Файл: Iofis-Obwie_svedenija_o_kinoplenkah.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

~

 

 

 

 

 

(100 + 5) • 0,82

0 _ .

кд

С учетом засветки яркость светлого

—-—-— ^ 27,4

—— ,

 

(5+ 5)-0,82

 

 

кд

3,14

 

м2

 

 

0 с

 

л

 

яркость темного J——-

 

2,6 —— ,

а контраст

изображения

 

3,14

 

 

ма

 

 

 

на экране

 

&g 1U,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки резкостных свойств кинематографической системы в целом и ее составляющих элементов пользуются простым обобщен­ ным критерием — разрешающей способностью. В случае определения резкостных свойств киноизображения на экране этот критерий имеет в виду способность кинопроекционной системы обеспечить раздель­ ное воспроизведение на экране изображения штрихов миры испыта­ тельной таблицы или соответствующего тест-фильма.

Разрешающая сила кинопроекционных объективов, характери­ зующая их резкостные свойства, также определяется с помощью таб­ лицы с мирами. Она больше (иногда вдвое) в центре, чем на краях изображения.

Ухудшение резкости изображения на экране может быть вызва­ но невозможностью обеспечения перпендикулярности к поверхности экрана оптических осей объективов разных кинопроекторов одной киноустановки, а также превышением вертикальных и горизонталь­ ных углов проекции относительно значений, установленных нормами и правилами строительного проектирования киноустановок.

Причинами плохой резкости изображения и невозможности ее улучшения фокусировкой объектива являются загрязнение поверхно­ стей его линз, а также неправильная установка (перекосы) проек­ ционных стекол аппаратной и их загрязнение.

Существенным образом влияет на резкость изображения поведе­ ние фильма в фильмовом канале кинопроектора. Облучение фильма в кадровом окне большим световым потоком приводит к выпучиванию кинопленки и выведению ее из плоскости фокусирования объектива; результатом этого является «пульсирование» («дыхание») резкости и невозможность достижения оптимальной фокусировки, объектива.

Степень выпучивания кадра (и, следовательно, нерезкости) зави­ сит от многих причин; главные из них: мощность источника света кинопроектора, значение средней прозрачности кадров, форма филь­ мового канала и сила прижима в нем кинопленки.

В связи с этим в мощных кинопроекторах, в первую очередь в универсальных для 35-. и 70-мм фильмокопий, стали применять кри­ волинейные фильмовые каналы, придающие пленке большую жест­ кость.

Уменьшение нагрева фильма достигается применением так назы­ ваемых интерференционных отражателей, фильтрующих бесполез­ ную (не участвующую в образовании изображения на экране) тепло­ вую часть лучистого потока источника света.

К частично или полностью устранимым факторам, уменьшающим резкость изображения на экране, относятся: образование нагара на участках фильмового канала, контактирующего с пленкой, неточная

218

установка обтюратора и «смазывание» изображения (из-за так на­ зываемой «тяги» обтюратора), перегрев линзобъектива, вызываю­ щий изменение его фокусного расстояния.

Достижение оптимальной фокусировки объектива и юстировки анаморфотной насадки кольцом дальности возможны с помощью со­ ответствующего тест-фильма.

Киноизображение на экране практически всегда неустойчиво: оно колеблется как в вертикальном, так и в горизонтальном направ­ лении.

Причин неустойчивости киноизображения множество. Незначи­ тельные колебания положения отдельных кадров в кинонегативе уве­ личиваются в процессе производства фильмокопий и достигают замет­ ных кинозрителю значений в процессе увеличения кадров при их проецировании на экран.

Выявление источника неустойчивости фильма в кадровом окне' кинопроектора и ее количественная оценка также производятся с помощью тест-фильма.

Неустойчивость фильма в кадровом окне фильмового канала до­ пускается: в отдельных типах 35-мм кинопроекторов — до 0,025 и 0,030 мм по вертикали и до 0,025 мм по горизонтали; в 35/70-мм — до 0,025 мм в обоих направлениях; в отдельных типах 16-мм кино­ проекторов — до 0,020 и 0,025 мм в обоих направлениях.

