ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технология творчества
Глава 2. Внутрикадровый монтаж
Глава 4. Звукозрительный монтаж
Глава 5. Монтаж дикторского текста,
Глава 6. Монтаж шумов и шумовых фонограмм
3. Функция создания определенного настроения
4. Драматургическая функция шумов
5. Функция выражения состояния среды
6. Функция символизации события
7. Функция замещения изображения и действия
Когда вы наедине с монтажером просматриваете материал, можете давать свои пояснения, но не навязывайте сразу свою точку зрения. Его свежие впечатления могут неожиданно для вас выявить глубинные пласты мыслей и эмоций в материале, о которых вы даже не догадывались. Конечно, если с вами настоящий режиссер-монтажер, а не инженер монтажа! Не бойтесь, что потеряете свое лицо. Режиссер при любых обстоятельствах имеет решающее слово и несет всю ответственность за полноценность произведения.
После просмотра с монтажером меньше говорите сами и больше слушайте. Ваш помошник также заинтересован в успехе. Стоит с ним обменяться мнениями, оценить, что получилось лучше и хуже, что может стать «ударной» сценой или изюминкой картины. Если вы не согласны с позицией коллеги, не отвечайте сразу «нет», возьмите паузу, скажите, что подумаете, не отбивайте ему охоту к творчеству и вдумчивой работе.
При перегонке обязательно на весь материал должен быть вписан тайм-код. Или тот, что писала камера (что лучше) или новый. Но у вас в руках должен оказаться лист, в котором, к примеру, записано:
1-я кассета VHS = 1-й кассете Betacam (код от 00.00.08 по 00.19.09) 2-й кассете Betacam (код от 00.20.04 по 00.39.11) 3-й кассете Betacam (код от 00.40.01 по 00.60.02) и т. д.
Это означает, что на первой кассете VHS, или на винчестере, у вас записан по порядку материал с первой по пятую кассету Betacam — итого — 1 час 24 минуты и 49 секунд материала. 1-я кассета оригинала — с 00.00.08 по 00.19.09.2-я кассета оригинала — с 00.20.04 по 00.39.11 и т. д. Без этих точных данных вам потом не обойтись. Если кто-то из ваших помощников или вы сами поленились и не сделали этих записей, то неизбежно вам придется краснеть и слышать упреки профессионалов, с которыми предстоит дальше работать, и терять дорогостоящее время на чистовом окончательном монтаже и при озвучании.
Первичный материал и кассета, на которой он записан, называется оригиналом. В кино — это негатив. Его хранят, как зеницу ока, держат неприкосновенным до окончания озвучания и чистово-
го монтажа. В нем — весь ваш и вашей группы титанический труд. Дороже оригинала нет ничего.
Второй шаг. Разборка материала
Начинается собственно черновой монтаж.
Он выполняется одинаково как параллельно со съемками, так и в работе со всем материалом одновременно — по частям — по сценам и эпизодам.
В документалистике, в просветительском и учебном кино и телевидении практически не случается, что материал точно соответствует даже режиссерскому сценарию. Так бывает и в игровом кино, когда на съемках имела место импровизация. Актеры, жизнь и личности героев преподносят столько неожиданностей, что картину и ее драматургию приходится переосмысливать заново. К этому нужно быть готовым с самого начала.
Теперь не слова в сценарии, а образы на экране становятся «кир- , пичами», из которых строится произведение.
Первое действие.
Разобрать материал по сценам или эпизодам, сгруппировать кадры по общности развития действия в каждом куске и дать им условные названия или взять названия из сценария.
Мы продолжаем рассматривать случай, когда весь документальный материал обрушился на режиссера и монтажера одновременно.
Подбор сцен в документалистике не всегда получается сразу. Чаще всего в материала присутствует некоторое количество кадров, которые явно представляют интерес, но пока не находится решение, куда их приобщить. Их складывают отдельно как резерв.
Второе действие.
Просмотреть материал первой сцены, с которой вы начинаете монтаж, и переписать на бумагу все кадры с тайм-кодами данной сцены. Если на данном этапе вы имеете дело с линейным монтажом, то эта процедура становится строго обязательной. Монтировать сцену, как и всю работу, нужно мысленно, в голове, независимо от технологии, от того, что у вас в руках: кинопленка (рабочий позитив) или мышка компьютера.
Получается таблица похожая на таблицу 2.Если в сцене больше 20-30 кадров, то необходимо сразу сделать ксерокопию таблицы кадров, чтобы не писать все снова, а только перекладывать кадры, подбирая их монтажную последовательность.
