Файл: Kak_razobratsya_v_kinplenkakh.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

D 1,0

0,5

12

400 500 600 700 λ,HM

Рис 27. Спектральные характеристики поглощения желтого (1), пурпурного (2), голубого перемаскированного (3б) частичных (цветоделенных) изображений и интегральная плотность пурпурного поля (4б)

Таблица 19. Вклад по зонам частичных (цветоделенных) изображений в интегральную плотность изображения пурпурного поля в негативе

Зональные плотности

Значения зональных плотностей для частичных (цветоделенных)

Интегральная

 

изображений, Б

 

 

плотность пурпурного

 

 

 

 

поля,Б

 

 

 

 

 

 

желтое

пурпурное

голубое

 

 

 

 

 

 

Dсин

0,20

0,07

0,52

0,79

 

 

 

 

 

Dзел

0,03

0,26

0,27

0,56

 

 

 

 

 

Dкр

0,02

0,06

0,80

0,88

 

 

 

 

 

ющей компоненты, необходимой для перемаскирования голубого красителя: из плотностей 0,08 — 0,10 — 0,79 в плотности 0,52 — 0,27 — 0,80. Поскольку внутреннее маскирование уменьшает плотности в синей и зеленой зонах — в этом заключен принцип работы любых маскирующих компонент — для голубого красителя задача конкретизируется еще больше: определить количество маскирующей компоненты, необходимой для перемаскирования голубого красителя таким образом, чтобы плотность в синей зоне изменилась бы с 0,08 Б до 0,52 Б, а плотность в зеленой зоне — с 0,10 Б до 0,27 Б.

Фактически необходим процесс, противоположный маскированию — не уменьшение плотностей, а увеличение, причем такое, чтобы плотность голубого красителя в синей зоне существенно превысила плотность в зеленой зоне.

Разницу между плотностью голубого красителя в синей зоне и зеленой зоне нужно довести до 0,25 Б (0,52 — 0,27). Пока же все голубые красители, не только отечественные (компоненты 654, 686, 546, ЗГ-7), но и зарубежные, имеют плотность в синей зоне заметно меньшую, чем в зеленой. И если с помощью розовой маскирующей компоненты Н-616м можно добиться лишь выравнивания зональных плотностей голубого красителя, то оранжевые маскирующие компоненты (Н-400, Н-152м) еще больше снижают и без того невысокую плотность в синей зоне. Нет реальных маскирующих компонент, которые могли бы плотность голубого красителя в синей зоне повысить.

Поэтому могут быть спокойными и кинооператоры, и фотолюбители — никакое искажение цветопередачи из-за перемаскирования кинофотоматериалов им не грозит: никогда ни при каком перемаскировании красный цвет не сможет стать пурпурным.

49


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

ВЕНСКИЕ КРУЖЕВА

(О ВЛИЯНИИ МАСКИРОВАНИЯ НА ЦВЕТОПЕРЕДАЧУ)

Сначала я подумал, что это ошибка, настолько результаты эксперимента удивили меня. Однако после того, как все было тщательно перепроверено, сомнения рассеялись — ошибки не было: образцы визуально отличались друг от друга,но на всех трех образцах цветопередача была идентичной.

Полив образцов кинопленок проводился для того, чтобы определить, в какой мере маскирование голубого красителя в негативе влияет на цветопередачу красных объектов. В одном образце (а это была цветная трехслойная негативная кинопленка) в нижний слой маскирующая компонента не была введена вообще, в другом — в нижнем слое использовалась маскирующая компонента Н-400 оранжевого цвета и в третьем — голубой негативный краситель маскировался розовой компонентой Н-616м. Таким образом, образцы положенные рядом друг с другом отличались один от другого даже визуально.

Для анализа на каждую пленку вместе с серой шкалой были сфотографированы два красных поля цветной шкалы — красный алый и кадмий красный. Поскольку насыщенность и цветовой тон определяются как степень отличия цветного поля от ахроматического (серого) поля, на сфотографированной цветной таблице в первую очередь промерялись плотности двух полей: серого и красного. Разница между зональными плотностями серого и зональными плотностями красного поля сравнивались между собой на первой пленке, на второй и на третьей. Поскольку маскирование должно изменить соотношение зональных плотностей голубого красителя, то эта разница непременно должна отразиться на цветовом тоне и насыщенности красного поля — то есть плотность красного поля относительно серого на немаскированной пленке должна измениться при введении маскирующей компоненты.

