Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

тви-тельного слоя, мы должны определить количество желтого красителя, вышедшего в этом слое.

Желтый краситель, как видно из приведенного ниже рисунка, имеет такую

зона пропускания синего фильтра

Dλ

зона пропускания зеленого фильтра

зона пропускания красного фильтра

400

450

500

550

600

650

700 λ(HM)

Рис 13. Спектральные кривые поглощения желтого красителя различной концентрации и зоны пропускания светофильтров денситометра: синего, зеленого и красного (статус «М»). За границу зоны фильтра принято 50% пропускания от максимума

спектральную кривую поглощения, что плотность в зеленой и особенно в красной зоне практически не меняется с увеличением концентрации красителя.

Определить, много или мало вышло желтого красителя в слое, можно лишь единственным способом: промерив плотность этого красителя в синей зоне (то есть через синий фильтр).

Итак, чтобы определить светочувствительность слоя, мы должны измерить

Чтобы определить светочувствительность синего слоя

Чтобы определить количество желтого красителя (в виде плотности)

ОТСЮДА:

Чтобы определить светочувствительность синего слоя

Необходимо определить количество желтого красителя в этом слое

Следует провести денситометрические замеры через синий фильтр

Следует провести денситометрические замеры через синий фильтр

его ответ, который выражается в виде выхода красителя. Получается следующий ряд преобразований:

Вернемся к инфракрасному слою кинопленки СН-6. Составить представление о светочувствительности этого слоя, мы можем лишь по его ответу на поглощенный свет. Поскольку на воздействие инфракрасных лучей этот слой отвечает выходом голубого красителя (строение пленки таково, что в верхнем, инфракрасном, слое образуется голубой краситель, а в нижнем, красночувствительном, слое — пурпурный), то для того, чтобы определить светочувствительность инфракрасного слоя, мы должны измерить концентрацию (или проще — плотность) вышедшего голубого красителя. Логичнее всего это сделать за красным фильтром денситометра, поскольку максимум поглощения голубого красителя приходится как раз на красную зону. Соответственно пурпурный краситель, который выходит в крас-

30



Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

ночувствительном слое, необходимо будет промерить за зеленым фильтром. Итак, чтобы построить характеристические кривые двухслойной цветной нега-

тивной кинопленки СН-6, необходимо проявленную сенситограмму промерить за зеленым фильтром денситометра (и по построенной кривой найти светочувствительность «красного» слоя) и промерить сенситограмму за красным фильтром (и по построенной характеристической кривой найти светочувствительность инфракрасного слоя).

Поскольку чувствительность определяется как величина, обратно пропорциональная количеству света для получения заданного ответа, то, чтобы числено определить светочувствительность, необходимо решить вопрос: какое количество света (какая экспозиция) необходимо для получения на пленке заданного ответа. Как известно, по стандартам ISO ответ цветной негативной пленки задается в виде прироста плотности 0,2 над вуалью. Поэтому для расчета числа светочувствительности нужно определить количество света, которое обеспечивает выход красителя плотностью 0,2 над уровнем вуали.

О МАСКИРОВАНИИ ПУРПУРНОГО КРАСИТЕЛЯ

Секрет маскирования мне объяснил Сухотин Аркадий (сотрудник института ГосНИИХимФотоПроект), затратив на это не более трех минут. Когда, даже не взяв еще листа бумаги и не начертив ни одной кривой, он произнес всего лишь первую фразу, я понял, что мои представления о сути маскирования не только не точны, но весьма далеки от действительности.

Потом я много раз возвращался к одной мысли: почему, прочитав не одну книгу по фотографии, я оказался в плену ложных представлений. Но со временем я убедился, что эти представления были посеяны именно прочитанной литературой. Популярной литературой по фотографии. Теперь я знаю, что примеры, которые встречаются в популярных книгах по фотографии, никак не проливают свет на принцип маскирования.

Мне запало во время того разговора одно слово, которое с маскированием никак не ассоциировалось. Но без него, без этого слова, весь разговор о маскировании становился беспредметным. Слово было: «разрушается». Сказано было всего одно предложение: «принцип маскирования сводится к тому, что маскирующая компонента разрушается...», и я понял, как далеко от истины блуждал.

Это уже потом я прочел у Т.Джеймса в «Теории фотографического процесса»: «Цветообразующая (маскирующая — Л.К.) компонента разрушается по мере формирования красителя5» .

