Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

таком содружестве каждый член коллектива сможет проявить инициативу и творчески участвовать в общем деле и тем самым обеспечить успех совместного труда над фильмом.

4. Операторская группа

Оператор работает над съемкой фильма совместно со своими ассистентами.

Ассистент оператора является квалифицированным специа­ листом, выполняющим ответственную работу по подготовке всей съемочной техники и материалов. Оператор вместе с ассистен­ тами подбирает аппаратуру, оптику и другие технические сред­ ства для съемки, подбирает негативную пленку, контролирует лабораторную обработку негатива.

Ассистент оператора подготавливает технику для съемок каждого объекта как в павильоне, так и на натуре, заполняет необходимую документацию и заказы, связанные с организацией съемочного процесса. Кроме того, ассистент оператора помо­ гает ему на съемке, выполняет порученные ему работы по уста­ новке освещения и съемке отдельных кадров.

Оператор комбинированных съемок непосредственно выпол­ няет съемку комбинированных кадров на основе разработанных и согласованных с режиссером и главным оператором фильма эскизов и технологии проведения съемок в соответствии с об­ щим изобразительным решением фильма в целом.

5. Подготовка технических средств съемки

Оператор и его ассистенты заранее подготавливают опера­ торскую технику, съемочные средства и материалы. В этой ра­ боте им помогают цеха и отделы студии. Оператор знакомит работников цехов и отделов со сценарием и с теми требова­ ниями, которые предъявляются к цеху или отделу по обслужи­

ванию кинокартины.

 

Основным отделом,

обслуживающим оператора, является

о т д е л с ъ е м о ч н о й

( о п е р а т о р с к о й ) т е х н и к и . От­

сюда оператор получает съемочную аппаратуру, оптику, краны, тележки, рельсы; этим же отделом назначаются механики, об­ служивающие аппаратуру и технику на съемке.

В обязанности отдела съемочной техники входит профилак­ тический осмотр и ремонт съемочного аппарата и оптики, юсти­ ровка аппаратов и оптики, определение характеристик свето­ фильтров и пр.

Для получения аппаратуры и приспособлений из отдела ассистент оператора составляет соответствующие заявки и тре­ бования, оформляя их через директора группы и главного инже­ нера студии. Порядок оформления заявок и вся документация ведется по установленной на данной студии форме.

34


Конструкции и устройства, необходимые для съемок, но не имеющиеся в цехах студии, специально конструируются по за­ казу оператора. Оператор может принимать участие в состав­ лении рабочих чертежей, следит за выполнением заказов и при­ нимает изготовленное оборудование.

Списки необходимой аппаратуры и оборудования состав­ ляются отдельно для съемок в павильоне и на натуре, в экспе­ диции.

Для полноценной творческой и производственной работы во время съемок оператору необходима следующая аппаратура и технические приспособления:

съемочные кинокамеры (синхронные, стационарные, ручные), тележки, рельсы, операторские краны, операторская машина, ветродуй или самолет,

поливочная или пожарная машина, пиротехника (белый, черный, цветной дым и т. п.),

специальное оборудование (например, жироскопические го­ ловки, маятниковый штатив и т. д.),

комплект объективов, оптических приспособлений и свето­ фильтров.

Ассистент проводит необходимые предварительные испыта­ ния съемочной аппаратуры и оборудования к предстоящим съемкам.

Во время этих испытаний проверяется стояние кадра, точ­ ность работы грейфера и контр грейфера, состояние фильмового канала, разметка шкал оптики, совпадение плоскостей матового стекла и пленки и состояние зеркального обтюратора, состояние отдельных механизмов камеры (мотор, механизм наплыва, фрикционы и т. д.).

О с в е т и т е л ь н ы й ц е х (светотехники) ведет всю ра­ боту по освещению объектов съемки, установке осветительной аппаратуры в декорациях, вывозу на натуру осветительной ап­ паратуры и энергосиловых установок и обслуживанию их на киносъемках.

Осветительная аппаратура обслуживается группой освети­ телей, возглавляемой бригадиром-осветителем, который при­ крепляется к съемочному коллективу на все время производства фильма и является прямым помощником оператора.

Бригадир-осветитель устанавливает перед съемкой освети­ тельную аппаратуру по заданной операторской схеме, ведет под­ светку на натуре. Поэтому весьма важно, чтобы он знал поря­ док съемки отдельных кадров и характер освещения при съемке каждого из этих кадров.

В обязанности бригадира-осветителя входит осуществление специальных световых эффектов, таких, как вспышки молнии,

эффект горящей печи и т. д.

 

3*

35


Ц е х о б р а б о т к и п л е н к и (кинолаборатория) произво­ дит обработку снятого оператором негатива изображения, печать текущего позитива, печать контрольных копий фильма.

