ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
ром совместно с оператором и художником при разработке ре жиссерского (постановочного) сценария.
На основе принятого решения выбирается натура, т . е . географическое место, и оформляется объект, где будут ста виться и сниматься кадры эпизода.
Наконец, конкретная композиция кадра осуществляется на съемочной площадке.
Для того чтобы проконсультировать режиссера и окончатель но решить возможность съемки натурного объекта, оператор должен сначала сам оценить качество выбранного места.
Оператор должен определить его п о с т а н о в о ч н ы е в о з м о ж н о с т и , — т. е. можно ли в данном месте развернуть актерские мизансцены, вести монтажную съемку, соответствует ли его природное или архитектурное оформление содержанию актерской сцены.
Далее, оператору важно выяснить к и н о и з о б р а з и т е л ь н о е и ж и в о п и с н о е к а ч е с т в а о б ъ е к т а — можно ли выбрать интересные кадры для общих, средних и крупных планов и для динамической съемки, подходит ли объект по фактуре и цвету.
Кроме того, необходимо уточнить и |
с в е т о т о н а л ь н ы е , |
|||||||||
к о л о р и с т и ч е с к и е |
к а ч е с т в а |
объекта |
и э к с п о н о |
|||||||
м е т р и ч е с к и е |
у с л о в и я |
съемки, |
дать |
оценку |
условий |
|||||
погоды в зависимости от выбранного |
с в е т о в о г о |
р е ж и м а |
||||||||
съемки кадров или отдельных сцен. |
|
|
|
|
|
|||||
Наконец, |
предстоит |
продумать |
с ъ е м о ч н о - т е х н и |
|||||||
ч е с к и е |
и |
п р о и з в о д с т в е н н ы е |
у с л о в и я |
съемки: |
||||||
размещение |
осветительной |
техники, |
расположение |
путей |
||||||
для динамической |
съемки, применение |
пиротехники |
и т. д. |
|||||||
У ж е |
при |
разработке |
постановочного |
сценария |
режиссер и |
оператор должны уточнить, при какой погоде и при каком осве щении будут сниматься каждый эпизод, сцена или даже отдель ный кадр фильма.
Натурные объекты по условиям погоды и света следует раз бить на следующие виды:
эпизоды (объекты), снимаемые в солнечную погоду в нор мальном световом режиме;
эпизоды (объекты), снимаемые в пасмурную (бессолнечную) погоду;
эпизоды, снимаемые в заданном световом режиме — в су мерки, в белые ночи, в темную пасмурную погоду, на рассвете, на закате;
эпизоды, снимаемые в ночное время.
При выборе мест натурных съемок в первую очередь оператор оценивает пригодность того или иного натурного объекта для постановки актерских сцен фильма. Затем оператор решает, какой пейзаж по своему характеру, по своему рельефу соответст вует содержанию сцен. Наконец, оператор определяет, в какое
11 |
161 |
календарное время наиболее целесообразнее вести съемки в данном месте, какие факторы погоды здесь действуют и как они могут быть использованы для выразительного решения сни маемых сцен.
Кроме того, съемочная группа и режиссер обязательно оцени вают, насколько данное место подходит для снимаемых сцен с точки зрения исторической достоверности, удобства построения актерских мизансцен и производственной рациональности, орга низации съемок в данном месте.
Выбранные места съемок утверждаются режиссером-поста новщиком и директором картины с учетом экономических, органи зационных и технических возможностей проведения съемок.
После утверждения мест натурных съемок группой разраба тываются необходимые методы оформления натуры и прово дится организационная и техническая подготовка натурной съемки. Оператор в этот период участвует в работе художника по декоративному оформлению объекта и готовит операторскую съемочную технику.
Оператор и его ассистенты также ведут экспонометрическую подготовку к съемкам. Эта подготовка включает изучение факторов погоды, характера освещения объекта съемки и съемку экспонометрических проб.
Оператор определяет возможность решения в условиях натур ной съемки тех или иных специальных эффектов, таких, как,
например, съемка |
в тумане. |
|
Операторская |
разработка натурных съемок в |
известной |
мере определяет календарный план съемок фильма. |
|
|
|
ОСВЕЩЕНИЕ НА НАТУРЕ |
|
|
1, Источники света |
|
Съемка натурных эпизодов фильма представляет собой сущест |
||
венную часть творческо-производственной работы |
оператора |
|
над фильмом. |
|
|
Съемка на натуре и в павильоне имеет существенные раз личия.
