Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

очерченность контуров, яркость красок. И только на фоне тем­ ного неба можно вдруг ощутить рельефность, глубину пейзажа, четкость контуров фигур и деревьев, особенно если они осве­ щены низким солнцем. Эти «грозовые» по своему характеру пей­ зажи производят лучшее эстетическое впечатление, чем вялые по формам и тональности пейзажи в дымке. Желтые, оранжевые, а иногда и красные светофильтры позволяют снять дымку, и пейзаж воспринимается на экране объемным, с ясными формами предметов и яркой тональностью.

Небо в большинстве случаев смотрится более светлым у го­ ризонта и более темным и насыщенным в зените. Большие пло­ скости светлого неба на экране вызывают в глазах светорас­ сеяние и мешают воспринимать формы и рельефы фигур. Поэтому операторы применяют оттененные светофильтры (желтые или оранжевые — для панхроматической пленки, серые и синие — для цветной), чтобы получить темный фон неба в верхней части кадра.

НАТУРНАЯ ЭКСПОНОМЕТРИЯ

Работа оператора над натурными кадрами фильма обладает специфическими особенностями. Решить изобразительную ком­ позицию монтажной картины-эпизода в единстве колорита и эффекта освещения можно лишь в том случае, если созданы необ­

ходимые

фотографические условия

для съемки каждого кадра

и если

оператор сумел правильно

оценить как освещенность

и спектральный состав света, освещающего объект, так и условия воздушной среды, в которой ведется съемка.

Оценка условий освещения и воздушной среды для каждого кадра фильма является предметом операторской натурной экспонометрии.

На натуре, так же как и в павильоне, измерительная аппара­ тура только помогает оператору в оценке фотографических условий и факторов съемки, но ничем не может помочь при оценке изобразительных результатов, которые могут быть полу­ чены в итоге того или иного освещения объекта и состояния воздуха.

Следует указать, что так называемые фотографические усло­ вия ни в коем случае не могут быть подведены под какой-либо стандарт в качестве благоприятных или неблагоприятных, а тем более в качестве запрещенных или особо рекомендованных. Такие рекомендации быть может возможны для начинающего фото­ графа-любителя, но совершенно недопустимы по отношению к профессионалу оператору.

Операторы художественных фильмов ищут эффекты осве­ щения на натуре для того, чтобы выразительно и правдиво решить композицию. Неудачные кадры, как правило, появляются не потому, что плохо освещены, а потому, что оператор неправиль-

188


но решил экспонометрическую задачу. Поэтому, художественное и техническое качества снятых кадров определяются мастерством оператора, его умением правильно выбрать и точно выполнить те или иные съемочные приемы в соответствии с творческими задачами.

ПРИМЕРЫ РАБОТЫ СО СВЕТОМ НА НАТУРЕ

О содержании и объеме работ при съемке натурного эпизода можно судить на примере съемок комплекса эпизодов объекта «Гатчинский плац» в фильме «Суворов».

По сценарию действие ряда важных эпизодов происходило на плацу у дворца в Гатчине, где в действительности жил император Павел I.

При постановочной разработке эпизода было решено снимать эпизоды развода караула Павлом I, прибытия к Павлу офицеров с посланием от Суворова и самоубийства одного из них и, на­ конец, ухода суворовского полка по приказу Павла в Сибирь на исторически-достоверном месте, у сохранившегося в хорошем состоянии Гатчинского дворца на плацу1. При выборе места и часа съемки, точки зрения аппарата режиссер и оператор руко­ водствовались задачей передать стиль эпохи. Многие общие планы строились таким образом, чтобы походить на гравюру конца X V I I I века.

Кратко содержание эпизодов заключалось в следующем: из Тульчина, где находился штаб Суворова, прибыло несколько офицеров — сподвижников Суворова, привезших его рапорт. Павел, приказавший им явиться на Гатчинский плац, где только что был закончен развод караула, перед строем солдат срывает с них знаки отличия. Один из офицеров стреляется. Видя это, солдаты Гатчинского гарнизона волнуются, теряют строй. Павел, озлобленный, дает команду полку: «В сибирь марш!» И полк пешим строем отправляется в ссылку...

