ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 0
Глава VIII ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Демонстрацией кинофильма, или кинопоказом, в общем случае на зывают воспроизведение изображения и звука, записанных в кино фильме.
Комплект аппаратуры и оборудования, необходимый для кинопо каза, составляет киноустановку.
§ 48. Киноустановка
Основными элементами киноустановки являются: кинопроектор, усилитель, громкоговорители, киноэкран и другие вспомогательные устройства, в том числе устройства электропитания.
Кинопроектор включает в себя две функционально различные ча сти: проекционную и звуковую.
Проекционная часть предназначена для проецирования на экран увеличенного изображения отдельных кадров фильма, звуковая — для воспроизведения (вместе с усилителем и громкоговорителем) фонограммы.
Проецирование изображения при наиболее распространенном кад ровом способе получения кинофильмов возможно как при их преры вистом, так и при непрерывном (равномерном) продвижении. В ки нопроекторах, применяемых повсеместно, на экран проецируются отдельные кадры фильма, прерывисто (скачкообразно) движущегося перед объективом, аналогично тому, как движется пленка в кино съемочном аппарате при получении изображения объектов съемки в виде отдельных кадров.
Воспроизведение фонограммы кинофильма (как и звукозапись) возможно только при его равномерном движении перед «читающим» элементом — световым штрихом или магнитной головкой.
Таким образом, в проекционной части кинопроектора должно обеспечиваться прерывистое продвижение кинофильма, а в звуко вой — непрерывное движение с высокой степенью равномерности скорости.
Лентопротяжный тракт кинопроектора схематически показан на рис. VIII. 1. Основными элементами тракта являются: звубчатые ба-
рабаны, прижимные и направляющие ролики, фильмовый канал с кадровым окном, гладкий звуковой барабан.
Зубчатые барабаны являются частью лентопротяжного механиз ма. Барабаны 1, 3, 4 и 5 вращаются с равномерной скоростью; их назначение — тянуть (подавать) и задерживать кинопленку. Бара бан 2 называется скачковым; он вращается скачкообразно для обес
печения последовательного |
протягивания |
перед |
|
|
|||||||||
кадровым окном кадров фильма. |
|
|
|
|
|
|
|
От сматывателя |
|||||
Прерывистое |
вращение |
скачкового |
барабана |
/ |
|
||||||||
достигается с помощью так |
называемого мальтий |
|
|
||||||||||
ского |
механизма |
с |
четырехлопастным |
|
мальтий |
|
^Фильмовым |
||||||
|
|
~~канал |
|||||||||||
ским |
крестом, |
получившего |
наибольшее |
распрост |
|
i |
|||||||
ранение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прерывистое движение фильма в передвижных |
|
|
|||||||||||
узкопленочных |
кинопроекторах |
(для |
|
16-, |
8- |
и |
|
|
|||||
8С*-мм кинофильмов) |
осуществляется с помощью |
|
|
||||||||||
грейферных механизмов, подобных |
применяемым |
|
|
||||||||||
в киносъемочных |
аппаратах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Механизм прерывистого движения фильма ра |
|
|
|||||||||||
ботает согласованно с обтюратором, необходимым |
|
|
|||||||||||
для перекрытия света в моменты |
смены |
кадра. |
|
|
|||||||||
Происходящее при этом периодическое освещение |
|
К наматывателю |
|||||||||||
и затемнение экрана |
(так называемая |
обтюрация |
Рис. |
VIII.1. Схе |
|||||||||
света) |
с частотой, |
равной |
для |
звукового |
кино |
||||||||
24 мельканиям |
в |
секунду, |
вызывает |
быстрое |
и |
ма лентопротяж |
|||||||
ного |
тракта ки |
||||||||||||
сильное утомление |
зрительного |
аппарата человека |
нопроектора |
||||||||||
|
|
и нарушение нормального восприятия киноизобра жения. Мелькания света при данной яркости экрана менее заметны,
если частота их больше. Критическая частота мельканий — частота, при которой они незаметны,— для практически имеющих место зна чений яркости киноэкрана и углов его наблюдения зрителями варьи рует от 45 до 66 мельканий в секунду.
