Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

вводится в эмульсию, тем сильнее проявляется прежде всего в синей зоне эффект маскирования (табл.9).

Объяснить, почему в рецептуре пленок ЛН выбор количества маскирующей компоненты сделан в районе 80 мл, совершенно не представляется возможным. С позиции точности передачи цветового тона оранжевая маскирующая компонента только ухудшает голубой краситель, потому что вместо сближения плотностей Dзел и Dсин наблюдается отход в нежелательную сторону — плотность в зеленой зоне превышает плотность в синей. И если немаскированный голубой краситель имеет разницу между Dзел и Dсин всего 0,02, то на выкопировке эта разница достигает в готовой плёнке 0,11. Мы возвращаемся к тому, от чего так упорно пытаемся убежать, но более худшему по показателям.

«Ясно, что комбинирующая (маскирующая — Л.К.) компонен-та, принятая в нижнем слое цветной пленки, не вполне удовлетворяет по своей колористической характеристике, она имеет оранжевый цвет.

Для того, чтобы устранить искажение, которое возникает в зеленой области спектра и в синей, нужна компонента, которая по своему внешнему виду будет розоватой. Это очень сложная вещь — синтезировать, даже изыскать подобную компоненту. В настоящее время как будто бы эти изыскания увенчались успехом, мы сделали первые 350 граммов этой компоненты, и всем известный А.Н.Иорданский, уже немолодой человек, счел нужным приехать на это совещание, чтобы выслушать мнение товарищей, хотя скоро должен уехать в Шостку испытывать эту компоненту. Мы считаем наиболее целесообразным дать испытать это творческому коллективу «Мосфильма». Мы готовы выслушать любые советы. Мне представляется, что такой путь будет правильным. Мы надеемся, что к концу года в результате такой систематической работы сможем установить оптимальную компоненту.

... Вот та работа, которую мы ведем в области негативной пленки. Думаю, что к концу года мы это сделаем. Конечно, мы не сразу перейдем на весь выпуск ЛН-5 с новым маскированием, мы сделаем очередную партию, потом, когда это опробуют, перейдем на новую пленку»6.

В принципе, наш голубой краситель можно и не маскировать. Во всяком случае, его маскирование в ЛН-9 не дает никакого преимущества перед немаскированной пленкой ДС-4. Красный цвет на ЛН-9 получается красно-оранжевым.

Еще более загадочным представляется выбор оранжевой маскирующей компоненты 152-м для нижнего слоя кинопленки ДС-5м. Не видно не только скольнибудь заметного эффекта маскирования (уменьшения вредных плотностей), не видно самой маскирующей компоненты. Суммарный цвет маски на обработанной ДС-5м практически чисто желтый, что свойственно одной желтой маскирующей компоненте 187-м среднего слоя. Оранжевая маскирующая компонента нижнего слоя 152-м никак не дает себя знать, ее просто не видно, настолько она слаба по цвету. Эффект маскирования чисто психологический. Можно считать, что голубой краситель в ДС-5м не маскирован вообще, а маскирующая компонента идет легким балластом.

Я не знаю, чем вызвано использование именно такой компоненты и в таком количестве, могу лишь строить предположения. Но думаю, что разработчики пленок не будут таить зла на меня, если эти предположения, высказанные в статье «Как балансируются негативные пленки на «ЛН» и «ДС» с точки зрения технолога» окажутся верными.

6 Из выступления С.А.Бонгарда 11 мая 1965 года на творческой дискуссии о цвете, организованной бюро секции кинооператоров «Мосфильма».

40



Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

«НЕ РУБИТЕ С ПЛЕЧА» (О НЕДОМАСКИРОВАНИИ)

Предметом анализа данной статьи будет всего одно предложение, довольно расхожая фраза:«При недомаскировании голубого красителя красные цвета становятся оранжевыми, а при перемаскировании — пурпурными». И даже не все предложение, а лишь первая его половина.

Чтобы убедиться в достоверности того, что красные цвета при недомаскировании голубого красителя негативного кинофотоматериала становятся оранжевыми, возьмем цветную немаскированную фотопленку ДС-4 (совсем недавно ее еще можно было купить в магазине фототоваров); сфотографируем красное поле и после обработки оценим плотности этого поля в негативе.

