Файл: Bilety_po_zarubezhke_Zhukov-1708.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Эпическое творчество раннего средневековья (кельтский эпос, древнегерманский эпос)

2. Общая характеристика средневековой культуры.

3. Факторы формирования средневековой культуры.

4. Героический эпос XII века.

5. Лирика провансальских трубадуров.

6. Рыцарский роман средневековья, его основные циклы.

7. Городская литература Средневековья.

8. Общая характеристика эпохи Возрождения. Раннее итальянское Возрождение

9. Творчество Данте до «Божественной комедии».

10. «Божественная комедия» Данте.

11. Творчество Петрарки.

12. Творчество Боккаччо.

Боккаччо о Данте

13. «Декамерон». Боккаччо.

14. Французское возрождение

15. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Франсуа Рабле

16. «Северное» возрождение. Реформация. Эразм Роттердамский.

17. Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса.

18. «Дон Кихот» Сервантеса.

19. Творчество Лопе де Веги.

20 .Общая характеристика английского Ренессанса:

21. Томас Мор и утопизм.

22. Общая характеристика творчества Шекспира и елизаветинской эпохи.

23. "Двенадцатая ночь"

24. «Ромео и Джульетта».

25. «Гамлет».

26. «Макбет»

27. «Отелло»

28. «Король Лир».

2. Общая характеристика средневековой культуры.

Хронолог. границы: Раннее – с 3-4 вв. – до 7-8 вв.; Высокое – 9 – 12 вв.; Позднее – 13-14 вв. В Италии: Ранее и Высокое, а с 14 века – Возрождение.

От античности сохранили литературные памятники, поэтику и стиль произведений (лит-ра на лат.яз., а кое-где антич. мотивы даже в эпосы вклинивались). Обращение раннесредневековых писателей к Цицерону, Вергилию, Овидию и др. сделало этот опыт достоянием возникающих молодых литератур, что стало особенно очевидно в период зрелого Средневековья. Развитие литературы от античности к средневековью шло без перерыва. Влияние христианства: хр. внесло ценности, которые отличались от античных (а лит-ра их защищала).  Лат. лит-ра раннего Средневековья открыла в человеке грани, каких не знала ант. Человек выступал в сложном противоречии душевных качеств, и низменных, и возвышенных, он был и червем, и носил в себе частицу божества. Своеобразие пространственно-вр. отн., аллегоризм и символика худ. мышления, ориентация на традицию и канон.

Варвар становится Римским правителем – это начало Средних Веков. Набеги на римлян смели культуру, которая была в Риме. Новые народы перестали обращаться к античной традиции. Понятия Средние Века и Возрождение – специальные термины, первый раз введены примерно в 15 веке.

а) Структура Средневековья: Средневековая литература — литература феодальной эпохи. Этим определяются и ее хронологические границы. Началом Средневековья можно считать III—IV вв. н. э. В эти столетия приметы феодального способа производства становятся все ощутимее на фоне рабовладельческого уклада. Кардинальные перемены III—IV вв. не ограничивались распадом старых, рабовладельческих империй и возникновением на их основе новых, уже во многом феодальных государств. Произошла, по образному определению Н. И. Конрада, «революция умов». Это был коренной перелом в мировоззрении, связанный с укреплением новой религии, по-своему революционной для своей эпохи и общественного строя. Литературный процесс в период Раннего Средневековья на Западе связан с эпохой распада старой культурно-исторической зоны — эллинистическо-римской. Распад этот протекал постепенно, поэтому начало периода нельзя непосредственно соотносить ни с разделением империи на западную и восточную (конец IV в.), ни с падением Западно-Римской империи (в середине V в.), ни с распадением единой христианской церкви на католическую и православную (что также подготавливалось на протяжении столетий и было лишь закреплено в 1054 г.).


б) Значение христианства: При всей подчиненности латинской литературы религиозной идеологии она несла в себе значительные духовные ценности, открывая и защищая в человеке новые стороны его души, существенным образом отличающиеся от тех ценностей и тех сторон, которые были открыты античностью. Многие памятники латинской литературы были пронизаны этическими проблемами, причем решение этих проблем было далеко не однозначным и подчас не имело ничего общего с ортодоксальной верой. Таким образом, ученый «гуманизм» раннесредневековой латинской литературы как преемственная зависимость от античности подкреплялся (а иногда и опровергался) иным «гуманизмом», который можно было бы назвать «христианским», если бы он не был шире и, главное, человечнее догматов христианской церкви. Латинская литература Раннего Средневековья открыла в образе человека новые грани, каких не знала античность. В этой новой концепции личности человек выступал в сложном противоборстве своих душевных качеств, и низменных и возвышенных, он как бы был червем, прахом и носил в себе частицу божества.

в) Своеобразие пространственно временных отношений

(1)Нет изменения характера героев, нет внутреннего развития персонажей

(2) Принцип линейной последовательности: два события одновременное в разных местах происходить не могут, они должны следовать одно за другим

(3) Время дискретно, прерывисто

г) Вертикальная модель мира: Опиралась на христианскую идею искупления как посредства между двумя мирами (земным и небесным). Всякое движение в мире земном есть либо восхождение, либо нисхождение. Земной шар разделен на южное и северное полушарие. Юг, как более совершенное полушарие, располагается сверху. Северное полушарие находится внизу, так как там больше океана, чем суши. Там же, по мнению средневековых теологов, находится ад. Ад изображался в виде конуса. В южной (верхней) части конуса находилось чистилище, в каждой части (ад, чистилище, рай) – по 9 сфер, в каждой из которых ощутимы последствия за хорошие и плохие деяния. В целом же принцип сословности пронизывает средневековую литературу сверху донизу. Это ее основа.

