Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При киносъемочной работе оцениваются следующие виды дымки:

дымка, расположенная между источником света (солнцем) и объектом, влияющая на рассеяние и спектральный состав солнечного света:

дымка, расположенная между камерой и объектом, влияющая на яркость и цветность поверхностей объекта.

При дымке прямой свет солнца частично рассеивается, но суммарная освещенность в светах уравнивается с освещенностью в открытых тенях (от неба), поэтому контрасты светотени смягчаются.

Мягкая градация светотени позволяет хорошо передавать пластические формы лица на крупных и средних планах.

Погода, когда солнце в дымке, является благоприятной для съемки актерских эпизодов в цветных фильмах, особенно для съемки крупных планов. При съемке на черно-белой пленке несколько теряется передача пластики объекта.

Если небо частично затянуто облаками, то качественные и количественные факторы освещения меняются в зависимости от вида облаков, от их расположения на небе. При кучевой облач­ ности повышается освещенность в тенях благодаря отражен­ ному свету от облаков.

Погода при кучевой облачности благоприятна как для цветных съемок, так и для черно-белых.

4.Спектральный состав освещения

Вусловиях натурной цветной съемки одним из факторов, определяющих ее изобразительный и фотографический результат, является спектральный состав освещающего света.

Спектральный состав освещения на натуре следует оценивать отдельно для солнечного света, для света неба, для суммарного света от солнца и неба.

При исследовании суммарного состава дневной (при высоте солнца более 15°) освещенности плоской поверхности было установлено, что в пределах видимого и частично ультра­ фиолетового участка спектра (от 355 до 655 мм) спектральный состав света существенно не меняется. Неизменность спект­ рального состава объясняется тем, что усиление поглощения коротковолновой радиации в земной атмосфере по мере изменения высоты солнца компенсируется усилением свети­ мости неба, богатого именно коротковолновой рассеянной ра­ диацией. В этих условиях образуется суммарный средний дневной белый свет примерно 4800—5220 К°, которым освещен объект в светах.

При иных условиях освещение, особенно при съемке на восходе или закате солнца, а также днем в облачную погоду, спектральный состав света разко меняется.


В зависимости от состояния неба качество освещения будет различно. Если небо чисто, т.е. в атмосфере рассеяны коротковол­ новые фиолетово-синие, а так же ультрафиолетовые лучи, тени освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещен­ ность в тени более белая. Пасмурное, сплошь затянутое плотными облаками небо дает более синие тени. При низком солнце наблю­ дается покраснение солнечного света.

Оператору необходимо ориентироваться в изменениях спект­ рального состава света, освещающего объект в разные периоды съемки, чтобы иметь возможность подобрать определенные условия света для разновременно снимаемых кадров, для осу­ ществления художественных задач.

УСЛОВИЯ НАТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Съемку на натуре можно проводить в любых условиях освещения. Выбор этих условий определяется теми худо­ жественными задачами, которые ставит перед собой оператор, творчески трактуя содержание эпизодов фильма.

Характер освещения на натуре, как мы уже знаем, непрерыв­ но изменяется в зависимости от высоты солнца и состояния ат­ мосферы (погоды). Несмотря на это, можно выделить определен­ ные периоды суток и погоды, когда качественные и количествен­ ные условия освещения достаточно однородны. Эти условия сле­ дующие:

условия утреннего и вечернего низкого освещения, условия нормального дневного освещения, условия зенитного освещения, условия сумеречного (режимного) освещения1, условия ночного освещения,

условия сплошного освещения в пасмурную погоду2.

Условия низкого (от 0П до 15П°освещения характеризуются резкими изменениями спектрального состава солнечного света и соотношения освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей по мере подъема солнца над горизонтом.

Условия нормального (от 15п до 60°) дневного освещения характеризуются относительно равноценной освещенностью гори­ зонтальных и вертикальных поверхностей, а также допустимы­ ми (балансными) для цветной съемки колебаниями спектраль­ ного состава освещения в светах и тенях. В этот период времени ведется основная съемка актерских сцен. Контрасты освещения зависят от чистоты атмосферы.

1 Об условиях сумеречного и ночного освещения см. «Режимная съемка»,

стр. 2185.Об условиях освещения в пасмурную погоду см. «Съемка в пасмурную погоду» стр., 181.

