ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
S3 / Sмин
21,4
10
20 8
4600
4000
3600
3200
5 |
6 |
7 |
|
||
|
|
|
|
|
18 |
2800
19 9
2500
Тцв, К
2
1,4
11 |
|
12 |
|
4 |
1,4 |
16
17
15
14 1
3
Рис 44. Точки баланса 20 осей пленок ЛН-9
2
13
2
|
/S мин |
к |
|
S |
|
Sc/Sмин
Согласно рекламным проспектам пленка «Кодак 5296» балансируется на цветовую температуру 3200 к и имеет светочувствительность 500 ед. ASA.
В табл. 30 указываются светочувствительности по с-з-к слоям, полученные в результате сенситометрических испытаний. В первой колонке приводится номер, под которым пленка обозначена на рисунке 45.
Определить, под какую цветовую температуру была сбалансирована кинопленка, можно даже в том случае, если кинофильм снят давно и сенситометрические характеристики утеряны. Для этого необходимо иметь негатив с изображением серой шкалы и знать, при какой цветовой температуре производилась съемка. Поскольку перед началом съемочного периода кинооператоры обычно проводят практические испытания кинопленки, снимая человека с серой шкалой и выставляя балансный свет (3200 К для пленок типа «ЛН»), то всегда есть возможность по негативу оценить степень соответствия цветовой температуры источника освещения точке баланса кинопленки.
Если бы пленка была сбалансирована точно под цветовую температуру 3200К, то при таком освещении серое поле в негативе имело бы три равные денситометрические плотности, полученные при измерении за тремя фильтрами статуса “М” денситометра (без учета плотности маски). Например, фирма Кодак считает, что
78
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
Таблица 30. Светочувствительности по с-з-к слоям 16 осей негативной кинопленки «Кодак 5296»
№ п/п |
Ось |
Эму-льсия |
Sс |
Sз |
Sк |
|
|
|
|
|
|
1 |
250 |
0113 |
400 |
360 |
420 |
|
|
|
|
|
|
2 |
371 |
0162 |
320 |
280 |
420 |
|
|
|
|
|
|
3 |
598 |
0121 |
280 |
320 |
400 |
|
|
|
|
|
|
4 |
617 |
0131 |
340 |
400 |
440 |
|
|
|
|
|
|
5 |
607 |
0201 |
280 |
360 |
460 |
|
|
|
|
|
|
6 |
604 |
0242 |
320 |
320 |
400 |
|
|
|
|
|
|
7 |
393 |
0222 |
260 |
240 |
360 |
|
|
|
|
|
|
8 |
420 |
0171 |
360 |
340 |
400 |
|
|
|
|
|
|
9 |
762 |
0131 |
220 |
500 |
600 |
|
|
|
|
|
|
10 |
691 |
0111 |
400 |
400 |
400 |
|
|
|
|
|
|
11 |
165 |
0221 |
400 |
500 |
500 |
|
|
|
|
|
|
12 |
762 |
0131 |
210 |
500 |
500 |
|
|
|
|
|
|
13 |
276 |
0151 |
420 |
600 |
560 |
|
|
|
|
|
|
14 |
939 |
0122 |
220 |
340 |
460 |
|
|
|
|
|
|
15 |
165 |
0221 |
280 |
440 |
440 |
|
|
|
|
|
|
16 |
965 |
0191 |
260 |
360 |
360 |
|
|
|
|
|
|
внегативе, наилучшим образом подходящем для контратипирования, серое 18%- ное поле (без учета плотности вуали, маски и основы) должно иметь плотности 0,6 - 0,6 - 0,6 в белах (Б) соответственно за синим, зеленым и красным фильтрами денситометра. Такие плотности получаются, если три слоя цветной негативной кинопленки имеют одинаковые светочувствительности. Если светочувствительность одного из слоев выше, например, в 2 раза, что равносильно изменению в 2 раза экспозиции, то при степени контрастности 0,5 прирост плотности в этом слое составит 0,15 Б. При степени контрастности 0,6 прирост плотности будет составлять уже 0,6 х 0,3 = 0,18 Б.
Если светочувствительность одного из слоев окажется в 4 раза больше, или один из слоев получит экспозицию в 4 раза больше (что может быть тогда, когда пленка «ЛН» используется на натуре без оранжевого компенсационного фильтра), прирост плотности по переэкспонированному слою составит примерно 0,3 Б при степени контрастности 0,5 или около 0,36 Б при степени контрастности 0,6. С помощью несложных математических операций можно соотношение плотностей превести в соотношение светочувствительностей пленки при данной цветовой температуре и определить точку баланса кинопленки на графике цветового охвата. Оси вышеприведенного графика необходимо отградуировать
вединицах плотности.
Чтобы не использовать разномасштабные шкалы для различных степеней контрастности, следует прирост плотности разделить на степень контрастности (средний гра5диент), и получающаяся при этом величина эффективной плотности, например, 0,3 Б, отложенная на оси (D - Dмин)/g, будет соответствовать изменению светочувствительности или изменению экспозиции в 2 раза. А величина эффективной плотности 0,6 Б — изменению светочувствительности в 4 раза.
