ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология творчества
Глава 2. Внутрикадровый монтаж
Глава 4. Звукозрительный монтаж
Глава 5. Монтаж дикторского текста,
Глава 6. Монтаж шумов и шумовых фонограмм
3. Функция создания определенного настроения
4. Драматургическая функция шумов
5. Функция выражения состояния среды
6. Функция символизации события
7. Функция замещения изображения и действия
Поручите ассистенту режиссера расшифровать (сделать письменную запись) всех текстов интервью и синхронных разговоров в кадре.
Монтаж текста профессионалы всегда проделывают на бумаге. Восстанавливая в памяти интонации, они понимают, какие куски можно вырезать и после этого какие фразы с какими можно смонтировать без ущерба для впечатления гладкого выступления героя и для комфортности восприятия зрителя.
Рассортируйте кадры ксерокопии монтажной записи, разрезанной на полоски по отдельным сценам. Путем раскладки полосок с кадрами на столе сложите в монтажной последовательности каждую из сцен.
Настал торжественный момент: пользуясь только записями на бумаге, можно сделать первую попытку — по кадрам сложить первый вариант фильма.
Правда, предварительно вам предстоит еще выбрать и подчеркнуть в расшифровках нужные смысловые куски текстов и интервью, чтобы не перечитывать каждый раз все тексты целиком, а только ключевые куски речи героев. Дальше — все по «науке».
Мысленно читая описание кадров и выделенные тексты, восстанавливая их на своем внутреннем экране, план за планом выиз набора нарезанных кусков монтажной записи складываете последовательность изложения содержания картины, «как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу»1 по выражению Л. Кулешова. Можно это делать на большом столе. Когда наберется много сцен, перенесите раскладку на пол. Здесь вы не ограничены в длине.
Если фильм небольшой, до 13 минут, то предложенный вариант — самый оптимальный. Но когда размер вашей экранной работы превышает 20 минут, то делайте ее по частям. Сначала смонтируйте по очереди первый эпизод, состоящий, скажем, из пяти сцен. Мысленно пройдитесь по кадрам и попробуйте сопереживать со зрителем, которому предстоит смотреть работу впервые.
Конечно, в голове режиссера уже до съемок и во время съемок мог сложиться план монтажа каждой сцены или большинства сцен. Вот этот план и должен послужить путеводной звездой в подборе первого варианта.
Но допустим, этот вариант вас чем-то не устроил. Без чьей-либо помощи, без затрат денег вы переставляете кадры и тексты местами, перекладывая нарезанные куски бумаги. Вы работаете, вы творите свое произведение в своем воображении! Вот он — профессионализм в монтаже при самых малых затратах.
Наконец первый вариант собственного творчества на бумаге удовлетворил вашу требовательную натуру. По крайней мерс можно заказывать смену монтажа на VHS — черновой бумажный вариант фильма готов к реализации.
Напоминаем, что техника будет меняться, и, возможно, вскоре мы будем пользоваться другими дешевыми техническими системами. Например, цифровыми.
Дальше существуют два пути. Вес зависит от оборудования, на котором вам предстоит работать, и от вашего бюджета.
Здесь уместен лишь небольшой комментарий о главном. Пока вы складывали бумажный вариант сценария, вы работали скульптором, который из глины пластических и звуковых образов лепил Драматургию фильма, строил интригу мысли, «подсовывал» зрителю ложные ходы для размышлений, чтобы заставить его наиболее остро пережить главные события. При этом учитывались и десять принципов монтажа, и приемы экранного рассказа, и чисто драма-
'Кулешов Л. О задачах художника в кинематографии.— В жур. Вестник кинематографии, 1917, № 127. С 37-38.
тургические приемы, заставляющие зрителя с возрастающим интересом следить за ходом авторской мысли и действиями на экране.
Что объединяет все варианты профессиональной организации творчества — монтаж в голове, в воображении режиссера. Это — генеральный путь творческого процесса.
А дальше по склеенной монтажной записи, как по нотам, вы складываете свою работу в любой из существующих или будущих технологий монтажа.
