Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эти слои служат хорошей питательной средой. Под действием микро­ организмов — плесневых грибков — желатина разрушается.

Главная причина появления хрупкости — высыхание слоев, для которых вода служит пластифицирующим веществом. Поэтому большое значение приобретает содержание воды в светочувствитель­ ных слоях и в окружающем воздуха. Хранение кинопленок в усло­ виях, способствующих усилению хрупкости и жесткости, т. е. при

недостаточной влажности и высокой температуре, приводит к порче материа­ ла. При избытке влажности в окружа­ ющей среде возможно слипание кино­ пленок.

Упаковочные материалы должны за-

пленк?'во ДврФемРяхранения:

ЩИЩЭТЬ КИНОПЛвНКИ ОТ ВНвШНИХ ВОЗДеЙ-

1 подложка, 2 — эмульсион-

СТВИЙ. Однако ОНИ МОГуТ ИНОГДЭ быть И

НЫЙ СЛОЙ

IT

причиной старения. Некоторые упако­ вочные материалы выделяют газообраз­ ные вещества, взаимодействующие со светочувствительным слоем;

такие материалы не обладают защитными свойствами против агрес­ сивных компонентов во внешней среде, т. е. являются пыле-, газо­ йли влагопроницаемыми.

Свойства кинопленок ухудшаются с увеличением срока хранения. Как правило, чем выше светочувствительность кинопленок, тем за­ метнее явления старения. Обычно заводы устанавливают для каждого вида кинопленок гарантийные сроки хранения, в течение которых сенситометрические показатели не выходят за пределы допусков, пре­ дусмотренных техническими условиями на материал. Отечественные заводы гарантийными сроками считают: для черно-белых кинопле­ нок — один год, для цветных — шесть месяцев. Однако это не значит, что кинопленки становятся непригодными по истечении гарантийно­ го срока. При благоприятных условиях хранения многие кинопленки, особенно низкочувствительные, можно использовать и после гаран­ тийного срока.

Наилучшие условия хранения обеспечиваются в помещении с кондиционированным воздухом, где кинопленки защищены от дейст­ вия прямых солнечных лучей и вредных газов. Коробки в фабрич­ ной упаковке следует помещать на полки, причем нижняя полка должна находиться в 15—20 см от пола. Для большинства кинопле­ нок нормальные условия хранения обеспечиваются при температуре воздуха 14—22°С и относительной влажности 50—70%. Чем ближе к 20°С температура воздуха, а относительная влажность — к 60% С, тем лучше сохраняется плоскостность кинопленок.

Если нет возможности поддерживать постоянную температуру в помещении, предпочтительно хранить кинопленку в коробках с не­ плотно пригнанными крышками, так как при плотно закрытой крыш­ ке снижение температуры может вызвать конденсацию влаги на по­ верхностях кинопленки, что приведет к слипанию слоев и их по­ вреждению.

В целях замедления процессов старения высокочувствительные

226

цветные и инфрахроматические кинопленки часто рекомендуют хра­ нить при температуре ниже —20°С и относительной влажности ниже 10%. Однако при таком хранении возможно пересыхание слоев и удаление пластификаторов из подложки, что приводит к увели­ чению хрупкости кинопленок. При очень низкой температуре (—40°С) кинопленки могут стать настолько хрупкими, что будут ломаться, как стекло. Кроме того, переохлажденная кинопленка мо­ жет слипаться от конденсации влаги. Чтобы избежать слипания, не­ обходимо коробки с кинопленкой до вскрытия нагреть до температу­ ры, при которой будут использоваться кинопленки. Это условие от­ носится и к кинопленкам, хранимым в холодильнике.

Целесообразно при хранении кинопленок в холодильнике помес­ тить в него влагопоглотитель, например силикагель, чтобы предупре­ дить возможность конденсации. Разумеется, в холодильнике не должно быть мясных и рыбных продуктов, часто образующих веще­ ства, способствующие гниению, — меркаптаны, вуалирующие кино­ пленки.

