ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
D 1,0
4б
3б
0,5
12
400 500 600 700 λ,HM
Рис 27. Спектральные характеристики поглощения желтого (1), пурпурного (2), голубого перемаскированного (3б) частичных (цветоделенных) изображений и интегральная плотность пурпурного поля (4б)
Таблица 19. Вклад по зонам частичных (цветоделенных) изображений в интегральную плотность изображения пурпурного поля в негативе
Зональные плотности |
Значения зональных плотностей для частичных (цветоделенных) |
Интегральная |
||
|
изображений, Б |
|
|
плотность пурпурного |
|
|
|
|
поля,Б |
|
|
|
|
|
|
желтое |
пурпурное |
голубое |
|
|
|
|
|
|
Dсин |
0,20 |
0,07 |
0,52 |
0,79 |
|
|
|
|
|
Dзел |
0,03 |
0,26 |
0,27 |
0,56 |
|
|
|
|
|
Dкр |
0,02 |
0,06 |
0,80 |
0,88 |
|
|
|
|
|
ющей компоненты, необходимой для перемаскирования голубого красителя: из плотностей 0,08 — 0,10 — 0,79 в плотности 0,52 — 0,27 — 0,80. Поскольку внутреннее маскирование уменьшает плотности в синей и зеленой зонах — в этом заключен принцип работы любых маскирующих компонент — для голубого красителя задача конкретизируется еще больше: определить количество маскирующей компоненты, необходимой для перемаскирования голубого красителя таким образом, чтобы плотность в синей зоне изменилась бы с 0,08 Б до 0,52 Б, а плотность в зеленой зоне — с 0,10 Б до 0,27 Б.
Фактически необходим процесс, противоположный маскированию — не уменьшение плотностей, а увеличение, причем такое, чтобы плотность голубого красителя в синей зоне существенно превысила плотность в зеленой зоне.
Разницу между плотностью голубого красителя в синей зоне и зеленой зоне нужно довести до 0,25 Б (0,52 — 0,27). Пока же все голубые красители, не только отечественные (компоненты 654, 686, 546, ЗГ-7), но и зарубежные, имеют плотность в синей зоне заметно меньшую, чем в зеленой. И если с помощью розовой маскирующей компоненты Н-616м можно добиться лишь выравнивания зональных плотностей голубого красителя, то оранжевые маскирующие компоненты (Н-400, Н-152м) еще больше снижают и без того невысокую плотность в синей зоне. Нет реальных маскирующих компонент, которые могли бы плотность голубого красителя в синей зоне повысить.
Поэтому могут быть спокойными и кинооператоры, и фотолюбители — никакое искажение цветопередачи из-за перемаскирования кинофотоматериалов им не грозит: никогда ни при каком перемаскировании красный цвет не сможет стать пурпурным.
49
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
ВЕНСКИЕ КРУЖЕВА
(О ВЛИЯНИИ МАСКИРОВАНИЯ НА ЦВЕТОПЕРЕДАЧУ)
Сначала я подумал, что это ошибка, настолько результаты эксперимента удивили меня. Однако после того, как все было тщательно перепроверено, сомнения рассеялись — ошибки не было: образцы визуально отличались друг от друга,но на всех трех образцах цветопередача была идентичной.
Полив образцов кинопленок проводился для того, чтобы определить, в какой мере маскирование голубого красителя в негативе влияет на цветопередачу красных объектов. В одном образце (а это была цветная трехслойная негативная кинопленка) в нижний слой маскирующая компонента не была введена вообще, в другом — в нижнем слое использовалась маскирующая компонента Н-400 оранжевого цвета и в третьем — голубой негативный краситель маскировался розовой компонентой Н-616м. Таким образом, образцы положенные рядом друг с другом отличались один от другого даже визуально.
Для анализа на каждую пленку вместе с серой шкалой были сфотографированы два красных поля цветной шкалы — красный алый и кадмий красный. Поскольку насыщенность и цветовой тон определяются как степень отличия цветного поля от ахроматического (серого) поля, на сфотографированной цветной таблице в первую очередь промерялись плотности двух полей: серого и красного. Разница между зональными плотностями серого и зональными плотностями красного поля сравнивались между собой на первой пленке, на второй и на третьей. Поскольку маскирование должно изменить соотношение зональных плотностей голубого красителя, то эта разница непременно должна отразиться на цветовом тоне и насыщенности красного поля — то есть плотность красного поля относительно серого на немаскированной пленке должна измениться при введении маскирующей компоненты.
