математика…Существует импрессионистская физика.»видящая» вместо тел системы точек массы, единства, предстающие просто постоянным соотношение изменяющихся действий…Существует импрессионистическая этика, трагика, логика …христианство».62

Культурное значение импрессионизма определялось прежде всего тем, что в нем впервые нашло отражение то новое видение действительности, которое сформировалось под воздействием кардинальных изменений привнесенных в жизнь и сознание человека индустриальной эпохой и прогрессом техники. На полотнах импрессионистов действительность впервые предстала как текучий, изменчивый во времени процесс. С «фотографической» точностью фиксируя мгновенные, неповторимые состояния жизненного процесса они рассматривают «краткий миг бытия, как неотъемлемую часть живого целого. Достигается это путем интуитивного отбора, «улавливания» в потоке жизненных впечатлений того «главного» мгновения, которое с предельной определенностью дает представление об «актуальной» современности. Художник импрессионист следует двоякому принципу в своем творчестве : «писать только то, что видишь»,но при этом, « только, как видишь».63Не отказываясь от опыта традиционной живописи импрессионисты тем не менее стремились дополнить ее новыми выразительными средствами использование которых позволило, сделать «зримой» ту, невыразимую средствами традиционной живописи, основу жизненного процесса, которой являетсявремя .Импрессионисты разработали особый способ «техники видения»,который ближе не к художественному(картинному),а нормальному видению действительности, когда «глаз не зафиксирован в абсолютной неподвижности на одной точке»64,а меняет свое положение фиксируя мельчайшие изменения в чувственновоспринимаемоммире. Выразительность и красота зрительно воспринимаемого мира ,как таковая вот основа импрессионистской эстетики главным предметом Благодаря стилю в произведении воплощается не некийхудожественный вымысел,амысльхудожника «отслеживающая» движение «текущей повседневности» ичувствоулавливающие смену ее состояний в процессе этого движения. Поскольку такая мысль и такое чувство и есть сам человек, то создание такого импрессионистского стиля есть не, что иное , как стремление художника максимально сблизить искусство и жизнь, хотя бы и за счет отказа от приоритетного интереса как к объекту так и субъекту творчества.. Главный целью их творческих устремлений является «стиль…не основанный ни на каких объективных и ни на каких субъективных предположениях. Импрессионист занят только текучестью явлений и теми мгновениями из которых они состоят, в то время, как самые-то явления в их объективном существовании, равно как и само-то человеческое «Я» в его субъективном существовании являются только ненужными гипотезами».65Во многих произведениях импрессионистов облик видимого мира приобретает явственно ощутимый оттенок грёзы, ирреальеальности и это сближает стиль их ,реалистических в своей основе произведений с модерном. В импрессионизменовый индивидуализм, находит,свой стиль ибо стиль есть не что иное, как «логика самотождества приемов произведения.»66.


В системе культуры стильтесным образом связан смодой.«Общественные формы, одежда эстетические суждения, весь стиль человека находятся в постоянном изменении под воздействием моды»67,История импрессионизма показывает, как быстро ,то что еще вчера претендовало на стиль эпохи, завтра предстает всего лишь, как эпизод быстротекущей жизни.

Стиль модерн

В самом конце XIXвека во многих странах Европы и в США получает широкое распространение «стиль модерн»,которым открывается модернистское движение, оказавшее огромное и противоречивое воздействие на развитие современной культур. С одной стороны, оно привнесло в нее обилие новых идей в самые различные области культурной деятельности, его представители не только создали много значительных произведений, вошедших в золотой фонд современной культуры составивший ее классику. С другой , провоцировали идею создания «контркультуры»,которая во многом обусловила в ней имманентно возникавшие кризисные явления. Суть модернистской установки достаточно выразительно передает одно из высказываний художественного критика начала ХХ века: «Вещи внешнего мира видит каждый; но художник в высшем смысле слова абстрагирует из вещей внешнего мира свою собственную внутреннюю картину. Ее он изображает. Чем яснее он ее видит внутренним оком и чем шире объемлет, тем больше стиля в его изображении. Стремление к стилю есть поэтому стремление к свободе от предмета, к господству над предметом. Стиль есть нечто противоположное природе, противопоставленное природе.68В опубликованном в 1919 году эссе «Кризис духа» один из крупнейших поэт и мыслителей первой половиыXXвека Поль Валерии , характеризуя модернизм «как беспорядок ,пребывающий в совершенном состоянии» писал: «В чем же состоял этот беспорядок нашей духовной Европы? В свободном сосуществовании во всех образованных умах самых несхожих идей ,самых противоречивых принципов жизни и познания. Такова отличительная чертамодерна. »69

Модернизму предшествовала тесно связанная с ним эпоха Ар нуво. Центром из которого происходило распространения этого движения был ,породившая целый ряд стилевых форм непосредственно подготовивших переход к модернизму ими были: постимпрессионизм, символизм, неоромантизм, неоклассицизм. Их культурное значение проявилось в том, что представителями этих течений было осуществлена переоценка жанровой структуры искусства и обоснование идеи синтеза искусств, которая в дальнейшем сыграла определяющую роль как в развитии стиля модерн так модернистского движения в целом.


Стиль модерн, как особый тип искусства возник в различных городах Европы( Глазго, Барселоне, Брюсселе, Париже, Вене, Санкт- Петербурге в

конце XIXвека. Возникнув в концеXIXвека и просуществовав около 15 лет, в конце двадцатых годов ХХ века он превращается в моду и постепенно сходит на нет. «Венский сецессион»(1898) президентом, которого стал известный австрийский декоратор и художник Георг Климт. Созданный представителями этого объединения ,в который входили наряду с художниками ,архитекторами, фотографами и представители артистической богемы и венского полусвета, стиль получил широкое распространение во многих странах Европы и САСШ и вскоре превратился в моду, претендовавшую на роль некоего современного метаязыка способного в едином синтезе объединить все многообразие традиционных искусств. Основу этого стиля составило широкое использование символов и образов заимствованных из архаической эпохи, искусства Древнего мира, Средневековья и Ренессанса, которым придавалась повышенная экзальтированность, мистичность и экспрессия. Все эти разнородные образы объединялись, путем обрамления их декоративными, элементами в которых переплетались формы органической жизни: травы, цветы растения , движение вод, благодаря чему они приобретали текучий, трудноуловимый характер, образуя яркие декоративные панно. Фотографическая точность при воспроизведении совершенно различных природных форм или артефактов, физиологизм и эротизм соседствовали здесь с фантасмагорическими видениями, придававшими произведениям модерна сходство с образами сновидений. Примером подобных творений могут служить росписи Климта в городском театре Вены, знаменитые аллегорические циклы: «Философия», «Юриспруденция», «Медицина», «Бетховенский фриз, «Смерть и жизнь».

Особенно значительным был вклад модерна в архитектуру и прикладное искусство. Декоративные устремления этого стиля нашли здесь особенно значительное и масштабное воплощение. Одним из наиболее ярких и выдающихся проявлений этого стиля явилось творчество великого испанского архитектора Антонио Гауди, вершиной которого является- знаменитый «Храм Святого семейства» в Барселоне .

Великолепными образцами стиля модерн являются многие произведения выдающегося русского художника Михаила Врубеля, который с равным успехом работал в области живописи, прикладного искусства, скульптуры и архитектуры, создавая монументальные фрески и мозаичные панно, предназначавшиеся и для архитектурных сооружений.