ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Техника и методика портретной съемки |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
ного и позитивного материала, как |
Мы считаем нестоящим делом да- |
|||||||||
и технология их обработки, влияет |
вать конкретные рекомендации от- |
|||||||||
на тональную композицию. |
|
|
носительно компоновки, т. е. конст- |
|||||||
Композицию |
портрета невозможно |
рукции кадра, и говорить о возмож- |
||||||||
предусмотреть заранее. Она опре- |
ных перегрузках |
или |
недогрузках |
|||||||
деляется только в результате наблю- |
отдельных его частей, тем более что |
|||||||||
дений за моделью, после того как фо- |
сюжет в незаполненной тоном и ли- |
|||||||||
тограф создаст себе представление |
ниями части мысленно может быть |
|||||||||
об образе портретируемого, уяснит |
уравновешен самой идеей. |
|
|
|||||||
главные черты его характера. В ком- |
Исключение возможности создания |
|||||||||
позиции не должно быть шаблонов. |
каких-либо законов заполнения кад- |
|||||||||
Фотограф, знающий несколько стан- |
ра элементами композиции вовсе не |
|||||||||
дартных поз и подгоняющий всех |
означает права фотографа на полный |
|||||||||
портретируемых под эти компози- |
произвол, ибо реалистическое искус- |
|||||||||
ционные шаблоны, останется ремес- |
ство требует логического объяснения |
|||||||||
ленником и никогда не выйдет на |
как компоновки сюжета в целом, так |
|||||||||
широкий творческий путь. Ни изощ- |
и отдельных его частей. |
|
по- |
|||||||
рения в освещении, ни умелое вла- |
Принципы |
композиционного |
||||||||
дение техникой не могут компенси- |
строения портрета — точка съемки, |
|||||||||
ровать отсутствующую в |
портрете |
поворот головы, положение ведущего |
||||||||
увязку позы с психологической ха- |
плеча, перспективное решение, све- |
|||||||||
рактеристикой человека. |
|
|
товое решение, размещение групп — |
|||||||
Логика передачи и восприятия, |
даны в разных главах настоящей |
|||||||||
ведущая к созданию законченных, |
книги. |
|
|
|
|
|
||||
психологически |
|
осмысленных |
изо- |
Не все элементы портретного кад- |
||||||
бражений человека, всецело зависит |
ра несут на себе равную смысловую |
|||||||||
от умения подчинить второстепенное |
и эстетическую нагрузку. Наиболее |
|||||||||
главному, органически соединить |
выразительными |
элементами |
лица, |
|||||||
все элементы портрета. Напомним, |
как уже говорилось, являются глаза |
|||||||||
что дословное |
|
значение |
термина |
и рот. Они и составляют основу, на |
||||||
«композиция» означает прежде всего |
которой строится портрет, т. е. яв- |
|||||||||
«сопоставление», |
«соразмещение». |
ляются доминантой портрета, глав- |
||||||||
Это в первую очередь влияет на вы- |
ным его элементом. И этот главный |
|||||||||
бор формата. Будет ли кадр гори- |
элемент надо |
стремиться |
всячески |
|||||||
зонтальным, |
вертикальным |
или |
выделить в портрете. |
в портретной |
||||||
квадратным — зависит от замысла |
Выделение |
главного |
||||||||
фотографа, который вытекает из |
фотографии представляет значитель- |
|||||||||
впечатления гармонической |
сораз- |
но большую трудность, чем в ином |
||||||||
мерности частей фигуры и фона. |
другом жанре, так как здесь исклю- |
|||||||||
Выбрав формат, приступают к раз- |
чена возможность использования од- |
|||||||||
мещению одной или нескольких фи- |
ного из броских способов — укруп- |
|||||||||
гур в кадре. Что побуждает фотогра- |
нение масштаба |
главного |
элемента |
|||||||
фа компоновать так, а не иначе? На |
композиции, т. е. вынесение главного |
|||||||||
этот вопрос не всегда возможно от- |
на более передний план. |
|
|
|||||||
ветить, ибо он зависит от субъектив- |
Таким образом, в распоряжении |
|||||||||
ных представлений восприятия об- |
фотографа остаются лишь два спо- |
|||||||||
раза портретируемого. |
|
|
соба создания зрительного притяже- |
34
Павильонная фотосъемка
ния к интересующему его элементу— оптический и световой акценты. Использование этих способов также крайне затрудняется тем, что глаза и рот находятся примерно в одной плоскости лица и могут передаться одинаково резко. Используя длиннофокусный объектив с минимальной глубиной резко изображаемого пространства и найдя в позе хотя бы незначительное приближение к объективу интересующего нас элемента, можно этот элемент резкостью очертания выделить среди остальных элементов лица.
