ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология творчества
Глава 2. Внутрикадровый монтаж
Глава 4. Звукозрительный монтаж
Глава 5. Монтаж дикторского текста,
Глава 6. Монтаж шумов и шумовых фонограмм
3. Функция создания определенного настроения
4. Драматургическая функция шумов
5. Функция выражения состояния среды
6. Функция символизации события
7. Функция замещения изображения и действия
Мы будем рассматривать параллельно два процесса: как снимать и монтировать игровой фильм и то же самое про документальную работу. Документальная передача, если она снимается много дней и имеет большой объем материала, делается почти также.
Главный лозунг всей дельнейшей технологии творчества придумали американцы: время — деньги. В организации процесса монтажа он имеет буквальный смысл. По тому, насколько быстро и четко работает на монтаже режиссер или режиссер-монтажер судят о его профессионализме.
Все, что отснято на пленку и еще не смонтировано принято па-зывать материалом. На любой картине и передаче его обычно поучается в несколько раз больше, чем запланированное время экранной работы. Он может превосходить по количеству времени окончательный вариант монтажа в 5,10,20 и даже 30 раз. Держать в голове каждый кадр и дубли с их началами, концами, содержанием и нюансами, когда их насчитывается до тысячи и больше не удается ни одному режиссеру. И для этого не нужно напрягать голову.
Съемка
Первая технологическая задача на съемках — четкая маркировка снятых кадров и групп кадров, кодирование всего материала.
Это относится ко всем видам экранного творчества. Методы раз ные, цель — одна: обеспечить простоту и высокую скорость раз борки материала.
Тем, кто снимает игровые фильмы, — проще. Существует прадедовский способ еще со времен хорошего кино — «хлопушка».
«Хлопушка» — это доска с надписями, цифрами и планкой для хлопка (рис. 1).
На доске обычно краской пишутся название фильма, которое не меняется до окончания монтажа и озвучания, и слова: «эпизод», «сцена», «кадр», «дубль». Номера кадров, дублей (цифры) и названия сцен пишутся мелом, иногда используются сменные пластинки с названиями и цифрами .
Название фильма Надо думать
Эпизод Птичий рынок 3. Cцена Покупка щенка
Кадр (по режис серскому сценарию) 133
Дубль 5
Немой или синхронный Н (С)
7- Дата 02.07.01 «Хлопушка» изготавливается одна или в двух экземплярах и слу жит до последнего дня съемок.
По завершении фильма она чаще всего переходит в ранг реликвий режиссера.
Даже если игровая работа снимается на самой современной видеотехнике, в начале съемки каждого кадра помощник режиссера обязан вынести «хлопушку» перед объективом камеры с точной записью всех данных, а после команд «мотор» и «есть мотор» произнести название сцены, кадра, дубля и хлопнуть планкой по доске. Когда для повышения качества записи звука используются отдельный высококлассный магнитофон, хлопушка — главный и незаменимый инструмент синхронизации звука с изображением.
Если кинокамера имеет систему отметок синхронизации на изобразительной и звуковой пленках, то оператор дублирует такой отметкой работу «хлопушки».
Теперь вы застрахованы от потери массы времени на поиски нужного кадра или дубля. И что бы ни случилось, вплоть до вынужденной замены кого-то из команды, новый человек всегда сможет найти искомый кадр.
Хлопушка—добрый ангел-хранитель, оберегает работу съемочной группы от неразберихи в материале.
В документалистике дело обстоит сложней. Размахивать «хлопушкой» перед носом актера считается нормой, а то же самое перед лицом документального героя считается непристойным. И чаще всего бывает просто невозможно. Поэтому требуется высокая степень слаженности в работе оператора и режиссера. Хотя иногда пользуются хлопком в ладоши прямо перед объективом кинокамеры, если идет раздельная запись изображения и звука.
Но при любых обстоятельствах оператор или его ассистент, или ассистент режиссера обязаны, во-первых, пронумеровать все кассеты: 1-я, 2-я,... 28-я и т. д. и вести съемочный журнал. Таблица 1.
Съемочн. день |
Дата |
№ кассеты |
Название сцены |
Место съемки |
Код начала |
Код конца |
8-й |
1.07.01 |
4-я |
Покупка щенка |
Птичий рынок. Москва |
02.34.28 |
02.49.31 |
Таблица 1
i
В двух последних колонках записывается тайм-код (временной код): часы, минуты и секунды начала и конца съемки этой сцены. Число кадриков (четвертая пара цифр) обычно в журнал не пишется, так как они потребуются только при точном монтаже. А для поиска сцены на кассете вполне остаточно кода из трех пар цифр.
