ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы будем рассматривать параллельно два процесса: как снимать и монтировать игровой фильм и то же самое про документальную работу. Документальная передача, если она снимается много дней и имеет большой объем материала, делается почти также.

Главный лозунг всей дельнейшей технологии творчества приду­мали американцы: время — деньги. В организации процесса мон­тажа он имеет буквальный смысл. По тому, насколько быстро и четко работает на монтаже режиссер или режиссер-монтажер судят о его профессионализме.

Все, что отснято на пленку и еще не смонтировано принято па-зывать материалом. На любой картине и передаче его обычно по­учается в несколько раз больше, чем запланированное время эк­ранной работы. Он может превосходить по количеству времени окончательный вариант монтажа в 5,10,20 и даже 30 раз. Держать в голове каждый кадр и дубли с их началами, концами, содержани­ем и нюансами, когда их насчитывается до тысячи и больше не уда­ется ни одному режиссеру. И для этого не нужно напрягать голову.

Съемка

Первая технологическая задача на съемках — четкая маркиров­ка снятых кадров и групп кадров, кодирование всего материала.

Это относится ко всем видам экранного творчества. Методы раз­ ные, цель — одна: обеспечить простоту и высокую скорость раз­ борки материала.

Тем, кто снимает игровые фильмы, — проще. Существует пра­дедовский способ еще со времен хорошего кино — «хлопушка».

«Хлопушка» — это доска с надписями, цифрами и планкой для хлопка (рис. 1).

На доске обычно краской пишутся название фильма, которое не меняется до окончания монтажа и озвучания, и слова: «эпизод», «сцена», «кадр», «дубль». Номера кадров, дублей (цифры) и назва­ния сцен пишутся мелом, иногда используются сменные пластинки с названиями и цифрами .

  1. Название фильма Надо думать

  2. Эпизод Птичий рынок 3. Cцена Покупка щенка

  1. Кадр (по режис­ серскому сценарию) 133

  2. Дубль 5

  3. Немой или синхронный Н (С)

7- Дата 02.07.01 «Хлопушка» изготавливается одна или в двух экземплярах и слу­ жит до последнего дня съемок.

По завершении фильма она чаще всего переходит в ранг релик­вий режиссера.

Даже если игровая работа снимается на самой современной ви­деотехнике, в начале съемки каждого кадра помощник режиссера обязан вынести «хлопушку» перед объективом камеры с точной записью всех данных, а после команд «мотор» и «есть мотор» про­изнести название сцены, кадра, дубля и хлопнуть планкой по доске. Когда для повышения качества записи звука используются отдель­ный высококлассный магнитофон, хлопушка — главный и незаме­нимый инструмент синхронизации звука с изображением.


Если кинокамера имеет систему отметок синхронизации на изоб­разительной и звуковой пленках, то оператор дублирует такой от­меткой работу «хлопушки».

Теперь вы застрахованы от потери массы времени на поиски нужного кадра или дубля. И что бы ни случилось, вплоть до вынуж­денной замены кого-то из команды, новый человек всегда сможет найти искомый кадр.

Хлопушка—добрый ангел-хранитель, оберегает работу съемоч­ной группы от неразберихи в материале.

В документалистике дело обстоит сложней. Размахивать «хло­пушкой» перед носом актера считается нормой, а то же самое пе­ред лицом документального героя считается непристойным. И чаще всего бывает просто невозможно. Поэтому требуется высокая сте­пень слаженности в работе оператора и режиссера. Хотя иногда пользуются хлопком в ладоши прямо перед объективом кинокаме­ры, если идет раздельная запись изображения и звука.

Но при любых обстоятельствах оператор или его ассистент, или ассистент режиссера обязаны, во-первых, пронумеровать все кас­сеты: 1-я, 2-я,... 28-я и т. д. и вести съемочный журнал. Таблица 1.

Съемочн. день

Дата

№ кассеты

Название сцены

Место съемки

Код начала

Код конца

8-й

1.07.01

4-я

Покупка щенка

Птичий рынок. Москва

02.34.28

02.49.31

Таблица 1

i

В двух последних колонках записывается тайм-код (временной код): часы, минуты и секунды начала и конца съемки этой сцены. Число кадриков (четвертая пара цифр) обычно в журнал не пишется, так как они потребуются только при точном монтаже. А для по­иска сцены на кассете вполне остаточно кода из трех пар цифр.