С целью приведения частоты мельканий к ее критическому значе нию в кинопроекторах применяются двухлопастные обтюраторы, од на из лопастей которых — «холостая» — перекрывает свет при непод вижном положении фильма, т. е. при проецировании очередного кад
ра, обеспечивая удвоение |
частоты мельканий (48 раз в секунду) |
и практически их полную |
незаметность. |
Фильмовый канал предназначается для строгой фиксации кино фильма относительно кадрового окна, ограничивающего размеры проецируемой части изображения кадра и определяющего геометри ческую форму киноизображения на экране. Следует иметь в виду, что на границах кадра возможны дефекты (механические и фотогра фические) изображения, поэтому высота и ширина проецируемой части изображения, как правило, на 2,5—7% меньше высоты и ши рины кадра **.
*8С — система Супер-8.
**Строго говоря, размеры кадрового окна не всегда равны размерам той части изображения, которая должна проецироваться.
209 |
8—456 |
» Осветительно-проекционная система, входящая в проекционную часть кинопроектора, состоит из проекционного объектива (а также анаморфотной насадки на объектив), источника света и оптических элементов: конденсора, отражателя и др.
Оптическая схема и принцип работы кинопроекционных объекти вов практически не отличаются от схемы и работы съемочных объ ективов.
Кинопроекционные объективы характеризуются фокусным рас стоянием, относительным отверстием, углом поля зрения, разрешаю-
Проецируемое
^изображение
Рис. VIII.2. Схема увеличения изображения кадра: 1 — кино кадр, 21— изображение на экране, Ь и h — ширина и высота проецируемой части изображения кадра, В и Н — ширина и высота изображения на экране, f — фокусное расстояние объ ектива, L — проекционное расстояние (расстояние от объек тива кинопроектора до экрана)
щей силой в центре и на краях поля изображения, цветностью, паде нием освещенности к краю, а также рядом конструктивных размеров.
Для проецирования широкоэкранных фильмов с анаморфирован ным изображением кроме обычного объектива применяется анамор фотная проекционная насадка, которая представляет собой оптиче скую афокальпую систему, состоящую не менее чем из двух цилин дрических компонентов. Простейшая насадка состоит из цилиндри ческих положительного и отрицательного компонентов.
Анаморфотная насадка характеризуется коэффициентом анамор фозы (определяющим степень «растяжения» «сжатого» на фильме изображения) и предельным диаметром выходного зрачка. На опра ве насадки указываются предельные значения фокусного расстояния и относительного отверстия проекционных объективов, с которыми данная насадка может использоваться.
Увеличение изображения кадра при кинопроекции осуществляет ся по схеме рис. VIII. 2.
Соотношение — — —, которое легко вывести из схемы, позво ляет определить фокусное расстояние объектива, необходимого для получения на экране изображения требуемой ширины В при извест-
ном удалении от него кинопроектора: / = о— ,или вычислить ширину
В
изображения на экране, которое будет получено при заданном рас-
210
стоянии L и использовании объектива с фокусным расстоянием /: В = Ъ — или, наконец, выяснить, на каком расстоянии от экрана L
должен быть установлен кинопроектор, чтобы с объективом с фокус ным расстоянием / было получено на экране изображение шири
ной В: L = — |
jB. . |
ь |
! |
тт |
В L |
Линейное увеличение при кинопроекции, равное т=— = —,
Ь f
достигает обычно нескольких сотен (семи и более), а увеличение по площади — полумиллиона и более.
Отношение — = с, чаще представляемое в виде 1: с, характери зует собой вид кинопроекции: обычной, широкоэкранной, широко
форматной.
При обычной кинопроекции, являющейся основной для традици
онного кинематографа, |
1 : с равно 1: 1,37; |
1:1,35; |
1:1,38 |
и |
|
1 : 1,35 соответственно при демонстрировании |
35-, |
16-, |
8- и 8С-мм |
||
фильмов. |
|
|
|
|
|
Кашетирование кадра |
по высоте при съемке и |
проекции |
(так |
называемое явное кашетирование) или только при проекции (скры тое кашетирование) позволяет увеличить отношение сторон изобра жения на экране. Для кашетированной кинопроекции применяют бо лее короткофокусные объективы, позволяющие при неизменных ус ловиях получить на экране более широкое изображение, высота кото рого равна высоте при обычной проекции.