Продолжение черного монтажа
Четвертый шаг
Вам предстоит делать окончательный чистовой монтаж на технике линейного монтажа или без использования компьютера. Каждая перегонка материала, каждое копирование может ухудшить качество изображения почти на 15%. Два раза перегнали — на треть изображение хуже качеством! А еще раз, и нет половины! Хочешь — не хочешь, а количество циклов копирования следует свести к минимуму, т.е. к одному. Поэтому почти окончательный или полностью окончательный вариант монтажа следует сделать на ВХСных копиях, чтобы потом повторить его в чистовом варианте на системе высокого качества.
Приступаем.
Перед вами аппаратура линейного монтажа для VHS, кассеты VHS с неразобранным материалом и бумажный черновой монтаж. Собираете, используя так называемые прямые склейки. Тайм-коды помогают вам искать, где и на какой кассете находится тот или иной следующий кадр. Первоначально не подрезайте начала и концы кадров до полной чистоты. Вставляйте лишние кадры, которые (по вашему предположению) могут расширить или усилить действие, но вызывают сомнения. Не отрезайте статику на началах и концах панорам. В случае перемонтажа она вам может пригодиться. Вырезать всегда успеете.
Если вы начинающий режиссер, будете дрожать за каждый кадрик материала. Со временем и накоплением опыта станете резать смело и безжалостно выкидывать лишнее, а пока нужно войти в ощущение оптимальной длительности кадров. С первого раза и без контекста, без последовательного просмотра на экране, такую операцию проделать довольно трудно.
Не просматривайте каждую склейку по пять раз. Не гоняйте материал туда и обратно, чтобы убедиться в комфортности стыка или в четком выполнении одного из 10-ти принципов монтажа. При последующих просмотрах только фиксируйте мысленно, где и что можно отрезать.
С некоторым запасом необходимо оставить текстовые куски с синхронной речью в кадре, чтобы увязать их словесные акценты с логикой рассказа в изображении. Ваша задача на данном этапе состоит в том, чтобы выстроить последовательно весь фильм, прикинуть, что получается, попробовать ощутить живое целое будущего организма.
Одна обязательная рекомендация.
Если при съемке текст героев был записан на две дорожки, то обязательно сохраните его на двух дорожках. Если вы сталкиваете высказывания двух персонажей, то пишите их слова тоже на разных дорожках. Такая технологическая схема существенно поможет вам при сведении звуковых фонограмм и окончательной записи в чистовом монтаже улучшить качество звучания текстов путем отдельной корректировки каждого голоса.
Пятый шаг
Первый просмотр — на большом мониторе или на телевизоре. Киношники это делают обычно в зале.
Главная задача на данном этапе — оценить по черновому монтажу, как складывается или почему не складывается драматургическое решение, правильно ли выбран порядок монтажа сцен. К тому же, насколько доходчивыми оказались ваши мысли, как эмоционально может подействовать на зрителей будущий фильм. Какие куски и сцены получаются эффектными и убедительными, а какие требуют «ремонта», переделок или удаления. От всего, что не получилось, избавляться придется безжалостно, как бы ни были дороги отдельные кадры, добытые титаническими усилиями. Плохо, если вы придете в ужас от увиденного и у вас опустятся руки, но так же плохо, если вас захлестнет эйфория восторга от собственного высокого «искусства».
Смотреть работу нужно с карандашом в руках. А еще лучше с помощником, который запишет ваши чмоки и плохо осмысленные возгласы во время просмотра. Попутно вы запоминаете грубые стыки кадров, ошибки в движении и т. д., но это все — мелочи. Пока на них не нужно обращать особое внимание. Сразу после просмотра не садитесь за переделки. Стресс, который вы испытали, глядя на свое произведение, должен пройти. Если есть возможность, дайте время улечься эмоциям. Спустя день-два вы найдете решение много точнее, чем сразу после встречи с еще неполноценным детищем на экране.
Шестой шаг
Снова садимся за письменный стол. Составляем карточки с условными названиями сцен, которые хотя бы частично выражают их смысл. Сколько сцен — столько карточек.
Раскладываем их в монтажном порядке первого варианта сборки фильма, того самого, который день назад произвел на автора зубодробильное впечатление. Берем рукопись помощника с режиссерскими восклицаниями и охами от просмотра. И начинается интенсивная работа интеллекта.
