ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Еще одним режиссером, работающем в подобном жанре был Иван Пырьев. Во время первых побед колхозного строя он снял фильмы «Свинарка и пастух», «Трактористы». Его актриса – Марина Ладынина. Композитор – Тихон Хренников. В «Свинарке» все очень просто, но это высокая простора искусства, основой которого являются глубокие чувства, искренность, романтическая взволнованность.
Яков Протазанов также снял несколько музыкальных комедий – «Марионетки» - пророческая картина о том, что СССР объявляют войну. Комедийно-сатирические мотивы обрываются драматическими интонациями. Персонажи имеют имена – названия нот. Все вместе они создают комедийно-драматическую партитуру – преддверье войны.
-
Жанровое и стилевое своеобразие фильма с.Эйзенштейна «Александр Невский». Изобразительное решение. Роль музыки в раскрытии идеи и образов фильма.
После неудачной поездки в Мексику и запрет фильма «Бежин луг» Эйзенштейну закрыли дорогу на современные темы. Осталась классика, история. Так он решил снять фильм об Александре Невском. Главную роль играл Черкасов. Образ Невского должен был соответствовать единому стилю фильма – обобщенно-поэтическому, очищенному от «элементов единичного и случайного». Режиссер не обращал внимание на детали, а смотрел в суть. Невский – прекрасный, мужественный, волевой, гордый, мудрый стратег. Русь – эпический образ – высокое небо, широты, простор.
Центральное место в фильме занимает Ледовое побоище. Сцена батальная, но в то же время актерская. Много крупных планов всех знакомых героев. Поведение у всех мужественное, герои в бою раскрываются полностью, дополняют то, что было известно зрителю раньше. Так решил режиссер.
Одно из самых важных в фильме, идея органического сочетания музыки с изобрежением, внутренняя синхронность пластических и музыкальных образов. Композитор – Прокофьев, написал потрясающую по эмоциональному воздействию музыку. Эйзенштейн сказал, что некоторые сцены монтировались по музыкальному произведению. «Вставайте, люди русские» - основная хоровая тема, построенная по принципу народной песни, дышит удалью и отвагой. Думаю, самая эмоциональная сцена, когда немцы идут «свиньей» и звучит центр кантаты «Ледовое побоище». Музыка постепенно ускоряется, достигает своего апогея, а на экране приближается страшная сила. «Мертвое поле» имеет черты народного плача. А в финале величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.
-
«Депутат Балтики» (1937г.). Камерность сюжета и образ времени в фильме. Образ Полежаева в исполнении н. Черкасова.
Это монодрама с одним главным героев и ограниченным местом действия. Всеемирно известный ученый Полежаев, демократ по убеждениям, сочувствует революции и в день своего семидесятипятилетия публикует статью в ее поддержку. Но чего ему это стоило? От него отворачиваются коллеги, уходит любимый ученик, студенты не хотят сдавать экзамен. Он остается в одиночестве, а без науки жизни нет для него. Действие проиходит в течение 3-4 месяцев, и на глазах бодный и энергичный герой превращается в дряхлого полуслепого старика.
-
Жанрово-стилевые особенности фильмов с.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». Принципы актерского исполнения.
-
Киноискусство периода Великой отечественной войны. Фронтовая кинохроника. «Боевые киносборники».
Кино ВОВ – эстетика прямого и острого разговора со зрителями.
Киностудии эвакуировали. В Питере и в Москве снимать было невозможно, перехали в Алма-Ату. Там создали объединенную киностудию. Но в столицах работали операторы, снимали хронику. Первая хроника – июль 1941 года. Постепенно стали снимать короткометражки, полные док-ные, затем и полные художественные.
Полнометражные документальные картины создавались о крупных событиях – «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за нашу советскую Украину», «Сталинград» и т.д.
Не смотря на то, что шла война, кинопроизводство фронтовых кинооператоров было организовано очень четко. Оказались востребованными жанры, которые оперативно реагировали на военные события. Создавались киносборники из короткометражек (4-5 новелл – драмы, карикатуры на Гитлера). Каждый фильм – удар по врагу.
Создавались также фильмы, рассказывающие солдатам о новинках техники, о тактике боя..
