ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
198 |
|
Внепавильонная |
съемка |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
странство, не заполненное сюжетно |
Для последующей стыковки кадров |
|||||
важными деталями. Если же фото- |
желательно заранее намечать верти- |
|||||
граф подходит близко к предметам |
кальные участки объектов съемки, |
|||||
первого плана, то на снимке быва- |
находящихся близко к краям кад- |
|||||
ют заметны непривычные перспек- |
ров,— это стволы деревьев, столбы, |
|||||
тивные сокращения. Круглые по |
вертикальные линии стен зданий, |
|||||
форме предметы, расположенные |
водосточных труб на зданиях. |
|||||
в углах кадра, выходят овальными, |
Зная угол изображения съемочного |
|||||
прямые углы превращаются в ост- |
объектива, можно заранее подсчи- |
|||||
рые. Другим недостатком является |
тать число кадров, требующихся на |
|||||
снижение освещенности изображения |
съемку пространства с известной ве- |
|||||
к краям кадра, и тем больше, чем |
личиной угла. При расчетах угол |
|||||
шире угол изображения объектива. |
изображения объектива следует при- |
|||||
Если широкоугольный объектив не |
нимать по длинной стороне кадра, а |
|||||
охватывает желаемого пространства |
не по диагонали. |
|
|
|
||
или перспектива, даваемая широко- |
|
|
|
|
||
Формат кадра |
Фокусноерас- |
Угол изобра- |
Угол изобра- |
|
||
угольным объективом, не соответ- |
фотоаппарата, |
стояние объек- |
жения по ко- |
жения по длин- |
||
ствует замыслу фотографа, то при- |
см |
тива/', см |
роткойсто- |
ной стороне |
||
меняют последовательную съемку |
|
|
роне кадра, |
кадра, град |
||
со штатным объективом несколь- |
|
|
град |
|
|
|
ких кадров. Фотографировать удоб- |
2,4X3,6 |
3,5 |
38 |
54 |
|
|
нее всего со штатива с панорамной |
2,4X3,6 |
5,0 |
27 |
40 |
|
|
головкой. Просматривая через видо- |
2,4X3,6 |
8,5 |
16 |
24 |
|
|
искатель |
фотоаппарата панораму, |
2,4X3,6 |
13,5 |
10 |
15 |
|
нужно добиться, чтобы линия гори- |
6X6 |
7,5 |
44 |
44 |
|
|
зонта проходила во всех кадрах на |
6X9 |
10,5 |
32 |
46 |
|
|
одинаковой высоте. Вся панорама |
9X12 |
13,5 |
37 |
48 |
|
|
разделяется на несколько кадров так, |
БХ18 |
21,0 |
34 |
45 |
|
|
чтобы границы кадров незначительно |
18X24 |
30,0 |
33,5 |
44 |
|
|
перекрывали друг друга. Удобно это |
Угол изображения объектива мож- |
|||||
делать, пользуясь градусной сеткой |
но определить графическим путем. |
|||||
на штативной головке либо предва- |
Для этого от линии, равной короткой |
|||||
рительно сделанными отметками на |
или длинной стороне кадра, или диа- |
|||||
ней или на картонном круге, укреп- |
115. Горизонтальная, панорама интеръера из трех |
|||||
ленном под штативной головкой. |
снимков, снятая с одной точки |
|
|
199
Съемка архитектурных объектов
лоформатным аппаратом, перекрытие принято в 5°, то данную панораму можно будет сфотографировать при горизонтальном положении фотоаппарата: 1) с объективом f =3,5 см— на 3 кадра; 2) с объективом f '=5 см— на 4 кадра; 3 ) с объективом f'=8,5 см — на 7 кадров.
Выбор объектива следует делать, исходя из наиболее подходящего масштаба объекта съемки и композиционных особенностей панорамы. Во время съемки нужно следить, чтобы не менялись условия освещения. Движущиеся объекты (автомобили, трамваи, поезда) необходимо фиксировать в кадре полностью. Надо следить, чтобы одни и те же движущиеся объекты не встречались на снимках многократно, если направление панорамирования совпадает с направлением движения объектов.
В связи с тем что осью вращения является линия, проходящая через штативное гнездо фотоаппарата, и
118. Схема съемки линейной панорамы с трех точек
116. Вертикальная панорама, снятая фотоаппаратом Горизонт»
гонали кадра нужно восставить перпендикуляр, величина которого равна главному фокусному расстоянию объектива. От вершины перпендикуляра провести касательные к концам горизонтальной линии, величину полученного угла измерить транспортиром (рис. 117).