К другим возможным дефектам кинопроекции относятся искаже­ ния формы и размеров изображения па экране, неточное совмещение^ с обрамлением экрана изображений, проецируемых разными кино­ проекторами одной киноустановки; заметность этих искажений осо­ бенно велика при переходе с одного проектора на другой.

При переходах с одного кинопроектора киноустановки на дру­ гой может обнаружиться заметное различие световых потоков, а так­ же различие их спектрального состава. Причиной последнего может быть использование на разных кинопроекторах интерференционных отражателей с различной спектральной характеристикой и объекти­ вов с различной цветностью.

Качество звучания фильмов оценивается на слух, однако сущест­ вует ряд объективных показателей, позволяющих определить, в ка­ кой мере при кинопоказе может быть воспроизведена картина пер­ вичного звукового поля, имевшая место при звукозаписи.

Человек воспринимает как звук механические колебания с ча­ стотой от 16 до 16 000 Гц и интенсивностью, обусловливающей дина­ мический диапазон громкостей от 0 до 120 дБ.

Особенностью слуха человека является способность различать на­ правление звука и расположение источника звучания в пространст­ ве (так называемое бинауральное слушание).

Совершенная звукопередача возможна при ограничении частот- " ного диапазона частотами от 40 до 12 000 Гц и динамического диапа­ зона до 45 дБ для речи и пения и до 70 дБ для музыки.

Задача воспроизведения в зале кинотеатра при демонстрировании кинофильма первичного звукового поля практически невыполнима в силу серьезных технических ограничений.

219


Рис. VIII.3. Схема передачи фильма теле­ кинопроектором с бегущим лучом: 1 — ки­ нескоп, 2 — объектив, 3 — фильм, 4 — кон­ денсор, 5—б — цветоделительные узлы, 7, 10, 13 — объективы, 8, 11, 14 — корректирующие светофильтры, 9, 12, 15 — фотоумножители
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
во втором — в фотоэлектронных

Стереофоническое многоканальное звуковоспроизведение в нас­ тоящее время обеспечивается лишь при демонстрации 70-мм широ­ коформатных фильмов с шестью магнитными фонограммами.

Частотный диапазон фотографической фонограммы простирает­ ся от 50 до 8000 Гц в 35-мм и от 100 до 6000 Гц в 16-мм фильмоко­ пиях. Частотный диапазон магнитной фонограммы расширен до 12 000 Гц в 70-мм и до 8000 Гц в 16-мм фильмокопиях.

Динамический диапазон громкостей фотографической фонограм­ мы равен 40 и 30 дБ соответственно в 35- и 16-мм фильмокопиях; маг­ нитная фонограмма имеет динамический диапазон около 50 и 40 дБ соответственно в 70- и 16-мм фильмокопиях.

Неисправности канала звуковоспроизведения киноустановки (на­ рушение юстировки светового читающего штриха, износ магнитной головки, а также неправильное их положение относительно фоно­ граммы, неудовлетворительная работа стабилизатора скорости, нару­ шение электрических режимов усилителя и его неисправность, де­ фекты громкоговорителей и т. п.) приводят к искажениям звукопередачи. Характер и заметность искажений звукопередачи зависят от причин, их вызвавших.

Для обнаружения источников искажений используются звуковые тест-фильмы, с помощью которых производятся также необходимые регулировки звуковой части кинопроектора, измерения и контроль канала звуковоспроизведения киноустановки.

Специфическим видом искажений, присущим только кинематогра­ фу, является нарушение синхронизма (асинхронизм) между изобра­ жением на экране я соответствующим ему звуком. Причиной асинхронизма может быть неудовлетворительная синхронизация пленок изображения и фонограммы в процессе производства, а также массо­ вой печати фильма и неправильная зарядка фильмокопии в кинопро­ екторе. Удовлетворительное совпадение звука с соответствующей артикуляцией губ говорящего при совершенной синхронизации изо­ бражения и звука и правильной зарядке фильма в кинопроекторе обеспечивается для зрительских мест на расстоянии от громкогово­ рителей, равном в залах средней длины 15 м.

Несовпадение звука и изображения в пределах ±0,04 с практи­ чески незаметно даже на крупных планах. Благодаря этому асинх­ ронизм оказывается незаметным для определенной зоны мест.

