ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 2
При киносъемочной работе оцениваются следующие виды дымки:
дымка, расположенная между источником света (солнцем) и объектом, влияющая на рассеяние и спектральный состав солнечного света:
дымка, расположенная между камерой и объектом, влияющая на яркость и цветность поверхностей объекта.
При дымке прямой свет солнца частично рассеивается, но суммарная освещенность в светах уравнивается с освещенностью в открытых тенях (от неба), поэтому контрасты светотени смягчаются.
Мягкая градация светотени позволяет хорошо передавать пластические формы лица на крупных и средних планах.
Погода, когда солнце в дымке, является благоприятной для съемки актерских эпизодов в цветных фильмах, особенно для съемки крупных планов. При съемке на черно-белой пленке несколько теряется передача пластики объекта.
Если небо частично затянуто облаками, то качественные и количественные факторы освещения меняются в зависимости от вида облаков, от их расположения на небе. При кучевой облач ности повышается освещенность в тенях благодаря отражен ному свету от облаков.
Погода при кучевой облачности благоприятна как для цветных съемок, так и для черно-белых.
4.Спектральный состав освещения
Вусловиях натурной цветной съемки одним из факторов, определяющих ее изобразительный и фотографический результат, является спектральный состав освещающего света.
Спектральный состав освещения на натуре следует оценивать отдельно для солнечного света, для света неба, для суммарного света от солнца и неба.
При исследовании суммарного состава дневной (при высоте солнца более 15°) освещенности плоской поверхности было установлено, что в пределах видимого и частично ультра фиолетового участка спектра (от 355 до 655 мм) спектральный состав света существенно не меняется. Неизменность спект рального состава объясняется тем, что усиление поглощения коротковолновой радиации в земной атмосфере по мере изменения высоты солнца компенсируется усилением свети мости неба, богатого именно коротковолновой рассеянной ра диацией. В этих условиях образуется суммарный средний дневной белый свет примерно 4800—5220 К°, которым освещен объект в светах.
При иных условиях освещение, особенно при съемке на восходе или закате солнца, а также днем в облачную погоду, спектральный состав света разко меняется.
В зависимости от состояния неба качество освещения будет различно. Если небо чисто, т.е. в атмосфере рассеяны коротковол новые фиолетово-синие, а так же ультрафиолетовые лучи, тени освещены голубым светом. Если небо в дымке, серое, то освещен ность в тени более белая. Пасмурное, сплошь затянутое плотными облаками небо дает более синие тени. При низком солнце наблю дается покраснение солнечного света.
Оператору необходимо ориентироваться в изменениях спект рального состава света, освещающего объект в разные периоды съемки, чтобы иметь возможность подобрать определенные условия света для разновременно снимаемых кадров, для осу ществления художественных задач.
УСЛОВИЯ НАТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Съемку на натуре можно проводить в любых условиях освещения. Выбор этих условий определяется теми худо жественными задачами, которые ставит перед собой оператор, творчески трактуя содержание эпизодов фильма.
Характер освещения на натуре, как мы уже знаем, непрерыв но изменяется в зависимости от высоты солнца и состояния ат мосферы (погоды). Несмотря на это, можно выделить определен ные периоды суток и погоды, когда качественные и количествен ные условия освещения достаточно однородны. Эти условия сле дующие:
условия утреннего и вечернего низкого освещения, условия нормального дневного освещения, условия зенитного освещения, условия сумеречного (режимного) освещения1, условия ночного освещения,
условия сплошного освещения в пасмурную погоду2.
Условия низкого (от 0П до 15П°освещения характеризуются резкими изменениями спектрального состава солнечного света и соотношения освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей по мере подъема солнца над горизонтом.
Условия нормального (от 15п до 60°) дневного освещения характеризуются относительно равноценной освещенностью гори зонтальных и вертикальных поверхностей, а также допустимы ми (балансными) для цветной съемки колебаниями спектраль ного состава освещения в светах и тенях. В этот период времени ведется основная съемка актерских сцен. Контрасты освещения зависят от чистоты атмосферы.
1 Об условиях сумеречного и ночного освещения см. «Режимная съемка»,
стр. 2185.Об условиях освещения в пасмурную погоду см. «Съемка в пасмурную погоду» стр., 181.
