Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава VIII ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Демонстрацией кинофильма, или кинопоказом, в общем случае на­ зывают воспроизведение изображения и звука, записанных в кино­ фильме.

Комплект аппаратуры и оборудования, необходимый для кинопо­ каза, составляет киноустановку.

§ 48. Киноустановка

Основными элементами киноустановки являются: кинопроектор, усилитель, громкоговорители, киноэкран и другие вспомогательные устройства, в том числе устройства электропитания.

Кинопроектор включает в себя две функционально различные ча­ сти: проекционную и звуковую.

Проекционная часть предназначена для проецирования на экран увеличенного изображения отдельных кадров фильма, звуковая — для воспроизведения (вместе с усилителем и громкоговорителем) фонограммы.

Проецирование изображения при наиболее распространенном кад­ ровом способе получения кинофильмов возможно как при их преры­ вистом, так и при непрерывном (равномерном) продвижении. В ки­ нопроекторах, применяемых повсеместно, на экран проецируются отдельные кадры фильма, прерывисто (скачкообразно) движущегося перед объективом, аналогично тому, как движется пленка в кино­ съемочном аппарате при получении изображения объектов съемки в виде отдельных кадров.

Воспроизведение фонограммы кинофильма (как и звукозапись) возможно только при его равномерном движении перед «читающим» элементом — световым штрихом или магнитной головкой.

Таким образом, в проекционной части кинопроектора должно обеспечиваться прерывистое продвижение кинофильма, а в звуко­ вой — непрерывное движение с высокой степенью равномерности скорости.

Лентопротяжный тракт кинопроектора схематически показан на рис. VIII. 1. Основными элементами тракта являются: звубчатые ба-

рабаны, прижимные и направляющие ролики, фильмовый канал с кадровым окном, гладкий звуковой барабан.

Зубчатые барабаны являются частью лентопротяжного механиз­ ма. Барабаны 1, 3, 4 и 5 вращаются с равномерной скоростью; их назначение — тянуть (подавать) и задерживать кинопленку. Бара­ бан 2 называется скачковым; он вращается скачкообразно для обес­

печения последовательного

протягивания

перед

 

 

кадровым окном кадров фильма.

 

 

 

 

 

 

 

От сматывателя

Прерывистое

вращение

скачкового

барабана

/

 

достигается с помощью так

называемого мальтий­

 

 

ского

механизма

с

четырехлопастным

 

мальтий­

 

^Фильмовым

 

 

~~канал

ским

крестом,

получившего

наибольшее

распрост­

 

i

ранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прерывистое движение фильма в передвижных

 

 

узкопленочных

кинопроекторах

(для

 

16-,

8-

и

 

 

8С*-мм кинофильмов)

осуществляется с помощью

 

 

грейферных механизмов, подобных

применяемым

 

 

в киносъемочных

аппаратах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм прерывистого движения фильма ра­

 

 

ботает согласованно с обтюратором, необходимым

 

 

для перекрытия света в моменты

смены

кадра.

 

 

Происходящее при этом периодическое освещение

 

К наматывателю

и затемнение экрана

(так называемая

обтюрация

Рис.

VIII.1. Схе­

света)

с частотой,

равной

для

звукового

кино

24 мельканиям

в

секунду,

вызывает

быстрое

и

ма лентопротяж­

ного

тракта ки­

сильное утомление

зрительного

аппарата человека

нопроектора

 

 

и нарушение нормального восприятия киноизобра­ жения. Мелькания света при данной яркости экрана менее заметны,

если частота их больше. Критическая частота мельканий — частота, при которой они незаметны,— для практически имеющих место зна­ чений яркости киноэкрана и углов его наблюдения зрителями варьи­ рует от 45 до 66 мельканий в секунду.

С целью приведения частоты мельканий к ее критическому значе­ нию в кинопроекторах применяются двухлопастные обтюраторы, од­ на из лопастей которых — «холостая» — перекрывает свет при непод­ вижном положении фильма, т. е. при проецировании очередного кад­

ра, обеспечивая удвоение

частоты мельканий (48 раз в секунду)

и практически их полную

незаметность.