Тайм-код во всей технологии видеомонтажа — ключ к профес­сиональной работе, палочка-выручалочка режиссера и монтажера.

На некоторых камерах тайм-код сразу прописывается на одну из дополнительных дорожек или между кадрами. Но это не обязатель­но. Важно, чтобы оператор до и после съемки записал в журнал показания тайм-кода в окне визира. А дальше мы к нему будем воз­вращаться еще много раз. В документалистике не всегда удается записать тайм-код каждого из кадров в журнал. Но после съемки обязательно выполняется подробная запись всех параметров (№ кас­сеты, тайм-код начала и конца съемки, дата, место съемки, услов­ное название сцены). Эти записи вы оцените позже, когда начнется разборка материала по прошествии большого количества времени.


Просмотр и оценка материала

Поверим на слово, что вы сделали все, как нужно. Условия для работы идеальные. Вечером или спустя несколько часов, или на следующий день, как бывает у кинематографистов, вы обязательно просматриваете материал на экране. Это невероятно интересно! Что получилось, как удалось реализовать задуманное? Просмотр на ка­мере не позволяет сделать всестороннюю оценку. Смотреть пола­гается на экране. Но все равно не обольщайтесь! Трезво и рацио­нально оценить первый материал весьма тяжело. Однако эту рабо­ту надо обязательно проделать. Мысленно нужно попытаться сло­жить, смонтировать снятую сцену. Для этого иногда материал про­сматривают даже два раза.

Цель предварительных просмотров: проверить, что получилось, нужны ли досъемки или, хуже того, — пересъемки. Что греха та­ить: не всегда сразу получается то, что задумано. Иногда уже по материалу понимаешь, что недостает пары крупных планов, пере­бивки или дополнительного пейзажа для создания настроения. Пока съемочная группа и техника находятся в близи объекта, лучше это сделать сразу.

Считаем, что все съемки проведены со всеми записями и реко­мендациями.

При съемках игровых фильмов или спектаклей, а тем более се­риалов, процесс отбора дублей и сборки кадров в сцены начинается

буквально на следующий день, идет параллельно до конца съемочного периода и заканчивается в монтажно-тонировочном периоде, в Post Production.

Если документалистам удается идти тем же путем — это чрезвы­чайно удобно. Но чаще весь материал оказывается в руках режиссе­ра только после завершения части съемок или всей работы.

А дальше начинается собственно монтаж.

Возможны три варианта организации творческой технологии. Но при всех вариантах следует стремиться сэкономить время и средства.

Вариант первый. Вы работаете на кинопленке. Никаких про­блем нет — вам напечатали с негатива позитив. Монтажер подло­жил синхронно все дубли. Материал необходимо разобрать, ото­брать дубли, а дальше можно резать и клеить, соблюдая последова­тельно все прочие рекомендации.

Вариант второй. Вы снимаете на видео. Допустим, что компь­ютера для чернового монтажа у вас нет. Тогда весь материал необ­ходимо перегнать на VHS с тайм-кодом, чтобы сохранить в непри­косновенности оригинал съемки. На VHS производить разборку материала, отбор дублей и черновой монтаж. Это не зависит от того, каким будет окончательный монтаж—линейным или нелинейным.

Вариант третий. Коли имеется возможность работать в циф­ровой технологии, то до перегонки на винчестер предварительно на экране отсмотреть весь материал. По экрану отобрать дубли с записью номеров кадров и номеров дублей, принять решение о том, что вообще не пойдет в монтаж, и только после этого перегнать весь нужный материал со сжатием на винчестер дешевой компью­терной системы.


На игровых картинах, а тем более на сериалах разборка матери­ала начинается с первого дня. Режиссер с монтажером отбирают дубли, и монтажер позже самостоятельно складывает вчерне сцену. И так должно быть до конца съемок. Съемки и черновой монтаж идут параллельно. А режиссер постоянно ведет контроль за ходом чернового монтажа. Материал, как говорят профессионалы, под­бирается по сценам и эпизодам в предварительной последователь­ности без окончательной подрезки начал и концов кадров. Но сразу вы сами или монтажер начинает формировать резерв — кадры-ва­рианты и кадры, которым не нашлось места в воображаемом чер­новом монтаже, но представляющие собой несомненный интерес.

