ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
~ |
|
|
|
|
|
(100 + 5) • 0,82 |
0 _ . |
кд |
|
С учетом засветки яркость светлого • |
•—-—-— ^ 27,4 |
—— , |
|||||||
|
(5+ 5)-0,82 |
|
|
кд |
3,14 |
|
м2 |
||
|
|
0 с |
|
л |
|
||||
яркость темного J—•—- |
|
S£ |
2,6 —— , |
а контраст |
изображения |
||||
|
3,14 |
|
|
ма |
|
|
|
||
на экране |
|
&g 1U,5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для оценки резкостных свойств кинематографической системы в целом и ее составляющих элементов пользуются простым обобщен ным критерием — разрешающей способностью. В случае определения резкостных свойств киноизображения на экране этот критерий имеет в виду способность кинопроекционной системы обеспечить раздель ное воспроизведение на экране изображения штрихов миры испыта тельной таблицы или соответствующего тест-фильма.
Разрешающая сила кинопроекционных объективов, характери зующая их резкостные свойства, также определяется с помощью таб лицы с мирами. Она больше (иногда вдвое) в центре, чем на краях изображения.
Ухудшение резкости изображения на экране может быть вызва но невозможностью обеспечения перпендикулярности к поверхности экрана оптических осей объективов разных кинопроекторов одной киноустановки, а также превышением вертикальных и горизонталь ных углов проекции относительно значений, установленных нормами и правилами строительного проектирования киноустановок.
Причинами плохой резкости изображения и невозможности ее улучшения фокусировкой объектива являются загрязнение поверхно стей его линз, а также неправильная установка (перекосы) проек ционных стекол аппаратной и их загрязнение.
Существенным образом влияет на резкость изображения поведе ние фильма в фильмовом канале кинопроектора. Облучение фильма в кадровом окне большим световым потоком приводит к выпучиванию кинопленки и выведению ее из плоскости фокусирования объектива; результатом этого является «пульсирование» («дыхание») резкости и невозможность достижения оптимальной фокусировки, объектива.
Степень выпучивания кадра (и, следовательно, нерезкости) зави сит от многих причин; главные из них: мощность источника света кинопроектора, значение средней прозрачности кадров, форма филь мового канала и сила прижима в нем кинопленки.
В связи с этим в мощных кинопроекторах, в первую очередь в универсальных для 35-. и 70-мм фильмокопий, стали применять кри волинейные фильмовые каналы, придающие пленке большую жест кость.
Уменьшение нагрева фильма достигается применением так назы ваемых интерференционных отражателей, фильтрующих бесполез ную (не участвующую в образовании изображения на экране) тепло вую часть лучистого потока источника света.
К частично или полностью устранимым факторам, уменьшающим резкость изображения на экране, относятся: образование нагара на участках фильмового канала, контактирующего с пленкой, неточная
218
установка обтюратора и «смазывание» изображения (из-за так на зываемой «тяги» обтюратора), перегрев линзобъектива, вызываю щий изменение его фокусного расстояния.
Достижение оптимальной фокусировки объектива и юстировки анаморфотной насадки кольцом дальности возможны с помощью со ответствующего тест-фильма.
Киноизображение на экране практически всегда неустойчиво: оно колеблется как в вертикальном, так и в горизонтальном направ лении.
Причин неустойчивости киноизображения множество. Незначи тельные колебания положения отдельных кадров в кинонегативе уве личиваются в процессе производства фильмокопий и достигают замет ных кинозрителю значений в процессе увеличения кадров при их проецировании на экран.
Выявление источника неустойчивости фильма в кадровом окне' кинопроектора и ее количественная оценка также производятся с помощью тест-фильма.
Неустойчивость фильма в кадровом окне фильмового канала до пускается: в отдельных типах 35-мм кинопроекторов — до 0,025 и 0,030 мм по вертикали и до 0,025 мм по горизонтали; в 35/70-мм — до 0,025 мм в обоих направлениях; в отдельных типах 16-мм кино проекторов — до 0,020 и 0,025 мм в обоих направлениях.
К другим возможным дефектам кинопроекции относятся искаже ния формы и размеров изображения па экране, неточное совмещение^ с обрамлением экрана изображений, проецируемых разными кино проекторами одной киноустановки; заметность этих искажений осо бенно велика при переходе с одного проектора на другой.
При переходах с одного кинопроектора киноустановки на дру гой может обнаружиться заметное различие световых потоков, а так же различие их спектрального состава. Причиной последнего может быть использование на разных кинопроекторах интерференционных отражателей с различной спектральной характеристикой и объекти вов с различной цветностью.
Качество звучания фильмов оценивается на слух, однако сущест вует ряд объективных показателей, позволяющих определить, в ка кой мере при кинопоказе может быть воспроизведена картина пер вичного звукового поля, имевшая место при звукозаписи.