Световой акцент наносят искусным световым моделированием, усиливая освещенность главного элемента.
Важным композиционным условием портрета является необходимость запечатлеть в нем выразительную фазу движения. Динамичность портретного изображения — это не только схваченная фаза физического движения тела, но и отражение внутреннего переживания личности, выраженного в мимике (рис. 2, 3).
Динамичность портрета могут усилить руки, их выразительное положение.
Помещение фигуры в центре кадра, симметрия, уравновешенность композиции, вертикальный строй кадра приводят в большинстве случаев к нежелательному статичному изображению. Статичность еще более усиливается малоконтрастным освещением, однотонностью фона, строго фронтальным положением модели, отсутствием впереди по направлению поворота головы или направлению взгляда свободного пространства.
Иллюзию движения в портрете нельзя решить отдельными формальными приемами. Диагональное построение, экспрессия света, пят-
нистость фона и т. д.— все эти приемы могут лишь усилить впечатление о движении, если в лице ощущается осмысленность.
Следует отметить, что любое композиционное построение снимка вне зависимости от его жанра берет начало от двух конструктивных факторов — ритма и симметрии.
«Симметрия есть зеркальное соответствие расположенных вокруг
2. Портрет, в котором удачно отображено внутреннее переживание человека
средней оси частей какого-либо образования. Ритм — это большая или меньшая повторяемость какого-либо мотива через некоторые интервалы. Симметрию характеризует спокойное равновесие элементов, ритму свойственно движение, которое может быть продлено до бесконечности. Симметрия ясно сказывается в построении лепестков цветка. Ритмическое начало — в расположении на стебле листьев, которые следуют друг за другом через известные проме-
35
Техника и методика портретной съемки
жутки». (Алпатов М. В. Композиция в живописи. М., 1940, с. 5.)
Под симметрией в портрете мы понимаем соответствие интервалов линейных величин по обе стороны от горизонтальной или вертикальной оси лица или фигуры в положении фас. В этом случае чередование и повторяемость элементов и интервалов между ними составят четкую систему их соотношений, которые мы называем ритмом расстояния.
Если же лицо изменит положение перед объективом и нарушится его симметрия, а к этому почти всегда стремится фотограф, то изменяются
иритмы линейных величин лица
ифигуры.
Чувство ритма вырабатывается одновременно с восприятием формы. Частота ритмических интервалов линейных форм, уходящих в глубину, определяет характер перспективы. Если при короткофокусной перспективе темп сокращения расстояний между отдельными формами лица чересчур бросается в глаза, то одновременно мы наблюдаем резкое сужение формы головы, а учащенный ритм сокращения масштабов отдельных элементов лица приводит к заметным его деформациям. В сопоставлении с половиной лица, находящейся по отношению к объективу во фронтальном положении, где сохранены естественные ритмы расстояний (от затылка до уха, от уха до глаза и от глаза до носа), вторая, «уходящая», часть лица при короткофокусном ритме создаст искаженное представление о форме лица в целом. Причиной тому явится резкая асимметрия ритмов.
Ритмы линейных величин и пластика форм также взаимосвязаны, так как округлость предметов на изображении, кроме своей собственной фор-
мы, зависит от темпов перспективных сокращений.
Поэтому та часть композиции, которая рассматривает архитектонику
3 Портрет, в котором удачно схвачено мимическое выражение лица
и проекцию фигуры в кадре, определяется симметрией и темпами перспективных сокращений.