Тайм-код во всей технологии видеомонтажа — ключ к профессиональной работе, палочка-выручалочка режиссера и монтажера.
На некоторых камерах тайм-код сразу прописывается на одну из дополнительных дорожек или между кадрами. Но это не обязательно. Важно, чтобы оператор до и после съемки записал в журнал показания тайм-кода в окне визира. А дальше мы к нему будем возвращаться еще много раз. В документалистике не всегда удается записать тайм-код каждого из кадров в журнал. Но после съемки обязательно выполняется подробная запись всех параметров (№ кассеты, тайм-код начала и конца съемки, дата, место съемки, условное название сцены). Эти записи вы оцените позже, когда начнется разборка материала по прошествии большого количества времени.
Просмотр и оценка материала
Поверим на слово, что вы сделали все, как нужно. Условия для работы идеальные. Вечером или спустя несколько часов, или на следующий день, как бывает у кинематографистов, вы обязательно просматриваете материал на экране. Это невероятно интересно! Что получилось, как удалось реализовать задуманное? Просмотр на камере не позволяет сделать всестороннюю оценку. Смотреть полагается на экране. Но все равно не обольщайтесь! Трезво и рационально оценить первый материал весьма тяжело. Однако эту работу надо обязательно проделать. Мысленно нужно попытаться сложить, смонтировать снятую сцену. Для этого иногда материал просматривают даже два раза.
Цель предварительных просмотров: проверить, что получилось, нужны ли досъемки или, хуже того, — пересъемки. Что греха таить: не всегда сразу получается то, что задумано. Иногда уже по материалу понимаешь, что недостает пары крупных планов, перебивки или дополнительного пейзажа для создания настроения. Пока съемочная группа и техника находятся в близи объекта, лучше это сделать сразу.
Считаем, что все съемки проведены со всеми записями и рекомендациями.
При съемках игровых фильмов или спектаклей, а тем более сериалов, процесс отбора дублей и сборки кадров в сцены начинается
буквально на следующий день, идет параллельно до конца съемочного периода и заканчивается в монтажно-тонировочном периоде, в Post Production.
Если документалистам удается идти тем же путем — это чрезвычайно удобно. Но чаще весь материал оказывается в руках режиссера только после завершения части съемок или всей работы.
А дальше начинается собственно монтаж.
Возможны три варианта организации творческой технологии. Но при всех вариантах следует стремиться сэкономить время и средства.
Вариант первый. Вы работаете на кинопленке. Никаких проблем нет — вам напечатали с негатива позитив. Монтажер подложил синхронно все дубли. Материал необходимо разобрать, отобрать дубли, а дальше можно резать и клеить, соблюдая последовательно все прочие рекомендации.
Вариант второй. Вы снимаете на видео. Допустим, что компьютера для чернового монтажа у вас нет. Тогда весь материал необходимо перегнать на VHS с тайм-кодом, чтобы сохранить в неприкосновенности оригинал съемки. На VHS производить разборку материала, отбор дублей и черновой монтаж. Это не зависит от того, каким будет окончательный монтаж—линейным или нелинейным.
Вариант третий. Коли имеется возможность работать в цифровой технологии, то до перегонки на винчестер предварительно на экране отсмотреть весь материал. По экрану отобрать дубли с записью номеров кадров и номеров дублей, принять решение о том, что вообще не пойдет в монтаж, и только после этого перегнать весь нужный материал со сжатием на винчестер дешевой компьютерной системы.
На игровых картинах, а тем более на сериалах разборка материала начинается с первого дня. Режиссер с монтажером отбирают дубли, и монтажер позже самостоятельно складывает вчерне сцену. И так должно быть до конца съемок. Съемки и черновой монтаж идут параллельно. А режиссер постоянно ведет контроль за ходом чернового монтажа. Материал, как говорят профессионалы, подбирается по сценам и эпизодам в предварительной последовательности без окончательной подрезки начал и концов кадров. Но сразу вы сами или монтажер начинает формировать резерв — кадры-варианты и кадры, которым не нашлось места в воображаемом черновом монтаже, но представляющие собой несомненный интерес.