Образцы кинопленки были разного цвета, и это свидетельствовало о том, что полив эмульсий прошел так, как и задумывалось. Поэтому, отсняв на этих трех пленках цветную таблицу и промерив на денситометре отклонения красного поля от серого, ничего не оставалось делать, как принимать за должное то, что результаты денситометрических отклонений на всех трех образцах... не отличались друг от друга.

В душе я еще надеялся, что где-то допустил ошибку и не торопился признавать увиденное. Я перепромерял негативы второй и третий раз. И иногда улавливал разницу в 0,02 — 0,03 Б. Но стоило чуть сдвинуть негатив на денситометре, как эта разница пропадала. Как я убедился, визуально ощутить изменение цветового тона в позитивном изображении можно лишь тогда, когда изменение плотности в негативе составит не менее 0,05 — 0,06 Б.

Испытывались две разные маскирующие компоненты — оранжевая и розовая, чтобы доказать преимущества розовой компоненты перед оранжевой. Однако триумф розовой компоненты не состоялся. Не выиграла и оранжевая маскирующая компонента. Красное поле в негативе относительно серого поля на всех трех образцах никак не изменялось. Изменялись абсолютные значения плотностей, но степень отличия (относительная разница) оставалась той же.

Еще минуту назад я не верил, что сейчас следом смогу написать эту сакраментальную фразу. Я все оттягивал время, думал, что-то изменится. Но выводы сводились к тому, что никакого влияния маскирование на цветопередачу не оказывает. При испытании трехслойных образцов (с маскирующей компонентой и без нее) было зафиксировано, что маскирование голубого красителя негативных пленок не приводит к увеличению насыщенности цвета и не изменяет цветового тона красных объектов.

50



Леонид Коновалов

как разобраться в кинопленках

Я очень долго не доверял полученным результатам, пока не провел очередной эксперимент — с желтой маскирующей компонентой. Для того, чтобы определить, какое изменение в цветопередачу зеленого цвета внесет маскирование пурпурного красителя желтой маскирующей компонентой, на опытной поливной машине были изготовлены два образца цветной негативной кинопленки: с маскирующей компонентой и без нее.

Чтобы избежать возможных градационных расхождений (по степени контрастности слоев, по светочувствительности), образцы изготовлялись одновременно,

водин день. Вначале поливался общий нижний слой, и потом образец делился пополам. На первую половину наносился средний слой без маскирующей компоненты, на вторую половину — средний слой с маскирующей компонентой. Затем два образца склеивались вместе, и на них наносился общий верхний слой. Таким образом получались две пленки, максимально приближенные друг к другу по контрасту и по светочувствительности.

Чтобы узнать, как маскирование пурпурного красителя повлияет на цветовой тон зеленого объекта, из набора аппликационной бумаги был выбран для съемок самый насыщенный зеленый цвет. Это поле было сфотографировано вместе с серой шкалой экспозиционным клином от недодержки до передержки.

Предметом анализа в обработанном негативе были два поля: 18%-ное серое и зеленое. Одно из них в негативе было близко к нейтральному, а второе, зеленое, имело в негативе серо-пурпурный цвет.

Во всех популярных книгах по цветной фотографии для схематичности рассуждения о цветоделении делается упрощение, которое простительно только фотолюбителям. Говорится, что зеленое поле цветной шкалы передается в негативе пурпурным красителем, одним пурпурным красителем. Однако зеленый цвет, например, зеленой аппликационной бумаги, зеленой ткани или растительной зелени, непременно отражает свет и в синей и красной зонах спектра. Если бы растительная зелень отражала свет, скажем, только в зеленой зоне, она в негативе была бы чисто пурпурной, состояла бы только из одного пурпурного красителя. И если бы мы имели в виду конкретно траву, которая в зеленой зоне отражает около 18% света, то ее плотность в негативе в зеленой зоне была бы равна плотности 18%-ного серого поля в зеленой зоне. В том случае, когда плотность серого 18%- ного поля в нормально экспонированном негативе получается на уровне 0,6 Б над вуалью (корректнее выражаясь, над минимальной плотностью), то и травяной покров в зеленой зоне будет иметь в негативе ту же плотность — около 0,6 Б над вуалью.