Фильмовый канал предназначается для строгой фиксации кино­ фильма относительно кадрового окна, ограничивающего размеры проецируемой части изображения кадра и определяющего геометри­ ческую форму киноизображения на экране. Следует иметь в виду, что на границах кадра возможны дефекты (механические и фотогра­ фические) изображения, поэтому высота и ширина проецируемой части изображения, как правило, на 2,5—7% меньше высоты и ши­ рины кадра **.

*8С — система Супер-8.

**Строго говоря, размеры кадрового окна не всегда равны размерам той части изображения, которая должна проецироваться.

209

8—456


» Осветительно-проекционная система, входящая в проекционную часть кинопроектора, состоит из проекционного объектива (а также анаморфотной насадки на объектив), источника света и оптических элементов: конденсора, отражателя и др.

Оптическая схема и принцип работы кинопроекционных объекти­ вов практически не отличаются от схемы и работы съемочных объ­ ективов.

Кинопроекционные объективы характеризуются фокусным рас­ стоянием, относительным отверстием, углом поля зрения, разрешаю-

Проецируемое

^изображение

Рис. VIII.2. Схема увеличения изображения кадра: 1 — кино­ кадр, 21— изображение на экране, Ь и h — ширина и высота проецируемой части изображения кадра, В и Н — ширина и высота изображения на экране, f — фокусное расстояние объ­ ектива, L — проекционное расстояние (расстояние от объек­ тива кинопроектора до экрана)

щей силой в центре и на краях поля изображения, цветностью, паде­ нием освещенности к краю, а также рядом конструктивных размеров.

Для проецирования широкоэкранных фильмов с анаморфирован­ ным изображением кроме обычного объектива применяется анамор­ фотная проекционная насадка, которая представляет собой оптиче­ скую афокальпую систему, состоящую не менее чем из двух цилин­ дрических компонентов. Простейшая насадка состоит из цилиндри­ ческих положительного и отрицательного компонентов.

Анаморфотная насадка характеризуется коэффициентом анамор­ фозы (определяющим степень «растяжения» «сжатого» на фильме изображения) и предельным диаметром выходного зрачка. На опра­ ве насадки указываются предельные значения фокусного расстояния и относительного отверстия проекционных объективов, с которыми данная насадка может использоваться.

Увеличение изображения кадра при кинопроекции осуществляет­ ся по схеме рис. VIII. 2.

Соотношение — — —, которое легко вывести из схемы, позво­ ляет определить фокусное расстояние объектива, необходимого для получения на экране изображения требуемой ширины В при извест-

ном удалении от него кинопроектора: / = о— ,или вычислить ширину

В

изображения на экране, которое будет получено при заданном рас-

210

стоянии L и использовании объектива с фокусным расстоянием /: В = Ъ — или, наконец, выяснить, на каком расстоянии от экрана L

должен быть установлен кинопроектор, чтобы с объективом с фокус­ ным расстоянием / было получено на экране изображение шири­

ной В: L = —

jB. .

ь

!

тт

В L

Линейное увеличение при кинопроекции, равное т=— = —,

Ь f

достигает обычно нескольких сотен (семи и более), а увеличение по площади — полумиллиона и более.

Отношение — = с, чаще представляемое в виде 1: с, характери­ зует собой вид кинопроекции: обычной, широкоэкранной, широко­

форматной.

При обычной кинопроекции, являющейся основной для традици­

онного кинематографа,

1 : с равно 1: 1,37;

1:1,35;

1:1,38

и

1 : 1,35 соответственно при демонстрировании

35-,

16-,

8- и 8С-мм

фильмов.

 

 

 

 

 

Кашетирование кадра

по высоте при съемке и

проекции

(так

называемое явное кашетирование) или только при проекции (скры­ тое кашетирование) позволяет увеличить отношение сторон изобра­ жения на экране. Для кашетированной кинопроекции применяют бо­ лее короткофокусные объективы, позволяющие при неизменных ус­ ловиях получить на экране более широкое изображение, высота кото­ рого равна высоте при обычной проекции.

В мировой практике получило распространение скрытое кашети­ рование при соотношениях сторон изображения 1:1,66; 1:1,75 и

1:1,85.

Внашей стране кашетирование (при с = 1,85) применяется отно­

сительно редко.