При транспортировании кинопленок длительное время по желез­ ной дороге или в автомашинах рекомендуется для черно-белых кино­ пленок поддерживать температуру не выше 10°С, а для цветных — не выше 4°С. Если транспортировка кратковременная, тогда допу­ стима температура до 20°С.

При такой же температуре короткое время можно хранить кино­ пленки на станциях железных дорог, в аэропорту и в морских портах. Регулировать влажность в данных условиях невозможно, однако ко­ робки, заклеенные липкой лептой, достаточно оберегают кинопленки от проникновения влаги.

Кинопленки, предназначенные для использования при высоких температуре и влажности, например в тропиках и в других подобных услових, должны быть дополнительно упакованы, часто в гермети­ ческие установки.

Хранение в кассетах, в съемочных аппаратах и в коробках с на­ рушенной заводской упаковкой отрицательно сказывается на свойст­ вах кинопленки, так как в этих случаях они не будут защищены от окружающей среды. Поэтому кинопленки не следует оставлять без заводской упаковки дольше, чем это необходимо для непосредствен­ ной работы.

§ 53. Сохраняемость скрытого изображения

Скрытое изображение на кинопленке может сохраняться годами, но может разрушиться и очень быстро.

Сохраняемость скрытого изобраячения и его разрушение — рег­ р е с с и я — обусловлены рядом взаимосвязанных и сложных процес­ сов, полностью не изученных. Степень регрессии неодинакова: в од­ них случаях она едва заметна, в других — приводит к полному ис­ чезновению скрытого изображения. Регрессии особенно подвержены иизкочувствителъные и мелкозернистые кинопленки, в том числе позитивные и контратипные. Наиболее сильна регрессия в первые

227


дни, а иногда и часы хранения экспонированных кинопленок. С повы­ шением температуры и влажности окружающего воздуха регрессия усиливается. Хранение экспонированных кинопленок при понижен­ ной температуре замедляет регрессию или полностью ее исключает.

Полагают, что в процессе хранения экспонированных кинопленок происходит разрушение части центров скрытого изображения за счет их рассасывания. В результате уменьшается вероятность проявле­ ния микрокристаллов галогенида серебра. Замечено, что, чем выше светочувствительность микрокристаллов, тем стабильнее в них цент­ ры и тем менее подвержены они регрессии. Первоначально разруша­ ются малоэкспонированные детали изображения, что сказывается на проработке деталей в тенях объекта.

При хранении экспонированных кинопленок в присутствии серо­ водорода, аммиака, перекиси водорода, формальдегида, некоторых красок и других агрессивных веществ центры скрытого изображения могут вступать в реакцию с ними и образовывать такие серебряные соли, которые перестают служить центрами проявления.

Вцелях предупреждения регрессии следует избегать длительно­ го хранения экспонированных кинопленок, особенно при высокой температуре и влажности воздуха, а также в окружении агрессивных веществ. Цветные кинопленки, в том числе и позитивные и контратипные, следует подвергать фотографической обработке как можно скорее после экспонирования.

Вслучае работы во влажном или жарком климате экспонирован­ ные кинопленки необходимо тщательно упаковывать, обклеивая ко­ робку двумя-тремя витками липкой ленты. В коробке с киноплен­ кой целесообразно помещать мешочки из марли с силикагелем или другим влагопоглощающим веществом.

По ОСТу 19-62—76 установлены следующие сроки хранения эк­ спонированных кинопленок: до трех суток — при температуре воз­

духа 20±5°С и относительной влажности 60 ±10%,

до 15 суток —

при температуре воздуха 7±3°С и относительной

влажности 60 ±

±10%, т.е. в холодильнике. В исключительных случаях ОСТом до­ пускается хранение экспонированной кинопленки в течение 15 суток при температуре 20°С.

Экспонированные кинопленки должны быть намотаны на стан­ дартные сердечники, упакованы в светонепроницаемые пакеты и помещены в коробки.