Для достижения удовлетворительного синхронизма в залах ма­ лой длины (например, в просмотровых) длину петли фильма между кадровым окном и световым читающим штрихом увеличивают на 1 кадр; в длинных залах, наоборот, уменьшают. При воспроизведе­ нии шестиканальной магнитной фонограммы блоком головок, опере­ жающим кадровое окно, для достижения синхронизма в коротких залах длину петли фильма увеличивают, а в длинных — уменьшают на 1 кадр.

Оценка технического качества демонстрирования фильма (и ра­ бочих материалов) должна проводиться лишь после достижения со­ ответствия проекционной и звуковоспроизводящей части киноуста­ новки техническим условиям на аппаратуру и ее отдельные элементы.

§51. Телекинопередача

Телекинопередачей (или телекинопроекцией) называется передача по телевидению кино- и телефильмов.

Для целей телекинопроекции световой сигнал, получаемый при воспроизведении изображения кино- и телефильмов, преобразуется в электрический с помощью специальной телекинопередающей ап­ паратуры.

Телекинопередатчик (телекинопроектор) состоит из лентопротяж­ ного механизма и оптико-электронного считывающего устройства, преобразующего киноизобра­ жение в видеосигналы.

Преобразование возмож­ но с помощью обычной кино­ проекционной системы с пре­ рывистым движением филь­ ма, изображающей кинокад­ ры на мишени передающих трубок с накоплением, либо с помощью бегущего пятна, проецируемого с экрана спе­ циального кинескопа и счи­ тывающего (разворачиваю­ щего) изображение кадров фильма при его непрерывном движении. Преобразование световых сигналов в электри­ ческие в первом случае про-

исходит в передающих трубках, умножителях.

Практика цветной телекинопередачи показывает, что более высо­ кое качество обеспечивается при преобразовании светового сигнала в электрический с помощью бегущего пятна.

В системе, основанной на использовании принципа б е г у щ е г о луча, световое пятно, перемещаясь построчно, проходит через ки­ нопленку, модулируется плотностями изображения и расщепляется на три цветовые составляющие: синий (С), зеленый (3) и красный

(К) (рис. VIII.3). Эти составляющие с помощью фотоумножителей преобразуются на выходе системы в электрические сигналы синего, зеленого и красного.

При телекинопроекции с бегущим лучом, как правило, исполь­ зуют кинопроекторы с непрерывным движением кинопленки. Его важнейшим узлом является о п т и ч е с к и й к о м п е н с а т о р , пред­ ставляющий собой качающиеся зеркала и обеспечивающие непре­ рывность проецирования изображения.

Существенным недостатком телекинопередатчиков с бегущим лу­ чом является невозможность их стыковки с несколькими передатчи­ ками изображения и сложность регулирования механизма, управляю­ щего зеркалами.

221


Рис. VIII.6. Размеры изобра­ жения в фильмах для телеви­ дения: 1 — размеры изображе­ ния при кинотелесъемке (на 35-мм кинопленке 22X16 мм; на 16-мм кинопленке 10,22Х Х7.44 мм), 2 — размеры изо­ бражения при кинопроекции (для 35-мм кинофильма 20,9Х XI 5,2 мм; для 16-мм кино­ фильма 9,64X7,06 мм), 3 — размеры изображения при те­ лепроекции (для 35-мм кино­ фильма 20,12X15,09 мм; для 16-мм 9,35X7,01 мм), 4 —сю- жетно важная часть изобра­ жения (на 35-мм кинопленке 18,11X13,58 мм; на 16-мм ки­ нопленке 8,40X6,31 мм), 5 — поле для титров (на 35-мм ки­ нопленке 16,10X13,8 мм; на 16-мм кинопленке 7,48X6,07 мм)

Система, использующая т р у б к и с н а к о п л е н и е м , позволяет применять в телекинопередатчиках обычные кинопроекторы с преры­ вистым движением фильма.

