ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
вводится в эмульсию, тем сильнее проявляется прежде всего в синей зоне эффект маскирования (табл.9).
Объяснить, почему в рецептуре пленок ЛН выбор количества маскирующей компоненты сделан в районе 80 мл, совершенно не представляется возможным. С позиции точности передачи цветового тона оранжевая маскирующая компонента только ухудшает голубой краситель, потому что вместо сближения плотностей Dзел и Dсин наблюдается отход в нежелательную сторону — плотность в зеленой зоне превышает плотность в синей. И если немаскированный голубой краситель имеет разницу между Dзел и Dсин всего 0,02, то на выкопировке эта разница достигает в готовой плёнке 0,11. Мы возвращаемся к тому, от чего так упорно пытаемся убежать, но более худшему по показателям.
«Ясно, что комбинирующая (маскирующая — Л.К.) компонен-та, принятая в нижнем слое цветной пленки, не вполне удовлетворяет по своей колористической характеристике, она имеет оранжевый цвет.
Для того, чтобы устранить искажение, которое возникает в зеленой области спектра и в синей, нужна компонента, которая по своему внешнему виду будет розоватой. Это очень сложная вещь — синтезировать, даже изыскать подобную компоненту. В настоящее время как будто бы эти изыскания увенчались успехом, мы сделали первые 350 граммов этой компоненты, и всем известный А.Н.Иорданский, уже немолодой человек, счел нужным приехать на это совещание, чтобы выслушать мнение товарищей, хотя скоро должен уехать в Шостку испытывать эту компоненту. Мы считаем наиболее целесообразным дать испытать это творческому коллективу «Мосфильма». Мы готовы выслушать любые советы. Мне представляется, что такой путь будет правильным. Мы надеемся, что к концу года в результате такой систематической работы сможем установить оптимальную компоненту.
... Вот та работа, которую мы ведем в области негативной пленки. Думаю, что к концу года мы это сделаем. Конечно, мы не сразу перейдем на весь выпуск ЛН-5 с новым маскированием, мы сделаем очередную партию, потом, когда это опробуют, перейдем на новую пленку»6.
В принципе, наш голубой краситель можно и не маскировать. Во всяком случае, его маскирование в ЛН-9 не дает никакого преимущества перед немаскированной пленкой ДС-4. Красный цвет на ЛН-9 получается красно-оранжевым.
Еще более загадочным представляется выбор оранжевой маскирующей компоненты 152-м для нижнего слоя кинопленки ДС-5м. Не видно не только скольнибудь заметного эффекта маскирования (уменьшения вредных плотностей), не видно самой маскирующей компоненты. Суммарный цвет маски на обработанной ДС-5м практически чисто желтый, что свойственно одной желтой маскирующей компоненте 187-м среднего слоя. Оранжевая маскирующая компонента нижнего слоя 152-м никак не дает себя знать, ее просто не видно, настолько она слаба по цвету. Эффект маскирования чисто психологический. Можно считать, что голубой краситель в ДС-5м не маскирован вообще, а маскирующая компонента идет легким балластом.
Я не знаю, чем вызвано использование именно такой компоненты и в таком количестве, могу лишь строить предположения. Но думаю, что разработчики пленок не будут таить зла на меня, если эти предположения, высказанные в статье «Как балансируются негативные пленки на «ЛН» и «ДС» с точки зрения технолога» окажутся верными.
6 Из выступления С.А.Бонгарда 11 мая 1965 года на творческой дискуссии о цвете, организованной бюро секции кинооператоров «Мосфильма».
40
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
«НЕ РУБИТЕ С ПЛЕЧА» (О НЕДОМАСКИРОВАНИИ)
Предметом анализа данной статьи будет всего одно предложение, довольно расхожая фраза:«При недомаскировании голубого красителя красные цвета становятся оранжевыми, а при перемаскировании — пурпурными». И даже не все предложение, а лишь первая его половина.
Чтобы убедиться в достоверности того, что красные цвета при недомаскировании голубого красителя негативного кинофотоматериала становятся оранжевыми, возьмем цветную немаскированную фотопленку ДС-4 (совсем недавно ее еще можно было купить в магазине фототоваров); сфотографируем красное поле и после обработки оценим плотности этого поля в негативе.