В мировой практике получило распространение скрытое кашети рование при соотношениях сторон изображения 1:1,66; 1:1,75 и
1:1,85.
Внашей стране кашетирование (при с = 1,85) применяется отно
сительно редко.
Естественно, что съемка фильмов, предназначаемых для кашети рованной кинопроекции, должна учитывать соответствующее умень шение по высоте проецируемой части изображения: композиция кад ра должна быть такой, чтобы при проекции не утрачивалась сюжетно важная часть сцены.
При широкоэкранной кинопроекции увеличение отношения сто-
* |
в |
рон изображения на экране с= тт достигается применением анамор фотной насадки к проекционному объективу, с помощью которой «растягивается» изображение кадра широкоэкранного фильма, «сжа тое» по ширине при съемке. Коэффициент анаморфозы применяемых для широкоэкранной проекции проекционных анаморфотных наса док равен двум (в соответствии с коэффициентом анаморфозы кино съемочных насадок, используемых для съемки широкоэкранных фильмов, который равен 0,5).
Проекция 70-мм широкоформатных фильмов производится с по мощью обычных проекционных объективов. Увеличение отношения сторон проецируемого изображения, составляющее в этой системе
кинематографа 1:2,2, достигается увеличением размеров изображе ния при съемке и соответственно в фильмокопии.
Зрительный аппарат человека в процессе наблюдения любых объ ектов, в том числе и изображений на экране, реагирует на их яркость. Яркость экрана зависит от его светотехнических характеристик и ос вещенности, создаваемой источником света кинопроектора.
В качестве и с т о ч н и к о в света в кинопроекторах различных типов применяются лампы накаливания, угольные дуги и газоразряд ные лампы (ксеноновые и в редких случаях ртутные лампы сверхвы сокого давления). Применение того или иного источника света за висит от световой мощности кинопроектора, т. е. от значения свето вого потока, который должен быть обеспечен в его кадровом окне или в конечном счете от площади экрана киноустановки, для которой предназначен кинопроектор. Наибольшие световые потоки обеспечи ваются угольными дугами высокой интенсивности, 30—40% всего из лучения которых приходится на видимую часть спектра. Лампы на каливания (особенно с галогенным циклом) удобны для применения в качестве источников света в маломощных передвижных кинопро екторах.
Благодаря небольшим размерам тела накала лампы некоторых типов совмещают в себе также и осветительную систему — встроен ный зеркальный отражатель; в некоторых лампах отражателем слу жит стенка колбы соответствующей формы.
Широкое применение получили газоразрядные ксеноновые лам пы, представляющие собой кварцевую шаровидную колбу, наполнен ную под давлением ксеноном; внутри колбы находятся на близком расстоянии два электрода.
Помимо световой мощности источника света важным параметром является спектральная характеристика его излучения. Спектраль ный состав угольной дуги высокой интенсивности и ксеноновой лам пы близок к дневному; у лампы накаливания он значительно отлича ется от дневного: в нем преобладают красные лучи. Первые два ис точника обеспечивают лучшую цветопередачу при демонстрировании цветных фильмокопий, которые печатают в расчете на использова ние в качестве источника проекционного света дуги высокой интен сивности.
Для эффективного использования светового потока источника све та применяют сферический отражатель и конденсор в системах с лам пой накаливания, сферический отражатель в системах с угольной ду гой, эллипсоидный отражатель (зеркало) и сферический контротра жатель в системах с ксеноновой лампой. Правильная юстировка осветительной системы предполагает соосность всех ее оптических элементов, соблюдение необходимых расстояний между ними и ис точником света. Нарушение этих условий сопровождается потерей до 50% светового потока и неравномерным освещением экрана.
К и н о э к р а н ы , применяемые при демонстрировании кинофиль мов, отличаются светотехническими характеристиками, структурой поверхности и конструктивными особенностями, определяющими их назначение. Основные светотехнические характеристики их: ко-
212
эффициент отражения (или пропускания для просветных экранов*), осевой коэффициент яркости и показатель направленности.
