Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагональное освещение объекта съемки

Боковое освещение объекта съемки

Контровое освещение объекта съемки

Зенитное освещение объекта съемки

Но соотношения освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей при низком (утреннем) и при высоком (зенит) солнцестоянии будут различны в зависимости от высоты солнца. Тени падают от аппарата за предметами и мало видны. Объемы и рельефы выявляются слабо, свет «плоский», особенно при низком положении солнца.

Д и а г о н а л ь н о е о с в е щ е н и е возникает тогда, когда солнечный свет падает на объект под углом 20—60° и несколько сбоку и сверху. Диагональный свет хорошо обрисовывает пласти­ ческие формы фигур и рельеф местности. При диагональном освещении удобно пользоваться электрической и отражательной подсветкой для моделировки форм фигуры и смягчения контрас­ тов светотени. Диагональное освещение при высоте солнца 30—50° иногда называют «пластическим».

При б о к о в о м о с в е щ е н и и половина фигуры освещена, половина находится в тени. Боковой свет редко используется для съемки крупных и средних планов актеров, но вполне применим при съемке массовых сцен и пейзажей.

К о н т р о в о е о с в е щ е н и е возникает, если съемка ве­ дется против солнца. В этих случаях на объемах и рельефах фигур появляется световой контур, а на плоских поверхно­ стях — блеск.

Если солнечный свет направлен на фигуры сзади и сбоку под углом 45°, тогда на объемах и особенно на лицах возникают блики — яркие световые пятна.

При контровом освещении контраст яркости между света ми и тенями весьма значителен, так как вертикальные поверхности фигур, обращенные к аппарату, освещаются северной (более темной) стороной неба, а на горизонтальных поверхностях, на которые свет солнца падает сзади, под углами, близкими к зер­ кальным, в результате направленного рассеяния возникает яркий «блеск».

При цветной съемке следует учитывать фактор двуцветности контрового освещения. Затененная сторона фигур, обращенная к камере, воспринимает голубой свет неба, а фоном для фигур служит южная, наиболее яркая сторона неба, где просвеченная солнцем дымка имеет теплый красноватый оттенок.

При контровом освещении фигуры обычно подсвечивают отражательной или электрической подсветкой.

Контровое освещение — весьма эффективный вид освещения как для актерских сцен, так и для съемки «проходов», «проездов», массовых сцен и пейзажей.

При з е н и т н о м о с в е щ е н и и резко выступают кон­ трасты освещенности плоских и вертикальных поверхностей.

При высоте

солнца 70°

вертикальные поверхности фигур полу­

чат в полтора раза меньше света, чем горизонтальные.

Зенитное

освещение

бывает на юге С С С Р в июне и начале

июля.

 

 

176


Пейзажи и архитектура при зенитном освещении много проигрывают: пейзаж смотрится плоским, в архитектуре плохо выявлен рельеф. Зенитное освещение также мало пригодно для съемки актерских сцен, так как резкие светотени деформируют лицо.

ПОДСВЕТКА

Необходимость применения при натурной съемке киноосвети­ тельных приборов и отражателей, а также рассеивателей и затенителей, обусловлена художественными и техническими требова­ ниями к качеству киноизображения.

Съемка актерских сцен производится в продолжение всего дня, за это время естественное освещение непрерывно изменяется как по интенсивности, так и по спектральному составу. Поэтому посредством электроподсветки балансируются освещенности, смягчаются контрасты, моделируется форма.

Для подсветки на натуре применяются киноосветительные приборы К П Д и К П Л .

Подсветка при съемках актерских сцен применяется при всех случаях натурной съемки: в нормальное съемочное время, при низком освещении, в пасмурную погоду, при режимной съемке в сумерки и при ночных съемках.

При высоте солнца выше 15° свет, направленный по диагона­ ли, хорошо обрисовывает пластические формы лица и фигуры, но образует слишком резкие контрасты света и тени, которые можно смягчить подсветкой. Подсветкой общей высветляются тени на рельефах лица, подсветка глаз помогает подчеркнуть выразительность актерской игры на крупных и средних пла­ нах.

При подсветке крупных и средних планов осветительные приборы устанавливаются со стороны, противоположной солнцу.

Подсвечивая, необходимо наблюдать за тем, чтобы на лицах не получались «ломаные тени» на рельефах. Для этого можно дополнительно применить отражатели-экраны, устанавливая их вокруг объекта, создавая как бы сплошную равномерную осве­ щенность.

При подсветке лица стараются сохранить светотеневой ри­ сунок солнечного света, регулируя контраст освещенности между светами и тенями.

Баланс освещенности в светах и в тенях от солнца и от осве­ тительных приборов устанавливается в соответствии с изобра­ зительной задачей. Следует учитывать, что мягкие тени получают при соотношении освещенностей примерно 1 :2,5.

При чистом небе в полуденные часы для смягчения прямого солнечного света применяют тюлевые или шелковые, но не окра­ шенные рассеиватели, которые могут смягчать освещенность в

светах

в 2—4 раза.

12

177


При подсветке контролируют соотношение яркости фона неба и лица. Яркости неба могут быть погашены путем установки тюлевого рассеивателя за фигурами.

Подсветкой исправляется не только тональный, но и цветовой баланс освещения.

Так, например, при съемке в солнечную погоду при чистом небе, бывает необходимо убрать синее окрашивание теней на лицах и на светлой одежде. Для этого на осветительные приборы ставят соломенно-желтые светофильтры.

При контровом освещении, т . е . при съемке против солнца, возникает большой контраст между светами и тенями.