Кинопленки, экспонированные при печатании, могут храниться в специальных шкафах или на стеллажах в помещении при неактиничном освещении, сроком до трех суток.

Известно разрушение скрытого изображения, названное э ф ф е к ­ том Г е р ш е л я , которое происходит в том случае, если на кино­ пленку действовало излучение с длиной волны большей, чем при пер­ воначальном экспонировании изображения. Так, при засветке крас­ ным светом несенсибилизированных слоев кинопленки экспонирован­ ное изображение может ослабиться или полностью разрушиться. Так­ же действует инфракрасное излучение на изопанхроматические слои кинопленки. Обнаружено, что, чем крупнее и стабильнее центры

скрытого изображения, тем меньше эффект Гершеля. Для получения этого эффекта необходимы большие потоки энергии облучающего света. Чтобы разрушить скрытое изображение, в облучении должно быть в 108—1010 раз больше квантов, чем для образования скрытого изображения.

Эффект Гершеля уменьшается, если между облучением экспони­ рованных кинопленок красным светом и их проявлением проходит некоторое время.

Если Скрытое изображение полностью разрушено облучением, све­ точувствительный слой становится более чувствительным, чем был до образования в нем скрытого изображения.

§ 54. Сохраняемость видимого изображения

Сохраняемость видимого изображения на кинопленке зависит от многих причин. Черно-белые и цветные изображения сохраняются по-разному.

На сохранность изображения влияют процессы обработки кино­ пленки и условия хранения.

Изображение на черно-белых кинопленках состоит из металли­ ческого серебра, которое под действием некоторых невымытых хими­ катов может окрашиваться или обесцвечиваться. Так, остатки тио­ сульфата натрия в фотографическом слое или образовавшиеся при фиксировании комплексные соединения способны переводить метал­ лическое серебро в сернистое.

В результате на кинопленкевозникают желто-коричневые пятна сернистого серебра. Пятна очень хорошо заметны на деталях, имею­ щих небольшую плотность, и возникают опи тем быстрее, чем хуже промыта кинопленка после фиксирования и чем мелкозернистее изо­ бражение.

Допустимое количество остаточных тиосульфатных соединений для разных кинопленок неодинаково, зависит оно от вида изображе­ ния (негативное, позитивное и т. д.) и от сроков хранения. Чем доль­ ше должно храниться изображение, тем лучше следует промывать кинопленку после фиксирования.

Продукты разложения подложки кинопленки, а также некоторые промышленные газы могут быть причиной обесцвечивания серебря­ ного изображения.

При длительном хранении кинопленки, особенно в условиях по­ вышенной влажности и температуры, в фотографическом слое мель­ чайшие частицы серебра, составляющие изображение, могут коагу­ лировать в более крупные. В первую очередь это сказывается на участках с малыми плотностями, в результате чего черно-белое изо­ бражение становится контрастнее, а полутоны исчезают.

Изображение на цветных кинопленках по сравнению с чернобелым серебряным сохраняется значительно меньше. Красители, об­ разующие цветное изображение, недостаточно прочны. Устойчи-

228

229

 


вость красителей в значительной степени связана с их природой. По­ ка не удалось найти достаточно стойкие красители.

Обесцвечивание красителей и образование новых в кинопленке могут происходить под действием света и в темноте. Световое и темновое обесцвечивание изображения происходят различно.

Под действием света желтый и пурпурный красители обесцвечи­ ваются значительно быстрее, чем голубой. В результате серые детали в изображении приобретают синеватый оттенок. Однако световое обеспечивание почти не имеет значения для цветного изображения на кинопленке, так как суммарное время, в течение которого она находится под облучением — во время печатания изображения или проекции на экран, — составляет несколько десятков секунд.