Материалом для экранов всех типов, кроме экранов направленно го отражения, служат поливинилхлоридные пластикаты, для направ ленных экранов — винилискожа. Экраны последнего типа с белой по верхностью применяются для показа обычных (главным образом уз копленочных) фильмов в помещениях без существенной засветки; бело-матовые экраны — для показа обычных и широкоэкранных фильмов в таких же помещениях длиной до 15 м.
Взалах любой длины и формы для проекции фильмов любых ви дов применяют бело-матовые перфорированные экраны (за которы ми размещаются громкоговорители).
Вузких залах без балкона длиной до 15 м и шириной не более по ловины их длины для демонстрирования обычных фильмов приме няют направленные алюминированные экраны (при пониженной ос вещенности или повышенной засветке обязательно применение вог нутой рамы). Такие же, но перфорированные экраны рекомендуются
вузких залах длиной до 18 м для показа обычных и широкоэкранных фильмов.
Применение растровых алюминированных направленных экранов ограничено залами без балконов длиной до 15 м при пониженной ос вещенности; такие же, но перфорированные экраны применяют для проецирования обычных и широкоэкранных фильмов в залах без бал конов длиной до 27—30 м.
Типы киноэкранов, их основные параметры и размеры поля экран ных полотнищ установлены отраслевым стандартом ОСТ 19-32—74.
Практически используемые диффузно-отражающие (бело-мато вые) экраны имеют коэффициент яркости не менее 0,82 и 0,77 (для перфорированных) и обеспечивают достаточно равномерное отраже ние света под разными углами.
Необходимость краткого изложения основных требований стан дарта вызвана существенной ролью, которую играет правильный вы бор экрана для обеспечения высокого качества проецируемого изо бражения.
Для унификации условий печати и демонстрирования кинофиль мов, при которых обеспечиваются на экране оптимальное воспроизве дение интервала яркостей объекта съемки (наилучшего различения деталей изображения) и требуемая насыщенность цветов, стандарти зованы, (в международном масштабе) значение яркости и ее равно мерность для киноэкранов контрольных залов киностудий и киноко пировальных фабрик.
Согласно действующему в нашей стране стандарту **, распростра няющемуся на киноустановки, яркость в центре экрана должна сос-
* Экраны, предназначенные для проекции «на просвет» и применяемые в специальных целях, например для кинопоказа при значительных освещен ное! ях в помещении.
** РТМ 19-77—77. Руководящий технический материал по развитию и тех ническому оснащению кпносети СССР.
213
тавлять 40 j-js. Этим стандартом установлены также допусти мая неравномерность яркости в разных точках экрана и методы конт роля. Значения яркости экрана при освещении его разными кинопро екторами одной киноустановки не должны отличаться более чем на 15%.
Звуковая часть кинопроектора включает в себя стабилизатор ско рости, который предназначен для обеспечения равномерной скорости движения фонограммы, и звукочитающую систему.
Простейший по конструкции стабилизатор скорости представляет собой маховик, насаженный на вал гладкого звукового барабана, вра щающийся на шарикоподшипниковых опорах.
В универсальных кинопроекторах для 35/70-мм фильмокопий воспроизведение шестиканальной магнитной фонограммы требует применения стабилизатора скорости более сложной конструкции, со стоящего из двух гладких барабанов, на валах которых насажены ма ховики, а также двух натяжных подпружиненных роликов и демп фера.
Звукочитающая система состоит из звуковоспроизводящего опти ческого устройства с фотоприемником или (и) магнитной головки воспроизведения (блока магнитных головок).
Звуковоспроизводящее оптическое устройство предназначено для получения в плоскости фонограммы весьма узкого светового читаю щего штриха (при так называемом «прямом» чтении) или равномер но освещенного участка, проецируемого с увеличением на механи ческую щель (при «обратном» чтении). Устройство состоит из чи тающей лампы, оптических элементов, механической щели и микро объектива.
Принцип воспроизведения фотографической фонограммы основан па модулировании ею света, падающего на фотоприемник, с помощью которого колебания интенсивности света преобразуются в электри ческие колебания.
