Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

24

Павильонная фотосъемка

 

 

 

 

 

 

 

ненная ошибка. И, безусловно, ошиб-

Этот путь, несомненно, верный, од-

кой следует считать, когда фотограф

нако он полностью недоступен фото-

требует от модели немотивированного

графу, лишенному возможности дли-

изменения

настроения

— просьбой

тельного общения с моделью.

улыбнуться или взгрустнуть, не со-

Можно ли определить по лицу че-

ответствующей внешнему поводу, не

ловека присущие ему качества, ведь

понимая, очевидно, что требует от

фотографу повседневно

приходится

человека отклонения от нормальной

вглядываться в человеческие лица

психической деятельности.

и задавать себе вопрос: «Что кроется

Астеничный фон настроения может

за этим изборожденным морщинами

быть стабильным у отдельных лю-

лбом, что обозначает глубокая склад-

дей — чертой их характера. В этом

ка вокруг рта — жадность и эгоизм

случае любая попытка со стороны

или

разочарованность

и затаенное

фотографа искусственно вызвать сте-

страдание, что кроется за лицом, зам-

ничное настроение у человека, у ко-

кнутым в мире своих чувств и пере-

торого слабо выражено внешнее про-

живаний, что обозначают эти плот-

явление радости, явится грубой

но сжатые губы, к которым стянута

ошибкой. Отражение астеничного на-

вся мускулатура лица,— целеустрем-

строения во внешности человека,

ленность и решимость или выраже-

совпадающее с типичной для данной

ние внутреннего протеста?» И очень

личности

эмоциональной направлен-

важно, не заблуждаясь, найти соот-

ностью, может дать хороший резуль-

ветствующее портретное решение.

тат при портретировании.

Для большего удобства определе-

Чтобы не навязывать человеку не

ния свойств внешности портретируе-

свойственного ему настроения, фото-

мого

результаты

физиогномических

граф должен иметь познания в фи-

наблюдений можно разграничить на

зиогномике, т. е. уметь оценивать

два вида:

 

 

внутреннее состояние

человека по

1)

чисто внешние, так называемые

движениям и мимике лица.

анатомические признаки, к которым

Эмоциональный тип человека. Есть

относятся рост, телосложение, форма

утверждение, что человеческое лицо

головы, линейный строй лица, нахо-

нельзя понять с первого взгляда, а

дящегося в спокойном состоянии, —

нужно наблюдать его в процессе раз-

статические признаки;

 

вития, прослеживая, как оно изме-

2)

преходящие,

меняющиеся при-

нялось с возрастом. Надо сравнивать

знаки — смена эмоциональных фаз,

лицо в спокойном состоянии с тем,

поза, осанка, жестикуляция, мимика,

каким оно бывает во время гнева, ис-

являющиеся результатом движения,

пуга, страсти, удовольствия, пресы-

динамические признаки. Динамиче-

щения и т. д. И тогда по отдельным

ские признаки обыкновенно разде-

признакам и по совокупности их мож-

ляют на три сферы: интеллектуаль-

но без большого риска ошибиться

ную, сферу чувства и действия.

утверждать, что данный человек по

Наблюдая те и другие признаки в

натуре вспыльчив, смел, глубокомыс-

комплексе жизнедеятельности чело-

лен и т. д. Это заключение могло бы

века, фотограф стремится найти

явиться

доминантой

портретного

портретное решение, характерное как

образа — идеей портрета, направле-

по статическим, так и динамическим

нием поиска портретного решения.

признакам.

 

 


 

 

 

 

 

 

25

Техника и методика портретной съемки

 

 

 

 

 

 

Чувства, воля и действия человека

Эмоциональные симптомы того или

во многом зависят от его темперамен-

иного типа темперамента выражают-

та, более других факторов проявляю-

ся соответствующим аффектом:

щегося во внешности. Темперамент

маниакальный

аффект — повышен-

отражает состояние нервной системы

ное радостное настроение,

человека и сказывается на его дея-

депрессивный аффект — угнетен-

тельности.

 

 

 

 

ное настроение, глубокая печаль,

Выдающийся физиолог И. П. Пав-

уныние, тоска;

 

лов дал четкую классификацию типов

аффект раздражительности — тоск-

темпераментов,

имеющих

внешние

ливо-злобное выражение, недоволь-

объективные признаки:

 

 

ство, неприязнь;

 

сангвиник — сильный, уравнове-

аффект перевоплощения — попыт-

шенный, спокойный, с хорошей под-

ка подражать кому-то при неестест-

вижностью тип. Самый совершенный

венном напряжении мускулатуры

из всех типов по возможности при-

лица, отсутствие осмысленности.

спосабливаться и согласовывать свои

Темперамент определяет в ха-

действия с условиями внешней сре-

рактере такие черты, как общитель-

ды;

 

 

 

 

ность, замкнутость, подвижность,

холерик — сильный, но неуравно-

уравновешенность поведения, и ни-

вешенный, безудержный тип с очень

что из этих черт не должно ускольз-

активным процессом раздражимости;

нуть от внимания фотографа.

