Файл: Bilety_po_zarubezhke_Zhukov-1708.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Эпическое творчество раннего средневековья (кельтский эпос, древнегерманский эпос)

2. Общая характеристика средневековой культуры.

3. Факторы формирования средневековой культуры.

4. Героический эпос XII века.

5. Лирика провансальских трубадуров.

6. Рыцарский роман средневековья, его основные циклы.

7. Городская литература Средневековья.

8. Общая характеристика эпохи Возрождения. Раннее итальянское Возрождение

9. Творчество Данте до «Божественной комедии».

10. «Божественная комедия» Данте.

11. Творчество Петрарки.

12. Творчество Боккаччо.

Боккаччо о Данте

13. «Декамерон». Боккаччо.

14. Французское возрождение

15. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Франсуа Рабле

16. «Северное» возрождение. Реформация. Эразм Роттердамский.

17. Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса.

18. «Дон Кихот» Сервантеса.

19. Творчество Лопе де Веги.

20 .Общая характеристика английского Ренессанса:

21. Томас Мор и утопизм.

22. Общая характеристика творчества Шекспира и елизаветинской эпохи.

23. "Двенадцатая ночь"

24. «Ромео и Джульетта».

25. «Гамлет».

26. «Макбет»

27. «Отелло»

28. «Король Лир».

Джефри Чосер (1340 - 1400) - родоначальник реализма в английской литературе, создатель нового литературного языка, системы стихосложения, последний поэт средних веков, первый поэт нового времени. Выходец из купеческой семьи, придворный, контролер таможни лондонского порта, член Парламента, мировой судья. Он постоянно общался с народом, знал жизнь деревни, нравы и обычаи рыцарства, церковную книжность. Дважды совершил путешествие в Италию с дипломатическими миссиями. Порвал со средне-вековым религиозным мироощущением, дворянской лите-ратурной традицией, испытал влияние творчества Данте, Петрарки, Боккаччо, воспринял учение гуманизма, ставшее идейной основой всего его творчества.

"Кентерберийские рассказы" (1385 - 1400) - первый классический образец реализма в английской литературе. Автор обратился к изображению реальной английской жизни. Произведение напоминает "Декамерон" Боккаччо, представляет собой сборник стихотворных повестей и новелл, которые рассказываются определенными личностя-ми. Начинается с пролога, в котором дается изображение рассказчиков, затем - истории: 22 стихотворных и 2 про-заических рассказа. В середине апреля рассказчик остано-вился в гостинице, где поселилась группа паломников (29 человек). Переночевав, они отправились в Кентербери к мощам святого. Чтобы сделать путешествие приятным, хозяин предлагает рассказывать истории. Автор лучшего рассказа будет награжден ужином. В сборнике изображают-ся рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульген-ции, игуменья женского монастыря, веселый мельник, вдовушка и т.д. Каждый из них рассказывал историю, соответствующую его социальному и психологическому облику. Перед нами проходит вся Англия 14 в. Автор использует принцип двойного изображения жизни (рассказ в рассказе).

Рыцарь - романтическая история соперничества между двумя друзьями из-за одной девушки.

Мельник - история о том, как студент "наставил рога" плотнику.

Управляющий - о проделках студентов.

Юрист - нравоучительная история о добродетельной Констанции.

Монах - история о падении великих людей.

Священник - забавная история о Петухе и Курочке.

Врач - о Тите Ливии.

Купчиха - история о рыцаре, искавшем ответ на вопрос, что женщины любят больше всего.

Студент - история о Гризельде.

Купец - история о старике, обманутом его женой.

Чосер задумал 120 рассказов, но написал лишь 1/5 часть.



21. Томас Мор и утопизм.

Томас Мор( 1478- 1535). Томас Мор и Эразм были друзьями. «Похвала глупости», как написано, «посвящение Томасу Мору». Том переводится, как глупость. Он сделал шикарную карьеру. Генрих 8-й обвинил его в гос. Измене и отпраивл его на смертную казнь. Томас Мор был политиком, но суть своего таланта видел в писательском труде, «Утопия» ( на латыни) принесла ему гигантскую известность. Мор- автор первого утопического романа. Книга Мора состоит из двух частей. В первой книге рассказывается о несчастьях жизни, нищете больших масс населения. Корень зла Томас Мор видит в том, что нужно устранить частную собственность. Во второй части изображается идеальное современное устройство на о. Утопия. Всё благодаря тому, что там нет частной собственности. Но запоминающихся характеров там нет, важна идея, единообразие одежд, унифицированность. В 1935 католическая церковь объявляет Томаса Мора святым ( так как послан был на смерть незаслуженно).

«Утопия»

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в1516), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quatuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленглендаи политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения). Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.


Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.


22. Общая характеристика творчества Шекспира и елизаветинской эпохи.

Значение творчества Уильяма Шекспира (1564-1616, родился и умер 23 апреля в Стрэтфорде-на-Эвоне) трудно переоценить: его имя стоит на первом месте по упоминаниям, критическим работам и художественным интерпретациям во всем мире (в год выходит до 4 тыс. книг и статей).

Проблема авторства шекспировских произведений отчасти связана с тем, что оригинальные рукописи не сохранились. В качестве возможных авторов всех или части текстов назывались Френсис Бэкон, Кристофер Марло, Бен Джонсон, граф Дерби, граф Оксфорд и др. (всего около 50 претендентов). Российский исследователь Илья Гилилов развивает версию о двойном авторстве - семейной пары графа и графини Рэтленд (дочери Ф.Сидни).

Наряду с документальными биографиями Шекспира (в частности, американского литературоведа Шенбаума), существует множество художественных интерпретаций его личности.

В художественной литературе и критике особенное внимание уделялось интерпретации и оценке "Гамлета". Достаточно упомянуть "Театральное призвание Вильгельма Майстера" Гете и "Вихрь призвания" Гауптмана; статьи Белинского и Тургенева; критику Шоу и Элиота.

Большинство исследователей разделяет творческий путь Шекспира на три периода.

1. 1590-е гг. - "оптимистический".

Сонеты. Поэмы "Венера и Адонис", "Лукреция". Комедии "Комедия ошибок", "Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Двенадцатая ночь, или Что угодно" (1600). Исторические хроники "Генрих VI" (трилогия), "Ричард III", дилогия "Генрих IV" . Трагедии "Ромео и Джульетта" (1595), "Юлий Цезарь".

2. 1601-1608 гг. - "трагический".

Трагедии "Гамлет" (1600-1601), "Отелло", "Король Лир" (1605-1606), "Макбет" , "Антоний и Клеопатра" (1607). "Мрачные" комедии "Конец - делу венец", "Троил и Крессида".

3. 1608-1612 гг. - "философский".

Трагикомедии, или философско-романтические драмы: "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря" (1611).

Сонеты связаны со всем творчеством Шекспира общностью тем и мотивов (вражда и лицемерие, любовь и дружба, время и вечность, жизнь и смерть, искусство и красота). Лирический герой обращается к белокурому юноше, напоминающем Адониса (тема сохранения красоты через потомство в сонетах и в поэме) и к смуглой девушке, противопоставленной идеалу возлюбленной у Петрарки и других поэтов.

Сюжеты поэм Шекспира восходят к поэмам Овидия "Метаморфозы" ("Венера и Адонис") и "Фасты" ("Лукреция"). Шекспир акцентирует внимание на "словесных действиях персонажей" (признак драмы), создает противоречивые характеры.