Естественно, что съемка фильмов, предназначаемых для кашети­ рованной кинопроекции, должна учитывать соответствующее умень­ шение по высоте проецируемой части изображения: композиция кад­ ра должна быть такой, чтобы при проекции не утрачивалась сюжетно важная часть сцены.

При широкоэкранной кинопроекции увеличение отношения сто-

*

в

рон изображения на экране с= тт достигается применением анамор­ фотной насадки к проекционному объективу, с помощью которой «растягивается» изображение кадра широкоэкранного фильма, «сжа­ тое» по ширине при съемке. Коэффициент анаморфозы применяемых для широкоэкранной проекции проекционных анаморфотных наса­ док равен двум (в соответствии с коэффициентом анаморфозы кино­ съемочных насадок, используемых для съемки широкоэкранных фильмов, который равен 0,5).

Проекция 70-мм широкоформатных фильмов производится с по­ мощью обычных проекционных объективов. Увеличение отношения сторон проецируемого изображения, составляющее в этой системе


кинематографа 1:2,2, достигается увеличением размеров изображе­ ния при съемке и соответственно в фильмокопии.

Зрительный аппарат человека в процессе наблюдения любых объ­ ектов, в том числе и изображений на экране, реагирует на их яркость. Яркость экрана зависит от его светотехнических характеристик и ос­ вещенности, создаваемой источником света кинопроектора.

В качестве и с т о ч н и к о в света в кинопроекторах различных типов применяются лампы накаливания, угольные дуги и газоразряд­ ные лампы (ксеноновые и в редких случаях ртутные лампы сверхвы­ сокого давления). Применение того или иного источника света за­ висит от световой мощности кинопроектора, т. е. от значения свето­ вого потока, который должен быть обеспечен в его кадровом окне или в конечном счете от площади экрана киноустановки, для которой предназначен кинопроектор. Наибольшие световые потоки обеспечи­ ваются угольными дугами высокой интенсивности, 30—40% всего из­ лучения которых приходится на видимую часть спектра. Лампы на­ каливания (особенно с галогенным циклом) удобны для применения в качестве источников света в маломощных передвижных кинопро­ екторах.

Благодаря небольшим размерам тела накала лампы некоторых типов совмещают в себе также и осветительную систему — встроен­ ный зеркальный отражатель; в некоторых лампах отражателем слу­ жит стенка колбы соответствующей формы.

Широкое применение получили газоразрядные ксеноновые лам­ пы, представляющие собой кварцевую шаровидную колбу, наполнен­ ную под давлением ксеноном; внутри колбы находятся на близком расстоянии два электрода.

Помимо световой мощности источника света важным параметром является спектральная характеристика его излучения. Спектраль­ ный состав угольной дуги высокой интенсивности и ксеноновой лам­ пы близок к дневному; у лампы накаливания он значительно отлича­ ется от дневного: в нем преобладают красные лучи. Первые два ис­ точника обеспечивают лучшую цветопередачу при демонстрировании цветных фильмокопий, которые печатают в расчете на использова­ ние в качестве источника проекционного света дуги высокой интен­ сивности.

Для эффективного использования светового потока источника све­ та применяют сферический отражатель и конденсор в системах с лам­ пой накаливания, сферический отражатель в системах с угольной ду­ гой, эллипсоидный отражатель (зеркало) и сферический контротра­ жатель в системах с ксеноновой лампой. Правильная юстировка осветительной системы предполагает соосность всех ее оптических элементов, соблюдение необходимых расстояний между ними и ис­ точником света. Нарушение этих условий сопровождается потерей до 50% светового потока и неравномерным освещением экрана.

К и н о э к р а н ы , применяемые при демонстрировании кинофиль­ мов, отличаются светотехническими характеристиками, структурой поверхности и конструктивными особенностями, определяющими их назначение. Основные светотехнические характеристики их: ко-

212

эффициент отражения (или пропускания для просветных экранов*), осевой коэффициент яркости и показатель направленности.

Материалом для экранов всех типов, кроме экранов направленно­ го отражения, служат поливинилхлоридные пластикаты, для направ­ ленных экранов — винилискожа. Экраны последнего типа с белой по­ верхностью применяются для показа обычных (главным образом уз­ копленочных) фильмов в помещениях без существенной засветки; бело-матовые экраны — для показа обычных и широкоэкранных фильмов в таких же помещениях длиной до 15 м.