Образцы кинопленки были разного цвета, и это свидетельствовало о том, что полив эмульсий прошел так, как и задумывалось. Поэтому, отсняв на этих трех пленках цветную таблицу и промерив на денситометре отклонения красного поля от серого, ничего не оставалось делать, как принимать за должное то, что результаты денситометрических отклонений на всех трех образцах... не отличались друг от друга.
В душе я еще надеялся, что где-то допустил ошибку и не торопился признавать увиденное. Я перепромерял негативы второй и третий раз. И иногда улавливал разницу в 0,02 — 0,03 Б. Но стоило чуть сдвинуть негатив на денситометре, как эта разница пропадала. Как я убедился, визуально ощутить изменение цветового тона в позитивном изображении можно лишь тогда, когда изменение плотности в негативе составит не менее 0,05 — 0,06 Б.
Испытывались две разные маскирующие компоненты — оранжевая и розовая, чтобы доказать преимущества розовой компоненты перед оранжевой. Однако триумф розовой компоненты не состоялся. Не выиграла и оранжевая маскирующая компонента. Красное поле в негативе относительно серого поля на всех трех образцах никак не изменялось. Изменялись абсолютные значения плотностей, но степень отличия (относительная разница) оставалась той же.
Еще минуту назад я не верил, что сейчас следом смогу написать эту сакраментальную фразу. Я все оттягивал время, думал, что-то изменится. Но выводы сводились к тому, что никакого влияния маскирование на цветопередачу не оказывает. При испытании трехслойных образцов (с маскирующей компонентой и без нее) было зафиксировано, что маскирование голубого красителя негативных пленок не приводит к увеличению насыщенности цвета и не изменяет цветового тона красных объектов.
50
Леонид Коновалов |
как разобраться в кинопленках |
Я очень долго не доверял полученным результатам, пока не провел очередной эксперимент — с желтой маскирующей компонентой. Для того, чтобы определить, какое изменение в цветопередачу зеленого цвета внесет маскирование пурпурного красителя желтой маскирующей компонентой, на опытной поливной машине были изготовлены два образца цветной негативной кинопленки: с маскирующей компонентой и без нее.
Чтобы избежать возможных градационных расхождений (по степени контрастности слоев, по светочувствительности), образцы изготовлялись одновременно,
водин день. Вначале поливался общий нижний слой, и потом образец делился пополам. На первую половину наносился средний слой без маскирующей компоненты, на вторую половину — средний слой с маскирующей компонентой. Затем два образца склеивались вместе, и на них наносился общий верхний слой. Таким образом получались две пленки, максимально приближенные друг к другу по контрасту и по светочувствительности.
Чтобы узнать, как маскирование пурпурного красителя повлияет на цветовой тон зеленого объекта, из набора аппликационной бумаги был выбран для съемок самый насыщенный зеленый цвет. Это поле было сфотографировано вместе с серой шкалой экспозиционным клином от недодержки до передержки.
Предметом анализа в обработанном негативе были два поля: 18%-ное серое и зеленое. Одно из них в негативе было близко к нейтральному, а второе, зеленое, имело в негативе серо-пурпурный цвет.
Во всех популярных книгах по цветной фотографии для схематичности рассуждения о цветоделении делается упрощение, которое простительно только фотолюбителям. Говорится, что зеленое поле цветной шкалы передается в негативе пурпурным красителем, одним пурпурным красителем. Однако зеленый цвет, например, зеленой аппликационной бумаги, зеленой ткани или растительной зелени, непременно отражает свет и в синей и красной зонах спектра. Если бы растительная зелень отражала свет, скажем, только в зеленой зоне, она в негативе была бы чисто пурпурной, состояла бы только из одного пурпурного красителя. И если бы мы имели в виду конкретно траву, которая в зеленой зоне отражает около 18% света, то ее плотность в негативе в зеленой зоне была бы равна плотности 18%-ного серого поля в зеленой зоне. В том случае, когда плотность серого 18%- ного поля в нормально экспонированном негативе получается на уровне 0,6 Б над вуалью (корректнее выражаясь, над минимальной плотностью), то и травяной покров в зеленой зоне будет иметь в негативе ту же плотность — около 0,6 Б над вуалью.
Иесли бы растительная зелень состояла в негативе только из пурпурного красителя, то ее плотность была бы равна в белах 0,14 — 0,60 — 0,11 соответственно за синим, зеленым и красным фильтрами денситометра, поскольку именно такие плотности имеет сам пурпурный краситель в немаскированных пленках. Или плотность была бы 0,08 — 0,60 — 0,10, если бы мы имели дело с маскированной пленкой. Однако на маскированной кинопленке ДС-5м зеленая весенняя трава передается плотностью 0,43 — 0,62 — 0,40 (относительно плотности средне-серо- го поля в негативе, принятого за 0,6 — 0,6 — 0,6). Это свидетельствует о том, что
внегативе образуется не только пурпурный краситель, но и изрядные количества желтого и голубого красителя. Получается, что зеленая трава не так уж мало отражает света в синей и красной зонах спектра.