В этом случае световой поток, проходящий через кадровое окно,

модулируется

изображением

фильма,

расщепляется

светоделитель-

ным устройством

и образует

в

плоскости фотокатодов

трех

передаю­

 

 

 

 

 

 

 

щих трубок три цветоде-

 

 

 

 

 

 

 

ленные изображения. Дат­

 

 

 

 

 

 

 

чики изображения в боль­

 

 

 

 

 

 

 

шинстве

случаев

имеют

 

 

 

 

 

 

 

четыре канала — три цвет­

 

 

 

 

 

 

 

ных

и

один

яркостный

 

 

 

 

 

 

 

(рис. VIII. 4). Телекино-

 

 

 

 

 

 

 

передатчики

с

трубками

 

 

 

 

 

 

 

накопления

легко

стыку­

Рис. VIII.4. Схема

цветной

телекамеры на

ются

с

кинопроекторами

четырех

передающих

трубках:

1 — объектив,

для

фильмов

 

любого

2 — диск

переменной плотности,

3 — линза,

формата

и с

диапроекто­

46 — цветоделительные узлы, 7, 11, 13

зеркала, 8—10, 12 — объективы, К, 3, С — ка­

рами.

 

 

 

 

налы красного,

зеленого и

синего

цвета;

 

 

 

 

Я — яркостный

канал

 

 

 

Недостаток этой систе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мы — в некотором сниже­

 

 

 

 

 

 

 

нии

контраста

изображе­

ния и в возмояшости появления окрашенных полос у изображений движущихся объектов.

Крупноформатное телевидение, приобретающее все большее зна­ чение, осуществляется с помощью замкнутых телевизионных систем, обеспечивающих одновременную демонстрацию изображений на боль­ шое количество установок. Перспективна система, основанная на ис­ пользовании проекционного способа. По этому способу телевизион­ ный видеосигнал может поступать

от передающих камер, видеомаг­

нитофонов,

телекинопроекторов

и т. д.

 

Проекция с экрана электрон­ но-лучевой трубки требует очень высокой яркости изображения. Ос­ новные элементы этой системы — электронно-лучевая трубка и эк­ ран, который в 2—3 раза больше экрана трубки.

К телекинопроекционным уста­ новкам, использующим диаскопи­ ческий метод, относится система Eidophor, основанная на механи­ ческой деформации поверхности вязкой жидкости электронным пучком, под действием которого в слое жидкости возникает рель­ ефный растр, выполняющий функ-

222 '

Рис.

VIII.5.

Схема

телекинопроекто­

ра: 1 — ксеноновая

 

лампа,

г — зер­

кальный отражатель,

3 — конденсор,

4 — диафрагма,

5 — конденсор,

6

зеркальные щелевые растры (на ри­

сунке показано только три), 7 — мас­

ляная

пленка,

8 — вогнутое

зеркало,

9 — проекционный объектив,

ю — эк­

ран,

11 — вакуумная

камера,

12

электронный

луч,

13 — электронная

пушка

 

 

 

 

 

 

 

цию дифракционной

решетки

и модулирующий

световой поток

от источника света. На рис. VIII. 5 приведена оптическая схема та­

кой системы.

 

 

 

Световой поток от

мощного

источника света

через конденсор,

кадровое окно и второй конденсор попадает на систему зеркальных растров и направляется к сферическому зеркалу, на поверхность ко­ торого нанесена масляная пленка. Если поверхность масляной плен­ ки совершенно гладкая, свет на экран не попадает. При деформации масляной пленки электронными пучками отраженные лучи смеща­ ются и с помощью объектива образуют на экране изображение, кото­ рое может быть очень четким, так как ограничивается только полосой частот телевизионной системы.

Для телекинопередачи иногда ис­ пользуют цветной негатив изображения. Позитивное изображение при этом по­ лучают методом электронного обра­ щения.

Использование негатива мотивиру­ ется тем, что он имеет пологую харак­ теристическую кривую с малыми плот­ ностями, весьма благоприятную для те­ лекинопроекции, особенно по принципу бегущего луча, а также тем, что иск­ лючаются затраты материалов и време­ ни на изготовление позитива. При ра­ боте с маскированным негативом при телепередаче необходима небольшая коррекция и исключаются искажения, возникающие за счет позитивного про­ цесса.

При передаче негатива в телетракте используется специальный блок преоб­ разования (обращения) «негатив — по­ зитив» и устройство для свето-цвето- корректирования из-за возможного раз­ личия отдельных планов по плотности

и цветовому

балансу.