Иесли бы растительная зелень состояла в негативе только из пурпурного красителя, то ее плотность была бы равна в белах 0,14 — 0,60 — 0,11 соответственно за синим, зеленым и красным фильтрами денситометра, поскольку именно такие плотности имеет сам пурпурный краситель в немаскированных пленках. Или плотность была бы 0,08 — 0,60 — 0,10, если бы мы имели дело с маскированной пленкой. Однако на маскированной кинопленке ДС-5м зеленая весенняя трава передается плотностью 0,43 — 0,62 — 0,40 (относительно плотности средне-серо- го поля в негативе, принятого за 0,6 — 0,6 — 0,6). Это свидетельствует о том, что

внегативе образуется не только пурпурный краситель, но и изрядные количества желтого и голубого красителя. Получается, что зеленая трава не так уж мало отражает света в синей и красной зонах спектра.

Зеленое поле, которое проходило а наших испытаниях, имело больший чем у растительной зелени коэффициент отражения и при плотности серого 18%-ного поля в зеленой зоне 0,6 Б создавало в негативе большую плотность — 0,75 (над вуалью при измерении за зеленым фильтром денситометра). Если бы в этом месте негатива образовался только пурпурный краситель, то на немаскированном

51


как разобраться в кинопленках

Леонид Коновалов

образце такое поле имело бы плотности 0,18 — 0,75 — 0,11 (соответственно за син-, зел-, крсветофильтрами). Однако реальные плотности 0,58 — 0,75 — 0,65 показывали, что зеленые объекты, окружающие нас, весьма далеки от спектрально чистых зеленых цветов, действующих исключительно на один слой кинопленки и приводящих к образованию только пурпурного красителя.

Зная спектральные характеристики негативных красителей, можно определить, сколько желтого и голубого красителя прибавилось к пурпурному красителю в негативном изображении. А затем на основе вклада в плотности только пурпурного красителя можно пересчитать, что произойдет с соотношением плотностей зеленого поля, когда немаскированный пурпурный краситель будет заменен маскированным.

Таблица 20. Зональные денситометрические плотности желтого и голубого красителей негативной кинопленки

 

Желтый краситель

 

 

Голубой краситель

 

 

 

 

 

 

 

Dсин

Dзел

Dкр

Dсин

Dзел

Dкр

 

 

 

 

 

 

1,00

0,12

0,04

0,11

0,13

1,00

 

 

 

 

 

 

0,90

0,10

0,04

0,09

0,12

0,90

 

 

 

 

 

 

0,80

0,09

0,04

0,08

0,10

0,80

 

 

 

 

 

 

0,70

0,08

0,04

0,07

0,09

0,70

 

 

 

 

 

 

0,60

0,07

0,03

0,06

0,08

0,60

 

 

 

 

 

 

0,50

0,06

0,03

0,04

0,06

0,50

 

 

 

 

 

 

0,40

0,05

0,03

0,03

0,05

0,40

 

 

 

 

 

 

0,30

0,03

0,02

0,02

0,04

0,30

 

 

 

 

 

 

0,20

0,03

0,02

0,02

0,03

0,20

 

 

 

 

 

 

0,10

0,02

0,01

0,02

0,02

0,10

 

 

 

 

 

 

Таблица 21. Зональные денситометрические плотности пурпурного красителя негативной кинопленки до и после маскирования

 

 

Пурпурный краситель

 

Пурпурный краситель после

Падение плотности

 

 

до маскирования

 

 

маскирования

 

в синей зоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вследствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

маскирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dсин

 

Dзел

 

Dкр

Dсин

Dзел

Dкр

∆Dсин,Б

 

0,29

 

1,10

 

0,18

0,04

1,10

0,16

- 0,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,26

 

1,00

 

0,16

0,05

1,00

0,14

- 0,21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,23

 

0,90

 

0,14

0,06

0,90

0,12

- 0,18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,20

 

0,80

 

0,12

0,07

0,80

0,11

- 0,13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,16

 

0,70

 

0,11

0,08

0,70

0,11

- 0,08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,14

 

0,60

 

0,10

0,08

0,60

0,10

- 0,06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,11

 

0,50

 

0,08

0,07

0,50

0,08

- 0,04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,09

 

0,40

 

0,07

0,07

0,40

0,07

- 0,02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,07

 

0,30

 

0,06

0,05

0,30

0,06

- 0,02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,05

 

0,20

 

0,04

0,04

0,20

0,04

- 0,01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,03

 

0,10

 

0,02

0,03

0,10

0,02

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52