Известно, что объект насыщенного красного цвета, отражая свет преимущественно в красной зоне (коэффициент отражения может доходить до 80%), в синей и зеленой зонах имеет небольшие, порядка 4-6%, коэффициенты отражения. И, что самое главное, эти зональные коэффициенты одинаковы (рис. 21,а). Если же у объекта коэффициент отражения в зеленой зоне оказывается выше, чем в синей, то это будет уже не красный, а оранжевый цвет (см. рис. 21,б). Если коэффициент отражения в синей зоне больше, а в зеленой меньше, то такой объект воспринимается пурпурным (см. рис. 21.в).

ρ

1

 

 

ρ

1

 

0,5

 

 

 

0,5

 

400

500

600

700

 

 

а)

 

 

 

 

 

 

 

ρ

1

 

 

 

 

0,5

400

500

600

700

 

б)

 

 

 

 

400

500

600

700

в)

 

 

λ,HM

Рис 21. Спектральные кривые отражения красного (а), оранжевого (б) и пурпурного (в) полей в трехзональной диаграмме

Об отклонении цветового тона от красного свидетельствует разница коэффициентов отражения в синей и зеленой зонах

При съемке красного объекта сильнее всего экспонируется красночувствительный слой, менее всего — сине- и зеленочувствительный слои. Следовательно, после проявления наибольшая плотность окажется в «красном» слое и небольшие, но равные плотности должны быть в «синем» и «зеленом» слоях.

И оценка точности передачи цветной негативной пленкой красного цвета сводится, таким образом, к довольно простой операции — к сравнению в отснятом изображении объекта плотности, возникшей в синечувствительном слое и плотности того же объекта в зеленочувствительном слое. О плотности в красной зоне можно и не упоминать, поскольку изменение плотности в красночувствительном слое свидетельствует лишь о большей или меньшей насыщенности цвета, но никак не о цветовом тоне. Итак, когда измеренные на денситометре плотности отснятого красного объекта по синей и зеленой зонам в негативе равны, негатив-

41


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

ный материал правильно воспроизводит красный тон.

Единственное обстоятельство, осложняющее задачу сравнения — заведомо разная светочувствительность слоев негативного кинофотоматериала. Разбаланс по светочувствительности в той или иной степени присущ всем цветным кинофотоматериалам, и поэтому равные экспозиции по слоям из-за разной светочувствительности слоев дадут количественно неравный выход красителей. Например, если светочувствительность «синего» слоя негативной пленки будет выше, то и плотность в негативе всех объектов в синей зоне также будет выше по сравнению с неразбалансированным по светочувствительности кинофотоматериалом. И это затруднит объективное сравнение плотностей в синей и зеленой зонах.

С помощью набора корректирующих светофильтров (желтых, пурпурных и голубых), поставленных перед объективом, можно было бы снизить чувствительность одного или двух «вырвавшихся» по светочувствительности слоев. И если не с первой, то со второй или третьей попытки непременно удастся подогнать все три слоя до одного значения светочувствительности.

Однако такой подход с методологической не совсем корректен. Дело в том, что в подавляющем числе случаев фотографы и кинооператоры не занимаются во время съемки точной («ювелирной») подгонкой слоев негатива по светочувствительности; возникающие из-за разной светочувствительности слоев отклонения в плотностях корректируются при печати.

Также и мы — не будем рассчитывать на то, что могло бы получиться в негативе, если бы все три слоя цветного негативного кинофотоматериала были бы равны по чувствительности, а судить о цветопередаче будем на момент коррекции при печати.

О том, что коррекция выполнена правильно, кинооператор обычно судит по серой шкале. В позитиве серые поля шкалы должны быть серыми, независимо от того, какие плотности серой шкалы получились в негативе.

Если у негативной пленки завышена чувствительность синечувствительного слоя, то плотность серой шкалы в синей зоне (рис. 22,а, точка а) будет заведомо выше плотности в зеленой и красной зонах (рис. 22,а, точки b и c). При этом плотность красного поля в синей зоне (см. рис. 22,а, точка d) будет выше, чем плотность красного поля в зеленой зоне (см. рис. 22,а, точка e). Для того, чтобы довести серое поле в негативе до серого, т.е. до равных плотностей по трем зонам, необходимы корректирующие светофильтры. Тогда серое поле и в позитиве получится серым.

