ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 294
Скачиваний: 1
191
Репоргажная съемка
дить ее и по микрорастру и по матовому кольцу, находящемуся в центре поля зрения.
Непоседливость детей, их беспрерывное движение делают необходимым осуществлять фокусировку за счет синхронных движений фотографа вслед за отклонениями ребенка.
Для портретной съемки малоформатными камерами более других пригодны объективы «Юпитер-9» и «Ге- лиос-40». Фокусное расстояние 85 мм позволяет вести съемку крупным планом без заметных искажений. Относительные отверстия 1:2 и 1:1,5 дают возможность съемки с рук на моментальных скоростях затвора в условиях неяркого освещения. Объективы имеют устройство для предварительной установки диафрагмы.
Портретная съемка детей в школах мало чем отличается от описанных условий съемки в детских садах. Детей школьного возраста можно усаживать на обыкновенный, стул без спинки.
Принципы построения группы для фотографирования также одинаковы для детей разных возрастных групп. Их размещают рядами не более десяти человек в каждом и следят за тем, чтобы выдерживались интервалы между рядами и между учащимися.
Ряды снимающихся могут быть прямолинейными и овальными, последние предпочтительнее, так как вносят в композицию некоторое разнообразие.
Все лица должны быть предельно резкими, что достигается соответствующим диафрагмированием объектива.
Съемка групп производится строго фронтально, в противном случае сто-
106. Непринужденное положение школьника
рона ряда, находящегося ближе к аппарату, будет по масштабу на фотоснимке крупнее отдаленной.
Для учащихся выпускных классов обычно изготовляют так называемую фотовиньетку. Ее прдготовка состоит из индивидуальной портретной съемки и изготовления отпечатков размером 6X9 или 9X12 см; изготовления табло, т. е. художественного оформления, представляющего собой лист картона, на котором смонтированы фотоснимки, написан текст (название учебного заведения, дата выпуска, фамилии и инициалы под каждым снимком), а также орнаменты, рисунки, фотоиллюстрации. С готового табло делают репродукцию на форматную полутоновую репродукционную фотопленку или пластинку, размер которой соответствует заказанному размеру фотоотпечатков. Далее негатив подвергают технической и художественной ретуши и делают отпечатки контактным способом. По желанию заказчиков отпе-
|
192 |
Внепавил |
|
|
|
чатки наклеивают на картонный |
снимки с использованием широко- |
бланк. |
угольного объектива, когда требу- |
Довольно широкое распростране- |
ется охватить широкое пространство |
ние приобрели репортажные снимки, |
класса и резко изобразить группу |
сделанные длиннофокусным объек- |
школьников за партами. Точки съем- |
тивом, где школьник изображен на |
ки выбирают достаточно высокие, |
своем обычном месте в классе за |
так, чтобы фигуры и лица детей не |
партой (рис. 106). Возможны также |
заслонялись сидящими впереди. |
II. Съемка архитектурных объектов
1. Съемка архитектуры
При фотографировании архитектуры обычно решается задача правильного воспроизведения объекта, выразительного показа ансамбля зданий, отдельно стоящего здания или фраг-
мента и т. п. (рис. 107, 108, 109).
В наибольшей мере способствуют успеху подбор необходимой аппара-
107. Удачная передача на снимке архитектурных деталей благодаря боковому освещению
туры и оптики, а также выбор точки съемки и момента, когда объект освещен желаемым образом.
Аппарат для съемки архитектуры должен иметь повороты и уклоны кассетной части и объективной доски, которая, кроме того, должна еще перемещаться вверх, вниз и в сторо-
ны. Аппарат допускает работу с различными сменными объективами. Для того чтобы получить вертикальные линии здания параллельными, кассетная часть фотоаппарата должна располагаться вертикально по отношению к линии горизонта (рис. 110, а). Поскольку при
108 Экспрессия вертикальных линий
193
Съемка архитектурных объектов
съемке с земли случается, что верх здания не умещается в кадре, то можно направить аппарат вверх и получить на снимке вертикальные линии сходящимися (рис. ПО, б). Если же этого не сделать, то верхняя часть здания окажется срезанной, а на переднем плане останется свободное пространство (рис. 110, в).
В подобной съемке необходимо пользоваться перемещением объектива и уклонами матового стекла. Чтобы уменьшить пространство переднего плана и увеличить пространство в верхней части, объектив с доской сдвигают вверх. При вертикальном положении матового стекла границы здания остаются параллельными краям кадра, объект воспроизводится без перспективных сокращений (рис. 110, г).
В другом случае для избежания «завалов» следует найти точку съемки, расположенную примерно на уровне средней части здания (рис. ПО, д). Если такое невозможно, то съемку ведут длиннофокусным объективом с дальней дистанции.
