ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
м о г а т е л ь н ы е вещества. К ним относятся двунатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, гексаметафосфат, сульфат нат рия, роданистый калий, гидразин, этиловый и бутиловый спирты, гли коль, борная и лимонная кислоты и другие.
Двунатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (трилон Б) и гексаметафосфат натрия или калия предохраняют проявляю щий раствор от образования осадка, который может возникнуть из-за присутствия в воде солей кальция, магния и других им подобных.
Сульфат натрия, формалин и параформальдегид повышают проч ность светочувствительного слоя кинопленок, препятствуют его набу ханию в растворах.
Роданистый калий, тиосульфат натрия и другие растворители галогенида серебра способствуют получению мелкозернистого изобра жения, так как, растворяя часть галогенида серебра, препятствуют образованию крупных серебряных комков в фотографическом слое
кинопленок.
Полпэтилепгликоль и гидразин активизируют проявитель, тем са мым повышают светочувствительность обрабатываемых кинопленок.
Этиловый и бутиловый спирты, триэталонамин и другие смачива тели обеспечивают равномерное действие раствора на проявляемый светочувствительный слой кинопленок.
Проявляющие растворы готовят на воде, от чистоты и состава ко торой зависят многие их свойства. Механические примеси в воде (песок, глина и т. д.). удаляют фильтрованием; соли, влияющие на жесткость воды, — введением в раствор трилона Б, гексаметафосфата и других подобных веществ.
По составу проявляющие растворы рассчитывают на определен ный процесс: негативный, позитивный, обращаемый и т. д. Рецептов проявляющих растворов, особенно для обработки черно-белых кино пленок, очень много. В большинстве случаев завод — изготовитель кинопленок рекомендует проявитель, которым следует обрабатывать
его продукцию.
В кинематографии и на телевидении применяют небольшое коли чество проявителей в связи с тем, что практически невозможно поль зоваться разными проявителями по технологическим и экономиче ским причинам. Обычно к проявляющим растворам предъявляют сле дующие требования: хорошее избирательное действие, т. е. малое вуалеобразование; обеспечение высокой светочувствительности обра батываемой кинопленки; получение больших плотностей в изображе нии; хорошая сохраняемость раствора и стабильность его свойств.
Существуют рецепты, предназначенные для специальных целей, например, для получения особоконтрастного изображения, для быст рого и сверхбыстрого проявления и т. д.
На продолжительность проявления кинопленок влияют состав раствора, его температура и способ обработки раствором светочувст
вительного слоя.
Скорость проявления кинопленок возрастает с повышением тем пературы раствора. Зависимость скорости проявления от температуры
раствора принято оценивать по температурному коэффициенту. Он
22
выражается отношением скоростей при исследуемых температурах раствора. Изменение температуры раствора может влиять на показа тель рН, на характер химической реакции, на процесс диффузии и другие свойства.
Многие современные процессы проявления предусматривают об работку кинопленок при повышенной температуре растворов — от 25° и выше, что значительно сокращает продолжительность обработки.
На скорость проявления влияют и способы обработки раствором светочувствительного слоя кинопленки: чем энергичнее действует раствор на светочувствительный слой, тем быстрее идет проявление кинопленки
§7. Закрепление изображения
Вкинопленках после проявления изображения остается много галогенидов серебра. Чтобы сделать кинопленки несветочувствительными
итем самым закрепить видимое изображение, из. светочувствитель ного слоя необходимо удалить галогениды серебра. Для этого поль зуются процессом ф и к с и р о в а н и я , во время которого происходит перевод галогенидов серебра в растворимые соединения, легко уда ляемые из светочувствительного слоя при промывке кинопленки водой.
Растворимые соединения можно получить, обработав кинопленки растворами, содержащими т и о с у л ь ф а т н а т р и я или аммо ния. Принято считать, что процесс фиксирования протекает в две стадии. Во время первой происходит взаимодействие галогенидов се ребра с тиосульфатом по следующему уравнению:
Светочувствительный слой кинопленок становится прозрачным. Однако комплексная соль Na[AgS20s] трудно растворима в воде и может через некоторое время быть причиной появления желтых или коричневых пятен на кинопленке.
