ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Фильм с. Эйзенштейна «Иван Грозный». Идея кинематографического синтеза искусств.

Перед режиссером поставили задачу показать масштаб деяний, раскрыть их прогрессивность. Эйзенштейну было важно осмыслить глубину противоречий. Задача, которую он ставил перед собой – рассмотрение глобальных исторических событий, которые преломляются в судьбе конкретной личности. Он изучил много материалов, но в деталях позволял себе быть свободным, старался выразить историко-философский смысл, была важна логика фактов. В соответствии с этим выстраивалась полифоническая драматургия. Как в музыке, когда противоречивые темы сливаются в гармонии. Как в музыке, когда портиворечивые темы сливаются в гармонии. Тут важна пластика актеров, психологизм, музыка, изобразительная композиция. Все это вступает в контрапунктическое взаимодействие. Тут и архитектура, грим, костюмы помогают..

Музыка – Прокофьев, оператор – Тиссэ. Актер – Черкассов. Режиссер добивался обобщенно-психологического стиля, строгое пластическое решение ансамбливости исполнения.

Фильм стал одним из ярчайших в истории мирового кино примером живописного кинематографа. Каждый кадр, каждая сцена сняты с необычайной искусностью и величественностью. С точки зрения художественной фактуры фильм предстаёт как синтез различных искусств – драма, фреска, архитектура и чуть ли не опера. Эйзенштейн, по сути, впервые в истории мирового кино стал на практике разрабатывать идею о синтезе искусств в кинематографе. А в фильме «Иван Грозный» он сумел воплотить эту концепцию наиболее полно. Визуальная концепция фильма представляет собой многоуровневый театр – оперный, драматический, театр марионеток и театр теней. Сами актёры играют театрально, на контрастах, с длительными паузами между выразительными репликами. Но, пожалуй, основную смысловую нагрузку принимают на себя мимика, жесты, взгляды. Всё это создаёт особую, магическую экспрессию.

Как говорил Эйзенштейн, синтез искусств достигается в специфическом кинематографическом пространстве, где чувственное и эмоциональное восприятие выходит на первый план, обнажая те формы мышления, которые вытеснены наукой.

32. Эстетика кино рубежа 40-х – 50-х гг.

Этот рубеж – один из самых драматических периодов нашего кино. Агрессивное, репрессивное время, очень мало фильмов национального производства – период «малокартинья». Даже в войну было выпущено 150 фильмов, а в 1949 – 17 фильмов, потом еще меньше. Сталин говорил, что лучше меньше, чем больше, то есть установка на одни шедевры. Все фильмы выходили с поправками. Упор делался на исторические фильмы, человеку как личности внимание не уделялось. В основном снимались историко-биографические фильмы, их сделали около 20 штук. Заметная черта – разрыв человека с его делом. Но в ряду фильмов были и удачи. Например, «Мичурин» Довженко (но фильм мало сохранился, только сценарий). Вместо поэмы о творчестве от Довженко требовали фильм о селекции, надо было дать подробное освещение научных проблем. Требовали избавить образ Мичурина от одиночества и жесткости характера.


Но в целом режиссерам было стыдно за свои фильмы этого периода. Но кому-то все же удавалось избежать шаблонов, например, «Тарас Шевченко» Савченко с Бондарчуком в главной роли. Показали драму художника, насильно отлученного от своего дела и сосланного в солдаты. Фильм о духовной мощи, актер играет человека, которого нельзя сломать.

Фильмы этого периода все же имели позитивное значение как культурно-просветительские и патриотические. Но художественное воплощение было на низком уровне. Это были рупоры идей, все игралось и делалось по установке и творчества в этом мало.

Также снимались фильмы – выразители холодной войны. По постановочному размаху они не уступали антисоветским американским фильмам. Характерно выявление и формирование образа врага в бывших союзниках против Гитлера. В основе – классовая доктрина. Враги – генералы, бизнесмены, дипломаты – капиталисты. Фишка в том, что во время войны они были связаны с нацистами, вели тайные переговоры о сепаратном мире и так далее. В основе – шпионская интрига. С другой стороны, был друг, который либо сочувствует СССР, либо просто хорошо относится к социализму. Но все равно сюжетная конструкция в таких фильмах была ослаблена.

В этот период отечественного малокартинья на экраны хлынуло «трофейное» американское кино довоенного времени. Эти фильмы колоссальную роль сыграли в изменении воззрений советского человека.

Очень мало снималось фильмов о современности, они были посвящены процессу восстановления разрушенной страны после войны. Выпускали фильмы – спектакли, чтобы они позитивно влияли на улучшение проката. Тем самым стали возвращаться к внешним формам театра, которые не помогали развитию кино.