флегматик — сильный, уравнове-

Определив тип темперамента порт-

шенный, спокойный, с замедленной

ретируемого и характерный для него

реакцией на внешние раздражители

эмоциональный

аффект, фотограф

тип, с неудовлетворительной подвиж-

сопоставляет эти данные со статиче-

ностью нервных процессов;

 

 

скими признаками. При этом следует

меланхолик — слабый тип. Отли-

учитывать, что формы тела сами по

чается явной

слабостью

нервных

себе ни в коем случае не могут слу-

процессов (возбуждения и торможе-

жить основанием для вывода о свой-

ния). Неудовлетворительно приспо-

ствах личности. Это значит, что ни

сабливается к жизненным условиям.

рост, ни полнота, ни соотношения

Каждый

тип

темперамента

имеет

размеров фигуры ничего не говорят

определенные мимические

признаки.

о характере человека, в частности о

По складу лица и образу движений

его идейной направленности и воле-

определяется тип нервной деятель-

вых качествах. Однако тип человека,

ности. Меланхолики отличаются не-

его темперамент в процессе жизни

уверенным поведением, на их лицах

влияют на формирование фигуры, на-

находят отражение тоска, тяжелые

кладывают отпечаток на позу и ми-

переживания.

 

 

 

мику, и это надо учитывать.

Холериков отличает бурное прояв-

Характер — это определенный об-

ление эмоций, как положительных,

раз поведения человека, своеобраз-

так и отрицательных. Флегматики,

ный психический его склад, отража-

наоборот, неэмоциональны. У сангви-

ющий внешние условия жизни и

ников характерно преобладание поло-

воспитания. Характер находит отра-

жительных

эмоций самых

разных

жение в жизнедеятельности челове-

оттенков. Они довольно легко пере-

ка: манере себя держать, направлен-

ходят от созерцания к радости.

ности поведения. Определить харак-


26

Павильонная фотосъемка

тер человека можно только по его проявлениям, а не по статическим признакам.

Для познания характера имеет большое значение проявление чувств. Чувства — своеобразная форма отражения действительности; в зависимости от направленности психической деятельности человека они могут быть окрашены положительным или отрицательным эмоциональным тоном. Чувство может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение), так и мимолетным (восторг, негодование, печаль, стыд и т. д.). Мимолетные чувства также называют эмоциями.

Своеобразность проявления чувств проливает свет на индивидуальную особенность человека, его привычки, мировоззрение, моральные убеждения, открывает доступ в его внутренний мир.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями, которые мы можем определить как мимические, связанные с движением мышц лица, и пантомимические, т. е. жесты и движения частей тела.

Мимика и пантомимика дают для изучения характера значительно больше, чем внешние черты человека. Мимика бывает связана с определенной эмоциональной фазой, когда она выражает временное психическое состояние модели, и мимическим строем лица, являющимся обычным для данного типа темперамента.

Так как общение фотографа с моделью всегда кратковременно, то при характерологических наблюдениях надо учитывать максимальное количество показателей характера, чтобы временное психическое состояние, связанное с определенной ситуацией их общения, не принять за черту ха-

рактера. Один из таких важных показателей — жестикуляция. Жест хорошо выражает темперамент человека. Умение владеть собой, выдержка, подтянутость, солидность бросятся в глаза при так называемом скупом жесте. Наоборот, усиленная жестикуляция может говорить о невыдержанности, горячности и в какой-то мере о невоспитанности.

Бывают жесты наигранные, показные, их называют манерными. Манерность— первый враг портретного изображения, так как она всегда уводит от раскрытия подлинного образа. В числе важнейших показателей характерно выражение глаз. Оттенки выражения глаз безграничны. Их выразительность не всегда определяется их величиной и цветом, т. е. внешними статическими признаками. В осмысленности взгляда выражается объективно понятное его значение. Взгляд может быть ласковым, вопросительным, удивленным, смущенным, суровым и неподвижным, бегающим, добрым, нежным и т. п.

Мимика губ неразрывна с выражением глаз и располагает самой широкой амплитудой оттенков волевых особенностей человека. Положение губ, как правило, указывает на самые тонкие душевные переживания — от непреклонной воли до беспечного смеха. Неулыбчивое лицо кажется холодным и суровым. Улыбка может выражать всю гамму чувств довольства и радости, может переходить в другие состояния: склонность к иронии, скептицизм, приветливость, уверенность или неуверенность в себе и многие другие.