При контровом освещении высока яркость плоских поверхно­ стей фона, освещенных солнцем под углами, близкими к зеркаль­ ным; высока яркость неба, так как фигуры проецируются на его южный сектор, просвеченный солнцем. Лица же находятся в собственной тени, и их освещенность зависит от светимости северного участка неба. Если строения или деревья закрывают горизонт, то фигуры освещены только зенитным участком неба, освещенности фигур еще более падают, а освещенность плоских поверхностей фона возрастает.

При съемке на лесных полянах цветные рефлексы могут окра­ сить лица.

Поэтому при контровом освещении применяется как отража­ тельная, так и электроподсветка, для того чтобы не только по­ высить освещенность в теневом ряду, но и создать достаточное «белое» освещение.

Особенно необходима электроподсветка при съемке актерских сцен на закрытых площадках. В городе среди строений или в ле­ су на полянах здания и высокие деревья перекрывают свет, исхо­ дящий от нижних секторов неба, уменьшая количество рассеян­ ного света. Свет поступает только от зенитной части неба и, па­ дая на фигуру сверху, освещает головы и плечи и слабо осве­ щает лицо. В этих случаях освещенность плоских поверхностей фона будет значительно выше, чем освещенность фигур и лица.

УСЛОВИЯ СЪЕМОК НА НАТУРЕ

1. Съемка в пасмурную погоду

Пасмурная погода характерна для осенних дней (сентябрь, октябрь, ноябрь), когда солнце находится низко над горизонтом

иосвещенность его весьма мала.

Впасмурную погоду, как известно, освещенность горизонталь­ ных и вертикальных поверхностей на открытом месте и в местах

съемки, где горизонт перекрыт строениями, лесом или чемлибо другим, зависит от яркости неба. При съемке в городе осве­ щенность будет в десять раз меньше, чем на открытой площадке, а освещенность вертикальных поверхностей в 3—4 раза меньше,

178


чем освещенность горизонтальных. Эти условия не обеспечивают надлежащего качества освещения для вертикальных фигур, поэтому, осуществляя, например, городскую съемку в условиях моросящего дождя, тумана и даже низкой облачности, следует пользоваться электроподсветкой. Съемка в пасмурную погоду, морось и дождь характеризуются следующими основными условиями:

неравномерностью освещенности как для горизонтальных, так и особенно для вертикальных поверхностей;

постоянством спектрального состава освещающего света (примерно 5700—6500П° К);

тем, что изображение получается тональным, т . е . построен­ ным только на цвете или цветотональных контрастах;

наличием дополнительной оптической среды, образуемой вла­

гой или каплями дождя (значение

этой среды для перспек­

тивы, тона или окраски объекта в

глубину такое же, как дымки

и тумана — смягчение контрастов

и

разбеливание тонов);

образованием на всех поверхностях объекта глянца, состоя­ щего из водяной пленки (блики и рефлексы, даваемые этим глянцем, позволяют, снимая при меньших освещенностях, все же получать объем и форму, для чего съемку лучше вести против светлой части неба);

снижением яркости объекта вследствие наличия оптической среды влажного воздуха.

Экспонометрический контроль при съемке в пасмурную по­ году должен в первую очередь обеспечить наблюдение за доста­ точностью освещения.

Светосильную оптику, дающую значительное внутреннее светорассеяние, нужно применять с осторожностью, так как в кадре уже имеется дымка, смягчающая контрасты и разбеливаю­ щая цветные тона.

2. Съемка на снежной натуре

Белый снег равномерно отражает все спектральные зоны, поэтому принимает окрашивание в зависимости от спектраль­ ного состава освещающего света.

При низком зимнем солнце окрашивание возникает на фигу­ рах и других вертикальных поверхностях.

Синие тени на снегу возникают при чистом синем небе, так как они освещены только небом.

При низких температурах воздуха возникает дымка, состоя­ щая из мельчайших льдинок, взвешенных в воздухе. Эта дымка сообщает серебристый оттенок пейзажу. В проходящем свете (контровом) дымка смотрится розовой.

Эта двуцветность освещения рождает красоту зимнего пей­ зажа, когда в ранние утренние часы розовеет каждый освещенный солнцем сугроб, каждая покрытая инеем ель, а тени смотрятся и передаются на цветной пленке синими.

12*

179


В пасмурную погоду интервал яркости объекта на снежной натуре на открытом месте, где нет закрытых теней, невелик, в среднем 0,8—0,4, т . е . 2 : 1 . В солнечную погоду интервал яркости на снежной натуре резко возрастает.

Снежный покров, сравнительно, например, с травой имеет весьма высокий коэффициент яркостей: 0,4—0,6 для лежалого снега и 0,8—0,9 для свежевыпавшего снега. При контровом освещении снег имеет весьма высокий показатель блеска, на снежном насте образуется «солнечная дорожка».

При съемке актерских сцен на снежной натуре следует оце­ нивать освещенность отдельно для горизонтальных и отдельно для вертикальных поверхностей.

Снимая на снежной натуре, следует учитывать, что в зимние месяцы в средней полосе солнце поднимается на высоту не выше 17°, — в декабре, не выше 15°, — в январе, и только в конце марта достигает высоты 35°.

Ниже мы приводим данные об освещенности 22 декабря — дня, который является самым коротким и самым темным днем в году.

Т а б л и ц а 5

Освещенность 22 декабря, в пасмурную погоду

Т а б л и ц а 6

Освещенность 30 декабря в солнечную погоду, небо чистое

180