Монтаж чернового варианта
Первый шаг
Именно черновой вариант составляет основной этап таинства создания произведения. На этом этапе режиссер и монтажер окончательно принимают решение, где будут находиться голова, сердце и душа их детища, из каких материй они будут сложены. Увлекательный и завораживающий процесс, когда прямо на глазах появляются первые и долгожданные черты собственного «ребенка».
Смена техники происходит столь стремительно, что попытки шагать с ней в ногу обречены на неудачу. Пока пишется учебник, существует одна, кажущаяся новейшей, а когда вы его будете читать, может оказаться, что уже родилась еще более новая. Но неизменным, при всех технических новинках, останется технология самого творчества, а краеугольным камнем в ней—монтаж чернового варианта произведения.
Руководящим «чертежом», по которому строится черновой вариант монтажа, конечно, является режиссерский сценарий с раскадровками и пометками режиссера об изменениях и дополнениях.
Но мы возьмем для примера самый сложный случай, документальный фильм. Все снимается в далекой экспедиции, где-то в горах или в тундре, где нет электричества, проявочных машин и телевизоров. День за днем вы фиксировали камерой работу экспедиции, жизнь аборигенов или поведение животных. Работа, что называется, шла по науке: на каждой кассете или коробке негатива — названия сцен, в журнале — записи тайм-кодов, дат и мест съемки. Все, как положено.
И вот вы дома. Если вы сняли фильм на кинопленку, вам через пару дней вручат десяток коробок позитива с повторением надписей, которые были на коробках негатива. По более современной технологии, вы получите весь материал на кассетах VHS, переписанный прямо с негатива. В данном формате предстоит осуществить черновой монтаж.
Так или иначе — перед вами сразу несколько кассет, а в них 5-10 часов материала. Литературный и режиссерский сценарий были приблизительными. На месте будущих съемок ни вам, ни автору сценария побывать до начала работы не было возможности. В материале много нового, неожиданного, непредвиденного. Старая драматургическая схема расползлась по швам, а новая еще не родилась. Ее-то вам и предстоит найти, вылепить в черновом варианте. Первым делом материал лучше один-два раза посмотреть в зале или на высококачественной аппаратуре. Это поможет вам отметить потенциальные возможности воздействия отдельных кадров на зрителя, изобразительные достоинства и недостатки материала. Такая процедура обязательна. В материал следует вглядываться, его следует эмоционально впитать в себя.
Весь материал в ваших руках. Вы свободны в своих действиях. Можете смотреть материал тысячу раз даже дома. Но у вас есть одна святая обязанность: на первый просмотр пригласить всех, кто участвовал в съемках. Проявите уважение и благодарность к их труду, пригласите даже водителя машины, если есть такая возможность. Тогда они согласятся с вами работать и дальше в еще более тяжелых условиях.
Благодарность режиссера к помошникам — первое качество профессионала, фундамент режиссерской этики.
Если вы начинаете работать с монтажером, пригласите и его, но дайте ему предварительно прочитать сценарий.
Итак — первый просмотр! Время терять нельзя. Таинственный процесс рождения произведения вступил в решающую фазу. Перед вами бумага и ручка. Записываете по ходу просмотра свои соображения, впечатления, обрывки мыслей и то интересное, что невольно говорят ваши помошники. Их мнения и идеи могут оказаться полезными и ценными, они могут заметить и трактовать то, что случайно проскочит мимо режиссерского глаза и уха. Они тоже были на съемках. У них тоже сложились свои эмоциональные впечатления от виденного в жизни. У них появились суждения от сравнения жизни с тем, что получилось на экране. Не будьте снобом. Отбросить лишнее — всегда успеете. А запас идей карман не тянет.
А пока не забывайте американский принцип: время — деньги. На этом этапе работы он обретает характер безжалостной реальности. Ваши расходы на монтаж прямо зависят от вашего профессионализма и хладнокровия.
Второй просмотр проводите с монтажером, если таковой помош-ник у вас имеется. Повторный просмотр дает возможность, во-первых, хорошо запомнить образы, запечатленные в кадрах, а во-вторых, мысленно начать поиск драматургической конструкции вашего произведения. Хотите вы этого или нет — такие процессы будут идти сами собой и осознанно, и подсознательно. Больше двух раз смотреть материал — дело неразумное. Вы не продвинетесь вперед, а лишь потеряете время. Рациональный способ организации творчества подразумевает другой путь.