ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
24 |
Павильонная фотосъемка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ненная ошибка. И, безусловно, ошиб- |
Этот путь, несомненно, верный, од- |
|||||
кой следует считать, когда фотограф |
нако он полностью недоступен фото- |
|||||
требует от модели немотивированного |
графу, лишенному возможности дли- |
|||||
изменения |
настроения |
— просьбой |
тельного общения с моделью. |
|||
улыбнуться или взгрустнуть, не со- |
Можно ли определить по лицу че- |
|||||
ответствующей внешнему поводу, не |
ловека присущие ему качества, ведь |
|||||
понимая, очевидно, что требует от |
фотографу повседневно |
приходится |
||||
человека отклонения от нормальной |
вглядываться в человеческие лица |
|||||
психической деятельности. |
и задавать себе вопрос: «Что кроется |
|||||
Астеничный фон настроения может |
за этим изборожденным морщинами |
|||||
быть стабильным у отдельных лю- |
лбом, что обозначает глубокая склад- |
|||||
дей — чертой их характера. В этом |
ка вокруг рта — жадность и эгоизм |
|||||
случае любая попытка со стороны |
или |
разочарованность |
и затаенное |
|||
фотографа искусственно вызвать сте- |
страдание, что кроется за лицом, зам- |
|||||
ничное настроение у человека, у ко- |
кнутым в мире своих чувств и пере- |
|||||
торого слабо выражено внешнее про- |
живаний, что обозначают эти плот- |
|||||
явление радости, явится грубой |
но сжатые губы, к которым стянута |
|||||
ошибкой. Отражение астеничного на- |
вся мускулатура лица,— целеустрем- |
|||||
строения во внешности человека, |
ленность и решимость или выраже- |
|||||
совпадающее с типичной для данной |
ние внутреннего протеста?» И очень |
|||||
личности |
эмоциональной направлен- |
важно, не заблуждаясь, найти соот- |
||||
ностью, может дать хороший резуль- |
ветствующее портретное решение. |
|||||
тат при портретировании. |
Для большего удобства определе- |
|||||
Чтобы не навязывать человеку не |
ния свойств внешности портретируе- |
|||||
свойственного ему настроения, фото- |
мого |
результаты |
физиогномических |
|||
граф должен иметь познания в фи- |
наблюдений можно разграничить на |
|||||
зиогномике, т. е. уметь оценивать |
два вида: |
|
|
|||
внутреннее состояние |
человека по |
1) |
чисто внешние, так называемые |
|||
движениям и мимике лица. |
анатомические признаки, к которым |
|||||
Эмоциональный тип человека. Есть |
относятся рост, телосложение, форма |
|||||
утверждение, что человеческое лицо |
головы, линейный строй лица, нахо- |
|||||
нельзя понять с первого взгляда, а |
дящегося в спокойном состоянии, — |
|||||
нужно наблюдать его в процессе раз- |
статические признаки; |
|
||||
вития, прослеживая, как оно изме- |
2) |
преходящие, |
меняющиеся при- |
|||
нялось с возрастом. Надо сравнивать |
знаки — смена эмоциональных фаз, |
|||||
лицо в спокойном состоянии с тем, |
поза, осанка, жестикуляция, мимика, |
|||||
каким оно бывает во время гнева, ис- |
являющиеся результатом движения, |
|||||
пуга, страсти, удовольствия, пресы- |
динамические признаки. Динамиче- |
|||||
щения и т. д. И тогда по отдельным |
ские признаки обыкновенно разде- |
|||||
признакам и по совокупности их мож- |
ляют на три сферы: интеллектуаль- |
|||||
но без большого риска ошибиться |
ную, сферу чувства и действия. |
|||||
утверждать, что данный человек по |
Наблюдая те и другие признаки в |
|||||
натуре вспыльчив, смел, глубокомыс- |
комплексе жизнедеятельности чело- |
|||||
лен и т. д. Это заключение могло бы |
века, фотограф стремится найти |
|||||
явиться |
доминантой |
портретного |
портретное решение, характерное как |
|||
образа — идеей портрета, направле- |
по статическим, так и динамическим |
|||||
нием поиска портретного решения. |
признакам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Техника и методика портретной съемки |
|
|
|
|
||
|
|
|||||
Чувства, воля и действия человека |
Эмоциональные симптомы того или |
|||||
во многом зависят от его темперамен- |
иного типа темперамента выражают- |
|||||
та, более других факторов проявляю- |