д) Представление о 2х реальностях: Мир, по мнению средневековых писателей, был своеобразен. Существовало понятие о двух реальностях, двоемирии, дуализме. Это понятие выражалось через оппозиции Бог – дьявол, святое – греховное, небо – земля и т.д. Потусторонний мир всегда более богат, чем земной. Абсолютные полюса – добро и зло. Ничто не мыслится в нейтральных категориях.


е) Аллегоризм и символизм художественного мышления: В своих поисках нетрадиционного в традиционном, оригинального в шаблонном средневековые поэты углубили и усилили многозначность художественного слова и образа. Вся литература эпохи насквозь аллегорична. Она полна иносказаний, реминисценций, многозначительных символов, потаённого смысла. Аллегория и иносказание были обязательным компонентом целого ряда жанров и лирических форм.

ж) Ориентация на традиции и каноны: Устойчивость художественного приема, традиционность в разработке темы, преимущественное обращение к небольшому набору сюжетов — все эти черты средневековой литературы соответствовали традиционности мышления, типичного для человека той эпохи. Так сложился строгий этикет как система правил, ограничений и запретов, которыми регулировалась и разработка сюжета, и трактовка персонажа. Этот литературный этикет исходил из всей суммы религиозно-сословных идей, лежащих в основе мировоззрения Средневековья. Поведение героя произведения определялось в конечном счете не его личным характером, не его пристрастиями и влечениями, а тем местом, которое ему полагалось занимать в обществе.

В многосмысленности памятников средневековой литературы неизменно оставалось место для морали. Назидательность всегда была отличительной чертой словесности Средних веков и на исходе эпохи стала во многом тормозом в поступательном движении литературы. Она порой сводила на нет те несомненные достижения в изображении мира и человека, которые эта литература накопила за тысячу лет своего существования.


3. Факторы формирования средневековой культуры.

3 фактора формирования средневековой культуры:

  1. Христианство

  2. Античное наследие

  3. Фольклор

  1. Христианство

Христианство отличалось от нашего представления сейчас.

Быстрое распространение, единство, христианские монастыри – хранители письменности и латинских текстов.

Теория двух реальностей.

Реальный мир – бледное отражение и неверное отражение истинно-прекрасного потустороннего мира. Все помыслы человека должны быть обращены к божественному миру, все деяния в жизни – подготовка к вступлению в этот мир, стремление к умерщвлению тела. В христианстве человек связан с душой тысячью нитей. Человек связан с телом, тело ценно, смерть – временный сон, восстанут все в 1 день страшного суда, всем будет по 33 года – как Иисусу Христу.

Эту идею выражает «Житие святого Алексея человека Божия».

У богатого римлянина наконец-то родился сын. Отец подыскал Алексею жену, пышно справил свадьбу. Юноша устремлён к божественному, на земле нет совершенной любви, отдаёт кольцо жене и уходит в Сирию. Ищут, встречают, не узнают в рубище, дают милостыню слуги его. Слава о святости, ему начинают поклоняться, Алексей бежит от людского поклонения, возвращается в родительский дом, живёт под лестницей, питается с остальными нищими. «Ищите божьего человека» - три раза глас над городом. Только когда Алексей умер, находят письмо и узнают, что это был он.

В средние века нет отделения литературы на светскую и церковную. Житийные писания, церковные – агеографии – это тоже литература.

«Рассказ о святом Колумбане»

Ирландия. Святой Колумбан – красив, прекрасно образован. Основывает монастырь, получает великую неземную силу - все слушаются: император, птицы, звери.

Монастыри – центр образования. Семь свободных искусств – тривий (перекрёсток 3х дорог): грамматика, риторика, диалектика (искусство вести спор). Квадривий: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, теология, история права (церковного). Преподавалось в Университетах (Кембридж, Париж, Лиссабон).

  1. Фольклор

Теория происхождения литературы из синкретизма. Эпоха лирики и драмы. Лирика на современный взгляд – полный бред. Текст – часть «Представления» - исполнялось в праздничные и карнавальные дни: акробатика, пляски. Нет также разделения на актёра и зрителя.


Эпоху синкретизма сменяет эпоха личного творчества. С 20 века делится на 2 периода. Единство художественных принципов обусловленной культурой риторики с её поэтикой топосов (общих мест).

В средневековье часто нет авторов – важно то, что это существует. Нет понятия плагиата. Переписывали другие книги, почерпнув что-то из них. Новое прочтение старого. Например, сюжет «Тристана и Изольды» разрабатывается многими авторами. Автор использует образ, берёт из литературной традиции.

Трёхчастная структура средневекового общества:

  1. Молящиеся – монахи – голова

  2. Воюющие – рыцари – руки

  3. Работающие – крестьяне – ноги

3. Античность

Полного отказа от античности быть не могло – существовали книги на латинском языке и здания театров. В монастырях продолжала развиваться литература на латинском языке – первая письменная в раннее время. Латынь средних веков отличалась от классической. Жёсткого деления литературы на церковную и светскую не было.

3 основных произведения на латыни – из них взято большинство.

  1. Пруденций, 5 век – «Психомахия» – основа аллегорической формы борьбы между добром и злом.

  2. Марциан Капелло, 5 век – «О браке филологии и Меркурия» – классификация на 7 искусств

  3. Манлий Сивилий Буэций, 480-520 - «Утешение философии» - простота, выразительность слога