Перед вами стоит конкретная задача — найти оптимальную, впечатляющую драматургическую конструкцию произведения. Пока в голове только смутные представления: задача есть — ответов нет. Хорошо, если день творческой паузы принес с ветром какие-то соображения. Но даже если на первую проверку их не окажется, не отчаивайтесь. Где-то там в глубинах подсознательного зреют нужные мысли независимо от вас. Лучше всего, если вы пребываете в состоянии уверенности в себе и в том, что рано или поздно вы найдете искомое решение драматургической конструкции.
Пройдитесь взглядом по карточкам, проигрывая первоначальную логику монтажа и попутно представляя себе мельком основные кадры и основной смысл слов героев.
Не плохо было бы до этого процесса прочитать главу «Монтаж произведения» и все о драматургии, тогда поиск пошел бы более целенаправленно. Но это так, к слову.
Прошлись мысленно разок по логике своего экранного рассказа, глядя на карточки, восстановили в памяти его структуру и берете записи помощника с собственными мыслями. Читаете их, и тут-то обязательно начинают приходить новые идеи.
Нужно переставить сцену № 8 на первое место, за ней смонтировать сцену № 2, потом кусок с третьей по седьмую без изменений и т. д. И закончить девятой, а не одиннадцатой, как было, — она самая неожиданная.
Такой может быть модель ваших рассуждений. Пробуйте! Перекладывая карточки, вы находите, как вам кажется, то, что искали — оптимальную драматургическую конструкцию. Проследите и задумайтесь над тем, как меняется смысл произведения от перестановки сцен. Он может усиливаться, трансформироваться и даже меняться на противоположный. Про себя проговаривайте свой собственный импровизированный текст или подтекст, который поможет вам убедиться в справедливости выбранного драматургического решения.
Обратите внимание: всю работу по перекройке своего произведения вы проделали, не затратив из бюджета на данном этапе ни одной копейки.
Седьмой шаг
Когда конструкция драматургии, ее пружины и колесики для вас стали очевидными, приступайте к следующим действиям, но опять на бумаге. Для восстановления в памяти можно еще раз посмотреть смонтированный вариант на любом экране, и действуйте.
Сделайте ксерокопию всей монтажной записи последнего варианта, который вы видели на экране. Далее...
Ее нужно разрезать на сцены для удобства работы.
Сложить последовательно, сцена за сценой по новой кон струкции.
В каждой сцене исключить лишние кадры, переставить кад ры в соответствии с новой драматургией, обозначить все необхо димые подрезки длиннот, которые вы помните по просмотру, за думать спецэффекты, вставить нужные кадры из запаса.
Смонтировать на бумаге все тексты — безжалостно вы резать лишнее, найти столкновения мыслей в словах героев, журналиста, документально снятых чиновников (интервью, синхронные куски, закадровые голоса).
Определить с достаточной точностью в каких кадрах, а где за кадром, будут звучать те или иные фразы и слова. Помните, что со поставление закадрового текста с изображением, где нет в кадре говорящей головы, а есть действие, которое как бы комментирует герой своим голосом, работает куда сильнее, чем слова, сказанные прямо в кадре. Контрапункт всегда выразительней и эффектней.
Наклеить последовательно все нужные полоски с кадра ми и текстами на новые листы бумаги.
В результате у вас должен появиться новый монтажный планвсей работы план чернового варианта монтажа. При боль шой, по объему, работе, чтобы охватить ее единым взглядом на бумаге, возможно ее придется раскладывать на полу. Но это — не беда. С высоты положения легче воспринимается цель ность и органичность произведения.
Когда план готов, можно заказывать аппаратную монтажа или садиться за компьютер. Заметьте — все опять без денежных затрат.
Восьмой шаг
Завершение чернового монтажа.
Теперь вы пришли в аппаратную или даже к собственному компьютеру, вооруженные до зубов. Вы знаете все: что и куда переставлять, что вырезать, что добавлять — вы знаете как монтировать всю работу. При такой подготовке ни один профессионал не сможет вас упрекнуть в дилетантстве.
Ведете монтаж по собственным нотам, а попутно задумываетесь о музыке, шумах и необходимом авторском закадровом тексте — вы параллельно начинаете в мыслях готовиться к следующему этапу работы — к озвучанию.
Вам предстоит привести фильм или передачу к изначально запланированному объему: 10 мин., 13 мин., 26 мин. и т. д.