На этой стадии работы над портретом, когда надлежит уловить настроение и эмоциональную предрасположенность личности портретируемого и завершить поиск психологического


2. О художественности портретного изображения
и эмоционального решения портрета, фотограф держит свой первый и главный экзамен: годен или не годен он как портретист. Если он лишен умения понять особенность и значение личности портретируемого, значит ему не дано стать портретистом, так как у него отсутствует главное качество — улавливать неповторимую сущность человека, постигать ее и переплавлять в образ.
ство. Такое исследование сходства является сугубо натуралистическим, так как единственный критерий в данном случае — это принцип геометрического соответствия отдельных форм.
Некоторые деятели искусства утверждают, что фотографический портрет — это прежде всего изображение внешнего, что память или мысль в портрете неизобразимы и все, что внешне не выражено, не может быть передано в портрете. Другие, наоборот, отрицают чисто внешнюю достоверность и ищут передачи интеллектуального мира чело-
Слово «портрет» взято из франвека посредством тона, пятен, линий, цузского portreit. В русском языке игнорируя реальную натуру, подмеему когда-то соответствовало слово няя образ конкретного человека вы- «подобень». Лишение портретного мышленным.
сходства с оригиналом (безразлично, Сомнение в необходимости внешнекакими средствами и во имя чего оно го сходства связывают с творчеством достигается) дает нам право назыМикеланджело, который в своих вать такое произведение картиной, надгробных памятниках Джулио если оно к тому же обладает художе- и Лоренцо Медичи отказался от портственными достоинствами. ретного сходства, или поучениями Портрет как изображение человека Наполеона Бонапарта художнику должен быть обязательно конкретДавиду: «Зачем вам модель? Кого ным. Сходство с оригиналом является интересует, сохранено ли сходство самым главным условием портрета. в бюстах Александра Македонского? Говоря о портретном сходстве, мы Достаточно, если его изображение будем учитывать лишь те человесоответствует его гению».
ческие качества и свойства, которые Ошибочность тех и других взгляотражаются во внешности. дов и методов заключается в том, Сходство или несходство изобрачто одни, скользя по поверхности, жения с оригиналом может восприне проникая в сущность образа, отниматься зрителем по-разному. В одрицают в портрете психологизм ном случае, если человек лично зна- и рассматривают фотообъектив тольком с изображенным на снимке, сходко как увеличительную лупу, стараство определяют по памяти, в друтельно фиксирующую все мельчайгом — сходство устанавливают сошие подробности лица, которых подпоставлением человека с его портречас не замечает глаз человека. И в том. В последнем случае сходство этом видят принцип сходства. Другие рассматривается как бы по списку же, наоборот, игнорируя язык реальпримет и доказательств соразмерноности, объединяющий всех людей, сти и линейного строя отдельных отрицают сходство, отходят от всячерт лица — это чисто внешнее сходкого правдоподобия, ищут воплоще-
Техника и методика, портретной съемки
27

28

Павильонная фотосъемка

ния духовного начала в иносказании, где произвол художника приводит к разрушению подлинного художественного образа.

Искусство портрета ставит перед художником, скульптором и фотографом в качестве обязательного условия сходство — сходство, не расчлененное на «внешнее» и «внутреннее», а такое, когда «внутреннее» порождает и объясняет «внешнее». В обыденной жизни человек познается по своим делам и поступкам, выражающим его душевные свойства. Литературный образ рас-

зрительной улыбкой и взглядом недобрых глаз», мы представляем себе не конкретные детали личности, а ощущения, в свое время преломившиеся через зрительные представления цельного образа.

Когда мы видим на фотоснимке знакомого лица выражение, ему не присущее, мы говорим, что человек не похож на себя. О портрете здесь не может быть и речи, потому что произошло непоправимое — распад индивидуальности, т. е. худшее из всего, что может постигнуть художественное произведение.

1. Иллюстрация асимметрии лица:

а натуральное изображение лица;

б портрет из двух правых сторон лииа; в портрет

из двух левых сторон лииа

крывает личность не во внешности, а в глубоком всестороннем познании человека. Не удивительно, что поступки человека, описываемые в романе, повести или рассказе, как и наблюдаемые в жизни, иногда расходятся с представлением о нем по его

•внешности; в лице героя часто нет ничего героического.

Вызывая в памяти образ знакомого человека, мы не выхватываем отдельные элементы лица, а восстанавливаем образ в целом, с его характерным душевным складом. Говоря «в моей памяти его образ запечатлелся с грустной улыбкой и с добрым рассеянным взглядом» или «он вспоминается мне с постоянной пре-

Сходство личности в портрете определяют выразительные элементы лица — глаза, губы, лоб. По силуэту, асимметрии лица, по шраму на щеке, по оттопыренным ушам можно опознать человека, но не узнать его. Только глаза, рот и частично лоб могут раскрыть черты характера и душевное состояние личности.

Если модель находится в состоянии полной непринужденности, когда лицо (глаза, губы) выражает подлинные чувства, то общее сходство всегда сохранится, даже если другие элементы лица притемнены или изображены в нерезкости. Но если глаза и рот на снимке не выражают подлинных чувств, то из выразительных