ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 1
46
Павильонная фотосъемка
усталости и типична для пожилых
истарых людей.
Все постановки человека в рост
можно разделить на две группы: принужденные и непринужденные. К принужденным относится «военная» поза и приближенные к ней, к сожалению, еще так часто встречающиеся в практике многих фотографов, которые, снимая людей в рост, особенно военных, предпочитают ставить их по стойке «смирно». К принужденным постановкам относятся и такие, когда преднамеренным напряжением видоизменяют форму отдельных элементов: выпячивают грудь, прогибают талию и т. д. Такие постановки кажутся неустойчивыми, однако когда хотят подчеркнуть особую стройность форм, силу, гибкость молодого тела, часто прибегают именно к принужденным постановкам. При напряжении тела и незначительной стабильности, особенно при наклоне фигуры вперед или назад, принужденные постановки кажутся более динамичными и являются фактически подготовительным моментом начала движения. Реальность постановки определится в этом случае последующей фазой движения. Либо человек перейдет в свободное движение, либо потеряет точку опоры и оступится. В портрете Шишкина художник И. Н. Крамской дал блестящий образец принужденной постановки
(рис. 14 а).
Впоказе внешних форм, особенно
впринужденном состоянии, фотография имеет бесспорные преимущества перед рисунком, так как фиксирует их безошибочно.
Непринужденные постановки включают удобную и расслабленную позу. Для них характерно умень-
шение напряжения общей мускула-
туры и в первую очередь мускулатуры спины. В положении стоя они обретают большую устойчивость. Однако непринужденные постановки
14а. Пример принужденной постановки фигуры
отличаются некоторой статичностью. Например, скульптор М. Г. Манизер изобразил Н. В. Гоголя в классической непринужденной позе (рис. 14 б).
Непринужденные постановки чаще встречаются в жанровых картинах, где нет нужды в портретной постановке фигуры, ибо устремление фо-
47
Техника и методика портретной съемки
тографа направлено на то, чтобы застать человека врасплох. Бесспорно, что при фотографировании в рост следует в основном при-
146. Пример непринужденной постановки фигуры
держиваться непринужденных постановок, что вовсе не означает полного отказа и от принужденных.
Позы в композициях в полный рост делятся также на две группы — симметричные и асимметричные. В изобразительном искусстве симметричные позы, когда обе ноги являются опорными, а сила тяжести
масс частей тела распределяется между ними равномерно, встречаются редко, а в художественной фотографии еще реже.
В асимметричных позах стоя выра-
зительность фигуры, изящество ее отдельных форм обретает эстетическое значение, предопределяет красоту человека.
В положении стоя с опорой на одну ногу значительная тяжесть тела ложится на опорную разогнутую ногу. Выполняя компенсаторную функцию, регулируя перемещение силы тяжести тела, эта нога незначительно отклонена в сторону. Неопорная нога слегка согнута в колене, в ее сторону наклонен таз. Это в свою очередь вызывает изгиб позвоночника в направлении опорной ноги, при этом туловище выпрямляется и сила тяжести падает на опорную ногу. Поворот и наклон шеи и головы в этой позиции не влияет на равновесие тела, а потому голова может быть наклонена и повернута, как того пожелает фотограф.
Изгиб позвоночника вызывает уменьшение длины туловища на стороне опорной ноги. Такое асимметричное положение тела, когда длина туловища по неопорной ноге больше, чем по опорной, встречается на многих античных статуях, в изваяниях более поздних эпох и в скульптурах наших дней и известно под названием «прихрамывания» (рис. 15, а). В композициях, когда продольная ось туловища наклонена в противоположную сторону, т. е. в сторону неопорной ноги, поза именуется «противоположной» (рис. 15, б).
Обе позы—«прихрамывания» и «противоположная» — являются классическим образцом постановки портрета в рост. Степень поворота и прогиба отдельных элементов фи-
48
Павильонная фотосъемка
гуры создает множество вариантов и представляет собой источник композиционных решений.