Человек воспринимает как звук механические колебания с ча стотой от 16 до 16 000 Гц и интенсивностью, обусловливающей дина мический диапазон громкостей от 0 до 120 дБ.
Особенностью слуха человека является способность различать на правление звука и расположение источника звучания в пространст ве (так называемое бинауральное слушание).
Совершенная звукопередача возможна при ограничении частот- " ного диапазона частотами от 40 до 12 000 Гц и динамического диапа зона до 45 дБ для речи и пения и до 70 дБ для музыки.
Задача воспроизведения в зале кинотеатра при демонстрировании кинофильма первичного звукового поля практически невыполнима в силу серьезных технических ограничений.
219
Стереофоническое многоканальное звуковоспроизведение в нас тоящее время обеспечивается лишь при демонстрации 70-мм широ коформатных фильмов с шестью магнитными фонограммами.
Частотный диапазон фотографической фонограммы простирает ся от 50 до 8000 Гц в 35-мм и от 100 до 6000 Гц в 16-мм фильмоко пиях. Частотный диапазон магнитной фонограммы расширен до 12 000 Гц в 70-мм и до 8000 Гц в 16-мм фильмокопиях.
Динамический диапазон громкостей фотографической фонограм мы равен 40 и 30 дБ соответственно в 35- и 16-мм фильмокопиях; маг нитная фонограмма имеет динамический диапазон около 50 и 40 дБ соответственно в 70- и 16-мм фильмокопиях.
Неисправности канала звуковоспроизведения киноустановки (на рушение юстировки светового читающего штриха, износ магнитной головки, а также неправильное их положение относительно фоно граммы, неудовлетворительная работа стабилизатора скорости, нару шение электрических режимов усилителя и его неисправность, де фекты громкоговорителей и т. п.) приводят к искажениям звукопередачи. Характер и заметность искажений звукопередачи зависят от причин, их вызвавших.
Для обнаружения источников искажений используются звуковые тест-фильмы, с помощью которых производятся также необходимые регулировки звуковой части кинопроектора, измерения и контроль канала звуковоспроизведения киноустановки.
Специфическим видом искажений, присущим только кинематогра фу, является нарушение синхронизма (асинхронизм) между изобра жением на экране я соответствующим ему звуком. Причиной асинхронизма может быть неудовлетворительная синхронизация пленок изображения и фонограммы в процессе производства, а также массо вой печати фильма и неправильная зарядка фильмокопии в кинопро екторе. Удовлетворительное совпадение звука с соответствующей артикуляцией губ говорящего при совершенной синхронизации изо бражения и звука и правильной зарядке фильма в кинопроекторе обеспечивается для зрительских мест на расстоянии от громкогово рителей, равном в залах средней длины 15 м.
Несовпадение звука и изображения в пределах ±0,04 с практи чески незаметно даже на крупных планах. Благодаря этому асинх ронизм оказывается незаметным для определенной зоны мест.
Для достижения удовлетворительного синхронизма в залах ма лой длины (например, в просмотровых) длину петли фильма между кадровым окном и световым читающим штрихом увеличивают на 1 кадр; в длинных залах, наоборот, уменьшают. При воспроизведе нии шестиканальной магнитной фонограммы блоком головок, опере жающим кадровое окно, для достижения синхронизма в коротких залах длину петли фильма увеличивают, а в длинных — уменьшают на 1 кадр.
Оценка технического качества демонстрирования фильма (и ра бочих материалов) должна проводиться лишь после достижения со ответствия проекционной и звуковоспроизводящей части киноуста новки техническим условиям на аппаратуру и ее отдельные элементы.
§51. Телекинопередача
Телекинопередачей (или телекинопроекцией) называется передача по телевидению кино- и телефильмов.
Для целей телекинопроекции световой сигнал, получаемый при воспроизведении изображения кино- и телефильмов, преобразуется в электрический с помощью специальной телекинопередающей ап паратуры.
Телекинопередатчик (телекинопроектор) состоит из лентопротяж ного механизма и оптико-электронного считывающего устройства, преобразующего киноизобра жение в видеосигналы.
Преобразование возмож но с помощью обычной кино проекционной системы с пре рывистым движением филь ма, изображающей кинокад ры на мишени передающих трубок с накоплением, либо с помощью бегущего пятна, проецируемого с экрана спе циального кинескопа и счи тывающего (разворачиваю щего) изображение кадров фильма при его непрерывном движении. Преобразование световых сигналов в электри ческие в первом случае про-
исходит в передающих трубках, умножителях.
Практика цветной телекинопередачи показывает, что более высо кое качество обеспечивается при преобразовании светового сигнала в электрический с помощью бегущего пятна.