Во второй стадии образуется легкорастворимая комплексная соль по уравнению:
Na [AgS203] + Na2 S2 03 = Na3 [Ag (S203)2]
или:
3Na [AgS203] + Na2 S2 03 = Na5 [Ag3 (S203)4.
Чтобы вторая стадия была проведена полностью, кинопленки обрабатывают в фиксирующем растворе и после того, как светочув ствительной слой стал прозрачным. Обычно па вторую стадию затра чивают столько времени, сколько потребовалось на первую стадию.
Полного фиксирования кинопленок, обеспечивающего долгое хра пение изображения, достигают, заканчивая процесс фиксирования в
свежем растворпое.
Продолжительность фиксирования определяется скоростью диф фузии тиосульфата натрия в светочувствительный слой, скоростью
23 -
растворения галогенида серебра и скоростью диффузии образовав шегося комплексного соединения из слоя. Эти скорости зависят от вида галогенида серебра в светочувствительном слое, его толщины и задубленности, от состава -фиксирующего раствора, температуры и способа обработки светочувствительного слоя. Чем толще или задубленнее светочувствительный слой, тем медленнее идет фиксирование. Мелкозернистые кинопленки фиксируются быстрее крупнозернистых.
Сповышением концентрации тиосульфата натрия в растворе ско рость фиксирования увеличивается. Ускорение процесса нарастает с повышением количества тиосульфата натрия до 30—40%, после чего происходит замедление фиксирования. Это вызвано тем, что при вы соких концентрациях снижается скорость диффузии в светочувстви тельный слой кинопленок.
Сувеличением температуры раствора фиксирование ускоряется. Предел повышения температуры определяется степенью задублен ности светочувствительного слоя кинопленок.
Фиксирующие растворы различают по их составу и действию. Они бывают слабощелочными, нейтральными, кислыми, кислодубящими, быстрыми, кислодубящими-быстрыми.
Черно-белые кинопленки в большинстве случаев обрабатывают в кислодубящих фиксирующих растворах, так как эти растворы дубят светочувствительный слой и предохраняют его от окрашивания про дуктами окисления проявителя.
Цветные кинопленки обрабатывают в слабощелочных или ней тральных фиксирующих растворах, чтобы они не разрушали красите ли, составляющие цветное изображение. Однако есть и специальные кислодубящие фиксажи для обработки цветных кинопленок.
Кислая среда в фиксирующих растворах позволяет использовать квасцы для дубления светочувствительного слоя, уменьшает действие продуктов окисления проявителя и останавливает процесс прояв ления.
В современных ускоренных процессах применяют быстрые кисло дубящие фиксирующие растворы. В этих растворах основным вещест вом является тиосульфат аммония, который вводят в раствор непо средственно или приготовляют путем реакции между тиосульфатом натрия и хлористым аммонием.
Вследствие того что при слишком низком значении рН происходит выделение серы в раствор, а при слишком высоком — теряется дубя щее действие квасцов и способность нейтрализовать проявитель, при меняют строгий контроль за значением рН раствора. Он должен об ладать большой буферной емкостью. Фиксирующий раствор с алюмокалиевыми квасцами распространен, он имеет рН от 4 до 6,5.
§ 8. Промывание кинопленок
Кинопленки промывают почти после каждой операции в процессе их обработки в растворах.
Во время промывания кинопленок из эмульсионного слоя удаля ются вещества, мешающие проведению последующей операции (про-
межуточные промывки), или вещества, препятствующие длительной сохранности изображения (окончательная промывка).
Сущность промывания — в диффузии ненужных веществ из эмульсионного слоя в воду. При всех прочих равных условиях ско рость диффузии пропорциональна разности концентраций диффунди рующего вещества в слое и в воде. Продолжительность промывания зависит от растворимости вымываемых веществ, температуры воды, степени набухания эмульсионного слоя и от некоторых других при чин. Время промывания тем короче, чем выше температура воды (так, повышение температуры воды до 40°С сокращает время промыв ки в пять раз), или чем энергичнее действие воды на эмульсионный слой кинопленки.