Но в тот раз это было для меня открытием, в котором я не хотел признаться вслух. С того разговора прошло довольно много времени. Обдумывая, как изложить бы суть маскирования, я подыскал из повседневной жизни аналогию, которая, как

мне кажется, неплохо иллюстрирует принцип маскирования.

Возьмем вначале немаскированный пурпурный краситель. Он сильнее всего поглощает зеленые лучи спектра, поэтому на графике спектрального поглощения (а красители, как правило, рисуются в поглощении) будет иметь в зеленой зоне максимальную плотность. При плотности в единицу за зеленым фильтром денси-

5 Джеймс Т. Теория фотографического процесса. Пер. с анг. 2-е русское издание. -Л. «Химия», 1980, с.552

31


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

Dλ

1,0

0,26

0,12

400

500

600

700 λ(HM)

Рис 14. Кривая спектрального поглощения пурпурного красителя

Dλ

D пурп.

D маски

0,6-0,7

Основа

400

500

600

700 λ(HM)

Рис 15. Кривые спектрального поглощения пурпурного красителя и желтой маскирующей компоненты

тометра (статус «М») Dзел = 1,0 значение плотности в синей зоне равно Dсин = 0,26, а в красной зоне — Dкр = 0,12 (рис.14).

Прибавляемая к красителю желтая маскирующая компонента сильнее всего поглощает лучи синей зоны. И на графике спектрального поглощения она будет находиться в левой части. Рисунок 15 показывает, какой вид имеет пурпурный краситель вместе с желтой маскирующей компонентой. Правда, следует признать, что такой вид получается лишь в том случае, если маскирующая компонента «не работает».

Чтобы понять, как она работает, представьте, что части пурпурного красителя в синей и красной зонах — это слегка разведенные в стороны руки человека, стоящего лицом к Вам, а маскирующая компонента — горка снега под одной рукой. Когда ладонь давит на снег, тот постепенно тает, разрушается, и часть руки вслед за растаявшим снегом уходит вниз. Если снег достаточно податлив, то наверняка наступит такой момент, когда вся ладонь уйдет под снег.

Рука не стала короче, но относительно уровня лежащего вокруг снега часть ее пропала.

Точно также работает в паре с пурпурным красителем желтая маскирующая компонента. По мере образования пурпурного красителя маскирующая компонента

32

Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

под ним начинает разрушаться. Чем больше образовывается в данном месте пурпурного красителя, тем сильнее разрушается под ним маскирующая компонента.

Поскольку маскирующая компонента желтого цвета, то ее разрушение идет в синей зоне спектра, и соответственно в синей зоне происходит погружение в освободившееся пространство пурпурного красителя. Если промерить плотности пурпурного красителя после маскирования над уровнем вуали и маски, находящейся вокруг, то окажется, что плотность красителя в синей зоне уменьшилась с 0,26 до 0,05 (промеры над вуалью и маской за статусом «М» денситометра). Краситель стал близким к идеальному. Но не следует думать, что он изменился. Каким краситель был, таким остался. Просто часть его ушла под уровень «масочной вуали» (см. рис.16), подобно тому, как рука ушла под уровень снега. На

Dλ

 

 

 

 

1,0

 

 

 

 

до

 

 

 

 

0,26

 

 

 

 

после

 

 

 

 

0,26

 

 

 

 

0,05

 

 

 

 

D мин

 

 

 

 

(вуаль)

-0,7

 

 

 

 

 

уровень маски

 

 

0,6

 

 

 

 

(вуаль)

 

 

 

 

 

400

500

600

700

λ(HM)

Рис. 16. Принцип маскирования пурпурного красителя

 

 

 

этом рисунке за точку отсчета принят уровень вуали, он изображен в виде горизонтальной линии.

Для оценки степени маскирования мы брали такую концентрацию пурпурного красителя, которая в максимуме поглощения (за зеленым фильтром статуса «М») создавала в негативе плотность 1,00. Под таким количеством пурпурного красителя происходит активное разрушение желтой маски. Плотность в синей зоне у красителя заметно падает. Но если рассмотреть участок с меньшим количеством пурпурного красителя, то даже визуально можно заметить, что под малыми плотностями разрушение маски незначительно. Например, для плотности пурпурного

Таблица 4. Зональные плотности пурпурного красителя после маскирования

 

Dсин

Dзел

Dкр

 

 

 

 

до маскирования

0,09

0,40

0,07

 

 

 

 

после маскирования

0,07

0,40

0,07

 

 

 

 

красителя 0.40 в зеленой зоне (промер за статусом «М») плотности в синей зоне изменятся с 0,09 до 0,07 (см. табл.4).