Впечатление от художественно выполненного портрета зависит также и от того, как вписалась фигура в прямоугольную площадь кадра. Она может расположиться в центре его и представлять симметричную картину, где достигнуто полное равновесие частей по отношению к центральной оси кадра (рис. 4). По мере смещения фигуры к левой или правой границе кадра устойчивость
36
Павильонная фотосъемка
изображения будет все более нарушаться. Свободное от изображения пространство в одной части кадра и заполненное — в другой вызовет
будет нарушена иллюзия движения, которую мы всегда ощущаем на рассматриваемом изображении, когда впереди устремленного взгляда чело-
4- Портрет, в котором фигура расположена в центре кадра |
5. Пример неуравновешенной портретной композиции |
чувство неуравновешенности композиции (рис. 5).
В портретной фотографии уравновешенность композиции (в смысле расположения фигуры в центре кадра) бывает оправданной лишь в тех случаях, когда съемка ведется в фас или в легких полуоборотах. Когда же осуществляют более резкие повороты (от классического до профиля), то расстояние по направлению взгляда до рамки кадра должно быть всегда большим, чем в противоположную сторону. В противном случае
века имеется значительное свободное пространство.
Таким образом, неуравновешенность композиции в портретной фотографии является закономерным изобразительным приемом.
При горизонтальном кадрировании мы испытываем необходимость в неуравновешенности композиции, так как соответственно увеличивается площадь свободных от изображения пространств по обе стороны от фигуры. Асимметрия свободных пространств по обе стороны от изобра-
37
Техника и методика портретной съемки
женной фигуры окажется менее ощутимой, если большую часть этого пространства заполнить элементами освещения — бликами, пятнами, падающими тенями. Иными словами, надо заставить освещение выполнять композиционную задачу там, где нет возможности использовать для этой цели фигуры или предметы.
Что касается группового портрета, то неуравновешенность здесь встречается значительно реже, так как компоновка фигур в кадре дает возможность уравновесить композицию заполнением всей его площади либо размещением двух фигур в разных частях.
Уравновешенность или неуравновешенность снимка является элементом композиционного решения и не должна служить чисто внешним эффектом стройности, красивости и пр.
На композицию фотографического портрета большое влияние оказывают границы кадра, которые определяют масштаб портрета. Правильно выбранный масштаб изображения человека немало способствует выразительности портрета.
Портретная фотография, как и другие виды изобразительных искусств, имеет те же традиционные масштабы изображения: бюстовое, поясное, поколенное и в рост (рис. 6—9).
Самое крупное изображение — фрагмент лица. Оно дается настолько крупно, что в кадре иногда срезается часть головы: прическа, затылок,
шея (рис. 10 и см. рис. 139 и 148). «Срез» — действие далеко не меха-
ническое, он оправдан лишь тогда, когда сюжет выразительно решен изображением части лица и включение остальной его части не может усилить общего впечатления.
Укрупненность плана при фрагментарном портретировании усложняет
проблему передачи фактуры лица. Современная оптика способна настолько рельефно выявить фактуру кожи лица и тем самым подчеркнуть
6. Бюстовый портрет
его недостатки, что на снимке возрастные особенности заметно усилятся против того, как мы воспринимаем их нашим зрением. Исходя из этого, при фрагментарном портретировании следует пользоваться только мягкорисующей оптикой, умеющей «видеть» и передавать линии крупных
38
Павильонная фотосъемка
1. Поясной портрет
(И Е. Репин.
Портрет
хирурга Е. В. Павлова!