19 съезд принимает решение о росте национального производства. Количество картин увеличивается стремительно. Приходит новое поколение кинематографистов.


  1. Обновление художественного языка киноискусства в период «оттепели» 50–60-х годов, борьба против схематизма, парадности, бесконфликтности.

Это уникальный этап в развитии страны, народа. Период обретения внутренней свободы, огромного творческого всплеска. Пора надежд на полное освобождение и духовных исканий сыграло роль в развитии культуры.

Все понимали, что кино должно зарабатывать, партийное решение пришло к выводу, что надо наращивать объем национального производства. Вышел документ о том, что надо использовать новую технику в кино. Это предусматривало создание новых студий, новое оснащение павильонов и т.д. Появились новые форматы – широкий экран. Стали демонстрировать широкоформатики – «Широка страна моя родная». Затем вышло распоряжени «о мерах по улучшению художественного воздействия в кино». Студии приобретают возможность формировать сценарный портфель. Встала задача активизации творческой общественности и привлечения их в творческий совет на киностудии. Они формировали план, обсуждали сценарии, принимали фильмы, делали поправки.

Придается значение развитие кино в республиках. В каждой из них кино имело свое лицо благодаря традициям, культуре, характером профессиональных кадров. Советское кино вбирало в себя эти традиции. Создавались поэтические картины.

Стали обращаться к детскому воприятию. Ребенок видит то, чего взрослый в повседневности не замечает. «Сережа, «Добро пожаловать…». «Друг мой, Колька», «А если это любовь» - психологический фильм о плодах советской идологии.

В 60-е года приходит новое поколение – Данелия, ШУкшин, Тарковский, Митта, Михалков и т.д. Снималось много дебютных фильмов, все они были значимы.

Кино в этот период развивалось между двумя полюсами. Между поэзией, как преобладание образов над фактами, и прозой, где особое внимание придается характерам.

Сложилась тенденция осмысления нравственных проблем, обсуждались принципы сюжетосложения. Теперь сюжетом движут чувства героя. Режиссеры стремились понять сущность человека.

Фильм – представитель эпохи «Мне 20 лет» Хуциева. Обсуждается вопрос о безидейности молодого поколения, они утратили традиции родителей, революции. Тема революции – пафос оттепели, ей хотели придать человеческое лицо. Молодые люди в фильме четко ощущают пульс времени, картина наполнена живой реальностью.

В 1967 году выпустили 140 фильмов, растет киносеть, число киноустановок – 150000, вырастает посещаемость.


  1. Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).

«Летят журавли»: в содержательном аспекте, по трактовке военной темы, были достигнуты большие успехи. С героических военных подвигов тема перемещается в бытовые ситуации судеб людей. Военных кадров очень мало, и даже нельзя сказать, что они героические, они просто человечные (Борис тащит на себе раненого боевого товарища и в него попадает пуля). Это история скорее не об истории подвига, а о вине и искуплении этой вины через страдания. Вероника – ни положительна, ни отрицательна. Авторы не позволяют ее осуждать за такой предательский поступок. Она единственна, авторы оберегают ее. Все это, все сложные, противоречивые чувства достигаются изобразительными средствами – игра света и тени, ракурсы, возможности ручной камеры Урусевского. Все это вместе дает новый художественный результат из-под дуэта Калатозова и Урусевского. Здесь же виден романтический порыв. Сцена проводов и приезда победного поезда – это сцены, где частная жизнь Вероники и Бориса вливаются в общечеловеческое горе или радость, надежду на возвращение. В этих полных живого движения и экспрессии кадрах возникает тревожный, щемяще горький образ всенародного бедствия. Человек – не незначительная часть мира, а индивидуальность.

«Судьба человека» - дебют режиссера. Значение фильма в подходе к национальному русскому характеру. Соколов потерял в жизни все, через все прошел. Сила не в духовных исканиях, не в смирении, а в несгибаемой стойкости. В фильме резкие выразительные средства. Война показана страшная, сплошная чернота, безмолвность, искореженность. А в противовес – островок другого мира – березовая роща как символ настоящей жизни. Все остальное – чужое, неестественное. Сквозь лающую речь немца, их песни, пробивается мелодия русской частушки.

«Баллада о солдате». История – путь Леши Скворцова домой. Истекает отпуск – истекает жизнь. Он – обыкновенный русский солдат, в картине раскрывается ценность отдельной человеческой жизни. Фильм изумителен своей простотой. Есть только один метафорический кадр перевернутый, символизирует перевернутый войной мир. Чухрай не особо заботится о кадрах, картина в сущности очень точна по разработке персонажей, по деталям, но непонятно, откуда в ней берутся поэзия. Природа картина гармоничта, естественна, атмосфера – единична. Чухрай не боится элементарности. Персонаж живой, чувственно ощущаемый.