При хранении кинопленки в темноте происходят сложные хими­ ческие реакции с красителями, составляющими цветное изображе­ ние. Важнейшие из этих явлений следующие: распад голубого кра­ сителя, приводящий к покраснению изображения; образование ве­ щества коричневато-желтого цвета в деталях с малой плотностью и на неэкспонированных участках кинопленки, делающих изображе­ ние коричневым.

Процесс разрушения цветного изображения ускоряется при нару­ шении режима температуры и влажности окружающего воздуха, а также при наличии веществ, выделяющихся подложкой кинопленки. Существенно влияет на сохранность изображения степень удаления из кинопленки вредных веществ, оставшихся или образовавшихся в слоях при фотографической обработке.

Предложено несколько способов сохранения изображения. Ос­ новные из них следующие: специальная технология обработки кино­ пленки, специальные условия хранения, многократное контратипирование, перезапись изображения и перенос на кинопленку или на подложку со специальными слоями.

Технология фотографической обработки должна обеспечивать полное вымывание оставшихся веществ и предотвратить образование веществ, способных действовать на изображение во время хранения кинопленки. Поэтому кинопленки, подлежащие долгосрочному хра­ нению, дополнительно обрабатывают в растворах, удаляющих соли тиосульфата натрия, цветное проявляющее вещество и другие загряз­ нители. Кинопленки для обычного хранения могут содержать тио­ сульфата натрия не более 0,3 мг/м, для архивного хранения — не более 0,1 мг/м. Часто кинопленки подвергают специальной обработ­ ке, повышающей устойчивость слоев к плесневому поражению.

В процессе хранения и обработки размеры кинопленок хмогут ме­ няться. Изменения бывают постоянными и временными.

Под постоянными изменениями размеров кинопленок понимают усадку, происходящую вследствие потери остаточных растворителей и пластификаторов эмульсионным слоем и подложкой. На величину усадки влияют условия хранения кинопленок, процессы фотографи­ ческой обработки и техника проекции фильма.

Во время хранения кинопленок, в том числе и обработанных, усадка продолжается, причем на величину усадки сильно влияют ха-

рактер упаковки рулонов, плотность намотки, температура и влаж­ ность в помещении. Иногда происходит удлинение продольных раз­ меров кинопленки, например при растяжении во время обработки в проявочных машинах.

Под временными изменениями размеров кинопленок понимают усадку или удлинение вследствие влияния влажности окружающего воздуха. Изменение влажности воздуха на 1% вызывает почти вдвое большее изменение размеров по сравнению с колебаниями по тем­ пературе на 1°С, однако эти процессы обратимк).

По ОСТу 19-62—76 кинопленки должны храниться при темпера­

туре воздуха

50 ±5° и относительной

влажности 60 ±10%—до 15

суток; при

температуре 20 + 2—5°С

и относительной влажности

60 + 5—10% —До одного года; при температуре 15 ±5° и относитель­

ной влажности 50 + 15—10%—до

трех лет; с температурой 10±

±5°С и относительной влажности

50+10% —свыше трех лет.

Перед передачей на склад на хранение кинопленки наматывают на стандартные сердечники фотографическим слоем наружу, упако­ вывают в полиэтиленовые пакеты и укладывают в металлические или другие специальные коробки. Хранят их на стеллажах или в ме­ таллических шкафах в горизонтальном положении.

Температурно-влажностный режим хранения кинопленок контро­ лируется с помощью психрометров не реже одного раза в сутки.

Для увлажнения кинопленок их помещают в специальные увлаж­ нительные камеры (гидростаты) или особые шкафы-увлажнители. Эта операция проводится при температуре 15—20°С и относительной влажности ~75—85%. Увлажняемые кинопленки должны иметь слабую намотку фотографическим слоем наружу. Для увлажнения применяют насыщенные растворы хлористого натрия или бромисто­ го калия. Продолжительность увлажнения 2—6 суток в зависимости от толщины фотографического слоя и степени пересушивания.