Степень промывания кинопленки определяется целью операции; так черно-белые кинопленки после проявления промывают, чтобы снизить концентрацию проявляющего вещества и щелочи в светочув ствительном слое, т. е. прекратить проявление изображения во время пребывания кинопленки в воде, а также для того, чтобы окисленное проявляющее вещество не окрашивало изображение.
Цветные кинопленки после проявления промывают с целью пред охранения изображения от цветной вуали, которая может возникнуть вследствие реакции между оставшимся в светочувствительном. слое проявляющим веществом и отбеливающим раствором.
Наиболее важное значение имеет окончательное промывание ки нопленок, так как изображение хорошо сохраняется лишь в том случае, если из фотографического слоя вымыты тиосульфат натрия, растворимые соли серебра и другие вещества, образовавшиеся в про цессе фиксирования кинопленок.
На продолжительность промывания кинопленок влияют состав фиксирующего раствора, значение рН, а также условия фиксирова ния. Во всех случаях продолжительность промывания сокращается, если кинопленки поступают в воду из свежего фиксажа.
Черно-белые мелкозернистые и цветные кинопленки промывают дольше, чем крупнозернистые. Кинопленки, обработанные в фиксаже с хромокалиевыми квасцами, промываются быстрее, чем обработан ные в фикеаже с алюмокалиевыми квасцами.
Кинопленки промывают в проточной воде или водяным душем. Эти способы, особенно водяной душ, благоприятны для процесса, так как вода энергично действует на эмульсионный слой и хорошо вымы вает растворимые вещества.
Полное промывание кинопленок после фиксирования требует очень много времени. Практически кинопленки полностью промыва ют очень редко. Степень удаления тиосульфатно-комплексных соеди нений из фотографического слоя определяется условиями последую щего использования кинопленок. Негативные кинопленки промывают тщательнее, чем позитивные; цветные — тщательнее, чем черно-бе лые. Кинопленки, подлежащие длительному хранению, промывают особенно тщательно. Для каждого вида изображения существуют нор мы допустимого количества тиосульфата натрия в фотографическом слое кинопленки.
25
24
§ 9. Вспомогательные и дополнительные операции
Во многих технологических процессах обработки кинопленок преду смотрены вспомогательные и дополнительные операции. К ним отно сятся: остановка проявления, отбеливание, дубление, обесцвечивание
идр.
Ос т а н о в к а п р о я в л е н и я — операция, имеющая целью быст ро прекратить действие проявляющего раствора на светочувствитель ный слой кинопленки. Осуществляется путем обработки кислым рас твором. Он содержит слабые кислоты или кислые соли: уксусную кислоту, метабисульфит или другие подобные вещества. Останавли вающий раствор, нейтрализуя щелочной проявитель, предотвращает перепроявление и окрашивание кинопленок, появление пятен, полос на изображении, сохраняет дубящие свойства фиксирующего раство ра. По степенп кислотности останавливающие растворы могут быть разными в зависимости от того, для обработки каких кинопленок предназначаются. Например, обработка цветных кинопленок должна вестись в слабокислых растворах, так как в кислой среде цветное изо бражение разрушится.
О т б е л и в а н и е — превращение металлического серебра, из ко торого состоит изображение, а также серебра в противоореольном, светофильтровом и других слоях кинопленок — в соли серебра, имеющие белый или светло-желтый цвет. Отбеливание ведется в растворах, имеющих окислители: железосинеродистый калий, двухромовокислый калий, марганцовокислый калий и другие. Отбеливание является обязательной операцией при обработке цветных и обращаемых кино пленок. Отбеливание применяют при процессах ослабления, усиления и окрашивания черно-белого изображения. Иногда в целях сокраще ния операций обработки отбеливание совмещают с фиксированием и дублением кинопленок.