Если в кадре имеются хотя бы два поля серой шкалы, например, серое и белое, вопрос нахождения степени контрастности негативного материала сводится
79
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
|
Тцв, К |
|
|
|
|
5500 |
|
|
|
12 |
9 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
2 |
|
4000 |
|
5 |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
1,4 |
7 |
|
|
|
|
|
13 |
16 |
|
3 |
2 |
|
|
|
|
|
S3 / Sмин |
|
4 |
6 |
|
|
|
|
||
11 |
|
1 |
|
|
1,4 |
|
|
||
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
10 |
3200
S |
|
c |
|
|
/S |
1,4 |
мин |
|
|
к |
/S |
мин |
S |
|
||
|
|
||
|
|
|
Рис 45. Точки баланса 16 осей кинопленки «Кодак 5296»
к операции деления разницы плотностей на разность логарифмов экспозиций. Например, в 1984 году, мне пришлось работать в операторской группе кино-
картины «Жил отважный капитан» (оператор-постановщик О.Мартынов). По оставшимся срезкам можно определить, что 70-мм пленка NC-3 (ORWO), используемая на этой картине, имела точку баланса смещенную на графике цветового охвата от 3200 К в зеленую сторону (рисунок 46, точка 1). Эта точка получилась в результате следующих расчетов.
Серое поле (без учета вуали, маски и основы) имело плотности 0.74 - 0,70 - 0,78 (Dс - Dз - Dк) при среднем градиенте слоев 0,65 - 0,60 - 0,54 (gс - gз - gк).
После деления были получены следующие коэффициенты: (Dс - Dмин) / gс = (0,74 - 0,70) / 0,65 = 0,07;
(Dз - Dмин) / gз = (0,70 - 0,70) / 0,60 = 0,
в дальнейших расчетах этот коэффициент не участвует; (Dк - Dмин) / gк = (0,78 - 0,70) / 0,54 = 0,15.
На срезке испытаний 35-мм кинопленки NC-3 (кинооператор В.Железняков) серое поле имело плотности 0,64 - 0,54 - 0,70. Здесь в зеленочувствительном слое наименьшая плотность, а следовательно, и наименьшая светочувствительность. Точка баланса этой оси пленки NC-3 отмечена на рис. 46 под номером 2.
Иногда встречаются более разбалансированные кинопленки. Например, серое поле на одной из осей пленки ЛН-9 при съемке операторской пробы имело
80
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
плотности 0,52 - 0,39 - 0,58, что говорило о сильном отклонении точки баланса пленки от цветовой температуры 3200 К (см. рис. 46, точка 6).
Эти три пленки имеют недоэкспонированный зеленочувствительный слой и поэтому во время съемки на объектив киносъемочного аппарата желательно поставить светло-зеленый корректирующий светофильтр. В противном случае, если разбаланс по светочувствительности будет корректироваться не при съемке, а в лаборатории при печати, глубокие тени приобретут зеленоватый оттенок, что могут подтвердить кинооператоры, имевшие дело с кинопленкой NC-3.
На одной из осей кинопленки «Кодак 5296» серое поле при цветовой температуре 3200 К имело плотности 0,48 - 0,51 - 0,65 (Dс - Dз - Dк) при среднем градиенте слоев 0,54 - 0,46 - 0,45 (gс - gз - gк).
В результате деления были найдены следующие коэффициенты: (Dс - Dмин) / gс = (0,48 - 0,48) / 0,54 = 0,
в дальнейших расчетах этот коэффициент не участвует; (Dз - Dмин) / gз = (0,51 - 0,48) / 0,46 = 0,06;
(Dк - Dмин) / gк = (0,65 - 0,48) / 0,45 = 0,34.
Эта кинопленка на рис. 46 обозначена точкой 3. На одной из срезок пленки «Кодак 5293» (кинофильм «Победа», оператор Л.Калашников) серое поле имело плотности 0,62 - 0,57 - 0,46. Это говорило о том, что фактически кинопленка была сбалансирована под цветовую температуру 2700 К (см. рис. 46, точка 4).
Под еще более низкую цветовую температуру оказалась сбалансированной одна из осей кинопленки ЛН-9 (585/37508), серое поле имело плотности 0,83 - 0,56 - 0,53 (см. рис. 46, точка 5).
Из приведенных примеров видно, что кинопленки типа «ЛН» не всегда сбалансированы под заданную цветовую температуру — 3200 К. Из-за разбаланса слоев по светочувствительности точки баланса могут довольно существенно отклоняться от нормы.
|
|
|
|
|
5500 |
|
|
|
|
|
4600 |
|
|
|
|
|
4000 |
|
(D |
|
|
|
3600 |
|
|
|
|
|
|
|
3- D |
|
|
|
|
|
|
мин) / g |
|
|
|
0,6 |
0,5 |
0,4 |
з |
|
|
|
0,3 |
0,2 |
0,1 3200 |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
2900 |
4
2600
2400
Тцв, К
|
|
|
|
|
) |
/ |
g |
к |
|
|
|
|
мин |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
- |
D |
|
|
0,5 |
||
|
|
|
|
|||||
(D |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
0,3 |
|
|
|
0,2 |
6 |
|
0,1 |
2 |
||
|
1
0,1
(D |
|
0,2 |
3 |
|
- |
|
D |
0,3 |
мин |
|
) |
|
/ |
0,4 |
g |
с |
|
5 |
0,5 |
|
0,6
0,6
Рис 46. Точки баланса различных цветных негативных кинопленок: 1 — NC-3 (70-мм); 2 — NC-3 (35-мм); 3 — «Кодак 5296»;
4 — «Кодак 5293»; 5 — ЛН-9 (585/37508); 6 — ЛН-9 (413/17374)
81