ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
Откуда взялось отличие? На какой стадии? Что изменилось в результате разных способов печати? Ведь все было совершенно одинаковым — фотоувеличитель, лампа, позитив, обработка.
Оказывается, в результате перехода от одного способа печати к другому меняется... негатив, его плотности; насыщенность цвета изменяется в самом негативе. Невероятно?
Привыкнуть к такому неожиданному повороту нетрудно. Попробуйте разобраться в изложенной ниже ситуации, и вы увидите, что не раз сталкивались с явлением изменения плотностей, просто особо не заостряли на нем внимания.
Представьте, что на съeмку архитектуры вы вышли с черно-белой негативной фотопленкой (пусть это будет, например, ФН-64) и для притемнения голубого неба установили на объективе оранжевый светофильтр, приобретенный в фотомагазине. На оправе светофильтра указана его кратность: 2,8 (О-2,8х), из чего следует, что он требует компенсации экспозиции в полторы диафрагмы. Но сняв этот кадр, вы вдруг решили, что данное архитектурное сооружение выглядело бы привлекательнее, если бы было снято на более контрастной фотопленке. Вы перезаряжаете фотоаппарат; негативную плeнку ФН-64 меняете на черно-бе- лую позитивную — МЗ-3л, но оранжевый фильтр оставляете. Сохранит ли теперь фильтр свою кратность? Будет ли достаточно для позитивной плeнки увеличить экспозицию на полторы диафрагмы (в 2,8 раза) относительно экспозиции, рассчитанной без фильтра?
Этот вопрос показался вам, конечно же, элементарным и вы сразу же отметили, что кратность изменилась — ведь оранжевый фильтр пропускает только оранжевые и красные лучи, а позитивная черно-белая плeнка к красным и оранжевым лучам не чувствительна. Поэтому поставить оранжевый фильтр на объектив, когда аппарат заряжен черно-белой позитивной плeнкой — все равно, что закрыть объектив непрозрачной крышкой.
Такой простой пример позволяет проиллюстрировать тот факт, что плотность (или кратность) фильтра — величина не постоянная, относительная — и зависит от того, что будет являться приемником прошедшего через цветной фильтр света. Если приемником света является глаз, то светофильтр имеет одну плотность, если приемником света будет черно-белая негативная плeнка
— светофильтр имеет другую плотность, если же съeмка ведется на плeнке позитивной — оранжевый светофильтр имеет совсем иную, отличную от двух других случаев плотность.
И теперь, я думаю, нетрудно догадаться, почему в зависимости от способа печати меняются плотности негатива — меняются светоприемники.
Что же конкретно является приемником света в субтрактивном и аддитивном процессах?
Рассмотрим этот процесс на примере воспроизведения красного цвета. Красный флаг в негативе, как известно, будет выглядеть голубым. А голубой
краситель в потоке света, идущего от лампы фотоувеличителя, задерживает в значительной степени красные лучи, а фиолетовые, синие, голубые, зелeные и жeлтые проходят через голубой краситель почти свободно. Однако сами красные лучи, в зависимости от длины волны, поглощаются голубым красителем по-раз- ному. Сильнее всего поглощаются лучи с длиной волны 690-700 нм, что хорошо видно из спектральной кривой поглощения голубого красителя (рис.10).
Приемником света, прошедшего через этот голубой краситель, будет являться цветная фотобумага, ее светочувствительные слои. И, конечно же, фотобумага "видит" краситель не так, как видит его глаз.
Поскольку в большей или меньшей степени голубой краситель негатива пропускает свет во всем спектре излучений, то можно сказать, что этот краситель будет
24
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
увиден всеми слоями цветной фотобумаги. Однако каждым слоем по-разному. Красночувствительный слой фотобумаги, как известно, очувствлен к красным
лучам. Но не к абстрактным «красным», а вполне определенным длинам волн. Его чувствительность начинается примерно от 540 нм (точка N), имеет небольшой пик при 640 нм (М-полоса) и достигает максимума при 700 нм (J-полоса); далее происходит резкий спад (точка К) (см. рис.11).
Красночувствительный слой увидит ту часть голубого красителя, которая отмечена на рис.10 линией АВ. Действие этого участка голубого красителя на красночувствительный слой фотобумаги для схематичности можно заменить интегральной плотностью — равнодействующей A’B’. Так происходит экспонирование красночувствительного слоя в субтрактивном процессе.