Взалах любой длины и формы для проекции фильмов любых ви­ дов применяют бело-матовые перфорированные экраны (за которы­ ми размещаются громкоговорители).

Вузких залах без балкона длиной до 15 м и шириной не более по­ ловины их длины для демонстрирования обычных фильмов приме­ няют направленные алюминированные экраны (при пониженной ос­ вещенности или повышенной засветке обязательно применение вог­ нутой рамы). Такие же, но перфорированные экраны рекомендуются

вузких залах длиной до 18 м для показа обычных и широкоэкранных фильмов.

Применение растровых алюминированных направленных экранов ограничено залами без балконов длиной до 15 м при пониженной ос­ вещенности; такие же, но перфорированные экраны применяют для проецирования обычных и широкоэкранных фильмов в залах без бал­ конов длиной до 27—30 м.

Типы киноэкранов, их основные параметры и размеры поля экран­ ных полотнищ установлены отраслевым стандартом ОСТ 19-32—74.

Практически используемые диффузно-отражающие (бело-мато­ вые) экраны имеют коэффициент яркости не менее 0,82 и 0,77 (для перфорированных) и обеспечивают достаточно равномерное отраже­ ние света под разными углами.

Необходимость краткого изложения основных требований стан­ дарта вызвана существенной ролью, которую играет правильный вы­ бор экрана для обеспечения высокого качества проецируемого изо­ бражения.

Для унификации условий печати и демонстрирования кинофиль­ мов, при которых обеспечиваются на экране оптимальное воспроизве­ дение интервала яркостей объекта съемки (наилучшего различения деталей изображения) и требуемая насыщенность цветов, стандарти­ зованы, (в международном масштабе) значение яркости и ее равно­ мерность для киноэкранов контрольных залов киностудий и киноко­ пировальных фабрик.

Согласно действующему в нашей стране стандарту **, распростра­ няющемуся на киноустановки, яркость в центре экрана должна сос-

* Экраны, предназначенные для проекции «на просвет» и применяемые в специальных целях, например для кинопоказа при значительных освещен­ ное! ях в помещении.

** РТМ 19-77—77. Руководящий технический материал по развитию и тех­ ническому оснащению кпносети СССР.

213


тавлять 40 j-js. Этим стандартом установлены также допусти­ мая неравномерность яркости в разных точках экрана и методы конт­ роля. Значения яркости экрана при освещении его разными кинопро­ екторами одной киноустановки не должны отличаться более чем на 15%.

Звуковая часть кинопроектора включает в себя стабилизатор ско­ рости, который предназначен для обеспечения равномерной скорости движения фонограммы, и звукочитающую систему.

Простейший по конструкции стабилизатор скорости представляет собой маховик, насаженный на вал гладкого звукового барабана, вра­ щающийся на шарикоподшипниковых опорах.

В универсальных кинопроекторах для 35/70-мм фильмокопий воспроизведение шестиканальной магнитной фонограммы требует применения стабилизатора скорости более сложной конструкции, со­ стоящего из двух гладких барабанов, на валах которых насажены ма­ ховики, а также двух натяжных подпружиненных роликов и демп­ фера.

Звукочитающая система состоит из звуковоспроизводящего опти­ ческого устройства с фотоприемником или (и) магнитной головки воспроизведения (блока магнитных головок).

Звуковоспроизводящее оптическое устройство предназначено для получения в плоскости фонограммы весьма узкого светового читаю­ щего штриха (при так называемом «прямом» чтении) или равномер­ но освещенного участка, проецируемого с увеличением на механи­ ческую щель (при «обратном» чтении). Устройство состоит из чи­ тающей лампы, оптических элементов, механической щели и микро­ объектива.

Принцип воспроизведения фотографической фонограммы основан па модулировании ею света, падающего на фотоприемник, с помощью которого колебания интенсивности света преобразуются в электри­ ческие колебания.

Магнитная головка воспроизведения в общем случае представля­ ет собой сердечник с весьма узкой рабочей щелью между его полюс­ ными наконечниками, которая делит на два (практически равных) участка поверхность контакта головки с магнитной дорожкой на фильмокопии. Магнитный поток магнитной фонограммы проходит че­ рез сердечник головки и наводит в находящейся на нем обмотке электродвижущую силу. При этом имеет место преобразование оста­ точной намагниченности магнитной фонограммы в электрические ко­ лебания.