Для увлажнения можно воспользоваться и таким раствором:

Ацетона

15 мл

Глицерина

25 мл

Воды

60 мл

Продолжительность увлажнения — до двух суток.

Рулоны кинопленки полезно упаковывать в полиэтиленовые паке­ ты толщиной 0,12 мм и более, так как тонкий полиэтилен гигроскопи­ чен. Размеры пакетов должны быть такими, чтобы почти не остава­ лось свободного места после помещения в них рулонов. Не менее одного раза в год следует менять упаковку кинопленки, переклады­ вая ее в новые пакеты в условиях, исключающих конденсирование влаги. Иногда кинопленки рекомендуют помещать в вакуум, в инерт­ ные газы и другие специальные условия.

Предложено много способов долгосрочного сохранения изображе­ ния. Например, путем перезаписи изображения с кинопленки на магнитную ленту и перевода изображения с кинопленки на металли­ ческую ленту или диск и т. д. Иногда сохраняют изображение много­ кратным его контратипированием. В этом случае процесс идет по та-

231

230


кой схеме: цветной негатив—>-три черно-белых цветоделенных пози­ тива—^цветной контратип. С цветного негатива через три зональных светофильтра изображение печатают на черно-белые сенсибилизиро­ ванные дубльпозитивные кинопленки. После фотографической обра­ ботки получают три частичных черно-белых промежуточных позити­ ва, с которых изготовляют три черно-белых контратипа или один цветной контратип.

Повторяя с разрывами в несколько лет каждый из циклов контратипирования, можно на весьма длительное время сохранить изобра­ жение. Разумеется, что, чем больше будет циклов контратипирования, тем значительнее снизится качество изображения. Получение частичных изображений и дальнейшее их совмещение возможны лишь при использовании кинопленок на безусадочной подложке и при работе на очень точной копировальной аппаратуре. Чтобы иск­ лючить несовмещение частичных изображений из-за различной усадки кинопленок, эти изображения рекомендовано размещать на одной кинопленке, т. е. помещать кадры рядом или друг под другом.

В связи с тем что ни один из существующих способов не обеспе­ чивает доброкачественного и длительного сохранения фильмовых материалов, исследования в этой области являются весьма актуаль­ ными.

§ 55. Профилактическая обработка и реставрация

кинопленки

Профилактическая обработка должна предохранять кинопленку, снижая ее износ во время эксплуатации.

Так, в целях профилактики на поверхности кинопленки наносят защитные покрытия или применяют вещества, стабилизирующие ее физико-механические свойства.

Составы защитных покрытий весьма различны; они могут содер­ жать природные и синтетические воски, полимеры, кремнийорганические вещества, снижающие коэффициент трения и адгезионное взаимодействие между контактирующими поверхностями, а также предохраняющие кинопленку от электризации, запыления и других влияний.

Для защитной обработки кинопленки применяют специальные и чистильные машины. Защитные операции в них ведутся раздельно, например парафинирование, лакирование, смазка, антистатическая обработка; иногда несколько операций объединяются в одну, напри­ мер чистка и смазка, чистка и лакировка и т. д. Многие защитные по­ крытия по мере износа могут быть смыты и вновь нанесены на кино­ пленку.

Стабилизацию физико-механических свойств кинопленки прово­ дят путем ее обработки в растворах, содержащих дубящие вещест­ ва, повышающие прочность фотографического слоя и уменьшающие его набухаемость; пластификаторы, увеличивающие эластичность и морозостойкость слоев. Для стабилизации изображения кинопленку

дополнительно обрабатывают в фиксирующем растворе и в воде или в специальных растворах, повышающих сохраняемость изображения.

Для восстановления утраченных свойств поврежденных негати­ вов, контратипов, промежуточных позитивов и т. д., их чистки и при­ ведения к первоначальному или близкому к первоначальному виду применяют реставрационную обработку.