Д у б л е н и е — операция, повышающая температурную устойчи вость и механическую прочность эмульсионного слоя кинопленки. Для дубления применяют растворы, содержащие соли окиси хрома (хромовые квасцы), соли окиси алюминия (алюмокалиевые квасцы), формальдегид и др. Дубление может быть примепено до или после проявления, фиксирования, промывки и т. д. Ч'асто дубление совме щают с другими операциями, например с прекращением проявления, фиксирования и т. д. Дубяще-останавливающие растворы применяют в случаях, когда обработка ведется при высокой температуре, спо собной вызвать плавление или пузырение эмульспонного слоя кино пленок, не рассчитанных на такой режим.
О б е с ц в е ч и в а н и е — удаление окраски эмульсионного слоя кинопленки, возникшей в процессе обработки. Эта операция ведется в сульфитных, фиксирующих и других растворах, способных разру шить вещества, окрашивающие эмульсионный слой. Обесцвечива ние применяют при обработке черно-белых обращаемых кинопленок,
атакже в некоторых процессах усиления и ослабления изображения.
Ра з м а ч и в а н и е — операция предварительной обработки кино пленки с целью повышения влагосодержания светочувствительного
слоя, чтобы избежать неравномерности его проявления. Эта операция способствует и снятию противоореольного сажевого слоя, нанесенного на подложку некоторых кинопленок. Для размачивания применяют чистую воду или слабощелочной раствор.
С м а ч и в а н и е — процесс, предохраняющий от пятен, которые могут возникнуть на подложке кинопленки во время сушки. Чтобы избежать образования капель воды, оставляющих следы в виде пятен, кинопленку перед сушкой недолго промывают в растворе, содержа щем поверхностно-активные вещества, понижающие поверхностное натяжение воды. К таким веществам (смачивателям) относятся сти ральные порошки типа «Лотос». Применение смачивателей ускоряет сушку и способствует равномерному высыханию кинопленок.
О с л а б л е н и е — понижение плотности изображения за счет частичного удаления из фотографического слоя металлического сереб ра или красителей. Ослабление происходит в одном или в нескольких растворах, содержащих вещества, окисляющие и растворяющие се ребро или красители. В зависимости от процесса и свойств киноплен ки черно-белое ослабление может быть поверхностным, пропорцио нальным и сверхпропорциональным.
У с и л е н и е — повышение визуальной или копировальной плот ности фотографического изображения. При усилении на металличе ское серебро, составляющее изображение, наращивается какой-либо металл, окрашенное соединение или заменяется другим веществом. В зависимости от процесса и свойств кинопленки усиление чернобелого изображения может быть пропорциональным, сверхпропорцио нальным и субпропорциональным.
Ч е р н е н и е — образование изображения раствором восстановите ля. Чернение применяют в процессах обработки обращаемых кино пленок для замены операций засветки и второго проявления. Черне ние используется при усилении и окрашивании изображения на чер но-белых кинопленках.
С т а б и л и з а ц и я — увеличение сроков сохранности фотографи ческого изображения. Для стабилизации используют формалин и по верхностно-активные вещества. Некоторые из них поглощают корот коволновые лучи, разрушающие красители, составляющие цветное изображение.
Сушка — приведение влагосодержания фотографического слоя к значению, отвечающему сухому состоянию кинопленки. Во время сушки влага диффундирует изнутри фотографического слоя к его поверхности. Скорость сушки зависит от влагосодержания фотографи ческого слоя, скорости движения воздуха, температуры, относитель ной влажности и устройства, в котором сушится кинопленка. Сушку осуществляют нагретым воздухом, источниками с инфракрасным из лучением и т. д.
26
§10. Машинная обработка кинопленок
Химико-фотографические процессы при обработке кинопленок осу ществляют в п р о я в о ч н ы х м а ш и н а х , представляющих собой «ложные агрегаты, в которых не только проявляется изображение, но и производятся все остальные операции вплоть до высушивания ки нопленок.