Электрические колебания от фотоприемника или магнитной го­ ловки воспроизведения усиливаются и подводятся к громкоговорите­ лю. С помощью громкоговорителя осуществляется последнее преоб­ разование электрических колебаний в механические — звуковые.

Применяемые на киноустановках усилители и громкоговорители при правильных режимах их эксплуатации обеспечивают надлежа­ щее воспроизведение речи и музыки, записанных в кинофильмах.

214

§ 49. Зрительный зал

Зрительный зал, его форма, размеры, акустические характеристики, расположение в нем экрана, громкоговорителей и зрительских мест, а также условия комфорта играют немаловажную роль в восприятии зрителями кинофильма и оценке его художественных и технических

свойств.

В процессе производства кинофильма качество отснятого изобра­ жения и записи звука многократно контролируется на экране. От ус­ ловий, при которых производится этот контроль, зависит правиль­ ность выносимых суждений о результатах работы, а также принимае­ мых мер для тех или иных исправлений.

Условия контроля в процессе производства фильма часто отлича­ ются от условий демонстрирования фильмокопий на киноустановках. Ниже вкратце приведены общие требования к кинопоказу, которые в необходимых случаях со знанием дела могут корректироваться.

Форма и объем залов кинотеатров чаще всего отличаются от фор­ мы и объема просмотровых залов киностудий и кинокопировальных

фабрик.

С учетом все возрастающих требований к комфорту для кинозри­ телей (форма кресел, расстояние между рядами кресел, внутренняя отделка зала, достаточность удельного объема воздуха, наличие вен­ тиляции, кондиционера, отсутствие посторонних помех и т. д.) все большее развитие получают многозальные кинотеатры.

Одним из условий правильного восприятия киноизображения на экране является достаточность времени для адаптации зрения при переходе из светлого помещения в темное. В зрительном зале кино­ театра адаптация наступает сравнительно быстро, безболезненно и без ущерба для правильного восприятия киноизображения, если ос­ вещение зала гаснет постепенно, плавно в течение примерно 30 с.

Расположение киноэкрана, громкоговорителей и зрительских мест должно быть таким, чтобы с любого места наблюдалось все проецируемое на экране киноизображение и были слышны без ис­ кажений все сопровождающие фильм звуки.

Размеры экрана должны быть такими, чтобы его вертикальные границы были возможно более удалены друг от друга и не находи­ лись в поле зрения кинозрителя при наблюдении действия, разыгры­ вающегося обычно в средней части киноизображения, где сосредото­ чены сюжетно важные объекты.

Предпочтение отдается изогнутой (цилиндрической) форме экра­ на, при которой кинозрители находятся как бы в центре проецируе­

мого изображения.

На качество зрительного восприятия киноизображения сущест­ венно влияет расстояние, отделяющее зрителя от экрана. Малое рас­ стояние делает заметными зернистую структуру киноизобрая?ения, его нерезкость, неустойчивость и механические дефекты. Наблюдае­ мое при этом под большим углом зрения киноизображение восприни­ мается с геометрическими искажениями. Чрезмерное удаление зрите­ ля от экрана215и соответственно уменьшение угла зрения ухудшает


различение малых деталей изображения (или приводит к их полной потере).

Наилучшее место в кинозале, с которого правильно воспринима­ ется изображение (так называемый центр перспективы), расположе­ но на его продольной оси (средней линии) на расстоянии от экрана, во столько раз большем его ширины, во сколько раз фокусное рас­ стояние киносъемочного объектива больше ширины проецируемой части изображения кинокадра фильма. Однако зрительный аппарат человека допускает значительные искажения перспективы при кино­ проекции, благодаря чему с мест, расположенных вблизи центра пер­ спективы (слева и справа от него, впереди и позади вдоль оси зала), также обеспечивается относительно правильное восприятие изобра­ жения. Естественно, что при съемке фильма с объективами с различ­ ными фокусными расстояниями (или с объективом с переменным фо­ кусным расстоянием) зона благоприятной видимости в зале переме­ щается относительно экрана.