Портретирование в полный рост может быть произведено как в поло-
15. Примеры классической постановки фигуры:
с. — поза «прихрамывание»; б — «противоположная»
жении модели стоя, так и в положении сидя. В последнем случае благодаря дополнительным точкам опоры поза обретает большую стабильность. В этом случае фотограф руководствуется рядом соображений: возрастом модели, пропорциональностью отдельных форм фигуры, общим за-
мыслом. В подобном варианте руки могут играть роль дополнительных точек опоры, определять сторону поворота головы и красоту проекции плеч. Скульптурный портрет
А. С. Пушкина (рис. 16) представляет собой пример интересной композиции портрета человека в полный рост в положении сидя. Уместно вновь указать на то, что разнообразие в положении всех парных форм фигуры человека приводит к большей выразительности портрета.
Будущий фотограф еще в процессе учебы должен сделать большое
49
Техники и методика портретной съемки
количество этюдов с натурщика, доведя до совершенства умение постановки фигуры.
Многие художники не без основания утверждают, что движение фигуры к зрителю усиливает динамичность образа.
Поворот головы к плечу еще больше усиливает динамичность снимка. Расположение рук, соответствующее общей позе, завершит правильную постановку фигуры. Если обращенная к аппарату фигура выглядит естественно, то она должна естественно выглядеть и при рассмотрении ее со всех сторон. В этом — доказательство правильной постановки фигуры.
При желании постановку можно изменить, вводя дополнительную точку опоры для руки, используя для этого подставку в виде стула, тумбы или стола.
Когда модель поставлена и соответственно освещена, следует поторопиться с завершением съемки. Увлекаясь творческим процессом, фотограф подчас забывает, что перед ним живой человек, которому несвойственно подолгу оставаться без движения. Выражаясь фотографически, «передержка» модели в стойке приводит к окаменелости фигуры и напряженности лица.
Чтобы избежать ракурсных искажений отдельных форм фигуры, следует установить аппарат на уровне середины ее высоты. Если аппарат будет находиться выше или ниже, то та часть фигуры, которая окажется ближе к объективу, выйдет на снимке в более крупном масштабе. Но иногда ракурс может стать активным изобразительным приемом.
Окончательная коррекция позы должна происходить после того, как найдено освещение и расположение
фигуры в кадре, сфокусировано изображение, установлена диафрагма, вставлена и открыта кассета.
Не затрагивая конкретно вопросы освещения, скажем лишь, что осве-
16. |
Пример композиции портрета в полный рост |
в |
положении сидя |
щать фигуры в рост надо так, чтобы формы модели читались четко, а падающие тени не скрывали больших форм фигуры. Освещение должно выявить наиболее изящные линии. При этом надо учитывать тона фигуры и фона и не допускать их совпадения.
50
Павильонная фотосъемка
4. Руки в фотопортрете
Руки, особенно пальцы, могут передать самые тончайшие душевные переживания, их типичное индивидуальное положение характеризует эмоциональный тип человека. Они способны указать на такие важные черты и состояния, как темперамент, доброта, возраст, социальный тип человека, профессию и многое другое. Очень выразительны бывают лишь те руки в портрете, в мягкости или напряженном жесте которых отражается душевное состояние. Положение рук в жизни обусловлено внутренним состоянием человека, оно может выражать определенное действие, движение. Жестикуляция рук представляет собой внешнее движение, вытекающее из внутреннего (рис. 17). Правдивость жеста заключается в синхронности внутреннего и внешнего движения. Иначе какими бы энергичными внешне ни выглядели руки, в портрете неизбежна потеря выразительности.
Руки, не выражающие определенного действия, не выявляющие внутренней сущности человека, не улавливающие его душевных качеств, выглядят манерно, надуманно, неестественно. Как часто нам встречаются фотографии, где оттопыренные пальцы приложены к щеке, подбородку, лбу и ничего не выражают, представляя некий шаблон, повторяющийся от портрета к портрету без учета эмоционального типа портретируемого и переживаемых им чувств.
Правдивость положения рук в портрете мы оцениваем, когда видим их запечатленными в одной из реальных фаз жизнедеятельности человека (рис. 18). Например, человек взял очки, снял их, далее они оказались
17.Руки в портрете:
а— рука поддерживает голову; б — руки, подпирающие щеку; в — рука, подпирающая подбородок;
z — руки как дополнительная точка опоры; д — руки, занятые предметом; е — руки при чтении
книги
уподбородка, далее
движение |
на |
руки |
привело их |
уровень |
|
груди |
и, |
на- |
конец, рука с очками обрела опору
на столе. Движение руки закончилось. Оно претерпело множество фаз. Наиболее удачным моментом окажется тот, который запечатлит на фотоизображении руку и очки в понятной
икрасивой проекции. Мастерство фо-
18.Варианты положения кисти руки, приемлемые для портретирования
тографа заключается в умении организовать реальное действие рук и
выбрать для фиксации наиболее выразительную фазу.