Зеленое поле, которое проходило а наших испытаниях, имело больший чем у растительной зелени коэффициент отражения и при плотности серого 18%-ного поля в зеленой зоне 0,6 Б создавало в негативе большую плотность — 0,75 (над вуалью при измерении за зеленым фильтром денситометра). Если бы в этом месте негатива образовался только пурпурный краситель, то на немаскированном
51
как разобраться в кинопленках |
Леонид Коновалов |
образце такое поле имело бы плотности 0,18 — 0,75 — 0,11 (соответственно за син-, зел-, крсветофильтрами). Однако реальные плотности 0,58 — 0,75 — 0,65 показывали, что зеленые объекты, окружающие нас, весьма далеки от спектрально чистых зеленых цветов, действующих исключительно на один слой кинопленки и приводящих к образованию только пурпурного красителя.
Зная спектральные характеристики негативных красителей, можно определить, сколько желтого и голубого красителя прибавилось к пурпурному красителю в негативном изображении. А затем на основе вклада в плотности только пурпурного красителя можно пересчитать, что произойдет с соотношением плотностей зеленого поля, когда немаскированный пурпурный краситель будет заменен маскированным.
Таблица 20. Зональные денситометрические плотности желтого и голубого красителей негативной кинопленки
|
Желтый краситель |
|
|
Голубой краситель |
|
|
|
|
|
|
|
Dсин |
Dзел |
Dкр |
Dсин |
Dзел |
Dкр |
|
|
|
|
|
|
1,00 |
0,12 |
0,04 |
0,11 |
0,13 |
1,00 |
|
|
|
|
|
|
0,90 |
0,10 |
0,04 |
0,09 |
0,12 |
0,90 |
|
|
|
|
|
|
0,80 |
0,09 |
0,04 |
0,08 |
0,10 |
0,80 |
|
|
|
|
|
|
0,70 |
0,08 |
0,04 |
0,07 |
0,09 |
0,70 |
|
|
|
|
|
|
0,60 |
0,07 |
0,03 |
0,06 |
0,08 |
0,60 |
|
|
|
|
|
|
0,50 |
0,06 |
0,03 |
0,04 |
0,06 |
0,50 |
|
|
|
|
|
|
0,40 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,40 |
|
|
|
|
|
|
0,30 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
0,04 |
0,30 |
|
|
|
|
|
|
0,20 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,20 |
|
|
|
|
|
|
0,10 |
0,02 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,10 |
|
|
|
|
|
|
Таблица 21. Зональные денситометрические плотности пурпурного красителя негативной кинопленки до и после маскирования
|
|
Пурпурный краситель |
|
Пурпурный краситель после |
Падение плотности |
||||
|
|
до маскирования |
|
|
маскирования |
|
в синей зоне |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вследствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
маскирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Dсин |
|
Dзел |
|
Dкр |
Dсин |
Dзел |
Dкр |
∆Dсин,Б |
|
0,29 |
|
1,10 |
|
0,18 |
0,04 |
1,10 |
0,16 |
- 0,25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,26 |
|
1,00 |
|
0,16 |
0,05 |
1,00 |
0,14 |
- 0,21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,23 |
|
0,90 |
|
0,14 |
0,06 |
0,90 |
0,12 |
- 0,18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,20 |
|
0,80 |
|
0,12 |
0,07 |
0,80 |
0,11 |
- 0,13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,16 |
|
0,70 |
|
0,11 |
0,08 |
0,70 |
0,11 |
- 0,08 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,14 |
|
0,60 |
|
0,10 |
0,08 |
0,60 |
0,10 |
- 0,06 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,11 |
|
0,50 |
|
0,08 |
0,07 |
0,50 |
0,08 |
- 0,04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,09 |
|
0,40 |
|
0,07 |
0,07 |
0,40 |
0,07 |
- 0,02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,07 |
|
0,30 |
|
0,06 |
0,05 |
0,30 |
0,06 |
- 0,02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,05 |
|
0,20 |
|
0,04 |
0,04 |
0,20 |
0,04 |
- 0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,03 |
|
0,10 |
|
0,02 |
0,03 |
0,10 |
0,02 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52