168
Периоды съемочного дня
(сумеречное освещение, утреннее и вечернее низкое освещение, нормальное дневное освещение, зенитное освещение)
Условия низкого освещения
Условия нормального дневного освещения
Условия зенитного освещения
Условия зенитного освещения (h более 60°) характеризуются нарастанием освещенности горизонтальных и спадом освещенно сти вертикальных поверхностей. Падающие тени деформируют формы лица, и хотя спектральный состав света продолжает оставаться удовлетворительным и освещенности достаточными, данный период мало пригоден для съемки актерских сцен, так же как и для съемки массовых и батальных сцен и пейзажей.
Период низкого освещения наблюдается не только утром или вечером, но в зимнее и осеннее время в средних и северных широтах России, когда солнце не поднимается выше 15,°.
При низком освещении большую роль играет плотность и состав атмосферного слоя, через который должны пройти солнеч ные лучи. Приземные слои атмосферы являются наиболее плот ными и обычно наиболее мутными.
Если путь солнечных лучей сквозь атмосферу при зенитном стоянии солнца (90°) принять за единицу, то при высоте солнца
h = 1П° длина |
пути |
солнечных |
лучей |
больше |
в |
27,5 |
раза, |
||
h |
= |
3П° длина |
пути |
солнечных |
лучей |
больше |
в |
15,36 |
раза, |
h |
= |
5П° длина |
пути |
солнечных |
лучей |
больше |
в |
10,39 |
раза, |
h = 10П° длина |
пути |
солнечных |
лучей |
больше |
в |
5,6 |
раза. |
Поэтому в утренние и вечерние часы непрерывно меняется и освещенность вертикальных и горизонтальных поверхностей и спектральный состав света, особенно в облачную погоду и при дымке.
ОСВЕЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ
На натуре объект киносъемки может быть освещен:
суммарным светом солнца и неба, рассеянным светом неба,
отраженным светом окружающих поверхностей, подсвечен светом электроприборов или отражателей.
Возникающие при солнечном освещении светотени имеют самое существенное значение для обрисовки объемов предметов и рельефа поверхности.
На поверхностях, освещенных солнцем, образуется световой ряд. На поверхностях, не освещенных прямым солнечным све том, образуется теневой ряд — собственные и падающие тени, которые освещаются рассеянным светом неба и окружающих поверхностей.
Поверхности в световом ряду всегда освещены прямым солнечным светом и рассеянным светом неба. Таким образом
их |
освещенности складываются как суммарные освещенности |
и |
яркость этих поверхностей зависит от направления света. |
171
Таблица 4 ориентирует оператора в соотношении прямой (солнечной) и рассеянной (небо) освещенности при различных высотах солнца.
Т а б л и ц а 4
Соотношение освещенности в %
При съемке на натуре следует обязательно учитывать и ос вещенность в теневом ряду, так как горизонтальные поверхно сти в тени освещены полусферой неба, а вертикальные поверхно сти фигур примерно половиной этой полусферы.
Открытые тени образуются при съемке на открытой площадке, где падающие тени фигур и предметов освещены всей полусферой неба, поэтому они будут светлее, чем собственные, освещенные четвертью сферы.
Полузакрытые тени наблюдаются при съемке, например, среди зданий или на лесной поляне. В таких случаях небо у горизонта бывает перекрыто, и собственные тени фигур почти не освещаются небом, а плоские поверхности освещаются его зенитной частью. Контраст яркости в световом и теневом ряду значительно возрастает.
Закрытыми называют тени, совершенно не освещенные небом, например, тени под густой кроной деревьев, в нишах, арках, подворотнях и т. п. Освещенность в закрытых тенях весьма низка. Зрительная оценка освещенности в закрытой тени
может быть |
неточной, |
так как глаз |
адаптирован |
на свет |
лое. Поэтому |
контраст |
освещенности |
обязательно |
промеряют |
экспонометром.
В практике операторской работы различаются следующие виды солнечного освещения объекта съемки:
фронтальное,
диагональное,
боковое,
контровое,
зенитное.
Каждый вид света в той или иной степени создает особые возможности воспроизведения пластических форм объекта.
При ф р о н т а л ь н о м о с в е щ е н и и все элементы объек та, как вертикальные (фигуры, строения, деревья), так и гори зонтальные (земля, дорога и т. д.), равномерно освещены солнцем.
172
Освещенность объекта съемки
Фронтальное освещение объекта съемки