Например, требуется сфотографировать панораму в пределах угла 145°. Если съемка производится ма-
200
Внепавилъонная съемка
съемка одних и тех же частей объекта в соседних кадрах происходит под различным углом, то при склейке снимков в панораму горизонтальные линии (в горизонтальной панораме) сходятся в соседних кадрах под некоторым углом. «Изломы» горизонтальных линий, расположенных выше или ниже линии горизонта, будут тем значительнее, чем более широкоугольным объективом произведена съемка.
При фотографировании с рук следует обращать внимание на то, чтобы линия горизонта во всех кадрах находилась на одинаковой высоте. Панораму необходимо просмотреть через видоискатель, предварительно намечая опорные точки.
Если объект съемки плоский, не имеет выступающих вперед или углубленных внутрь деталей, например стена здания, то можно получить линейную панораму. Съемка производится последовательно с точек, равноудаленных от здания и равномерно расположенных вдоль его плоскости (рис. 118).
Условия съемки и обработки нега-
119. Панорамный фотоаппарат «Горизонт»
тивных и позитивных материалов, составляющих панораму, должны быть одинаковыми. Особенное внимание следует обращать на точность проведения позитивного процесса. Если производится проекционная печать, то следует добиться равномерного освещения поля кадра. Печать производится с полных негативов при неизменном масштабе увеличения с одинаковой экспозицией.
После проявления, фиксирования и короткой промывки первого снимка панорамы качество его проверяют при освещении белым светом. Если качество отпечатка хорошее, то его располагают в лаборатории рядом с ванной для проявления и по нему контролируют степень проявления последующих снимков панорамы.
При монтаже панорамы отпечатки накладывают один на другой и намечают линии соединений. Если отпечатки выполнены на тонкой подложке, то намечать удобно, положив отпечатки на стекло, освещаемое снизу. Линии соединения лучше проводить по контурам деревьев, облаков; вертикальные соединения — по контурам зданий, водосточных труб, столбов и т. п.
Другим способом соединения снимков является одновременная обрезка двух снимков острым лезвием вдоль металлической линейки с последующей наклейкой отпечатков встык.
Первым наклеивается на планшет основной отпечаток. При соединении отпечатков с перекрытием друг друга — внахлест края основного отпечатка должны быть неровными и по возможности сведены на нет. Также сточенными следует сделать и края наклеиваемых отпечатков.
После сушки места склеек очищают от следов клея и ретушируют.
201
Съемка архитектурных объектов
Панораму можно репродуцировать, свещая ее вдоль склеек, чтобы они были менее заметны. Репродуцировать желательно камерами с форматом кадра не менее 6x9 см с последующим увеличением изображения. Для фотографирования панорам наша промышленность выпускала специальные аппараты «Горизонт» (рис. 119). Ранее для этой цели выпускали аппарат ФТ-2.
Основные технические данные фотоаппаратов
|
«Горизонт» |
2,4X11 |
|
ФТ-2 |
|
|
|
|
Формат кадра, см |
2,4X5,75 |
12 |
Количество кадров на |
|
|
стандартной пленке 165 см 22 |
120 |
|
Угол панорамирования, |
120 |
1/100 |
град |
1/200 |
|
Скорость затвора, с |
1/30 |
1/400 |
1/60 |
|
|
Относительное отверстие |
1/125 |
1:5 |
|
|
|
объектива |
1:2,8 |
|
Фокусное расстояние |
2,8 |
|
объектива, см |
|
|
Глубина резко изобра- |
|
|
жаемого пространства |
|
|
при полном отверстии |
|
|
объектива, м |
|
|
диафрагмировании объектива следующая, м:
Диафрагма |
Глубина резко |
Диафрагма Глубина резко |
|
изображаемого |
изображаемого |
||
пространства |
пространства |
||
|
|
|
|
2,8 |
3,0 |
8 |
1,5 |
4,0 |
2,5 |
И |
1,2 |
5,6 |
2,0 |
16 |
0,9 |
|
|
|
|
Экспонирование производится посредством затвора щелевого типа, расположенного за объективом. Объектив при этом вращается вокруг узловой точки.
При выборе объектов съемки и компоновке панорамного кадра для съемки аппаратом «Горизонт» нужно помнить, что объектив его короткофокусный, а следовательно, на снимке получаются непривычные перспективные сокращения, свойственные снимкам, полученным при пользовании широкоугольным объективом.