8. Поколенный портрет
9. Портрет в рост
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 |
Техника и методика портретной съемки |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||||||
форм, не «замечая» остальных — |
В настоящее |
время |
наметилась |
|||||||||
мелких точек и складок, представля- |
тенденция |
перехода |
павильонной |
|||||||||
ющих собой микрорельеф лица. Если |
съемки на среднеформатные камеры. |
|||||||||||
фотограф такой оптикой не распола- |
Наличие длиннофокусной оптики |
|||||||||||
гает, то он должен применить смяг- |
к этим камерам послужит толчком |
|||||||||||
чающие насадки. |
|
|
|
|
более частой съемки фрагментарных |
|||||||
Фрагментарный портрет чаще все- |
портретов. |
|
|
|
|
|||||||
го |
исполняют |
при |
горизонтальном |
Бюстовый портрет включает изо- |
||||||||
кадрировании, так как при этом появ- |
бражение головы, шеи и верхней |
|||||||||||
ляется возможность оставить боль- |
части корпуса (см. рис. 127, 128, 144, |
|||||||||||
шее свободное пространство по нап- |
146). Уточнение нижней границы |
|||||||||||
равлению взгляда. Это делает изобра- |
кадра зависит от особенности моде- |
|||||||||||
жение более динамичным. Однако |
ли. Очертания фигуры весьма инди- |
|||||||||||
следует указать на то, что горизон- |
видуальны. Пропорциональные от- |
|||||||||||
тальное |
построение |
кадра |
|
бывает |
ношения корпуса к голове часто бы- |
|||||||
оправданным |
лишь при энергичных |
вают нарушенными. В этом случае |
||||||||||
наклонах, когда голова выведена |
нет основания вводить в кадр всю |
|||||||||||
из вертикального положения. В про- |
верхнюю часть корпуса. Если же |
|||||||||||
тивном случае такой кадр может ока- |
верхняя часть корпуса пропорцио- |
|||||||||||
заться не лучшим. |
|
|
|
|
нальна, имеет энергичные линии, то, |
|||||||
Фрагментарный портрет в практи- |
безусловно, оправдано ее полное |
|||||||||||
ке фотоателье — явление редкое из- |
включение в кадр. При этом боковая |
|||||||||||
за отсутствия соответствующей оп- |
проекция фигуры лучше подчерки- |
|||||||||||
тики. Для его исполнения требуется |
вает ее форму и линии. |
в |
бюстовом |
|||||||||
длиннофокусный объектив, |
дающий |
Положение головы |
||||||||||
возможность снимать крупно и без |
портрете имеет решающее значение. |
|||||||||||
непривычных |
перспективных |
сокра- |
Фотограф |
располагает |
модель то |
|||||||
щений. Чаще всего этот вид портрета |
больше в фас, то в три четверти, то |
|||||||||||
встречается у фоторепортеров, у ко- |
в профиль, следя за тем, какое соче- |
|||||||||||
торых имеется набор длиннофокус- |
тание линий и их ритмов представля- |
|||||||||||
ных |
объективов к |
малоформатным |
ется ему наиболее выгодным. Именно |
|||||||||
камерам. |
|
|
|
|
|
|
линиями обусловливается |
впечатле- |
||||
Ошибочно полагать, что лицо мож- |
ние, производимое формой лица. |
|||||||||||
но |
сфотографировать |
в |
мелком |
Скульптор ищет такую модель, |
||||||||
масштабе, а затем посредством проек- |
голова которой производила бы хо- |
|||||||||||
ционной печати выбрать его фраг- |
рошее впечатление с любой стороны, |
|||||||||||
мент. От такого приема на фотогра- |
тогда как фотограф не выбирает се- |
|||||||||||
фии может получиться деталь голо- |
бе модель и должен всегда найти |
|||||||||||
вы, но не портрет, выполненный |
выигрышное положение лица. При |
|||||||||||
комплексом изобразительных |
прие- |
этом он должен учитывать форму ли- |
||||||||||
мов, направленных на воплощение |
ца как в фас, так и в профиль. |
|||||||||||
конкретной сюжетной задачи. При |
Фронтальная |
проекция бюста |
||||||||||
проекционной |
печати |
можно |
лишь |
и плеч статична и слабо выражает |
||||||||
уточнить |
границы |
фрагментарного |
объемные формы фигуры. Правиль- |
|||||||||
фотопортрета, которые должны быть |
ное перспективное построение воз- |
|||||||||||
в основном решены именно при |
можно лишь при боковом положении. |
|||||||||||
съемке. |
|
|
|
|
|
|
При этом надо учитывать закономер- |