Когда объект съемки расположен под некоторым углом к плоскости матового стекла, тогда, повернув объектив в направлении, параллельном расположению плоскости объекта (как показано на рис. 110, е), получим резкое изображение всей фронтальной части объекта, не прибегая
кдиафрагмированию объектива. Верхняя точка съемки наиболее
выигрышна для показа пространства,
110 Съемка архитектуры. вертикалъные границы здания параллельны краю кадра; б — перспективные сокращения при съемке с нижней
точки; в —при съемке с близкой нижней точки; г -- при перемещенном вверх объктиве; д — оптимальное полжение; е — использование поворота объектива
109. Перспектива улицы
взаимного расположения архитектурных объектов (рис. 111).
Наиболее выигрышным освещением при съемке архитектуры, подчеркивающим объемные детали и колонны, является верхнедиагональное и скользящее боковое направление солнечных лучей.
Нередки случаи, когда необходимо изменить тональность посредством применения светофильтра. Желтые светофильтры притемняют голубое небо и тем сильнее, чем плотнее
194
Внепавилъонная съемка
111. Снимок с верхней точк1
окраска светофильтра, а кирпичные |
часть угадывалась и снимок казался |
здания или здания, окрашенные в |
завершенным. |
желтые и оранжевые цвета, высвет- |
Лучше удается съемка деталей |
ляют. |
здания со средних по высоте точек |
В зависимости от цели съемки мож- |
длиннофокусным объективом, позво- |
но по-разному показать архитектуру. |
ляющим получать объект во всю ве- |
Фронтальная точка съемки не спо- |
личину кадра. |
собна выразить объемно-простран- |
|
ственных форм объекта, дает плоское |
|
изображение. Протяженность соору- |
2. Съемка у памятных мест |
жения, его формы и особенности наи- |
Большой популярностью у населе- |
более выделяются с точки, ближе |
|
отстоящей к одному из углов. |
ния пользуется съемка на фоне па- |
При фотографировании части зда- |
мятных мест: исторических зданий, |
ния необходимо так выбирать гра- |
архитектурных ансамблей и т. п. |
ницы кадра, чтобы отсутствующая |
(рис. 112). С этой целью фотограф за- |
|
|
|
195 |
Съемка архитектурных объектов |
|
|
|
|
|
||
ранее выбирает точки, при которых |
дает фотографа от перестановки ско- |
||
фон вписывается в кадр без срезов |
рости затвора и значения диафраг- |
||
и с наиболее выигрышных сторон. |
мы при меняющихся условиях осве- |
||
Съемку можно вести как с рук, так |
щения. |
||
и со штатива. При этом следят, чтобы |
При фотографировании у памят- |
||
человек не заслонял собой важных |
ных мест следует вести съемку штат- |
||
элементов фона. Цель съемки у па- |
ным объективом. Однако встречают- |
||
мятных мест — запечатлеть человека |
ся случаи, когда объект полностью |
||
на интересном фоне. Это обусловли- |
не умещается в границах кадра, |
||
вает необходимость изображать фон |
а отойти на более далекое расстоя- |
||
резким. |
|
|
ние нет возможности. Тогда приме- |
Портретная стойка в полный рост— |
няют широкоугольный объектив. При |
||
при опоре человека на одну ногу со |
этом необходимо следить, чтобы ка- |
||
свободно отставленной другой но- |
мера не имела резких наклонов, ина- |
||
гой, корпус в полуобороте, лицо — |
че здания будут казаться падающи- |
||
в фас или в легком полуобороте — |
ми. Не следует располагать фотогра- |
||
такова композиционная основа. В го- |
фируемых близко к границам кадра, |
||
ризонтально построенных |
кадрах |
так как при этом возможны дефор- |
|
фигура человека |
должна занимать |
мации изображения фигуры. Другое |
|
примерно 1/2 кадра по высоте, в вер- |
отрицательное последствие примене- |
||
тикальных кадрах—1/3. Необходи- |
ния широкоугольного объектива — |
||
мо следить за освещением лица. Вес- |
широкоугольная перспектива, осо- |
||
ти съемку при контровом освещении |
бенностью которой является сильное |
||
не следует, так как лицо человека |
|
||
оказывается в тени. |
|
|
|
Для съемки у памятных мест при- |
|
||
меняются различные виды малофор- |
|
||
матных камер, однако предпочти- |
|
||
тельнее аппараты |
с автоматически |
|
|
устанавливаемой |
величиной |
экспо- |
|
зиции (типа «Киев-10»). Это важное достоинство фотоаппарата освобож-
112. Фотоснимки у памятных мест
196
Внепавильонная съемка
уменьшение объектов дальних планов. При этом архитектурные объекты выглядят мелкими, невыразительными.
При фотографировании в пасмурную погоду негативы получаются недостаточно контрастными, в связи с чем время обработки несколько увеличивают. При солнечном освещении смягчения контрастов на негативах можно достигнуть за счет некоторого увеличения экспозиции при съемке и использования выравнивающих проявителей.