Корректирующие светофильтры добавляют недостающую плотность в зеленой и красной зонах. Поскольку при печати плотность корректирующего светофильтра накладывается на весь негатив, мы имеем полное право добавленную плотность, рассчитанную для серого поля, перенести на плотность красного объекта. И тогда после коррекции соотношение серого и красного полей в негативе будет таким, как показано на рис. 22,б. Таким способом можно окончательно определить, каким тоном красное поле передается в негативе.

Для сравнения цветовых тонов красного поля цветной шкалы Agfa относительно 18%-ного серого на разных кинофотоматериалах были выбраны маскированные кинопленки ЛН-9, ЛН-8, ЛН-7, ДС-5м и немаскированная фотопленка - ДС-4.

Например, при испытании полива кинопленки ЛН-9 с опытной компонентой (змульсия 1313/ ось 2142) были получены результаты, приведенные в табл. 10.

И практически те же самые значения (та же самая степень отличия красного поля от серого) получаются при испытании других осей кинопленки ЛН-9. Особенно наглядно это заметно тогда, когда сравнивается не абсолютная разница по зонам, а относительная, между зонами. Поскольку в первую очередь нас интересует разница плотностей между синей и зеленой зоной, то это значение вынесено в отдельную колонку (табл. 11).

42


Леонид Коновалов

 

 

 

как разобраться в кинопленках

Dэф

 

 

 

Dэф

 

 

f

 

 

 

 

 

 

 

1,0

 

 

f

1,0

 

 

 

a

 

 

 

a

b

 

c

 

b

 

c

 

 

 

 

d

 

 

 

d

e

 

 

 

e

 

 

 

 

 

 

С

З

 

К

С

З

 

К

400

500

600

700 λ,HM

400

500

600

700 λ,HM

а)

 

 

 

а)

 

 

 

Рис 22. Зональные плотности серого (a-b-c) и красного (d-e-f) полей в негативе: а) - до коррекции, б) - после коррекции

Таблица 10. Результаты измерения плотностей двух полей цветной шкалы на негативной кинопленке ЛН-9 (эмульсия 1313/ось 2142) без учета плотности маски и вуали

Зональные

Значения зональных плотностей

∆ D,Б

плотности

 

для поля, Б

 

 

 

 

 

 

 

красное

 

серое

 

 

 

 

 

 

Dсин

0,28

 

0,56

- 0,28

 

 

 

 

 

Dзел

0,48

 

0,51

- 0,03

 

 

 

 

 

Dкр

0,85

 

0,54

+0,31

 

 

 

 

 

Таблица 11. Разница плотностей двух полей (красного и серого) цветной шкалы на негативной пленке ЛН-9 для различных эмульсий и осей без учета плотности маски и вуали

Эмульсия/ ось

Разность плотностей по зонам между

Разность плотностей между зонами, Б

 

красным и серым полем, Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Dсин

Dзел

Dкр

Dзел — Dсин

 

 

 

 

 

1310/23399

- 0,30

- 0,08

0,29

0,22

 

 

 

 

 

1310/23215

- 0,30

- 0,08

0,27

0,22

 

 

 

 

 

1310/23609

- 0,35

- 0,09

0,33

0,26

 

 

 

 

 

1312/26391

- 0,33

- 0,09

0,29

0,24

 

 

 

 

 

1313/533

- 0,35

- 0,13

0,25

0,24

 

 

 

 

 

1313/2142

- 0,28

- 0,03

0,31

0,25

 

 

 

 

 

1313/3658

- 0,37

- 0,15

0,32

0,22

 

 

 

 

 

Как показывают статистические данные (часть их представлена в табл. 11), степень отличия красного поля от серого столь типична и повторяема для данного типа пленки, что, говоря о цветопередаче, можно не указывать конкретно партию (эмульсию) и номер оси, достаточно лишь упомянуть название пленки.

Поскольку на негативной кинопленке ЛН-9 мы видим такое соотношение плот-

43