В процессе реставрации восстанавливают физико-механические свойства кинопленки, удаляют загрязнения; устраняют царапины и потертости с поверхностей; уничтожают цветные пятна, осадки, пле­ сень и другие подобные дефекты; ремонтируют разрушенные перфо­ рации, склейки и края кинопленки, исправляют фотографическое изображение; заменяют поврежденные участки кинопленки новым изображением и т. д.

Для восстановления физико-механических свойств кинопленки ее фотографический слой обрабатывают диффузионными способами с использованием пластификаторов, гликолей и поверхностно-актив- вых веществ. Временного устранения хрупкости и скручиваемости кинопленки достигают выдерживанием ее над паро-воздушной сре­ дой, включающей пары органических растворителей, действующих на фотографический слой и подложку. К таким составам относятся спирто-водо-ацетоновые смеси.

Часто хрупкую кинопленку, слабо смотанную в рулон, помещают во влажное помещение или в специальную камеру.

Больше всего кинопленку загрязняет пыль, которая притягивает­ ся ею и прочно держится на поверхностях за счет электростатичес­ кого электричества, возникающего при перемотке и вследствие моле­ кулярного сцепления частиц пыли.

Известно, что после фотографической обработки кинопленки, уда­ ления противоореольного слоя, а для цветных кинопленок и после удаления серебра электростатические свойства кинопленки в значи­ тельной мере ухудшаются. Чем больше кинопленка заряжена элект­ ростатическим электричеством, тем сильнее притягиваются к ней ча­ стицы пыли.

Электростатические свойства кинопленки зависят от относитель­ ной влажности окружающего воздуха. Выяснено, что при 60—65% относительной влажности воздуха и температуре 21—24°С создают­ ся оптимальные условия для обработки кинопленки и для обслужи­ вающего персонала. По мере уменьшения влажности в помещении усиливается осаждение частиц пыли на кинопленку, а при 45% от­ носительной влажности невозможно поддерживать чистоту на по­ верхностях кинопленки.

Чтобы уберечь кинопленку от пылевого загрязнения, все помеще­ ния, где ее обрабатывают (проявочные, копировальные, монтажные и др.), должны иметь кондиционированный воздух с ламинарным потоком. Для такого кондиционирования необходимо поддерживать избыточное атмосферное давление, предотвращающее проникновение загрязненного воздуха в помещение при открывании входной двери.

Рабочие помещения должны тщательно убираться. Причем сухая уборка недопустима. Стены, потолки, трубопроводы очищаются пыле-

232

233


Рис. IX.2. Схема ультразвуковой чи­ стильной машины: / — подающая кассета, 2 — лентопротяжный меха­ низм, 3 — бачок с очищающей жид­ костью, 4 — ультразвуковой преобра­ зователь, 5 — форсунки для душевой промывки, 6 — форсунки воздушной сушки, 7 — приемная кассета, 8 — подготовительное устройство маши­ ны, 9 — ультразвуковой генератор

сосом или влажной тканью. При работе с пылесосом следует обра­ щать внимание на то, чтобы воздух не просачивался через фильтр обратно в помещение. При мытье полов используют синтетические щетки, а не волокнистые швабры или тряпки. Также нельзя при­ менять стиральные пасты и порошки, частицы которых могут осаж­ даться на поверхностях помещения.

Одежда работников может быть источником пыли, например лю­ бая хлопчатобумажная волокнистая ткань сильно загрязняет кино­ пленку. Поэтому халаты, комби­ незоны и шапочки делают из син­ тетического полиэфирного волок­ на. Разумеется, одежда всегда

должна быть чистой.

При перематывании киноплен­ ки пользуются мягкими чистыми хлопчатобумажными перчатками, обработанными антистатиком.

Как правило, допуск посторон­ них людей в рабочие помещения должен быть запрещен.

Пыль, волокна и другие подоб­ ные загрязнения с поверхностей кинопленки удаляют ручным или машинным способами.

При ручном способе чистки кинопленку обрабатывают тампо­ ном из замши, бархата или друго­ го подобного материала, обяза­ тельно смоченным в этиловом спирте, фреоые-113, метилхлороформе и др.