Утреннее или вечернее освещение на натуре будет наиболее выразительным, когда Солнце находится в 15—60° от линии горизонта. При более высоком положении Солнца притеняются глазные впадины, тень от носа пересекает линию рта, нарушается портретное сходство.
Зимой, в морозное время, прорезиненные шторки аппаратов промерзают, нарушается точность отработки времени экспонирования. Аппараты с центральными и веерными затворами, а также металлические шторки фотокамер «Киев» (модели 1—5), «Практика Л», «Практика ЛТЛ» меньше подвержены действию холода.
113 Горизонтальная панорама пеизажа из трех снимков, снятая с одной точки
В последние годы широко распространился вид фотосъемки передовиков производства, победителей социалистического соревнования на фоне Красного знамени. Фоном изображения является развернутое знамя. Высокая честь — быть сфотографированным у знамени. Памятный снимок у знамени по построению нельзя причислить ни к павильонному художественному, ни к официальному портрету. В первом случае (при расположении участников по овалу или по кругу) композиция приобретает некоторую камерность, что противоречит самой идее съемки. Во втором случае снимок может выглядеть излишне протокольным.
Компонуя кадр, следует стремиться к достижению равновесия. При съемке одного человека его располагают ближе к центру кадра. Участников группы располагают компактно, избегая геометрически четких рядов. Нежелательны принужденные позы, а также фронтальное положение лиц всех участников группы.
Фотосъемка у знамени — торжественный, незабываемый момент в жизни людей. И очень хорошо смотрятся фотоснимки, где на лицах участников группы мы видим выражение радости.
197
Съемка архитектурных объектов
1 1 4 Горизонтальная панорама площади |
из четырех |
зависит от протяженности панорамы |
||||||||
снимков, |
снятая с |
одной |
точки. |
|
и специальных требований к изобра- |
|||||
При определении границ кадра сле- |
жению. Съемку панорамы можно вы- |
|||||||||
полнить тремя способами: |
||||||||||
дует обращать внимание на возмож- |
1) |
широкоугольным или сверхши- |
||||||||
но более полный показ знамени, а |
рокоугольным объективом; |
|||||||||
также |
на |
четкое |
воспроизведение |
2) последовательно снять ряд кад- |
||||||
надписи на знамени. |
|
ров и затем наклеить отпечатки на |
||||||||
Все шире развиваются новые виды |
общую подложку; |
|
|
|||||||
фотосъемки. Победителей социали- |
3) специальным панорамным фото- |
|||||||||
стического |
соревнования |
награжда- |
аппаратом. |
|
|
|
||||
ют путевками на республиканские и |
Съемка с помощью сменных широ- |
|||||||||
всесоюзные выставки (ВДНХ). На |
коугольных или |
сверхширокоуголь- |
||||||||
выставках |
передовиков |
фотографи- |
ных объективов наиболее проста, но |
|||||||
руют на фоне архитектурных ансамб- |
имеет и ряд недостатков. Предель- |
|||||||||
лей, на фоне павильона, на фоне экс- |
ный угол изображения широкоуголь- |
|||||||||
позиции и т. п. |
|
|
|
ных |
объективов |
немногим более |
||||
Несомненно, что фотосъемка у па- |
60°, а сверхширокоугольных — около |
|||||||||
мятных мест будет развиваться и |
90°. |
Большинство |
этих |
объективов |
||||||
дальше как на фоне скульптурных |
предназначено |
для дальномерных |
||||||||
памятников, так и на фоне истори- |
фотоаппаратов |
|
типа |
«Зоркий»: |
||||||
ческих мест. |
|
|
|
«Юпитер-12» (f'=3,5 см, угол изобра- |
||||||
|
|
|
|
|
|
жения 63°); «Орион-15» (f'=2,8 см, |
||||
3. Съемка панорам |
|
|
угол изображения 75°); «Руссар» |
|||||||
|
|
(f=2 см, угол изображения 95°). |
||||||||
В |
практике |
работы фотографов |
Для |
однообъективных |
зеркальных |
|||||
камер типа «Зенит» имеются объек- |
||||||||||
встречаются случаи, когда необхо- |
тивы «Мир-1» (f'=3,7 см, угол изо- |
|||||||||
димо передать на фотографии объек- |
бражения 60°); «Мир-10» (f =2,8 см, |
|||||||||
ты большой протяженности, чаще — |
угол |
изображения |
75°); |
для камеры |
||||||
по горизонтали: панорамы площадей, |
«Салют»—объектив «Мир-3» (f'= |
|||||||||
улиц города, пейзажей, реже — по |
=6,5 см, угол изображения 65°). |
|||||||||
вертикали: панорамы высоких домов, |
При фотосъемке панорамы широко- |
|||||||||
башен (рис. 113, 114, 115, 116). |
угольным объективом, как правило, |
|||||||||
Выбор способа |
съемки |
панорамы |
сверху и снизу кадра остается про- |