В системе, основанной на использовании принципа б е г у щ е г о луча, световое пятно, перемещаясь построчно, проходит через ки нопленку, модулируется плотностями изображения и расщепляется на три цветовые составляющие: синий (С), зеленый (3) и красный
(К) (рис. VIII.3). Эти составляющие с помощью фотоумножителей преобразуются на выходе системы в электрические сигналы синего, зеленого и красного.
При телекинопроекции с бегущим лучом, как правило, исполь зуют кинопроекторы с непрерывным движением кинопленки. Его важнейшим узлом является о п т и ч е с к и й к о м п е н с а т о р , пред ставляющий собой качающиеся зеркала и обеспечивающие непре рывность проецирования изображения.
Существенным недостатком телекинопередатчиков с бегущим лу чом является невозможность их стыковки с несколькими передатчи ками изображения и сложность регулирования механизма, управляю щего зеркалами.
221
Система, использующая т р у б к и с н а к о п л е н и е м , позволяет применять в телекинопередатчиках обычные кинопроекторы с преры вистым движением фильма.
В этом случае световой поток, проходящий через кадровое окно,
модулируется |
изображением |
фильма, |
расщепляется |
светоделитель- |
||||||||
ным устройством |
и образует |
в |
плоскости фотокатодов |
трех |
передаю |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
щих трубок три цветоде- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ленные изображения. Дат |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
чики изображения в боль |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
шинстве |
случаев |
имеют |
|||
|
|
|
|
|
|
|
четыре канала — три цвет |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ных |
и |
один |
яркостный |
||
|
|
|
|
|
|
|
(рис. VIII. 4). Телекино- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
передатчики |
с |
трубками |
|||
|
|
|
|
|
|
|
накопления |
легко |
стыку |
|||
Рис. VIII.4. Схема |
цветной |
телекамеры на |
ются |
с |
кинопроекторами |
|||||||
четырех |
передающих |
трубках: |
1 — объектив, |
для |
фильмов |
|
любого |
|||||
2 — диск |
переменной плотности, |
3 — линза, |
формата |
и с |
диапроекто |
|||||||
4—6 — цветоделительные узлы, 7, 11, 13 — |
||||||||||||
зеркала, 8—10, 12 — объективы, К, 3, С — ка |
рами. |
|
|
|
|
|||||||
налы красного, |
зеленого и |
синего |
цвета; |
|
|
|
|
|||||
Я — яркостный |
канал |
|
|
|
Недостаток этой систе |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
мы — в некотором сниже |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
нии |
контраста |
изображе |
ния и в возмояшости появления окрашенных полос у изображений движущихся объектов.
Крупноформатное телевидение, приобретающее все большее зна чение, осуществляется с помощью замкнутых телевизионных систем, обеспечивающих одновременную демонстрацию изображений на боль шое количество установок. Перспективна система, основанная на ис пользовании проекционного способа. По этому способу телевизион ный видеосигнал может поступать
от передающих камер, видеомаг
нитофонов, |
телекинопроекторов |
и т. д. |
|
Проекция с экрана электрон но-лучевой трубки требует очень высокой яркости изображения. Ос новные элементы этой системы — электронно-лучевая трубка и эк ран, который в 2—3 раза больше экрана трубки.
К телекинопроекционным уста новкам, использующим диаскопи ческий метод, относится система Eidophor, основанная на механи ческой деформации поверхности вязкой жидкости электронным пучком, под действием которого в слое жидкости возникает рель ефный растр, выполняющий функ-
222 '
Рис. |
VIII.5. |
Схема |
телекинопроекто |
||||
ра: 1 — ксеноновая |
|
лампа, |
г — зер |
||||
кальный отражатель, |
3 — конденсор, |
||||||
4 — диафрагма, |
5 — конденсор, |
6 — |
|||||
зеркальные щелевые растры (на ри |
|||||||
сунке показано только три), 7 — мас |
|||||||
ляная |
пленка, |
8 — вогнутое |
зеркало, |
||||
9 — проекционный объектив, |
ю — эк |
||||||
ран, |
11 — вакуумная |
камера, |
12 — |
||||
электронный |
луч, |
13 — электронная |
|||||
пушка |
|
|
|
|
|
|
|
цию дифракционной |
решетки |
и модулирующий |
световой поток |
от источника света. На рис. VIII. 5 приведена оптическая схема та |
|||
кой системы. |
|
|
|
Световой поток от |
мощного |
источника света |
через конденсор, |
кадровое окно и второй конденсор попадает на систему зеркальных растров и направляется к сферическому зеркалу, на поверхность ко торого нанесена масляная пленка. Если поверхность масляной плен ки совершенно гладкая, свет на экран не попадает. При деформации масляной пленки электронными пучками отраженные лучи смеща ются и с помощью объектива образуют на экране изображение, кото рое может быть очень четким, так как ограничивается только полосой частот телевизионной системы.
Для телекинопередачи иногда ис пользуют цветной негатив изображения. Позитивное изображение при этом по лучают методом электронного обра щения.