В павильоне кинооператор работает светом осветительных приборов. На натуре оператор выбирает условия естественного освещения и подсвечивает объект осветительными приборами. Поэтому оператор должен хорошо разбираться в явлениях атмо сферной оптики, источниках естественного освещения, климате и погоде.
На натуре определение места и времени съемки в первую очередь зависит от освещения и погоды. Выбор натуры прово дится в подготовительный период, чтобы оператор мог заранее учесть климатические особенности, характерные для данной местности.
162
Основным источником естественного освещения является солнце, свет которого непрерывно изменяется в зависимости от высоты солнца над горизонтом и состояния атмосферы (по годы).
Когда солнечные лучи проходят массу атмосферы, то неко торая часть излучения рассеивается, образуя светящуюся сфе ру — небо, которое служит вторичным источником естественно го освещения. Поверхности объекта, освещенные солнцем и не бом, приобретут некоторую яркость, но свет, отраженный ими, прежде чем достигнуть линз объектива, пройдет сквозь массу воздуха и также претерпит рассеяние и поглощение. Наконец, этот свет, частично рассеянный и поглощенный оптической си стемой, и нарисует изображение объекта на светочувствительном слое пленки.
Таким образом, атмосфера (небо) выступает в нескольких качествах:
как среда, рассеивающая проходящий солнечный свет, как вторичный источник света, освещающий объект,
как светящаяся физическая среда (дымка), в которую погру жен объект съемки и которая снимается и воспроизводится вместе с объектом на пленке.
Солнце — бесконечно удаленный источник света. Хотя сол нечный диск, наблюдаемый с Земли, и стягивает угол в 0,5 уг ловых минут, пучки солнечного света практически параллельны, и отброшенная тень имеет резкую линию раздела света и тени.
Наибольшая освещенность (плотность светового потока) будет на тех поверхностях, на которые солнечный свет падает по нормали. В зенит — это горизонтальные поверхности земли
иводы, утром и вечером — это вертикальные поверхности фигур
ипредметов.
Высота солнца для каждого момента съемки зависит от времени дня и склонения солнца. Высотой солнца (h0) называется угол, образуемый направлением на солнце с плоскостью гори зонта. В момент восхода и захода высота солнца равна 0°, в зените она равна 90°. Отрицательной высотой или глубиной погружения обозначается положение солнца ниже линии гори зонта в сумерки и ночью.
В любой точке земной поверхности высота солнца в часы до полудня бывает такой же, как и после полудня. Полдень определяется как время, когда солнце находится на местном меридиане.
В течение года высота солнца в полдень изменяется изо дня в день, но для целей операторской экспонометрии достаточно данных на 21-е число каждого месяца: 21 июня — день летнего солнцестояния, когда солнце достигает наибольшей высоты для данной широты, 21 марта и 21 сентября — дни равноденствия, и высота солнца в эти дни одинакова, 21 декабря — наиболее низкое солнцестояние.
11* |
163 |
|
По данным табл. 2 оператор может ориентироваться в изме нениях высоты солнца по месяцам для разных пунктов терри тории С С С Р .
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Высота солнца в полдень |
|||
|
|
|
в градусах |
|
|
Широта |
Район |
|
|
|
|
21/ХП |
21/III и |
2I/VII |
|||
|
|
||||
|
|
21/IX |
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
36 |
Кушка |
30 |
60 |
78 |
|
40 |
Тбилиси |
25 |
50 |
73 |
|
45 |
Ялта |
20 |
45 |
68 |
|
50 |
Киев |
15 |
40 |
63 |
|
55 |
Москва |
10 |
35 |
58 |
|
60 |
Ленинград |
5 |
30 |
53 |
|
65 |
Норильск |
1 |
25 |
48 |
|
70 |
Мурманск |
—3 |
20 |
43 |
2. Погода и климат
Чтобы правильно ориентироваться в характере освещения натурного объекта, оператору необходимо уметь точно оце нивать физическое состояние атмосферы и ее оптические свойства.
Оптические свойства атмосферы зависят от температуры и влажности воздуха, от наличия в нем конденсированных па ров влаги и т. д. На оптические свойства атмосферы влияет погода и климат.
Погодой называется физическое состояние атмосферы, кото рое определяется силой и направлением движения воздуха (ве тер), его температурой, влажностью, прозрачностью или мут ностью, атмосферным давлением, наличием облачности и т. д., наблюдаемое в короткий промежуток времени, например, в течение дня.