Основные художественные – Ю. Райзман «Машенька», И. Пырьев «Секретарь обкома» пропитан уверенностью в победе. Ф. Эрмлер «Она защищает Родину» (Вера Марецкая, война лишила героиню всего, постепенно весь ее облик пронизывает жажда к мщению), «Радуга» М. Донской. Эти фильмы доносили правду о войне через женские образы.
-
Фильмы ф. Эрмлера «Она защищает Родину» (1943 г.) и м. Донского «Радуга»(1944г.). Особенности художественного решения темы войны.
В 1942 году временное отступление наших войск сопровождалось развертыванием партизанской борьбы в тылу врага. Тема сопротивления давала возможность авторам обнажить высокое проявление жизненных способностей народа. В центре картины «Она защищает..» сильный народный характер колхозницы, ставшей участницей партизанской войны. В начала героиня жизнерадостная, она жена и мать, лучшая трактористка. Но война разрушает ее счастливую жизнь, отбирает у нее мужа и сына (сын попадает под гусеницу танка). Эрмлер сталкивает силу и бессилие. Трагедия простой русской женщины поднимается до высоких обобщений, становясь актом народного возмездия. Актриса Вера Марецкая с поразительной достоверностью передает бесстрашие и ненависть, вступая в неравную схватку с фашистами.
Действие «Радуги» происходит в оккупированном селе, где живут женщины, старики и дети. Прирова – действующее лицо. Образ зимнего села с утопающими в снегу хатами, замерзшими окнами создает эмоциональную тональность картины. Смысл фильма в безмолвии ожесточенной борьбы, непримиримости. Матери теряют детей в этом фильме молча. Измученная допросом Олена, мать еще не родившегося ребенка, видит сияющую радугу – символ надежды.
В этих фильмах война показана через судьбы женщин.
-
Особенности стилистического решения фильма ю. Райзмана «Машенька» (1942г.).
-
«Мечта» (1941 г.) м. Ромма. Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт. Актерский ансамбль.
Все персонажи фильма увязаны в единую конву повествования о мечте. Маленькие, одинокие неудачники, которые мечтают о своем счастье, но все они не выходят за пределы заурядной жизни. Одну из ролей играет Фаина Раневская. В ней все подчинено богатству. Все остальные ее качества уходят на второй план. Она не выгнала Анну из своего заведения, чувствуя себя великой мученицей, говорит, что добро ее погубит. Это характерно для Ромма, его не интересует психология жизнь в повседневности. Он помещает героев в среду, которая выявляет в персонаже то, что нужно режиссеру по задумке.
В основе сюжета фильма — рассказ о судьбе простой неграмотной девушки Ганки, пришедшей, подобно тысячам других живых и литературных героев и героинь, из деревни в город в поисках счастья. Мечты Ганки были убогими и робкими мечтами крестьянки — скопить денег, чтобы купить отцу корову и выйти замуж. Ганке повезло — она устраивается в пансион под названием «Мечта».
У каждого из персонажей «Мечты» своя сломанная судьба, которая прослеживается довольно подробно, своя манера поведения, свой характер, свой образ мышления. Хозяйка пансиона и лавочки старая Роза Скороход (Ф. Раневская), ее сын инженер Лазарь , вечная невеста (А. Войцик), бывший художник Домбек, извозчик Янек (Р. Плятт), старый ткач Стефан. Участвует великолепный актерский ансамбль.
Ада Войцик с необыкновенной человеческой теплотой сыграла трудную роль Панны Ванды — несчастной, затравленной, никому не нужной вечной невесты, дающей объявления в «Брачную газету». А ведь в ее душе всегда жила мечта о большой и настоящей любви, надежда на счастье.
Роза Скороход была убеждена, что «выбилась в люди». Эта невероятно стойкая еврейская женщина также искалечена окружающей её жестокой жизнью. Поколения гнёта воспитали в ней не только упорство, но и умение хитрить, изворачиваться, приспосабливаться к окружению и загнали вглубь многие хорошие черты. В ней смешались сострадание и беспощадность к тем, кто ниже её по материальному положению, сочувствие к постояльцам и высокомерие, всепоглощающая скупость и безмерная любовь к сыну-неудачнику Лазарю.