Известно, что объект насыщенного красного цвета, отражая свет преимущественно в красной зоне (коэффициент отражения может доходить до 80%), в синей и зеленой зонах имеет небольшие, порядка 4-6%, коэффициенты отражения. И, что самое главное, эти зональные коэффициенты одинаковы (рис. 21,а). Если же у объекта коэффициент отражения в зеленой зоне оказывается выше, чем в синей, то это будет уже не красный, а оранжевый цвет (см. рис. 21,б). Если коэффициент отражения в синей зоне больше, а в зеленой меньше, то такой объект воспринимается пурпурным (см. рис. 21.в).
ρ |
1 |
|
|
ρ |
1 |
|
0,5 |
|
|
|
0,5 |
|
400 |
500 |
600 |
700 |
|
|
а) |
|
|
|
|
|
|
|
ρ |
1 |
|
|
|
|
0,5 |
400 |
500 |
600 |
700 |
|
б) |
|
|
|
|
400 |
500 |
600 |
700 |
в) |
|
|
λ,HM |
Рис 21. Спектральные кривые отражения красного (а), оранжевого (б) и пурпурного (в) полей в трехзональной диаграмме
Об отклонении цветового тона от красного свидетельствует разница коэффициентов отражения в синей и зеленой зонах
При съемке красного объекта сильнее всего экспонируется красночувствительный слой, менее всего — сине- и зеленочувствительный слои. Следовательно, после проявления наибольшая плотность окажется в «красном» слое и небольшие, но равные плотности должны быть в «синем» и «зеленом» слоях.
И оценка точности передачи цветной негативной пленкой красного цвета сводится, таким образом, к довольно простой операции — к сравнению в отснятом изображении объекта плотности, возникшей в синечувствительном слое и плотности того же объекта в зеленочувствительном слое. О плотности в красной зоне можно и не упоминать, поскольку изменение плотности в красночувствительном слое свидетельствует лишь о большей или меньшей насыщенности цвета, но никак не о цветовом тоне. Итак, когда измеренные на денситометре плотности отснятого красного объекта по синей и зеленой зонам в негативе равны, негатив-
41
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
ный материал правильно воспроизводит красный тон.
Единственное обстоятельство, осложняющее задачу сравнения — заведомо разная светочувствительность слоев негативного кинофотоматериала. Разбаланс по светочувствительности в той или иной степени присущ всем цветным кинофотоматериалам, и поэтому равные экспозиции по слоям из-за разной светочувствительности слоев дадут количественно неравный выход красителей. Например, если светочувствительность «синего» слоя негативной пленки будет выше, то и плотность в негативе всех объектов в синей зоне также будет выше по сравнению с неразбалансированным по светочувствительности кинофотоматериалом. И это затруднит объективное сравнение плотностей в синей и зеленой зонах.
С помощью набора корректирующих светофильтров (желтых, пурпурных и голубых), поставленных перед объективом, можно было бы снизить чувствительность одного или двух «вырвавшихся» по светочувствительности слоев. И если не с первой, то со второй или третьей попытки непременно удастся подогнать все три слоя до одного значения светочувствительности.
Однако такой подход с методологической не совсем корректен. Дело в том, что в подавляющем числе случаев фотографы и кинооператоры не занимаются во время съемки точной («ювелирной») подгонкой слоев негатива по светочувствительности; возникающие из-за разной светочувствительности слоев отклонения в плотностях корректируются при печати.
Также и мы — не будем рассчитывать на то, что могло бы получиться в негативе, если бы все три слоя цветного негативного кинофотоматериала были бы равны по чувствительности, а судить о цветопередаче будем на момент коррекции при печати.
О том, что коррекция выполнена правильно, кинооператор обычно судит по серой шкале. В позитиве серые поля шкалы должны быть серыми, независимо от того, какие плотности серой шкалы получились в негативе.
Если у негативной пленки завышена чувствительность синечувствительного слоя, то плотность серой шкалы в синей зоне (рис. 22,а, точка а) будет заведомо выше плотности в зеленой и красной зонах (рис. 22,а, точки b и c). При этом плотность красного поля в синей зоне (см. рис. 22,а, точка d) будет выше, чем плотность красного поля в зеленой зоне (см. рис. 22,а, точка e). Для того, чтобы довести серое поле в негативе до серого, т.е. до равных плотностей по трем зонам, необходимы корректирующие светофильтры. Тогда серое поле и в позитиве получится серым.