В аддитивном же процессе красный аддитивный фильтр (марка этого стекла КС-14, «КС» означает «красное стекло») начинает пропускать лучи только пос-
D
|
D |
C |
D |
C |
B |
A |
B |
A
400 500 600 700 λ(HM)
Рис 10. Спектральная характеристика поглощения голубого красителя фотопленок
KC 11 KC 14 KC 17 KC 19
lgS
J
M
K
N
400 |
500 |
600 |
700 |
λ(HM) |
Рис 11. Спектральная чувствительность «красного» слоя фотобумаги и кривая пропускания красных стекол КС14, КС17, КС19 и КС11 (красный фонарь)
25
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
ле 640 нм, поэтому ширина зоны спектральной чувствительности красного слоя фотобумаги будет слева урезана фильтром и голубой краситель красночувствительным слоем фотобумаги будет «увиден» в интервале CD, что равносильно уже другой интегральной плотности — C’D’. В аддитивном процессе плотность голубого красителя негатива увеличивается, как увеличивалась плотность оранжевого фильтра от смены светоприемника.
Глаз, рассматривая негатив, видит одну плотность голубого красителя, в субтрактивном процессе голубой краситель имеет другую, большую, плотность, а в аддитивном процессе голубой краситель получается еще более плотным.
Чтобы «выжать» из красителя максимальную плотность, нужно «увидеть» только самую верхушку красителя, около 700 нм. А для этого следует вырезать из спектральной чувствительности нижнего слоя фотобумаги участок как можно ближе к 700 нм.
Правая граница чувствительности фотослоя бумаги (линия JK) падает довольно отвесно. Урезать же спектральную чувствительность с левой стороны можно с помощью красных фильтров.
Если вместо красного фильтра из набора «Спектрозон-1» (стекло КС14), у которого пропускание начинается примерно с 640 нм, установить фильтр из стекла КС15 или лучше всего из стекла КС17 (пропускание начинается после 670 нм), то можно получить большую насыщенность (чистоту) красного цвета. Причем, как видно из рис.11, это не единственный лучший чем идущий в наборе «Спектро- зон-1» тип стекла. Вполне применимо красное стекло марки КС18 или КС19. Но светофильтр из стекла КС19, имеющий небольшое преимущество перед КС17, менее удобен для гидрофобных голубых компонент, которые применяются в зарубежных негативных фотоплeнках, поскольку максимум поглощения такого голубого красителя приходится не на 690-700 нм, а на 680 нм.
Итак, можно заметить, что в аддитивном процессе красный светофильтр урезает слева зону спектральной чувствительности «красного» слоя фотобумаги и тем самым стягивает эту спектральную чувствительность к максимуму поглощения голубого красителя негатива. Это соответственно ведет к увеличению эффективной плотности голубого красителя в красной зоне.
Но отсюда закономерно вытекает вопрос: почему же увеличе-ние плотности голубого красителя негатива в красной зоне ведет к увеличению насыщенности (чистоты) красного цвета?
Проследим на зональной диаграмме (рис.12а) процесс печати голубого негативного красителя на позитив. Плотности голубого красителя в субтрактивном и аддитивном способах печати будут отличаться лишь в красной зоне, а в синей и зеленой — они практически одинаковы, поскольку кривая поглощения красителя в этих зонах (см.рис. 10) идет с очень малым наклоном, и смещение максимума чувствительности синечувствительного или зеленочувствительного слоя фотобумаги чуть левее или чуть правее практически никак не повлияет на эффективную (действительную) плотность голубого красителя в синей или зеленой зонах.
Синие лучи от лампы увеличителя, проходя через голубой краситель, практически не задерживаются и, попав на фотобумагу, вызывают выход жeлтого красителя. То же самое происходит и с зелeными лучами, провоцирующими в зелeночувствительном слое фотобумаги выход пурпурного красителя (рис.12,б). Эти два красителя образуют в позитиве красный цвет. Однако на фотобумагу также попадает небольшое количество и красных лучей, от которых зависит больший или меньший выход в фотобумаге голубого красителя. Чем меньше пройдет через негатив красных лучей (случай C`D`), тем меньше выйдет на фотобумаге голубого красителя. Тем менее «загрязненным» (более чистым) окажется красный цвет на фотоотпечатке. Эти красители в фотобумаге, естественно, находятся
26
Леонид Коновалов |
|
как разобраться в кинопленках |
СВЕТ ОТ ЛАМПЫ ФОТОУВЕЛИЧИТЕЛЯ |
||
син. |
зел. |
кр. |
|
C |
D |
|
A |
B |
НЕГАТИВ |
|
|
|
|
а) |
ПОЗИТИВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
желтый |
|
краситель |
|
Синечувствительный |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
слой |
|
|
|
|
|
|
Зеленочувствительный |
|
|
пурпурный краситель |
|
|||
|
|
|
слой |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Красно чувствительный |
|
|
голубой краситель |
||||
|
|
слой |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) |
|
|
|
|
|
|
Рис 12. Схематичное изображение процесса печати голубого негативного красителя (а) на цветную фотобумагу (б)
один под другим и дают в результате красный цвет большей или меньшей чистоты (насыщенности).