Увеличение с негативов панорамных фотоаппаратов производят на среднеили крупноформатных увеличителях. Свободные' края рамки закрывают маской из черной бумаги с окном формата кадра.
104. Съемка интерьеров
Пр и м е ч а н и е . В первой модели аппарата «Гори-
зонт» имеется скорость затвора в 1/250 с. Во второй, усо- |
Фотографу |
при внепавильонной |
|||
вершенствованной, модели подобную скорость можно по- |
|||||
лучить, установив против индекса точку, стоящую на |
съемке |
иногда приходится снимать |
|||
головке регулировки скорости затвора после выдерж- |
|||||
ки 1/125. |
|
|
интерьеры — внутренние виды це- |
||
В фотоаппарате «Горизонт» ис- |
хов, залов, жилых комнат и прочих |
||||
помещений. Здесь необходимо пре- |
|||||
пользуются стандартные кассеты, |
дельно точно, без сколько-нибудь за- |
||||
имеется |
возможность |
контролиро- |
метных искажений, показать архи- |
||
вать горизонтальное положение ка- |
тектуру |
и |
элементы внутреннего |
||
меры в момент съемки по уровню, ви- |
убранства. Поэтому все предметы, |
||||
димому в визирном устройстве, |
как правило, должны быть изобра- |
||||
имеется |
возможность |
использовать |
жены четко, объемные формы и фак- |
||
светофильтры в специальных опра- |
туры предметов выявлены с макси- |
||||
вах и диафрагмировать объектив. |
мальной полнотой (рис. 120, 121). Для |
||||
Глубина резко изображаемого про- |
этого необходим не менее чем сред- |
странства от ближайшего к аппарату предмета и до бесконечности при
202
Внепавилъонная съемка
неформатный фотоаппарат. При выборе камеры следует отдать предпочтение той, которая имеет перемещение объективной доски, уклоны и повороты кассетной части. Чаще всего здесь применяют широкоугольный объектив, так как интерьер представляет большое пространство по горизонтали.
120 Интерьер цеха
освещение — одностороннее, при котором возникают большие контрасты. В подобных случаях фотографы прибегают к дополнительной подсветке интерьера.
Дополнительное освещение должно быть таким, чтобы оно не создавало встречных теней на объектах съемки и в достаточной мере сохраняло представление о естественной световой обстановке.
Внимание фотографа должно быть |
Интерьеры, как и архитектуру, фо- |
сосредоточено на выборе освещения |
тографируют в большинстве случа- |
и точки съемки. |
ев со штатива. |
Освещение интерьера может быть |
Для подсветки, а иногда и полно- |
дневным, искусственным и смешан- |
го освещения интерьера приходится |
ным. Распределение дневного осве- |
использовать светильники, имеющие- |
щения зависит от количества, разме- |
ся в помещении. Недостатком по- |
ров и местоположения окон. Малое |
добного освещения является, как |
количество окон, расположенных с |
правило, направление света сверху. |
одной стороны помещения, создает |
При этом яркости горизонтальных |
обычно неблагоприятное для съемки |
поверхностей намного возрастают по |
203
Съемка архитектурных объектов
сравнению с вертикальными. Если светильник один, то освещение контрастное. Дополнительная подсветка желательна и в этих случаях.
При фотосъемке помещений, имеющих большую протяженность в глубину, необходимо создать так называемое глубинное освещение,
т. е. расставить необходимое коли-
121.Интеръеры залов
проработку деталей на участках света и тени. Однако в исключительных случаях, когда нет возможности выровнять общую освещенность, т. е. воспроизвести эффект введенных в
кадр горящих люстр, бра и других источников света, то используют метод комбинированной съемки. Он заключается в двукратной съемке. Первоначально экспонируют фотопленку, исходя из того, что должны
честно осветительных приборов рассеянного света, создав тем самым относительно равномерное освещение по всей площади.
Основная задача при съемке интерьера заключается в такой комбинации имеющихся и дополнительных источников освещения, установленных фотографом, при которой можно было бы достигнуть экспозиционного уровня, обеспечивающего
быть запечатлены источники света горящими, а после их отключения дается дополнительное время экспонирования по освещенности, создаваемой дополнительными источниками света.
При съемке интерьера большой протяженности исключается применение ламп-вспышек, так как предметы в глубине остаются недостаточно освещенными.