Магнитная головка воспроизведения в общем случае представля ет собой сердечник с весьма узкой рабочей щелью между его полюс ными наконечниками, которая делит на два (практически равных) участка поверхность контакта головки с магнитной дорожкой на фильмокопии. Магнитный поток магнитной фонограммы проходит че рез сердечник головки и наводит в находящейся на нем обмотке электродвижущую силу. При этом имеет место преобразование оста точной намагниченности магнитной фонограммы в электрические ко лебания.
Электрические колебания от фотоприемника или магнитной го ловки воспроизведения усиливаются и подводятся к громкоговорите лю. С помощью громкоговорителя осуществляется последнее преоб разование электрических колебаний в механические — звуковые.
Применяемые на киноустановках усилители и громкоговорители при правильных режимах их эксплуатации обеспечивают надлежа щее воспроизведение речи и музыки, записанных в кинофильмах.
214
§ 49. Зрительный зал
Зрительный зал, его форма, размеры, акустические характеристики, расположение в нем экрана, громкоговорителей и зрительских мест, а также условия комфорта играют немаловажную роль в восприятии зрителями кинофильма и оценке его художественных и технических
свойств.
В процессе производства кинофильма качество отснятого изобра жения и записи звука многократно контролируется на экране. От ус ловий, при которых производится этот контроль, зависит правиль ность выносимых суждений о результатах работы, а также принимае мых мер для тех или иных исправлений.
Условия контроля в процессе производства фильма часто отлича ются от условий демонстрирования фильмокопий на киноустановках. Ниже вкратце приведены общие требования к кинопоказу, которые в необходимых случаях со знанием дела могут корректироваться.
Форма и объем залов кинотеатров чаще всего отличаются от фор мы и объема просмотровых залов киностудий и кинокопировальных
фабрик.
С учетом все возрастающих требований к комфорту для кинозри телей (форма кресел, расстояние между рядами кресел, внутренняя отделка зала, достаточность удельного объема воздуха, наличие вен тиляции, кондиционера, отсутствие посторонних помех и т. д.) все большее развитие получают многозальные кинотеатры.
Одним из условий правильного восприятия киноизображения на экране является достаточность времени для адаптации зрения при переходе из светлого помещения в темное. В зрительном зале кино театра адаптация наступает сравнительно быстро, безболезненно и без ущерба для правильного восприятия киноизображения, если ос вещение зала гаснет постепенно, плавно в течение примерно 30 с.
Расположение киноэкрана, громкоговорителей и зрительских мест должно быть таким, чтобы с любого места наблюдалось все проецируемое на экране киноизображение и были слышны без ис кажений все сопровождающие фильм звуки.
Размеры экрана должны быть такими, чтобы его вертикальные границы были возможно более удалены друг от друга и не находи лись в поле зрения кинозрителя при наблюдении действия, разыгры вающегося обычно в средней части киноизображения, где сосредото чены сюжетно важные объекты.
Предпочтение отдается изогнутой (цилиндрической) форме экра на, при которой кинозрители находятся как бы в центре проецируе
мого изображения.
На качество зрительного восприятия киноизображения сущест венно влияет расстояние, отделяющее зрителя от экрана. Малое рас стояние делает заметными зернистую структуру киноизобрая?ения, его нерезкость, неустойчивость и механические дефекты. Наблюдае мое при этом под большим углом зрения киноизображение восприни мается с геометрическими искажениями. Чрезмерное удаление зрите ля от экрана215и соответственно уменьшение угла зрения ухудшает
различение малых деталей изображения (или приводит к их полной потере).
Наилучшее место в кинозале, с которого правильно воспринима ется изображение (так называемый центр перспективы), расположе но на его продольной оси (средней линии) на расстоянии от экрана, во столько раз большем его ширины, во сколько раз фокусное рас стояние киносъемочного объектива больше ширины проецируемой части изображения кинокадра фильма. Однако зрительный аппарат человека допускает значительные искажения перспективы при кино проекции, благодаря чему с мест, расположенных вблизи центра пер спективы (слева и справа от него, впереди и позади вдоль оси зала), также обеспечивается относительно правильное восприятие изобра жения. Естественно, что при съемке фильма с объективами с различ ными фокусными расстояниями (или с объективом с переменным фо кусным расстоянием) зона благоприятной видимости в зале переме щается относительно экрана.