Важнейшими требованиями к проявочной машине являются сле дующие: широкий диапазон производительности, широкий диапазон
Рис. 1.8. |
Кинематическая схема |
проявочной машины: 1 — подающая кассета и |
|||
магазин |
загрузки кинопленки, |
2 — лентопротяжный механизм и баки в |
темной |
||
части машины, 3 — лентопротяжный механизм и баки в светлой части машины, |
|||||
4 — сушильный шкаф, |
5 — разгрузочный |
магазин, 6 — принимающая |
кассета, |
||
7 — кондиционер для |
подготовки воздуха, |
8 — циркуляционные системы |
для ра |
||
створов, 9 — дозаторы, |
10 — баки с запасными растворами |
|
технологических процессов, устойчивость и воспроизводимость тех нологических процессов, возможность обработки кинопленок разной ширины, безаварийность и удобство обслуживания.
Существующие проявочные машины по конструкции весьма раз нообразны и в разной степени отвечают указанным требованиям.
Проявочные машины бывают односторонними, двусторонними, секционными, камерными и т. д. Они могут быть установлены в одно этажном или двухэтажном помещении и работать при белом или при цветном освещении.
Производительность проявочных машин также различна. На пред приятиях, занимающихся тиражированием фильмов, применяют вы сокопроизводительные машины (3000—6000 м/ч). В больших цехах кино- и телестудий пользуются машинами средней производительно сти (800—2000 м/ч). Малые студии устанавливают машины неболь-
шой производительности (200—600 и/ч). Специальные проявочные машины для работы в экспедиционных условиях имеют еще меньшую производительность (25—100 м/ч).
Любая проявочная машина (рис. 1.8) состоит из лентопротяж ного и приводного механизмов, баков для растворов и воды, сушиль ного шкафа и многочисленных вспомогательных устройств: кассет, систем терморегулирования растворов и воздуха, дозаторов, влаго снимателей и т. п.
В одних проявочных машинах узлы собраны на жесткой раме, рассчитанной на определенный технологический процесс обработки кинопленок, например только для черно-белых негативных или для цветных позитивных кинопленок. В других машинах узлы выполне ны из унифицированных блоков, позволяющих собирать их в различ ных комбинациях, обеспечивающих проведение любого технологиче ского процесса обработки кинопленок: негативного, позитивного, конт рактного, обращаемого и т. д.
Лентопротяжный механизм служит для транспортирования кино пленок во время обработки в проявочной машине. Он может быть однопетельным и многопетельным.
В проявочной машине с однопетельным лентопротяжным механиз мом между верхними и нижними роликами кинопленка образует по одной петле. С многопетелъным — кинопленка располагается в раз ных плоскостях, в виде спирали. В этом случае ролики механизма со прикасаются только с подложкой кинопленки, что исключает возмож ность повреждения эмульсионного слоя. Многопетельный механизм рациональнее, так как при одинаковой длине с однопетельным произ водительность машины гораздо выше.
Лентопротяжный механизм транспортирует кинопленки 6 помощью зубчатых или гладких барабанов.
Проявочные машины (особенно старых конструкций) небольшой производительности имеют лентопротяжные механизмы с зубчатыми барабанами, так как они просты в изготовлении и обслуживании. Эти механизмы имеют существенные недостатки — при транспортирова нии зубчатыми барабанами перфорации кинопленок испытывают зна чительную нагрузку, вследствие чего часто повреждаются. Зубья ба рабанов быстро изнашиваются и надкалывают перфорационные от верстия. Шаг зубьев барабана должен быть строго определенным, в противном случае зацепление зубьями ведущих барабанов перфора ций будет неполноценным. В результате возможен разрыв кинопле нок или их соскакивание с барабана.
Для снижения нагрузки на перфорации кинопленок в многопе тельных лентопротяжных механизмах предусмотрены помимо зубча тых барабанов гладкие ролики, обеспечивающие правильное положенце петель в машине. Нижние грузовые ролики при транспортирова нии кинопленки свободно подвешиваются на ее петлях.
В современных проявочных машинах, как правило, применяется ф р и к ц и о н н ы й метод транспортирования кинопленок лентопро тяжными механизмами.
При фрикционном методе транспортирования кинопленки подвер-
28 |
29 |
|