ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
-
Жанрово-стилевые особенности творчества а. Довженко.
А. Довженко (1894-1956) увлекался живописью, графикой, авангардным театром. Его творчество во многом определяли особенности украинской культуры (поэтическое творчество, единство словесной и ритуально-обрядовой форм). Для него характерен поэтический, философский взгляд на жизнь с элементами романтики. Он разделял идеи советской власти, как представитель бедной семьи. Отличался необычайными способностями и тягой к знаниям.
В его творчестве человек открывается в качестве возделывателем земли. Природа есть начало, дающее человеку жизнь. Еще в первом фильме «Звенигора» заложены основы его поэтики: мифологическая семантика пейзажей, пафос героя, пересоздающего мир в соавторстве с природой. Ему характерны мессианские тенденции, пронизанные пафосом переустройства мира на основе общего языка с природой, переплетение реализма и романтики.
На Довженко повлияло творчество Эйзенштейна, он решил создать фильм «Арсенал» так же по принципу монтажа аттракционов. Но по своей сути монтажная поэтика чужда ему своим пафосом подчинения материала авторской воле. Довженко же стремился к взаимодействию с реальным, с внутрикадровым пространством. Его поэтика передается не только через изображение, но и через титры. Они несут как информационную, так и эмоциональную функцию.
В 40-х годах у него появляются предпосылки к личностной проблематике, вопреки коллективному пафосу эпохи. Стимулом для этого стала ВОВ. Спасение нации от исторической смерти он видит в личностном выборе каждого отдельного представителя.
-
«Земля» (1930 г.) а. Довженко. Философско-поэтическая концепция и образная структура фильма.
Кинопоэма об украинской деревни в период коллективизации. Главный герой – Василь (С. Свашенко).
Сопоставлением естественного круговорота жизни и явлений природы – метафора бессмертия, вечно обновляющейся беспрерывной жизни. Начальные эпизоды – спелые плоды лежат под фруктовыми деревьями, посреди сада умирает дед, окруженный близкими людьми. Его смерть не вызывает ощущения отчаяния, как смерть молодого Василя. Все образы в фильме очень реалистичны.
«Сделал на одном дыхании, пропел как песню» (А. Довженко о своем фильме)
-
Фильм ф.Эрмлера «Обломок империи» (1929 г.). Своеобразие драматургического замысла. Изобразительное решение фильма.
-
«Третья Мещанская» (1927 г.) а.Роома. Своеобразие поэтики фильма.
Фильм начинается с того, что мчится поезд, мелькают поля, дачные поселки, вырастает панорама огромного города, пустынные улицы Москвы, окна дома, двое в постели. Так от просторов жизни аппарат будто сходу врезается в быт. Проблема подчеркнута, вопрос поставлен. Аавторы фильма обращались к теме «повестки дня» о новых отношениях, о новой любви…Задача стояла не разрешить, а обострить, обнажить проблему и поставить знак вопроса.
Аллегорический кадр в фильме – камень, брошеный в воду, это приезжает друг героя Баталова и разрушает их семью. Все бытовые краски сгущены в фильме, а ситуация в фильме кажется рискованной. Потому что все действие происходит в «микромире», где наглядны все детали: ширма, за которой не видно, наушники, благодаря которым не слышно, портрет Буденого на стене, дверная занавеска, которая распахивается в начале действия и закрывается как занавес в конце. Тут же характеры людей, раскрытые превосходными актерами, принимали участие в споре. Актерское обаяние лишало примитивное решение вопроса. Но с другой стороны, видна ограниченность этого «микромира», поэтому режиссер вводит еще «симфонию Москвы» - сменяющиеся картины жизни большого города. В основном снимаются кадры с высоких точек.
-
Метафора и деталь в классических фильмах немого кино.
-
Рождение звукового кино. Теоретические споры вокруг проблем звукового кино. «Будущее звуковой фильмы. Заявка» С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Г.Александрова. Экспериментальные работы со звуком в документальном кино («План великих работ» А.Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева, «Симфония Донбасса» Д.Вертова).
В 1927 году сняли первый звуковофй фильм «Певеу джаза». Фильм имел большой успех, но многие знаменитые кинематографисты не хорошо приняли приход звука. Они писали, что природа кино исключает присутствие звука. Картины стали походить на рассказ о действии, а не само действие. Это вело к театрализации изображения. Потерялись основные художественные средства, требовалось пересматривать основы режиссуры, актерской игры, драматургии. Отечественные кинематографисты стали спорить на счет всего этого. В «вертикальном монтаже» Эйзенштейн пишет, что в подходе к монтажу чисто зрительному и монтажу, связывающему элементы областей, в частности зрительный и звуковой образы, по линии создания единого звукозрительного образа, принципиальной разницы нет. В «Звуковой монтаже» режиссеры пишут, что только контрапунктное использование звука по отношению к зрительному монтажному куску дает новые возможности монтажного развития. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со ззрительным образом.