Разработка эпизода была в основном выполнена в режиссер­ ском сценарии. Но перед съемкой, на основе знакомства с выб­ ранной натурой и репетиций с участниками массовых сцен, ре­ жиссер уточнил монтажную раскадровку, выделил ряд укруп­ нений, точно разработал конкретное содержание каждого кадра и построение мизансцены.

Съемка эпизода «Гатчинский плац» требовала точного выбора погоды, времени съемок, специальной подготовки участников массовых сцен. Люди, которые в этом эпизоде должны были изображать солдат, проходили специальную тренировку и ов­ ладевали «гусиным шагом», специфическими формами построения гатчинских войск, обращением с оружием и т. д.

1 Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили дворец.

189


Режиссер В. Пудовкин (справа) и операторы А. Головня и Т. Лобова на съемке фильма «Суворов»

Каждый кадр эпизода подготавливался и репетировался при участии оператора. В процессе репетиции находились необхо­ димые композиционные формы, выбирался свет и приемы съемки.

На специальном «освоении» объекта режиссер и оператор на­ метили основные формы построения массовых сцен, выбрали съемочные точки и определили технические приемы съемки.

Для съемки сцены «развод караула» оператор поставил перед собой ряд композиционных задач: «На экране следует полу­ чить четкий графический рисунок. Линейное построение должно давать ясную видность движения каждого подразделения. Для этого общий план снимать с верхней точки, оправданной точкой зрения Павла, наблюдающего развод караула из окна своего кабинета.

Кадр строить в глубину перспективы, но заполнить передний план затененной скульптурой, стоящей на парадной лестнице дворца. Снимать с площадки парадной лестницы.

Освещение — солнечное. Съемку вести против солнца — контурный свет четко обрисует форму фигур в движении, падаю­ щие вперед тени сообщат кадру необходимую графичность.

Время съемки общего плана — примерно 11 часов утра. Остальные кадры снимать в течение съемочного дня, примерно

190


до трех часов, точку съемки и фон выбирать в зависимости от положения солнца к моменту съемки. Применить отражательную подсветку экранами и зеркалами.

Все кадры снимать объективом 50 мм для сохранения пра­ вильных соотношений плотной заполненности кадра фигурами на экране»1.

При съемке сцены «прибытие суворовских офицеров из Тульчина» первый общий план компонуется таким образом, чтобы на переднем плане были расположены суворовские офицеры, в глубине — фронт неподвижных гатчинских солдат.

Средние планы Павла и его свиты снимаются отдельно, на фоне дворца и стоящих вдали в строю солдат.

«Композиция кадра «уход полка в Сибирь» строится следую­ щим образом: на переднем плане расположен плац, в глубине — дворцовый парк. Освещение — контровое. При этом освещении плац залит светом, а деревья парка в глубокой тени. Когда солдаты проходят по ярко освещенному плацу и рота за ротой уходит в тень деревьев, то создается эффект, что они как бы уходят в темноту. Время съемки — 9 часов утра.

Оба плана снимаются широкоугольным объективом 35 мм, так как композиция строится с выделенными фигурами на пер­ вом плане и глубиной мизансцены в пространстве кадра»2.

Если в эпизодах «Гатчинский плац» прежде всего была важ­ на историчность обстановки, то в эпизоде «лагерь в Соколке», которым начиналась картина «Суворов», было необходимо позна­ комить зрителя с характером главного героя — Суворова.

Режиссер В. Пудовкин считал, что эпизод «лагерь в Со­ колке» весьма важен по актерскому исполнению. И перед опера­ тором была поставлена задача подчеркнуть на экране харак­ терные черты Суворова в исполнении актера Н. Черкасова (Сер­ геева) — в обрисовке его фигуры, лица, глаз, походки и т. д.

Создание яркого и полного образа Суворова во многом за­ висело от того, насколько точно удастся передать своеобразие интонаций голоса Н. Черкасова (Сергеева). Это могло быть до­ стигнуто путем синхронной записи реплик, произносимых акте­ ром. Учитывая, что техника звукозаписи в то время не позво­ ляла качественно выполнять синхронные съемки вдали от сту­ дии и что объектом внимания в кадрах будут являться актерские мизансцены, заполняющие первый план, режиссер, оператор и художник пришли к выводу, что объект «лагерь в Соколке» це­ лесообразно построить на натурной площадке киностудии «Мос­ фильм».