Попробуем подвести итог.
1.Взяв в качестве примера только красную зону и рассмотрев процесс субтрактивной и аддитивной печати на цветную фотобумагу с одного и того же негатива, можно сделать вывод, что изменение насыщенности цвета с тем, что аддитивный красный фильтр урезает с одной (коротковолновой) стороны зону спектральной чувствительности красночувствительного слоя фотобумаги. Поскольку другая, длинноволновая, граница зоны чувствительности выделяется за счет спектральной сесибилизации, происходит сужение зоны спектральной чувствительности красночувствительного слоя фотобумаги и ее смещение к максимуму поглощения голубого красителя негативной плeнки. Это приводит к увеличению эффективной (действительной) плотности голубого красителя негатива в красной зоне по отношению к плотностям в двух других зонах спектра, то есть делает краситель негатива более насыщенным.
2.Красный светофильтр, который сейчас используется в наборе «Спектрозон — 1» не является оптимальным по своим характеристикам. Его желательно заменить на фильтр из стекла КС17 или КС18. За счет того, что такой фильтр отрезает немалую часть спектральной чувствительности красного слоя фотобумаги, общая чувствительность этого красного слоя несколько уменьшается. Это требует при экспонировании увеличения экспозиции за красным фильтром, что при последовательном аддитивном экспонировании не принципиально.
Следует отметить, что этот красный светофильтр из стекла КС17 с пропусканием после 670 нм глазу кажется почти черным (черно-красным), поскольку
кдлинам волн после 660 нм чувствительность глаза мала. Но не следует забывать, что таким темным он кажется лишь глазу. Для цветной фотобумаги,
27
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
максимум чувствительности красного слоя которой приходится на 700 нм, он будет совершенно светлым. Использование такого красного фильтра немного повысит насыщенность красного цвета по срав-нению с тем эффектом, который дает красный фильтр из комплекта промышленно выпускаемых в продажу аддитивных фильтров.
Вывод
Причина повышения насыщенности цвета в аддитивном процессе по отношению к субтрактивному заключается в том, что аддитивный светофильтр сужает зону спектральной чувствительности цветной фотобумаги, приближая ее к максимуму поглощения негативного красителя. Вследствие этого фотобумага воспринимает краситель как имеющий большую плотность в одной из зон. Точнее всего будет сказать, что при переходе от субтрактивного процесса печати к аддитивному меняются плотности негатива.
В аддитивном процессе печати повышение насыщенности цвета происходит потому, что увеличиваются эффективные плотности цветного негатива. Это и есть главная причина. Впрочем, она же и единственная.
И вот теперь не знаю, стоит ли говорить о субтрактивных фильтрах. Ведь субтрактивные фильтры и красители негативной пленки (желтый, пурпурный, голубой) — в принципе, одно и тоже. И если в одном из слоев негативной фотопленки красителя выйдет меньше, чем в других слоях, (из-за меньшей светочувствительности слоя или неправильного экспонирования), то это недостающее количество красителя мы возьмем из коробки светофильтров и механически прибавим к негативу. Поскольку корректирующие фильтры и красители негатива одно и тоже, то почему же должно произойти изменение цветопередачи при добавлении корректирующего светофильтра? Ведь плотность корректирующего фильтра прибавляется совершенно в равной степени ко всем точкам негатива: что к серому полю, что к насыщенному цветному объекту. Так что не следует подкупаться на заманчиво простое «объяснение» — субтрактивные светофильтры были «грязные» — объясняя причину отказа во всем мире
от субтрактивного способа печати и прехода к аддитивному.
ПОЧЕМУ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СИНЕГО СЛОЯ МЫ ПРОМЕРЯЕМ ЧЕРЕЗ СИНИЙ ФИЛЬТР
Однажды, после окончания лекции, меня именно так и спросили: «Почему чувствительность синего слоя мы промеряем через синий фильтр?», что в более корректной форме должно было пониматься так: почему светочувствительность синечувствительного слоя негативной кинопленки мы определяем по промерам негатива, сделанным через синий фильтр денситометра?