Корректирующие светофильтры добавляют недостающую плотность в зеленой и красной зонах. Поскольку при печати плотность корректирующего светофильтра накладывается на весь негатив, мы имеем полное право добавленную плотность, рассчитанную для серого поля, перенести на плотность красного объекта. И тогда после коррекции соотношение серого и красного полей в негативе будет таким, как показано на рис. 22,б. Таким способом можно окончательно определить, каким тоном красное поле передается в негативе.
Для сравнения цветовых тонов красного поля цветной шкалы Agfa относительно 18%-ного серого на разных кинофотоматериалах были выбраны маскированные кинопленки ЛН-9, ЛН-8, ЛН-7, ДС-5м и немаскированная фотопленка - ДС-4.
Например, при испытании полива кинопленки ЛН-9 с опытной компонентой (змульсия 1313/ ось 2142) были получены результаты, приведенные в табл. 10.
И практически те же самые значения (та же самая степень отличия красного поля от серого) получаются при испытании других осей кинопленки ЛН-9. Особенно наглядно это заметно тогда, когда сравнивается не абсолютная разница по зонам, а относительная, между зонами. Поскольку в первую очередь нас интересует разница плотностей между синей и зеленой зоной, то это значение вынесено в отдельную колонку (табл. 11).
42
Леонид Коновалов |
|
|
|
как разобраться в кинопленках |
|||
Dэф |
|
|
|
Dэф |
|
|
f |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,0 |
|
|
f |
1,0 |
|
|
|
a |
|
|
|
a |
b |
|
c |
|
b |
|
c |
|
|
|
|
d |
|
|
|
d |
e |
|
|
|
e |
|
|
|
|
|
|
С |
З |
|
К |
С |
З |
|
К |
400 |
500 |
600 |
700 λ,HM |
400 |
500 |
600 |
700 λ,HM |
а) |
|
|
|
а) |
|
|
|
Рис 22. Зональные плотности серого (a-b-c) и красного (d-e-f) полей в негативе: а) - до коррекции, б) - после коррекции
Таблица 10. Результаты измерения плотностей двух полей цветной шкалы на негативной кинопленке ЛН-9 (эмульсия 1313/ось 2142) без учета плотности маски и вуали
Зональные |
Значения зональных плотностей |
∆ D,Б |
||
плотности |
|
для поля, Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
красное |
|
серое |
|
|
|
|
|
|
Dсин |
0,28 |
|
0,56 |
- 0,28 |
|
|
|
|
|
Dзел |
0,48 |
|
0,51 |
- 0,03 |
|
|
|
|
|
Dкр |
0,85 |
|
0,54 |
+0,31 |
|
|
|
|
|
Таблица 11. Разница плотностей двух полей (красного и серого) цветной шкалы на негативной пленке ЛН-9 для различных эмульсий и осей без учета плотности маски и вуали
Эмульсия/ ось |
Разность плотностей по зонам между |
Разность плотностей между зонами, Б |
||
|
красным и серым полем, Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Dсин |
Dзел |
Dкр |
Dзел — Dсин |
|
|
|
|
|
1310/23399 |
- 0,30 |
- 0,08 |
0,29 |
0,22 |
|
|
|
|
|
1310/23215 |
- 0,30 |
- 0,08 |
0,27 |
0,22 |
|
|
|
|
|
1310/23609 |
- 0,35 |
- 0,09 |
0,33 |
0,26 |
|
|
|
|
|
1312/26391 |
- 0,33 |
- 0,09 |
0,29 |
0,24 |
|
|
|
|
|
1313/533 |
- 0,35 |
- 0,13 |
0,25 |
0,24 |
|
|
|
|
|
1313/2142 |
- 0,28 |
- 0,03 |
0,31 |
0,25 |
|
|
|
|
|
1313/3658 |
- 0,37 |
- 0,15 |
0,32 |
0,22 |
|
|
|
|
|
Как показывают статистические данные (часть их представлена в табл. 11), степень отличия красного поля от серого столь типична и повторяема для данного типа пленки, что, говоря о цветопередаче, можно не указывать конкретно партию (эмульсию) и номер оси, достаточно лишь упомянуть название пленки.
Поскольку на негативной кинопленке ЛН-9 мы видим такое соотношение плот-
43