Одновременно с искажениями перспективы искажается при про екции также и темп движения изображения объектов съемки на эк ране, что особенно заметно при использовании для киносъемки объ ективов с фокусными расстояниями, значительно отличающимися от фокусного расстояния нормального (штатного) объектива: скорость возрастает с уменьшением фокусного расстояния объектива и умень шается с увеличением фокусного расстояния.
Для полной оценки достоинств фильма нельзя не учитывать его звуковое сопровождение, качество восприятия которого существенно зависит от акустических свойств зрительного зала.
Акустические свойства зала характеризуются временем стандарт ной реверберации (т. е. временем, в течение которого интенсивность звучания уменьшается в 1000 000 раз, или на 60 дБ), диффузностью звукового поля *, частотной характеристикой звукового давления и другими показателями.
Время реверберации в малых залах невелико и практически оди наково на разных частотах, в больших — велико и различно на раз ных частотах.
Акустической обработкой залов достигается оптимальное значе ние времени реверберации, при котором хорошо звучит музыка и до статочна разборчивость речи.
Действующий в настоящее время международный стандарт на электроакустическую частотную характеристику канала звуковос произведения преследует цель, аналогичную цели, достигаемой стан дартизацией яркости киноэкрана. Наличие объективных требований к электроакустической частотной характеристике просмотровых за лов киностудий, копировальных фабрик и кинотеатров, возможность их обеспечения и контроля позволяет унифицировать условия вос произведения фонограммы кинофильмов и, следовательно, совершен ствовать их.
* Диффузность звукового поля характеризует равномерность звуковой энергии в различных точках поля.
216
§ 50. Оценка технического качества кинопоказа
Качество киноизображения на экране в основном оценивается интер валом яркостей, цветопередачей и насыщенностью цветов, резкостью и значением неустойчивости изображения.
Из-за засветки экрана посторонним рассеянным светом снижается интервал яркостей киноизображения относительно интервала светопропусканий изображения фильмокопии. Это приводит к снижению различимости деталей изображения, если они находятся на фоне одинакового с ними цвета, к уменьшению насыщенности цветов и снижению контраста, воспринимаемым субъективно как ухудшение резкости изображения.
Источниками паразитной засветки киноизображения на экране являются: рассеянный свет в проекционном объективе пз-за много кратных отражений света от поверхностей линз, фасок и внутренней поверхности оправы; свет, отражаемый от краев экрана при его ци линдрической форме, от стен потолка и других предметов зала (в том числе от зрителей); посторонний свет, падающий на экран сквозь окна аппаратной, через неплотно закрытые двери, и т. п. При загряз нении линз объективов и стекол аппаратной рассеяние ими света с 2—3% увеличивается до 10—12% от проходящего света, что суще ственно снижает контраст изображения на экране.
На |
|
следующем |
примере покажем влияние засветки на конт |
||||
раст |
изображения. |
|
с |
|
|
||
Если через самый светлый участок изображения кадра проходит |
|||||||
40% |
(0,4) |
от падающего на него света, а через самый темный 2% |
|||||
(0,02), |
то |
при средней |
освещенности экрана |
(без |
фильма), |
равной |
|
250 лк, |
и |
отсутствии засветки освещенность |
самого |
светлого |
участка |
составит 250-0,4=100 лк, а самого темного 250-0,02 = 5 лк. Значе ние яркости этих участков на диффузном бело-матовом экране, имею щем коэффициент яркости 0,82, составит *
100 • 0,82 |
ос 1 кд |
5 -0,82 |
„ Q кд |
||
|
= 26,1 —^- и |
|
= 1.3 |
. |
|
|
|
||||
3,14 |
|
м2 |
3,14 |
м2 |
Контраст изображения определится как отношение этих значе-
26,1 |
о л |
|
нии и составит |
|
^ 2 0 . |
|
1,3
Наличие паразитной засветки всего в 2% дает приращение ос вещенности экрана всего на 250-0,02=5 лк, что существенно не по влияет на яркость светлого участка, однако увеличит яркость темно-
кл го вдвое, т. е. до 2,6—5 > и соответственно снизит вдвое контраст изо бражения.
* Для определения яркости в канделах на квадратный метр (кд/м2) осве щенность в люксах (лк) умножается на коэффициент яркости и делится на число я (3,14).
217