Одновременно с искажениями перспективы искажается при про­ екции также и темп движения изображения объектов съемки на эк­ ране, что особенно заметно при использовании для киносъемки объ­ ективов с фокусными расстояниями, значительно отличающимися от фокусного расстояния нормального (штатного) объектива: скорость возрастает с уменьшением фокусного расстояния объектива и умень­ шается с увеличением фокусного расстояния.

Для полной оценки достоинств фильма нельзя не учитывать его звуковое сопровождение, качество восприятия которого существенно зависит от акустических свойств зрительного зала.

Акустические свойства зала характеризуются временем стандарт­ ной реверберации (т. е. временем, в течение которого интенсивность звучания уменьшается в 1000 000 раз, или на 60 дБ), диффузностью звукового поля *, частотной характеристикой звукового давления и другими показателями.

Время реверберации в малых залах невелико и практически оди­ наково на разных частотах, в больших — велико и различно на раз­ ных частотах.

Акустической обработкой залов достигается оптимальное значе­ ние времени реверберации, при котором хорошо звучит музыка и до­ статочна разборчивость речи.

Действующий в настоящее время международный стандарт на электроакустическую частотную характеристику канала звуковос­ произведения преследует цель, аналогичную цели, достигаемой стан­ дартизацией яркости киноэкрана. Наличие объективных требований к электроакустической частотной характеристике просмотровых за­ лов киностудий, копировальных фабрик и кинотеатров, возможность их обеспечения и контроля позволяет унифицировать условия вос­ произведения фонограммы кинофильмов и, следовательно, совершен­ ствовать их.

* Диффузность звукового поля характеризует равномерность звуковой энергии в различных точках поля.

216

§ 50. Оценка технического качества кинопоказа

Качество киноизображения на экране в основном оценивается интер­ валом яркостей, цветопередачей и насыщенностью цветов, резкостью и значением неустойчивости изображения.

Из-за засветки экрана посторонним рассеянным светом снижается интервал яркостей киноизображения относительно интервала светопропусканий изображения фильмокопии. Это приводит к снижению различимости деталей изображения, если они находятся на фоне одинакового с ними цвета, к уменьшению насыщенности цветов и снижению контраста, воспринимаемым субъективно как ухудшение резкости изображения.

Источниками паразитной засветки киноизображения на экране являются: рассеянный свет в проекционном объективе пз-за много­ кратных отражений света от поверхностей линз, фасок и внутренней поверхности оправы; свет, отражаемый от краев экрана при его ци­ линдрической форме, от стен потолка и других предметов зала (в том числе от зрителей); посторонний свет, падающий на экран сквозь окна аппаратной, через неплотно закрытые двери, и т. п. При загряз­ нении линз объективов и стекол аппаратной рассеяние ими света с 2—3% увеличивается до 10—12% от проходящего света, что суще­ ственно снижает контраст изображения на экране.

На

 

следующем

примере покажем влияние засветки на конт­

раст

изображения.

 

с

 

 

Если через самый светлый участок изображения кадра проходит

40%

(0,4)

от падающего на него света, а через самый темный 2%

(0,02),

то

при средней

освещенности экрана

(без

фильма),

равной

250 лк,

и

отсутствии засветки освещенность

самого

светлого

участка

составит 250-0,4=100 лк, а самого темного 250-0,02 = 5 лк. Значе­ ние яркости этих участков на диффузном бело-матовом экране, имею­ щем коэффициент яркости 0,82, составит *

100 • 0,82

ос 1 кд

5 -0,82

Q кд

 

= 26,1 —^- и

 

= 1.3

.

 

 

3,14

 

м2

3,14

м2

Контраст изображения определится как отношение этих значе-

26,1

о л

нии и составит

 

^ 2 0 .

 

1,3

Наличие паразитной засветки всего в 2% дает приращение ос­ вещенности экрана всего на 250-0,02=5 лк, что существенно не по­ влияет на яркость светлого участка, однако увеличит яркость темно-

кл го вдвое, т. е. до 2,6—5 > и соответственно снизит вдвое контраст изо­ бражения.

* Для определения яркости в канделах на квадратный метр (кд/м2) осве­ щенность в люксах (лк) умножается на коэффициент яркости и делится на число я (3,14).

217