Актерские сцены решено было снимать при солнечном рисую­ щем диагональном освещении, при котором хорошо передается

1Из съемочного журнала фильма «Суворов), стр. 35 (архив оператора

А.Головни).

-Там же, стр. 37.

191


пластика лица и фигуры, и если тональность фона «приглушить» посредством задымления или тюлей, то освещенные солнцем фигуры как бы «выступят» перед фоном, привлекая внимание зрителя.

Художник В. Егоров и оператор учли рельеф местности на­ турной площадки «Мосфильма», на которой снималась знамени­ тая сцена «Ледового побоища» из фильма «Александр Невский», при постройке декорации и нахождении композиции кадров. Площадка располагалась на пологом склоне холма, что предо­ ставляло возможность вести съемки в основном в нижнем ракурсе.

Благодаря этому удавалось сохранить единообразие изо­ бразительного стиля сцены и, кроме того, при съемке снизу вверх создавался удобный фон для игры актеров — ничем не скрытое небо, на котором отчетливо и красиво выделялись фигуры.

Съемка кадров происходила в течение нескольких дней в установленные часы в соответствии с положением солнца. Для осуществления светотонального единства монтажных кадров применялась электроподсветка.

Но однажды установленный световой режим по техническим обстоятельствам был нарушен, кадр снимали вечером при низ­ ком солнце (ниже 8° над горизонтом), в результате чего возник

Кадр из фильма «Суворов»

контраст, который уже не мог быть компенсирован подсветкой. Светотональный баланс был нарушен, кадр «выпал» из общей киноизобразительной стилистики эпизода, несколько нарушая пластическое единство монтажной картины.

Но в целом эпизод «лагерь при Соколке» может служить примером изобразительно-монтажного решения натурного эпизо­ да, где сохранен основной композиционный принцип и каждый монтажный кадр тесно связан с предыдущим и последующим кадрами.

Схема эпизода выглядит следующим образом: на общем плане экспонирована обстановка, затем динамической панорамой пока­ зана сцена, где Суворова несут на руках его гренадеры, слы­ шатся крики «ура» и приветствия. Основная задача эпизода — выразить энергию, стремительность, активность Суворова и любовное, восторженное отношение к нему его солдат. Это классическая по простоте и наглядности построения мизансцен изобразительно-монтажная форма композиции. Ясность и точ­ ность композиции позволяют зрителю легко, без напряжения воспринимать содержание эпизода, как бы не замечая монтажа, и ощущать в каждом кадре единство места и времени дей­ ствия.

Немало интересных примеров решения натурных эпизодов можно найти и в фильме «Летчики» (автор сценария А. Мачерет, режиссер Ю. Райзман, оператор Л. Косматов).

Изобразительное решение картины строилось в соответствии с замыслом режиссера придать фильму о летчиках романти­ чески-лирическую настроенность, сделать его как фильм о мечте, о призвании, о молодости духа, воссоздать на экране динамику советской действительности.

Для использования этой задачи оператор нашел определен­ ную изобразительную манеру. Большинство эпизодов фильма построены на движении — как движении камеры, так и внутри кадра, на сочетаниях светлых, сверкающих тонов, что создает радостную, приподнятую атмосферу. Не случайно боль­ шинство кадров как бы утопает в воздухе.

Прозрачность воздуха, широта горизонта, «пропитанность» солнечным светом — такое ощущение возникает при просмотре фильма.

В «Летчиках» отчетливо проявились основные принципы изобразительной трактовки материала оператора Л. Косматова: ясность и четкость композиционных построений, своеобразие приемов освещения бликующим светом при общем рассеянном освещении, решение тональности не одного кадра, а целого монтажного эпизода.

Л. Косматов поставил перед собой одну из трудных в техни­ ческом отношении и в то же время интересных операторских задач — осуществить съемку преимущественно с белыми объек­

тами

в кадре.

13

193