ся соответствующим аффектом: |
|||||
щегося во внешности. Темперамент |
маниакальный |
аффект — повышен- |
||||
отражает состояние нервной системы |
ное радостное настроение, |
|||||
человека и сказывается на его дея- |
депрессивный аффект — угнетен- |
|||||
тельности. |
|
|
|
|
ное настроение, глубокая печаль, |
|
Выдающийся физиолог И. П. Пав- |
уныние, тоска; |
|
||||
лов дал четкую классификацию типов |
аффект раздражительности — тоск- |
|||||
темпераментов, |
имеющих |
внешние |
ливо-злобное выражение, недоволь- |
|||
объективные признаки: |
|
|
ство, неприязнь; |
|
||
сангвиник — сильный, уравнове- |
аффект перевоплощения — попыт- |
|||||
шенный, спокойный, с хорошей под- |
ка подражать кому-то при неестест- |
|||||
вижностью тип. Самый совершенный |
венном напряжении мускулатуры |
|||||
из всех типов по возможности при- |
лица, отсутствие осмысленности. |
|||||
спосабливаться и согласовывать свои |
Темперамент определяет в ха- |
|||||
действия с условиями внешней сре- |
рактере такие черты, как общитель- |
|||||
ды; |
|
|
|
|
ность, замкнутость, подвижность, |
|
холерик — сильный, но неуравно- |
уравновешенность поведения, и ни- |
|||||
вешенный, безудержный тип с очень |
что из этих черт не должно ускольз- |
|||||
активным процессом раздражимости; |
нуть от внимания фотографа. |
|||||
флегматик — сильный, уравнове- |
Определив тип темперамента порт- |
|||||
шенный, спокойный, с замедленной |
ретируемого и характерный для него |
|||||
реакцией на внешние раздражители |
эмоциональный |
аффект, фотограф |
||||
тип, с неудовлетворительной подвиж- |
сопоставляет эти данные со статиче- |
|||||
ностью нервных процессов; |
|
|
скими признаками. При этом следует |
|||
меланхолик — слабый тип. Отли- |
учитывать, что формы тела сами по |
|||||
чается явной |
слабостью |
нервных |
себе ни в коем случае не могут слу- |
|||
процессов (возбуждения и торможе- |
жить основанием для вывода о свой- |
|||||
ния). Неудовлетворительно приспо- |
ствах личности. Это значит, что ни |
|||||
сабливается к жизненным условиям. |
рост, ни полнота, ни соотношения |
|||||
Каждый |
тип |
темперамента |
имеет |
размеров фигуры ничего не говорят |
||
определенные мимические |
признаки. |
о характере человека, в частности о |
||||
По складу лица и образу движений |
его идейной направленности и воле- |
|||||
определяется тип нервной деятель- |
вых качествах. Однако тип человека, |
|||||
ности. Меланхолики отличаются не- |
его темперамент в процессе жизни |
|||||
уверенным поведением, на их лицах |
влияют на формирование фигуры, на- |
|||||
находят отражение тоска, тяжелые |
кладывают отпечаток на позу и ми- |
|||||
переживания. |
|
|
|
мику, и это надо учитывать. |
||
Холериков отличает бурное прояв- |
Характер — это определенный об- |
|||||
ление эмоций, как положительных, |
раз поведения человека, своеобраз- |
|||||
так и отрицательных. Флегматики, |
ный психический его склад, отража- |
|||||
наоборот, неэмоциональны. У сангви- |
ющий внешние условия жизни и |
|||||
ников характерно преобладание поло- |
воспитания. Характер находит отра- |
|||||
жительных |
эмоций самых |
разных |
жение в жизнедеятельности челове- |
|||
оттенков. Они довольно легко пере- |
ка: манере себя держать, направлен- |
|||||
ходят от созерцания к радости. |
ности поведения. Определить харак- |
26
Павильонная фотосъемка
тер человека можно только по его проявлениям, а не по статическим признакам.
Для познания характера имеет большое значение проявление чувств. Чувства — своеобразная форма отражения действительности; в зависимости от направленности психической деятельности человека они могут быть окрашены положительным или отрицательным эмоциональным тоном. Чувство может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение), так и мимолетным (восторг, негодование, печаль, стыд и т. д.). Мимолетные чувства также называют эмоциями.
Своеобразность проявления чувств проливает свет на индивидуальную особенность человека, его привычки, мировоззрение, моральные убеждения, открывает доступ в его внутренний мир.
Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями, которые мы можем определить как мимические, связанные с движением мышц лица, и пантомимические, т. е. жесты и движения частей тела.
Мимика и пантомимика дают для изучения характера значительно больше, чем внешние черты человека. Мимика бывает связана с определенной эмоциональной фазой, когда она выражает временное психическое состояние модели, и мимическим строем лица, являющимся обычным для данного типа темперамента.
Так как общение фотографа с моделью всегда кратковременно, то при характерологических наблюдениях надо учитывать максимальное количество показателей характера, чтобы временное психическое состояние, связанное с определенной ситуацией их общения, не принять за черту ха-
рактера. Один из таких важных показателей — жестикуляция. Жест хорошо выражает темперамент человека. Умение владеть собой, выдержка, подтянутость, солидность бросятся в глаза при так называемом скупом жесте. Наоборот, усиленная жестикуляция может говорить о невыдержанности, горячности и в какой-то мере о невоспитанности.
Бывают жесты наигранные, показные, их называют манерными. Манерность— первый враг портретного изображения, так как она всегда уводит от раскрытия подлинного образа. В числе важнейших показателей характерно выражение глаз. Оттенки выражения глаз безграничны. Их выразительность не всегда определяется их величиной и цветом, т. е. внешними статическими признаками. В осмысленности взгляда выражается объективно понятное его значение. Взгляд может быть ласковым, вопросительным, удивленным, смущенным, суровым и неподвижным, бегающим, добрым, нежным и т. п.
Мимика губ неразрывна с выражением глаз и располагает самой широкой амплитудой оттенков волевых особенностей человека. Положение губ, как правило, указывает на самые тонкие душевные переживания — от непреклонной воли до беспечного смеха. Неулыбчивое лицо кажется холодным и суровым. Улыбка может выражать всю гамму чувств довольства и радости, может переходить в другие состояния: склонность к иронии, скептицизм, приветливость, уверенность или неуверенность в себе и многие другие.
На этой стадии работы над портретом, когда надлежит уловить настроение и эмоциональную предрасположенность личности портретируемого и завершить поиск психологического
28
Павильонная фотосъемка
ния духовного начала в иносказании, где произвол художника приводит к разрушению подлинного художественного образа.
Искусство портрета ставит перед художником, скульптором и фотографом в качестве обязательного условия сходство — сходство, не расчлененное на «внешнее» и «внутреннее», а такое, когда «внутреннее» порождает и объясняет «внешнее». В обыденной жизни человек познается по своим делам и поступкам, выражающим его душевные свойства. Литературный образ рас-
зрительной улыбкой и взглядом недобрых глаз», мы представляем себе не конкретные детали личности, а ощущения, в свое время преломившиеся через зрительные представления цельного образа.
Когда мы видим на фотоснимке знакомого лица выражение, ему не присущее, мы говорим, что человек не похож на себя. О портрете здесь не может быть и речи, потому что произошло непоправимое — распад индивидуальности, т. е. худшее из всего, что может постигнуть художественное произведение.
1. Иллюстрация асимметрии лица:
а — натуральное изображение лица;
б — портрет из двух правых сторон лииа; в — портрет
из двух левых сторон лииа
крывает личность не во внешности, а в глубоком всестороннем познании человека. Не удивительно, что поступки человека, описываемые в романе, повести или рассказе, как и наблюдаемые в жизни, иногда расходятся с представлением о нем по его
•внешности; в лице героя часто нет ничего героического.
Вызывая в памяти образ знакомого человека, мы не выхватываем отдельные элементы лица, а восстанавливаем образ в целом, с его характерным душевным складом. Говоря «в моей памяти его образ запечатлелся с грустной улыбкой и с добрым рассеянным взглядом» или «он вспоминается мне с постоянной пре-
Сходство личности в портрете определяют выразительные элементы лица — глаза, губы, лоб. По силуэту, асимметрии лица, по шраму на щеке, по оттопыренным ушам можно опознать человека, но не узнать его. Только глаза, рот и частично лоб могут раскрыть черты характера и душевное состояние личности.
Если модель находится в состоянии полной непринужденности, когда лицо (глаза, губы) выражает подлинные чувства, то общее сходство всегда сохранится, даже если другие элементы лица притемнены или изображены в нерезкости. Но если глаза и рот на снимке не выражают подлинных чувств, то из выразительных