Использование негатива мотивиру ется тем, что он имеет пологую харак теристическую кривую с малыми плот ностями, весьма благоприятную для те лекинопроекции, особенно по принципу бегущего луча, а также тем, что иск лючаются затраты материалов и време ни на изготовление позитива. При ра боте с маскированным негативом при телепередаче необходима небольшая коррекция и исключаются искажения, возникающие за счет позитивного про цесса.
При передаче негатива в телетракте используется специальный блок преоб разования (обращения) «негатив — по зитив» и устройство для свето-цвето- корректирования из-за возможного раз личия отдельных планов по плотности
и цветовому |
балансу. |
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ _ |
Негативы |
подвергают |
тщательной |
очистке: их загрязнения при телевизионной передаче воспроизводят ся на экране телевизора в виде белых пятен; во избежании скачков изображения и обрывов увеличивают прочность склеек.
Размерные параметры изображения, используемые при телеки нопроекции, приведены на рис. VIII.6.
Качество черно-белой и цветной телекинопередачи зависит не только от качества работы телекинопередатчиков. Среди причин неудовлетворительной передачи по телевидению кино- и телевизион ных фильмов основными являются следующие:
1) большое различие между контрастом изображений переда-
223
i -и |
— |
ваемых кино- и телефильмов и контрастом телевизионных изобра жений на экране кинескопа;
2) увеличение при телекинопроекции дветоделительных и полу тоновых искажений цветных кинопленок;
3) возможные ошибки цветового баланса в цветном киноизобра жении;
4) колебания плотности кинопленки.
Условия наблюдения киноизображения на экране киноустановки существенно отличаются от условий наблюдения изображения на эк ране телевизора. Результатом этого различия является более крити ческая оценка телезрителем контраста и цветности деталей телеви зионного изображения.
При небольших нарушениях цветового баланса может быть обес печено более высокое качество телекинопроекции.
Для лучшего согласования цветных кино- и телевизионной систем контрасты цветных изображений кино- и телефильмов не должны быть чрезмерно большими. Лучшие результаты могут быть получе ны, если использовать для телекинопередачи цветные негативные киноизображения; в этом случае (как и в черно-белом телевидении) повышается четкость изображения.
Наилучший способ оценки технического качества кино- и теле фильмов, предназначаемых для телекинопередачи, — просмотр их на экране телевизора. Фильмы, получившие высокую оценку при таком способе контроля, как правило, обеспечивают высокие технические показатели также и при проецировании их на киноэкран.
Практически контроль с помощью телевизионного канала произ водится редко, а контроль на киноэкране не является эффективным: изображение кино- и телефильма, обнаруживающее на киноэкране высокие показатели, часто не удовлетворяет требованиям телекино проекции.
Эффективность контроля на киноэкране может быть повышена при условии приведения его размерных и светотехнических парамет ров в соответствии с параметрами экрана телевизоров.
Глава IX ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ
Процесс старения — процесс, приводящий к изменениям фотографи ческих и физико-механических свойств кинопленок. Процессы старе ния различны, недостаточно изучены и трудноуправляемы.
§ 52. Сохраняемость кинопленок
Светочувствительные слои кинопленок наиболее чувствительны к процессу старения, протекающему во время хранения. Этот процесс приводит к понижению светочувствительности, контрастности и к повышению плотности вуали. Особенно отрицательно сказывается старение на цветных кинопленках, у которых светочувствительные слои различны и потому изменяются неодинаково, что нарушает их баланс и приводит к цветоискажению.
Основными факторами, влияющими на старение кинопленок, яв ляются: состав светочувствительного слоя, взаимодействие слоя с подложкой, способ упаковки кинопленки и упаковочные материалы, температура и влажность окружающего воздуха, продолжительность хранения и т. д. Сероводород, аммиак, выхлопные газы, испарения скипидара и некоторых растворителей, а также радиоактивные из лучения способствуют быстрому протеканию процесса старения.
Поперечный разрез кинопленки показывает, что около 90% об щей толщины ее составляет подложка. В подложке во время хране ния кинопленок также происходят химико-физические процессы, приводящие к изменению механических свойств.
Кинопленки, как гигроскопический материал, стремятся к вы равниванию своей влажности с влажностью окружающей среды. При повышенной влажности светочувствительный слой сильно на бухает, в результате кинопленки выгибаются светочувствительным слоем наружу. При малой влажности, наоборот, светочувствительный слой прогибается внутрь (рис. IX.1). Любой вид скручивания вреден, так как затрудняет транспортирование и прижим кинопленки в филь мовом канале различных аппаратов. Кроме того, в этом случае по верхности кинопленок легко царапаются.
Светочувствительные слои подвержены и биологическим процес сам вследствие жизнедеятельности микроорганизмов, для которых
225