Кассеты VHS:N1 и №3 Название сцены: Старухи у щтещ Дата: 20.022001 г. |
|||
№ |
Тайм-код |
Содержание кадра |
Текст. Примечания |
1 |
00.00.09 -00.00.22 |
ПНР по улице деревни. Идут две старухи. |
|
2 |
00.00.22 -00.00.28 |
Ср. Кузнец выковывает подкову. Заготовка начинает принимать форму. |
В звуке удары молота. |
3 |
00.00.28 -00.00.41 |
Кр. По заготовке ударяет кувалда. Летят искры. |
Эффектно |
4 |
00.00.41 -00.01.08 |
Ср. Помошник раздувает мехом пламя. Кладетзаготовку на угли. |
За кадром: Что-то твои бабули забыли про нас. |
5 |
00.01.08-00.01.14 |
Кр. Лица идущих старух. |
|
6 |
00.01.14-00.01,39 |
Общ. Старухи появляются в дверях кузнецы. |
- Здравствуйте! - Здрассте, бабули! Легки на помине. Ваши грабли готовы. |
7 |
00.01.39 - 00.01.49 |
Кр. Лицо помощника. Он улыбается, Затемненный кадр. |
Брак |
8 |
00.02.01 -00.02.10 |
Общ. По улице проезжает велосипедист. |
Перебивка. |
9 |
00.02,10-00.02.23 |
И т. д. |
|
Таблица 2
Дальше вы режете ксерокопию таблицы на полоски с кадрами и раскладываете их в соответствии с вашим монтажным замыслом.
Разложили на столе полоски и мысленно пробегаете, прокручиваете логику рассказа. Ваше воображение должно при этом учитывать и десять принципов межкадрового монтажа, а одновременно чистоту и изящество приема рассказа образами.
Выложили первый раз, глянули на последовательность и споткнулись на каком-то месте. Вот тут-то и проявится удобство предварительного, мысленного, виртуального, если хотите, монтажа на бумаге: без усилий, излишних затрат времени, почти мгновенно можно переложить полоски с кадрами в новом варианте и снова мысленно оценить результат.
Считаем, что после двух-трех попыток вы достигли желаемой цели — сцена, по вашим предположениям, донесет до зрителя нужную вам мысль и передаст атмосферу события. Теперь наклейте полоски с кадрами на новый лист бумаги. Последовательность кадров может получиться такой по нашей таблице: 1 —5—8—2—3 4 7. После этого можно перемещаться к монтажному столу, в дешевую аппаратную или к компьютеру, если позволяют средства и условия.
Но лучше аналогичным образом смонтировать пять-шесть сцен и только после этого садиться за реальный монтаж.
Когда в тексте идет обращению к читателю «вы», это означает, что имеется в виду и режиссер, и журналист, и монтажер, как одно лицо.
Третий шаг. Первая сборка
Задача проста — собрать из отдельных кадров сцену, последовательность образов по бумажному варианту, склеенному из полосок. При работе с кинопленкой и монтаже на компьютере процесс практически одинаков.
Первое действие. Начать следует с того, что разрезать материал на кадры и выкинуть заведомый брак, который обязательно присутствует в материале. Это — разгоны камеры, прокрутки, случайные кадры, снятые для проверки камеры, и т.д.
Далее кинокадры обычно сматывают в ролики и раскладывают на полочки монтажного стола так, чтобы кадрики начал были видны на просвет.
Аналогично «раскладываются» кадры в компьютерных программах: первые кадрики каждого кадра (начала) выводятся на монитор в специальном окне.
Второе действие. Перед вами на полочках или на экране монитора все кадры. Если количество кадров в сцене небольшое и у вас нет записи на бумаге, то первоначально вглядитесь в них. Вспоминая, как вы снимали, наметьте порядок сборки кадров. Мысленно организуйте последовательность рассказа в своем воображении. Сделайте перестановки в уме, коли это требуется по вашему разумению, глядя на начала кадров. А после этого разложите кадры в ужной вам последовательности. Подразумевается, что вы их помните целиком.
Мысленно сложили. Вроде бы получается... По таблице, склеенной на бумаге или без нее, собирайте от начала и до конца всю сцену, соединяйте кадры, не просматривая стыки. Не старайтесь сразу откромсать длинноты, статику на началах и концах панорам, не подгоняйте чисто по движению действия в кадрах друг к другу. Цель — не чистота стыков, а проверка логики действия и рассказа в целом.