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ _

Негативы

подвергают

тщательной

очистке: их загрязнения при телевизионной передаче воспроизводят­ ся на экране телевизора в виде белых пятен; во избежании скачков изображения и обрывов увеличивают прочность склеек.

Размерные параметры изображения, используемые при телеки­ нопроекции, приведены на рис. VIII.6.

Качество черно-белой и цветной телекинопередачи зависит не только от качества работы телекинопередатчиков. Среди причин неудовлетворительной передачи по телевидению кино- и телевизион­ ных фильмов основными являются следующие:

1) большое различие между контрастом изображений переда-

223



i -и

ваемых кино- и телефильмов и контрастом телевизионных изобра­ жений на экране кинескопа;

2) увеличение при телекинопроекции дветоделительных и полу­ тоновых искажений цветных кинопленок;

3) возможные ошибки цветового баланса в цветном киноизобра­ жении;

4) колебания плотности кинопленки.

Условия наблюдения киноизображения на экране киноустановки существенно отличаются от условий наблюдения изображения на эк­ ране телевизора. Результатом этого различия является более крити­ ческая оценка телезрителем контраста и цветности деталей телеви­ зионного изображения.

При небольших нарушениях цветового баланса может быть обес­ печено более высокое качество телекинопроекции.

Для лучшего согласования цветных кино- и телевизионной систем контрасты цветных изображений кино- и телефильмов не должны быть чрезмерно большими. Лучшие результаты могут быть получе­ ны, если использовать для телекинопередачи цветные негативные киноизображения; в этом случае (как и в черно-белом телевидении) повышается четкость изображения.

Наилучший способ оценки технического качества кино- и теле­ фильмов, предназначаемых для телекинопередачи, — просмотр их на экране телевизора. Фильмы, получившие высокую оценку при таком способе контроля, как правило, обеспечивают высокие технические показатели также и при проецировании их на киноэкран.

Практически контроль с помощью телевизионного канала произ­ водится редко, а контроль на киноэкране не является эффективным: изображение кино- и телефильма, обнаруживающее на киноэкране высокие показатели, часто не удовлетворяет требованиям телекино­ проекции.

Эффективность контроля на киноэкране может быть повышена при условии приведения его размерных и светотехнических парамет­ ров в соответствии с параметрами экрана телевизоров.

Глава IX ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ

Процесс старения — процесс, приводящий к изменениям фотографи­ ческих и физико-механических свойств кинопленок. Процессы старе­ ния различны, недостаточно изучены и трудноуправляемы.

§ 52. Сохраняемость кинопленок

Светочувствительные слои кинопленок наиболее чувствительны к процессу старения, протекающему во время хранения. Этот процесс приводит к понижению светочувствительности, контрастности и к повышению плотности вуали. Особенно отрицательно сказывается старение на цветных кинопленках, у которых светочувствительные слои различны и потому изменяются неодинаково, что нарушает их баланс и приводит к цветоискажению.

Основными факторами, влияющими на старение кинопленок, яв­ ляются: состав светочувствительного слоя, взаимодействие слоя с подложкой, способ упаковки кинопленки и упаковочные материалы, температура и влажность окружающего воздуха, продолжительность хранения и т. д. Сероводород, аммиак, выхлопные газы, испарения скипидара и некоторых растворителей, а также радиоактивные из­ лучения способствуют быстрому протеканию процесса старения.

Поперечный разрез кинопленки показывает, что около 90% об­ щей толщины ее составляет подложка. В подложке во время хране­ ния кинопленок также происходят химико-физические процессы, приводящие к изменению механических свойств.

Кинопленки, как гигроскопический материал, стремятся к вы­ равниванию своей влажности с влажностью окружающей среды. При повышенной влажности светочувствительный слой сильно на­ бухает, в результате кинопленки выгибаются светочувствительным слоем наружу. При малой влажности, наоборот, светочувствительный слой прогибается внутрь (рис. IX.1). Любой вид скручивания вреден, так как затрудняет транспортирование и прижим кинопленки в филь­ мовом канале различных аппаратов. Кроме того, в этом случае по­ верхности кинопленок легко царапаются.

Светочувствительные слои подвержены и биологическим процес­ сам вследствие жизнедеятельности микроорганизмов, для которых

225