Машинная чистка быстрее и эффективнее. Существуют маши­ ны, на которых применяются различные способы удаления загряз­

нений.

Наиболее распространены машины, очищающие кинопленку с по­ мощью ультразвука. На рис. IX.2 показана принципиальная схема ультразвуковой чистильной машины. Кинопленка из кассеты посту­ пает в бак с очищающим раствором, который состоит из органических растворителей жиров — метилхлороформа, перхлорэтилена, фрео- на-113 и др. В баке установлен ультразвуковой преобразователь, питаемый генератором. Во время работы преобразователь вызывает в баке с раствором процесс кавитации, т. е. эффект, подобный кипе­ нию с образованием в жидкости множества пузырьков, содержащих пары очищающего раствора. Пузырьки с очень большой силой дей­ ствуют на поверхности кинопленки, проникают в поры, щели, зазоры и очищают их от различных загрязнителей. После чего кинопленка промывается в чистых струях растворителя и через сушильный шкаф поступает на наматыватель. Растворитель и воздух во время работы

машины непрерывно очищаются фильтрами и стабилизируются по температуре.

Царапины и потертости на поверхностях кинопленки пропечатывающегося характера сильно мешают зрительному восприятию изо­ бражения.

Если на подложке кинопленки есть царапины, свет, проходя во время печатания через них, рассеивается, смещается и отбрасывает тень на светочувствительный слой экспонируемой кинопленки. В ре­ зультате на проявленном изображе­ нии появляются белые линии.

Для устранения царапин и потер­ тостей на подложке кинопленки при­ меняют глянцевание и матирование. Эти способы основаны на поверхно­ стном растворении подложки и ее накатки на ребра диска, которые мо­ гут быть глянцевыми или матовыми.

Глянцевание и матирование про­

Рис. IX.3. Схема машины для ма­

изводят машинами различных конст­

рукций. Основным узлом в машинах

тирования и глянцевания подлож­

ки кинопленки: 1 — сматыватель.

служит стеклянный диск с транспор­

2 — пылеочиститель,

3 — первая

камера досушки кинопленки, 4

тирующим устройством

и ванночкой

узел прижимных роликов, 5 — ма­

для растворителя (рис.

IX. 3). Во

тирующий или глянцующий диск,

6 — узел отжимных

роликов, 7 —

время работы подложка кинопленки

вторая камера досушки киноплен­

ки, 8 — наматыватель

плотно прижимается

к

глянцевой

 

 

или матовой поверхности

ребра дис­

 

 

ка, непрерывно вращающегося и смачивающегося в расположенной под ним ванночке с растворителем. Жидкость, захватываемая дис­ ком, растворяет поверхность подложки и подготовляет ее к накату. Ребро диска, плотно прижатое к подложке, делает поверхность кино­ пленки глянцевой или матовой. Степень устранения царапин и потер­ тостей зависит от оттиска диска. С помощью глянцевания устраня­ ются небольшие повреждения на подложке, а матированием — более глубокие царапины.

Глянцованные кинопленки пригодны для оптического и контакт­ ного печатания изображения. Недостатком глянцевания является то, что такие кинопленки повреждаются значительно быстрее, чем нереставрированные. Матированные кинопленки не пригодны для печа­ тания оптическими копировальными аппаратами, так как подложка, ставшая зернистой, пропечатывается и делает изображение зерни­ стым. Вследствие этого глянцевание и матирование кинопленки при­ меняют лишь в крайних случаях.

Есть способ, основанный на том, что диск небольшого диаметра, вращаясь в ванночке с растворителем, наносит на подложку кино­ пленки, не касаясь ее тончайший слой растворителя удаляющего мелкие повреждения. Этот способ не требует длительного гигростатирования, применяемого перед обычным глянцеванием или матиро­ ванием с целью устранения коробления, которое служит причиной

235

234