168


Периоды съемочного дня

(сумеречное освещение, утреннее и вечернее низкое освещение, нормальное дневное освещение, зенитное освещение)

Условия низкого освещения

Условия нормального дневного освещения

Условия зенитного освещения


Условия зенитного освещения (h более 60°) характеризуются нарастанием освещенности горизонтальных и спадом освещенно­ сти вертикальных поверхностей. Падающие тени деформируют формы лица, и хотя спектральный состав света продолжает оставаться удовлетворительным и освещенности достаточными, данный период мало пригоден для съемки актерских сцен, так же как и для съемки массовых и батальных сцен и пейзажей.

Период низкого освещения наблюдается не только утром или вечером, но в зимнее и осеннее время в средних и северных широтах России, когда солнце не поднимается выше 15,°.

При низком освещении большую роль играет плотность и состав атмосферного слоя, через который должны пройти солнеч­ ные лучи. Приземные слои атмосферы являются наиболее плот­ ными и обычно наиболее мутными.

Если путь солнечных лучей сквозь атмосферу при зенитном стоянии солнца (90°) принять за единицу, то при высоте солнца

h = 1П° длина

пути

солнечных

лучей

больше

в

27,5

раза,

h

=

3П° длина

пути

солнечных

лучей

больше

в

15,36

раза,

h

=

5П° длина

пути

солнечных

лучей

больше

в

10,39

раза,

h = 10П° длина

пути

солнечных

лучей

больше

в

5,6

раза.

Поэтому в утренние и вечерние часы непрерывно меняется и освещенность вертикальных и горизонтальных поверхностей и спектральный состав света, особенно в облачную погоду и при дымке.

ОСВЕЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ

На натуре объект киносъемки может быть освещен:

суммарным светом солнца и неба, рассеянным светом неба,

отраженным светом окружающих поверхностей, подсвечен светом электроприборов или отражателей.

Возникающие при солнечном освещении светотени имеют самое существенное значение для обрисовки объемов предметов и рельефа поверхности.

На поверхностях, освещенных солнцем, образуется световой ряд. На поверхностях, не освещенных прямым солнечным све­ том, образуется теневой ряд — собственные и падающие тени, которые освещаются рассеянным светом неба и окружающих поверхностей.

Поверхности в световом ряду всегда освещены прямым солнечным светом и рассеянным светом неба. Таким образом

их

освещенности складываются как суммарные освещенности

и

яркость этих поверхностей зависит от направления света.

171


Таблица 4 ориентирует оператора в соотношении прямой (солнечной) и рассеянной (небо) освещенности при различных высотах солнца.

Т а б л и ц а 4

Соотношение освещенности в %

При съемке на натуре следует обязательно учитывать и ос­ вещенность в теневом ряду, так как горизонтальные поверхно­ сти в тени освещены полусферой неба, а вертикальные поверхно­ сти фигур примерно половиной этой полусферы.

Открытые тени образуются при съемке на открытой площадке, где падающие тени фигур и предметов освещены всей полусферой неба, поэтому они будут светлее, чем собственные, освещенные четвертью сферы.

Полузакрытые тени наблюдаются при съемке, например, среди зданий или на лесной поляне. В таких случаях небо у горизонта бывает перекрыто, и собственные тени фигур почти не освещаются небом, а плоские поверхности освещаются его зенитной частью. Контраст яркости в световом и теневом ряду значительно возрастает.

Закрытыми называют тени, совершенно не освещенные небом, например, тени под густой кроной деревьев, в нишах, арках, подворотнях и т. п. Освещенность в закрытых тенях весьма низка. Зрительная оценка освещенности в закрытой тени

может быть

неточной,

так как глаз

адаптирован

на свет­

лое. Поэтому

контраст

освещенности

обязательно

промеряют

экспонометром.

В практике операторской работы различаются следующие виды солнечного освещения объекта съемки:

фронтальное,

диагональное,

боковое,

контровое,

зенитное.

Каждый вид света в той или иной степени создает особые возможности воспроизведения пластических форм объекта.

При ф р о н т а л ь н о м о с в е щ е н и и все элементы объек­ та, как вертикальные (фигуры, строения, деревья), так и гори­ зонтальные (земля, дорога и т. д.), равномерно освещены солнцем.

172

Освещенность объекта съемки

Фронтальное освещение объекта съемки