ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Эпическое творчество раннего средневековья (кельтский эпос, древнегерманский эпос)
2. Общая характеристика средневековой культуры.
3. Факторы формирования средневековой культуры.
5. Лирика провансальских трубадуров.
6. Рыцарский роман средневековья, его основные циклы.
7. Городская литература Средневековья.
8. Общая характеристика эпохи Возрождения. Раннее итальянское Возрождение
9. Творчество Данте до «Божественной комедии».
10. «Божественная комедия» Данте.
15. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Франсуа Рабле
16. «Северное» возрождение. Реформация. Эразм Роттердамский.
17. Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса.
20 .Общая характеристика английского Ренессанса:
22. Общая характеристика творчества Шекспира и елизаветинской эпохи.
Также была отдельная дидактическая литература. Моральная: стихотворные рассуждения типа «Книга о нравах», «Наставления князьям», например, поэт Фрейданк «Разумение». Научная (господство религиозно-схоластического мировоззрения): трактаты в стихах и прозе, энциклопедические сочинения: Готье из Мец «Картина мира» XIII.
Средневековая драма — наиболее богато представленной в литературных памятниках и развитой формой драматического творчества западно-европейского средневековья является литургическое действо и вырастающие из него драматические жанры. Отсюда — часто встречающееся определение средневековой драмы в целом, как созданного церковью в своих целях орудия христианской пропаганды, символического выражения католической догмы.
Популярна в XIII – рост городов, хотя зародилась раньше. Борьба церкви с языч. обрядами → антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) → IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) → + пантомимические действия (сценки) → свой театр – литургическая драма. К XII драма секуляризируется >светские элементы – мистерии / миракли →комич. Театр
1. Литургическая драма: всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный. Исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица
2. Мистерии: на живом языке → свобода обращения с текстом → понапридумывали. От алтаря →на паперть →на ул. перед церковью →на площадь, спец. помост, костюмы англо-норманская «Игра об Адаме» (сер XII). XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи → роскошь, показуха. XV –расцвет, светскость →обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект. Сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть. Сцена: симультанная (прямоугольник, несколько мест действия) или подвижная (на повозках)
3. Циклические мистерии – поздние.
«Мистерия Ветхого завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли во всех мистериях. Интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно. Много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов. Пышное и занимательное зрелище.
4. Миракли: Источники – предания о чудесах богоматери, святых. Сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план. «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф
5. Комический театр. Источник: народное комедийное творчество – жонглёрское. Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали. Появляются профессиональные актеры. Жанры: фарсы (источник – острокомич. интермедии в религиозных драмах, готовые типы) + сотu (небольшие, часто импровизированные, за шутовством скрыт полит. смысл). Фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых
6. Моралите – пьесы морализующего характера. «Аллегорические моралите» - «Роман о Розе» - персонажи, кроме главных, - аллегорические. «Истории» (только во Фр.) – «Бедная крестьянская девушка» - темы семейной и общественной жизни.
В средневековом театре не было занавеса, а это важно, так как не было разграничения между зрителями и актёрами.
8. Общая характеристика эпохи Возрождения. Раннее итальянское Возрождение
Возрождение началось в Италии в 14 веке. Почему именно в Италии - там развелось много городов, не вписывавшихся в феодальную систему. Возрождение - это по сути отход от феодализма, освобождение от влияния церкви и возврат к античным корням, забытым в Средние века. Гуманизм и всё такое. Закончилось Возрождение во Франции в 16 веке. Некоторые произведения ("Божественная комедия", "Декамерон") относят иногда к позднему Средневековью, а иногда - к проторенессансу (раннее Возрождение). К основным тенденциям Возрождения можно отнести борьбу с влиянием церкви, перестройку вертикальной модели мира, восстановление связи с античностью, идею универсального человека (и её кризис в конце периода). Борьба с церковным и феодальным влиянием лежала у истоков Возрождения. Это появление и развитие светской литературы, светских жанров и светского же содержания. Светская литература здесь - не та, которая не церковная, а та, которая о существовании церкви вообще не думает. В то же время восстанавливалась связь с античностью, утерянная в варварское Средневековье. Если в Средние века всё делалось как бы с нуля, то в Возрождение народ вспомнил, что до 473 года что-то было, и это славное что-то можно продолжить. В то же время не отказывались и от средневекового наследия, а видели решение в диалоге античной и средневековой культур. Одновременно с отходом от церковного мышления происходит перестройка вертикальной модели мира. Если раньше все отношения в мироздании строились по вертикали власти (например, скандинавский ясень с Асгардом, Мидгардом и Утгардом), то теперь мир стал плоским и горизонтальным. Не вверх и вниз, а вперёд и назад. Соответственно, меняется вся философия.
Кстати, Возрождение - это единственный в истории период, когда люди были довольны и называли свой век золотым (в то время как до него и после всякий интеллигентный человек считал своим долгом поругать настоящее и вспомнить, что раньше снег был белее, а люди честнее). Эти любители светской литературы, античного наследия и плоского мира назывались гуманистами. Заодно они любили и человека, считая его универсальной скотинкой. Квинтэссенцией праха он стал потом, а пока он в центре мира и всех устремлений, там, где раньше был бог. Считается, что освобождённое человеческое естество придёт к добру, поэтому нужна максимальная свобода. Кончилось всё тем, что вылез Макиавелли, показал гнусную сущность человека и извратил понятие доблести.
Общая характеристика Возрождения в Италии:
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. (В Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего расцвета. XVI век - кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.)
Итальянское Возрождение принято разделять на несколько этапов:
1) проторенессанс - творчество поэта Данте и живописца Джотто (рубеж XIII-XIV вв.);
2) раннее Возрождение - Треченто, связанное, прежде всего, с именами Петрарки и Боккаччо (XIV в.);
3) Кватроченто - развитие ренессансного гуманизма от "универсального человека" Леона Баттисты Альберти до кружка Лоренцо Медичи (сочинения Марсилио Фичино, поэзия Анджело Полициано и Луиджи Пульчи), известного как Платоновская академия (XV в.);
4) Чинквеченто - трактаты Никколо Макиавелли "Государь" и Бальдассаре Кастильоне "Придворный", поэмы Лудовико Ариосто "Неистовый Орландо" и Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" (XVI в.).
В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, его эмоциональную жизнь. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо, политические трактаты Никколо Макиавелли, поэмы Лудовико Ариосто и Торквато Тассо, выдвинули её в число «классических» (наряду с античной) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.