В области записи звука делались различные эксперименты. В частности, в мультфильмах. Был применет прием предварительной записи музыки. Музыклаьный фильмы и мультфильмы снимались под фонограмму.
Музыкальная партитура в фильмах стала вмешиваться в драматургию фильма. Музыка исполняет функцию внутреннего монолога.
-
Теоретические исследования С.Эйзенштейна 30-х годов, посвященные проблемам внутреннего монолога в кино, драматургической функции цвета в фильме, выразительным возможностям звукозрительного монтажа.
-
«Окраина» (1933 г.) б. Барнета. Сюжетная камерность и ощущение исторического времени. Психологическая разработка характеров, быт и атмосфера действия.
«Окраина» - шаг на пути освоения реалистического метода. Фильм начинается с кадров, где в мутной луже отражается купола храма, и в этой же луже купаются гусята. В грязном чистое и живое. Этот кадр хорошо раскрывает первые титры («...в глуши царской России...»): церковь символ царской России, а её перевернутое отражение - образ ухода этой исторической эпохи и не способность её к жизни. Далее режиссер продолжает знакомить зрителя с местными обитателями и их бытом, строя изображение этой глуши на контрастах.
Фильм многоплановый, охватывает различные события: забастовку, начало войны, фронт и тыл, революцию. Исторический подтекст рождается из чувств, мыслей, поведения персонажей. Все персонажи наполнены человечностью. Среди героев – люди различных возрастов и национальностей. Это и два пожилых друга, русский и немец, которых война делает врагами. Это девушка Манька, комедийная роль с драматическим подтекстом, она пожалела немецкого солдата, приютила его, но русские жестоко его избили. Еще одни характеры – семья сапожника. Его сын – революционер Николай, первым идет с белым флагом на братание с врагами и оказывается сражен офицерской пулей. Мальчишеское щегольство приводит его на фронт. Страшная реальность отрезвляет его.
-
Фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1934 г.). Драматургическая композиция. Психологическая разработка характеров.
Задача фильма – камерность в развертывании сюжета. Получилась реалистическая драма. Но на грани романтики. Романтическое искусство выбирает яркую личность, а в реализме – низменно-обыденные качества. Здесь не монтажными средствами познается персонаж и фильм в целом. Тут – динамика чувств и мыслей персонажей. Все через столкновение характеров и их взаимовлияния. Есть центростремительность композиционного построения. Все персонажи находятся во взаимодействии в центром – Чапаевым.
Авторы не стремились к документальности. Герои далеки от своих реальных прототипов. Главная задача – совмещение бытовой правды с правдой народных легенд, сочетание прозаического и возвышенного, героического. Это прослеживается на протяжении всего фильма. Все драматургическии линии сходятся на создании «психологического портрета». Озорной эпизод с картошкой, тонкие эпизоды столкновения Чапаева с Фурмановым, митинги с самобытной речью , где крестьянин задает ему вопрос «ты за большевиков али за комунистов?». Вместе с тем размышление о будущем, наконец, возвышенный до народной скорби эпизод гибели Чапаева. Герой остается самим собой, когда пьет из блюдца чай, и тогда, когда легендарным всадником венчает живописную композицию. Актер Борис Бабочкин раскрыл не только классовые и профессиональные особенности героя, но и воплотил в образе черты русского национального характера со свойственными ему широтой и удалью, храбростью и добротой. Сердечностью и искренностью. «Война кончится, великолепная будет жизнь! Знаешь, какая жизнь будет? И помирать не надо!» Поэтому так хорошо он вписался в кадры среднерусской природы.
Лаконична любовная линия Петьки и Анны. Сначала Петька хочет приударить, но получает решительный отпор. Но проходит время, и взглядами, интонацией голоса актеры передают, что теперь их связывает большое чувство. Все герои очень человечны и жизненны, поэтому и сегодня фильм смотрится очень актуально.
-
Особенности развития жанра кинокомедии 30-х годов.
В те годы комедии являлись поддержкой народу в столь тяжелые годы. Александров вернулся из Америки, где в то время после появления звука в кино стали в огромнос количестве выпускать музыкальные фильмы. Александров многому научился. 1934 год – фильм Александрова «Веселые ребята». Он привлекал музыкой и песнями ( Дунаевский, Лебедев-Кумач). Впервые на экране в своем амплуа выстапила Любовь Орлова. В ее игре – драматизм и эксцентрика, юмор, лирика, вокальные данные. Следующая картина «Цирк» - феерически праздничная, остроумная, элегантная. Лучшая картина Александрова – «Волга-Волга». Там множество мелодий, то широких, то лирических, то шуточных, то бодрых. Все эти музыкальные фильмы формировали чувство идентичности наций. Но руководство говорило, что в фильмах нет социального хребта, но тем не менее, это – смешно.