А среднее физическое состояние атмосферы, свойственное данной местности в определенное время года, и зависящее от ее физико-географических условий, называется климатом. Так, например, климат Южного берега Крыма относится к типу средиземноморского климата с влажной зимой и сухим летом, а погода на Южном берегу может быть охарактеризована количе ством ясных, дождливых и облачных дней в течение лета или другого времени года.
Таблица 3 дает представление о количестве ясных, облачных и дождливых дней и о колебании температуры на Южном бере гу Крыма, т . е . данные о климатических условиях и погоде этих мест в среднем за 1945—1954 гг.
164
Т а б л и ц а 3
Учет климатических условий необходим и для достижения тонального, колористического и светового единства монтажных кадров, снимаемых в различное время дня или года. Можно с уверенностью сказать, что кадры, снятые, предположим, в июле при высоком солнцестоянии и при чистой атмосфере, никогда не будут сходны по тону, цвету и рисунку с кадрами, доснятыми на том же месте осенью при низком солнце и влажном воздухе. Различия будут проявляться и в распределении светотеней, и в четкости контуров, и в светотональных или колористических контрастах.
Все эти сведения о климатических и световых условиях тех или иных районов, областей и т. д. совершенно необходимы оператору при выборе мест натурных съемок и планировании съемочной работы.
3. Дымка
На натуре искусство съемки основано на умении оператора выбрать необходимое мгновение, когда условия освещения и состояние воздуха позволяют создать определенную, характер ную киноизобразительную форму в кадре.
Большая или меньшая освещенность объекта, та или иная плотность дымки изменяют и тональный рисунок, и воздушную перспективу, и градацию тонов, и рисунок контуров.
Так, например, пейзаж, снятый в дымке, отличается мяг костью красочных и тональных сочетаний, тогда как пейзаж, снятый при прозрачном воздухе, обладает яркостью красок и контрастом света и тени.
165
Поэтому дымка — одно из могущественных средств опера торской выразительности.
Дымка в пространстве кадра изменяет оптические свойства воздуха, создает его помутнение, ухудшает видимость, рассеивая
и поглощая солнечный свет, изменяет его спектральный состав
ит. д. Мутный воздух—дымка меняет различимость форм пред метов, их тон и цвет. Действие дымки нарастает в глубину, по мере нарастания массы мутной среды воздуха. Поэтому близкие к камере предметы могут сохранить свой цветовой тон, более удаленные — постепенно теряют свой цвет. Дымка определенным
образом окрашивает даль. Если съемка ведется по свету, то дымка получает голубоватое окрашивание, если съемка ведется против света, то окрашивание дымки розоватое. При плотной дымке, как и в тумане, возникает серый тон.
Дымка на натуре — это объективная данность, возникшая в силу погоды и состояния воздуха. Но дымка может быть создана и искусственным путем.
Воздушной дымкой называется ощущаемое зрительно и фикси руемое фотографически свечение воздушных масс, возникшее вследствие рассеивания световой энергии молекулами газа, составляющего атмосферу (воздух), или взвешенными в воздухе частицами.
Молекулярной дымкой называется свечение чистых (не зату маненных взвешенными частицами) воздушных масс.
Молекулы газа рассеивают волны короткой зоны спектра — ультрафиолетовые, фиолетовые и отчасти синие — примерно в пределах 0,42 микрон, поэтому наблюдаемый цвет атмосферы (воздуха) — фиолетовый и темно-синий. Чистое молекулярное рассеяние наблюдается только в верхних слоях атмосферы, преи мущественно выше облачного слоя, и характеризуется слабой светимостью (зрительной яркостью). Так как чистый воздух прозрачен для всех остальных лучей спектра, освещенности объектов в светах весьма высоки, а подсвеченность теней от неба весьма слаба. Поэтому так резки фотографические контрасты света и тени при высокогорной и авиасъемках.
Применение желтых светофильтров в этих условиях повыша ет и без того высокий контраст объекта, так как снимает синюю подсветку теневой стороны объекта. Зато при съемке далеко расположенных объектов, например горных вершин, примене ние желтых светофильтров, фильтрующих синий свет, рассеянный (свечение) молекулярной дымкой, совершенно обязательно.
Законы рассеяния света в газовой среде, которые гласят, что рассеяние обратно пропорционально четвертой степени дли ны волны, применимы лишь при размере рассеивающих частиц не свыше 0,42 микрон. Молекулярное рассеяние образует голубую дымку. Если в атмосфере есть взвешенные частицы влаги, пыли и органических примесей, то диффузное рассеяние более выявлено и возникает серая дымка.
166