После первой сборки просмотрите сцену целиком. Результат вам — совершенно точно — не понравится. Следовательно, все идет хорошо! Это означает, что вы видите как убрать длинноты и шероховатости. Но пока следите только за развитием действия и логикой. Если сцена по первой прикидке монтажа, как вам кажется, может получиться выразительной и логически четкой, если предварительный вариант вызывает у вас уверенность в правоте последовательности, то, просмотрев ее еще раз, приступайте к чистке огрехов и длиннот. Если заметили грубые просчеты в логике, то переставьте кадры местами, а при необходимости добавьте что-то из резерва.
Хотя режиссер должен внутренне ощущать и представлять, в каких ритмах должна развиваться эта сцена и как эти ритмы сопоставятся с ритмами соседних сцен, не зарезайте материал до конца. Оставьте себе мосты для отступления. Просматривая сборку, держите в памяти то настроение, которое, по-вашему, должно присутствовать в данной сцене. Это поможет принять решение о будущем характере окончательного монтажа.
Монтажный стол издавна называют хирургическим столом режиссера. Делайте нужную операцию на «теле» сцены. Компьютер — тот же, но только виртуальный стол для вырезания опухолей и сшивания ран. Пользуйтесь для выполнения операций тем, что отложено в запас и вариантами съемки. Уже на этом этапе они могут вам оказать ощутимую поддержку.
Помните, что вы уже знаете материал наизусть, что время на его восприятие вам требуется существенно меньше, чем зрителю, который увидит это впервые. И еще: материал, просматриваемый на маленьком экране, входит в сознание быстрее, чем на большом.
И вот, наконец, сцена в черновом варианте (по вашему разумению) все-таки получилась. Смонтированную на кинопленке сцену можно положить в отдельную коробку и написать сценарное название. А в компьютерном варианте ее следует переписать на винчестер и файлу присвоить то же сценарное имя.
Так, одна за другой монтируются все сцены, но каждая сцена отдельно в черновом варианте. Склеивать сцены между собой еще рано.
Если вы сняли документальный материал с большим количеством синхронных кусков (разговоров, интервью или беседу), первым делом, до разрезки материала, расшифруйте фонограммы, запишите весь текст в лицах на бумаге.
Хотите работать профессионально и быстро: не слушайте удалых инженеров от монтажа. Гонять материал для выбора нужных кусков текста по пять раз — занятие для тупых. Без переписывания текста на бумагу, которое выполняет обычно ассистент режиссера, можно смонтировать только сюжет для новостей.
Для фильма и добротной передачи требуется тщательный отбор и монтаж текста, а такая работа при определенном опыте легко выполняется, если речь героев находится перед вами на обычном столе на бумаге. (Как выполняется эта операция вы сможете прочесть в параграфе Монтаж текста.)
Так работают и русские, и немцы, и англичане. Так работают по обе стороны Тихого и Атлантического океанов.
Здесь мы вынуждены приостановить рассказ, чтобы сделать отступление.
Идем по другому пути
У вас совсем плохо с бюджетом.
Перед вами сразу оказалась гора кассет. Что делать и с чего начать?
Существует путь, который рекомендует английский режиссер-документалист и известный педагог Майкл Рабигер в учебнике «Режиссура в документалистике»'.
Все, снятое на системе Betacam, перегнать на VHS с тайм-кодами.
Цель — сэкономить время и деньги при создании наилучшего варианта. И не играет роли, каким будет ваш окончательный монтаж — линейным или нелинейным, на компьютере или без компьютера, — считает М. Рабигер. Важно другое: как осуществить боль
'Michail Rabiger. Directing The Documentary. —
New York: Focfl Press, 1998.
шую часть работы, не используя дорогостоящую технику. А дальше необходимо сделать черновой бумажный монтаж.
Для этого нужно набраться терпения и записать по кадрам весь материал на бумаге вместе с тайм-кодами от начала и до конца, пользуясь телевизором и видеоплеером.
Форма записи может быть произвольной, а можно воспользоваться предложенной нами таблицей.
И так — весь материал! По кадрам от начала и до конца!
Появились идеи по ходу записи — приклеивайте дополнительный лист справа и пишите свои соображения: с этого кадра начать сцену «Бой быков» и т. д.
Теперь у вас есть полное покадровое описание всего материала. Сделайте с этой монтажной записи ксерокопию.
Присвойте в копии монтажной записи каждому эпизоду и каждой сцене свой дополнительный код. Пусть это будут разноцветные квадратики, нолики, галочки. Тогда цвет будет обозначать принадлежность кадра к эпизоду (красный — «Конфликт титанов»), а форма знака укажет вам на название сцены (галочка — «Бой быков», кружочек — «Знакомство аборигенов»).