Насколько изменяется после маскирования плотность по синей зоне у пурпурного красителя при разных его концентрациях можно видеть из табл. 5.

Определить степень маскирования пурпурного красителя в кинопленке весьма просто. Для этого нужно сделать «выкопировку» — проэкспонировать в сен-

33


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

ситометре негативную пленку через узкозональный зеленый фильтр, например, такой, какой используется в аддитивных кинокопировальных аппаратах. Поскольку будет проэкспонирован только зеленочувствительный слой, в негативе выйдет один пурпурный краситель. И дальше — дело элементарной техники. Каждое пурпурное поле сенситограммы промеряется «над масочной вуалью» за тремя

Таблица 5. Зональные плотности пурпурного красителя негативной кино-пленки до и после маскирования

пурпурный краситель

 

 

пурпурный краситель

 

до маскирования

 

 

 

после маскирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dсин

 

Dзел

Dкр

 

Dсин

Dзел

Dкр

 

 

 

 

 

 

 

 

0,29

 

1,10

0,18

 

0,04

1,10

0,16

 

 

 

 

 

 

 

 

0,26

 

1,00

0,16

 

0,05

1,00

0,14

 

 

 

 

 

 

 

 

0,23

 

0,90

0,14

 

0,06

0,90

0,12

 

 

 

 

 

 

 

 

0,20

 

0,80

0,12

 

0,07

0,80

0,11

 

 

 

 

 

 

 

 

0,16

 

0,70

0,11

 

0,08

0,70

0,11

 

 

 

 

 

 

 

 

0,14

 

0,60

0,10

 

0,08

0,60

0,10

 

 

 

 

 

 

 

 

0,11

 

0,50

0,08

 

0,07

0,50

0,08

 

 

 

 

 

 

 

 

0,09

 

0,40

0,07

 

0,07

0,40

0,07

 

 

 

 

 

 

 

 

0,07

 

0,30

0,06

 

0,05

0,30

0,06

 

 

 

 

 

 

 

 

0,05

 

0,20

0,04

 

0,04

0,20

0,04

 

 

 

 

 

 

 

 

0,03

 

0,10

0,02

 

0,03

0,10

0,02

 

 

 

 

 

 

 

 

фильтрами денситометра. Именно так были получены данные, приведенные в таблице 5.

Следует добавить, что в области очень высоких экспозиций (первые поля сенситограммы) будет наблюдаться еще и выход голубого красителя, поскольку при больших экспозициях экспонируется еще и нижний, красночувствительный слой

— его спектральная чувствительность немного заходит в зеленую часть спектра. Экспонирование красночувствительного слоя происходит из-за неселективности (широкополосности) зеленого светофильтра, рекомендованного для выкопировок. То обстоятельство, что пурпурный краситель на первых полях выкопировки выглядит синеватым, к качеству пурпурного красителя не имеет никакого отношения, а лишь свидетельствует о том, что при больших экспозициях экспонируется еще и соседний слой. Однако экспозиции такого порядка не имеют значения для практических съемок, поскольку максимальная пропечатываемая плотность негатива находится на уровне 1,10 — 1,20. Речь идет о печати на среднем номере света кинокопировального аппарата. Исходя из этих соображений значения плотности выше 1,10 в таблице не приведены.

Можно отметить, что активный процесс маскирования начинается с плотности Dзел примерно 0,50 (над вуалью). Это же подтверждают и используемые в НИКФИ графики соотношения Dвредное/Dполезное, где по горизонтальной оси откладывается плотность пурпурного красителя в зеленой зоне (Dпол), а по вертикальной оси — плотности в синей и красной зонах (Dвр). - Рис.17.

Плотность в синей зоне после маскирования вначале плавно нарастает, а затем, где-то с середины, начинает уходить вниз (рис.17,б). Из этого можно сделать вывод, что скорость роста плотностей пурпурного красителя в синей зоне и скорость разрушения маскирующей компоненты не равны. Маскирующая ком-

34