Само собой разумеется, что для студийного портрета неприемлемы стремительные движения. Более подходят продолжительные паузы, дающие возможность оценить выразительность положения рук. Не следует регламентировать положение рук в
51
Техника и методика портретной съемки
портрете. Рецепты невозможны и вредны. Одному человеку свойственно подпирать голову рукой в момент раздумья, другому — поддерживать рукой подбородок, третьему — подпирать двумя руками щеки и т. д. (см. рис. 129—132, 134—136, 141, 142
и147).
Вруке может находиться шляпа, перчатки, книга. В руке женщины может оказаться цветок, она может
вает: «Для того чтобы решить, в какой степени нам удалось выполнить свою задачу, прикройте на портретном изображении руки. Если ничего не изменилось или их отсутствие вас удовлетворяет, значит цель не достигнута, так как полноценный образ, оказывается, можно было в данном портрете «прочесть» без помощи рук». (Советское фото, 1965, № 7,
с. 31.)
придерживать шаль или мех. Это |
Иногда встречаются руки, выде- |
вносит в портрет то лирический, то |
ляющиеся своей красивой формой, |
жанровый мотив. |
они служат как бы украшением порт- |
Руки усиливают динамичность |
рета. В этом случае у фотографа мо- |
портрета. Однако далеко не всегда |
жет появиться желание привлечь к |
в этом есть необходимость. Сущест- |
ним внимание зрителя. Конечно, |
вует жизненная правда в изображе- |
имеется в виду не манерное положе- |
нии человека в статическом состоя- |
ние рук, а расположение их на гру- |
нии. |
ди, коленях, на ручке кресла, на сто- |
Объясняя оправданность введения |
ле и т. д., при этом подчеркивают |
рук в кадр, Кочар Андраник указы- |
красивую кисть, гибкие или тонкие |
52
Павильонная фотосъемка
длинные пальцы. Здесь речь идет о руках вне движения, присутствие которых в портрете не ставит цели усиления динамичности.
Руки могут указывать на болезненность человека или на его силу, на спокойный нрав или нервозность — все это надо учитывать не только тогда, когда руки показаны в одной из фаз движения, но и тогда, когда они даны в бездействии.
Руки не следует «облагораживать» ретушью. Сильные руки с толстыми венами и грубой фактурой кожи или тонкие голубые сосуды под нежным покровом кожи — это важные характеристики рук, к которым вообще не следует прикасаться ретушеру (исключение, конечно, составляют натуралистические детали: бородавки, татуировка и т. п.).
19 Портрет на фоне интеръера
5.О расстоянии между моделью и фоном
При съемке фотограф, сообразуясь с той ролью, которую фон играет в снимке, изображает его резким, не полностью резким или размытым. Резким изображение фона бывает тогда, когда фон составляет существенную часть композиции снимка. Таковы снимки экскурсантов на фоне памятных мест, снимки групп детей, играющих на площадке детского сада или в комнате для игр и т. д.
Не полностью резким фон создают тогда, когда он служит только целям ориентировки зрителя. Таким он часто бывает в портретах, снятых на фоне интерьера (рис. 19).
Нерезкий (размытый) фон создают тогда, когда желают сосредоточить внимание зрителя на фигуре или лице человека. В павильоне фон (драпировку) стремятся показать не материально, а как воздушно-световое пространство.
Степень резкости главного объекта и фона удобно контролировать в однообъективных зеркальных фотоаппаратах или в аппаратах с матовым стеклом. При съемке дальномерными фотоаппаратами глубина резко изображаемого пространства, а следовательно и степень резкости фона, может быть примерно оценена по шкале глубины резко изображаемого пространства на объективе.
При внепавильонной съемке резкость фона определяется композиционным замыслом снимка. Одинаковая резкость фигуры и фона снижает ощущение пространственности. Однако при съемке у памятных мест резкое изображение фона составляет обязательное условие.
Возможность передачи фона на фотографии с различной степенью рез-