«Почему не через желтый, ведь это негатив?» Признаться, меня застали таким вопросом врасплох, и в течение нескольких
секунд я пытался строить в уме одна за другой линию ответа. И дело не в том, что была задета честь мундира преподавателя (который в своей области должен знать всё), просто до этого мгновения мне и в голову не приходило, что можно задаться подобным вопросом, — столь очевидным казался ответ. Как если бы врача вдруг спросили: «Почему, когда мы ударяемся головой о фонарный столб, нам очень больно?»
Не важно, что ответ мой в тот раз был не столь изящным. Важно то, что после
28
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
этого разговора я тоже задумался над этим вопросом, точнее, стоит ли серьезно воспринимать подобные вопросы.
И пришел к выводу, что применительно к некоторым пленкам этот вопрос, если его сформулировать несколько корректнее, ни в чем не похож на шутку. Вопрос следует задать так: «За каким фильтром следует промерять чувствительность синего слоя цветной негативной кинопленки?» Или, в более корректной форме: «За каким фильтром денситометра следует промерять плотность цветной негативной сенситограммы, для того чтобы построить характеристическую кривую синечувствительного слоя и по ней определить чувствительность этого синечувствительного слоя?»
Ответ очевиден — «за синим фильтром». А за каким фильтром следует промерять чувствительность красного слоя? Ответ тоже очевиден — «за красным».
Ответы очевидны, но лишь до тех пор, пока мы ведем речь о цветных негативных кинопленках типа ЛН или ДС. А если этот вопрос адресовать цветной спектрозональной кинопленке СН-6, которая время от времени используется в кино и которая, как известно, имеет два светочувствительных слоя: красный и инфракрасный? Тогда за каким фильтром денситометра следует про-мерять чувствительность красного слоя (за красным?), а инфракрасного? Может быть, за инфракрасным? Но в комплекте к денситометру «Макбет» (как самому распространенному в нашей стране) такого фильтра нет. Такой фильтр, в принципе, можно отыскать, ведь наша отечественная промышленность выпускает различные инфракрасные стекла, например, ИКС1 (есть еще стекла ИКС2 и ИКС3).
Поставим этот фильтр в «Макбет» (чего только не сделаешь ради эксперемента) и промерим сенситограмму СН-6 через него.
Начнем промер: свет от лампы денситометра проходит через нашу сенситограмму, через инфракрасный фильтр и попадает на светоприемник (фотоэлектронный умножитель) денситометра... который к инфракрасным лучам не чувствителен. Следовательно, на «Макбете» мы ничего не промерим.
Но возьмем другой денситометр — ДФ-1, фонограмный, который используется для промера звуковой дорожки в негативе и позитиве. ДФ-1 имеет вакуумный фотоэлемент с внешним фотоэффектом, Ф-9, чувствительный к инфракрасным лучам и имеет встроенный инфракрасный фильтр. Начнем промер: свет от лампы денситометра проходит через красители нашей сенситограммы, через инфракрасный фильтр, попадает на светоприемник денситометра и прибор показывает..., что сенситограмма совершенно прозрачна. Те красители, которые используются в кинопленках, прозрачны для инфракрасных лучей, эти лучи свободно проходят через кинопленочные красители. Кстати, инфракрасный светофильтр используется как раз для того, чтобы на цветной позитивной кинопленке промерить без учета плотности красителей только плотность остаточного серебра.
А нужен ли он вообще, этот инфрафильтр, чтобы определить светочувствительность пленки СН-6 в инфразоне?
Попробуем разобраться. Однако начнем не с инфракрасного, а все-таки с синего фильтра, точнее, с синечувствительного слоя, для определения светочувствительности которого при денситометрических промерах используют синий фильтр.
Итак, перед нами стоит задача: определить чувствительность синечувствительного слоя цветной негативной кинопленки. По каким признакам мы сможем определить, что чувствительность той или иной пленки или чувствительность того или иного слоя больше или меньше? По количеству красителя, который выходит во время проявления в данном светочувствительном слое. Поскольку нам известно, что в синечувствительном слое образуется желтый краситель, то получить представление о чувствительности слоя мы можем по тому, какое количество желтого красителя вышло. Итак, чтобы найти светочувствительность синечувс-
29