Монтаж чернового варианта

Первый шаг

Именно черновой вариант составляет основной этап таинства создания произведения. На этом этапе режиссер и монтажер окон­чательно принимают решение, где будут находиться голова, сердце и душа их детища, из каких материй они будут сложены. Увлека­тельный и завораживающий процесс, когда прямо на глазах появ­ляются первые и долгожданные черты собственного «ребенка».

Смена техники происходит столь стремительно, что попытки шагать с ней в ногу обречены на неудачу. Пока пишется учебник, существует одна, кажущаяся новейшей, а когда вы его будете чи­тать, может оказаться, что уже родилась еще более новая. Но неиз­менным, при всех технических новинках, останется технология са­мого творчества, а краеугольным камнем в ней—монтаж черно­вого варианта произведения.

Руководящим «чертежом», по которому строится черновой ва­риант монтажа, конечно, является режиссерский сценарий с рас­кадровками и пометками режиссера об изменениях и дополнениях.

Но мы возьмем для примера самый сложный случай, докумен­тальный фильм. Все снимается в далекой экспедиции, где-то в го­рах или в тундре, где нет электричества, проявочных машин и теле­визоров. День за днем вы фиксировали камерой работу экспеди­ции, жизнь аборигенов или поведение животных. Работа, что на­зывается, шла по науке: на каждой кассете или коробке негатива — названия сцен, в журнале — записи тайм-кодов, дат и мест съемки. Все, как положено.

И вот вы дома. Если вы сняли фильм на кинопленку, вам через пару дней вручат десяток коробок позитива с повторением надпи­сей, которые были на коробках негатива. По более современной технологии, вы получите весь материал на кассетах VHS, перепи­санный прямо с негатива. В данном формате предстоит осуществить черновой монтаж.


Так или иначе — перед вами сразу несколько кассет, а в них 5-10 часов материала. Литературный и режиссерский сценарий были при­близительными. На месте будущих съемок ни вам, ни автору сцена­рия побывать до начала работы не было возможности. В материале много нового, неожиданного, непредвиденного. Старая драматур­гическая схема расползлась по швам, а новая еще не родилась. Ее-то вам и предстоит найти, вылепить в черновом варианте. Первым делом материал лучше один-два раза посмотреть в зале или на высококачественной аппаратуре. Это поможет вам отметить потенциальные возможности воздействия отдельных кадров на зри­теля, изобразительные достоинства и недостатки материала. Такая процедура обязательна. В материал следует вглядываться, его сле­дует эмоционально впитать в себя.

Весь материал в ваших руках. Вы свободны в своих действиях. Можете смотреть материал тысячу раз даже дома. Но у вас есть одна святая обязанность: на первый просмотр пригласить всех, кто участвовал в съемках. Проявите уважение и благодарность к их труду, пригласите даже водителя машины, если есть такая возможность. Тогда они согласятся с вами работать и дальше в еще более тяже­лых условиях.

Благодарность режиссера к помошникам — первое качество про­фессионала, фундамент режиссерской этики.

Если вы начинаете работать с монтажером, пригласите и его, но дайте ему предварительно прочитать сценарий.

Итак — первый просмотр! Время терять нельзя. Таинственный процесс рождения произведения вступил в решающую фазу. Перед вами бумага и ручка. Записываете по ходу просмотра свои сообра­жения, впечатления, обрывки мыслей и то интересное, что неволь­но говорят ваши помошники. Их мнения и идеи могут оказаться полезными и ценными, они могут заметить и трактовать то, что случайно проскочит мимо режиссерского глаза и уха. Они тоже были на съемках. У них тоже сложились свои эмоциональные впечатле­ния от виденного в жизни. У них появились суждения от сравнения жизни с тем, что получилось на экране. Не будьте снобом. Отбро­сить лишнее — всегда успеете. А запас идей карман не тянет.

А пока не забывайте американский принцип: время — деньги. На этом этапе работы он обретает характер безжалостной реально­сти. Ваши расходы на монтаж прямо зависят от вашего профессио­нализма и хладнокровия.

Второй просмотр проводите с монтажером, если таковой помош-ник у вас имеется. Повторный просмотр дает возможность, во-пер­вых, хорошо запомнить образы, запечатленные в кадрах, а во-вто­рых, мысленно начать поиск драматургической конструкции ваше­го произведения. Хотите вы этого или нет — такие процессы будут идти сами собой и осознанно, и подсознательно. Больше двух раз смотреть материал — дело неразумное. Вы не продвинетесь вперед, а лишь потеряете время. Рациональный способ организации творчества подразумевает другой путь.