Оператор непрестанно связан с лабораторией через специаль­ но выделенного ассистента, ведающего пленкой и ее лаборатор­ ной обработкой.

Заявка на обработку пленки и прочая документация выпол­ няется ассистентом оператора по принятым на производстве формам и в установленном порядке.

Снятый негатив изображения отправляется для проявки в лабораторию — ежедневно при съемке в павильоне или по окончании съемки объекта на натуре. Обработанный негатив изображения просматривается оператором только в случае на­ личия в нем каких-либо отклонений от нормы.

Просмотр текущего позитива обеспечивает контроль за ка­ чеством изображения.

При изготовлении позитивных копий по смонтированному негативу оператор дает указания о характере печати отдельных эпизодов и кадров по тону и цвету. Эта работа является весьма важной, так как позитивные копии, изготовленные лаборато­ рией текущей печати, дают основное представление об изобра­ зительном качестве фильма.

Печать контрольной копии картины производится лабора­ торией студии под непосредственным наблюдением оператора фильма за установкой света и цветовой настройки. Оператор сообщает свой изобразительный замысел установщику света — квалифицированному специалисту, который находит необходи­ мое техническое решение для выражения этого замысла в по­ зитиве фильма.

Копия утверждается оператором и звукооператором. Проверка качества негатива и процесса его лабораторной

обработки позволяет оператору точно контролировать технику своей работы над съемкой фильма: насколько правильно соблю­ дался экспонометрический режим, как построен баланс освеще­ ния объектов, обеспечивают ли технические качества негатива задуманный художественный эффект на экране.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

1. Творческое содружество оператора и художника

Эпизоды фильма ставятся и снимаются в павильоне и на на­ туре. В павильоне съемка ведется в основном в декорациях. Часто и на натуре применяется декорирование местности.

Кинодекорации служат местом действия и характеризуют обстановку, социальную и историческую среду, в которой проис­ ходят события фильма. Кроме того, декорации могут способ­ ствовать уточнению характеристики образа персонажа. Нако-

36


нец, от форм, фактуры и окраски декораций, предметов рекви­ зита, костюмов и т. д. во многом зависит колористическое и тональное решение фильма.

Достаточно вспомнить изобразительно-декорационное оформ­ ление фильма «Дон Кихот» (режиссер Г. Козинцев, художник Е. Еней, оператор А. Москвин) для того, чтобы ощутить, как велика роль декораций в создании стилистики фильма, его общей атмосферы, в формировании образного представления о герое.

Лучшие художники советской кинематографии, как С. Коз­ ловский, В. Егоров, А. Уткин, Е. Еней, Н. Суворов, И. Шпинель и другие, руководствуясь в своем творчестве методом социа­ листического реализма, создали выдающиеся образцы изобрази­ тельно-декорационного оформления фильмов как исторических, так и современных1.

Выразительность кинодекорационного оформления зависит не только от изобразительных качеств самой декорации, но и от того, как ее осветит и снимет оператор. Поэтому творческое содружество оператора и художника является необходимым условием успешной работы над изобразительным решением фильма. Образцы такого содружества мы видим в практике совместной работы оператора А. Москвина и художника Е. Енея (фильмы «Одна», кинотрилогия о Максиме, «Овод», «Дон Кихот»), оператора Л. Косматова и художника И. Шпинеля (фильмы «Поколение победителей», «Вольница», кинотрилогия «Хожде­ ние по мукам»), оператора В. Рапопорта и художника Б. Ду - ленкова (кинотрилогия «Тихий Дон») и многих, многих других.

Эскиз декораций выполняется художником-постановщиком и затем творчески обсуждается совместно с режиссером и опе­ ратором.

Оператор оценивает эскиз и проект архитектурной разра­ ботки декораций с позиций изобразительного решения фильма на экране и производственных возможностей съемки. Архитек­ тура и планировка декораций должны предоставлять возмож­ ность построения всех задуманных мизансцен и выполнения всех намеченных приемов съемки и освещения. Кроме того, формы декораций, фактура и цвет материалов должны служить хорошим фоном для фигур актеров в кадре.

В процессе обсуждения эскиза уточняется конструктивное решение декораций и предметов обстановки. На основе эскиза режиссер и оператор разрабатывают генеральную мизансцену эпизода, намечают расположение предметов обстановки, увязы­ вая его с мизансценой и композицией кадра.

Эта предварительная работа может быть выражена в виде графических зарисовок узловых кадров. Графическую разра-

1 Вопросы творчества кинохудожников и изобразительно-декорацион­ ного оформления фильма освещаются в специальном курсе, читаемом для студентов операторского факультета.

37


ботку выполняет художник по указанию режиссера и при кон­ сультации оператора. Графическая разработка является формой фиксации изобразительного замысла и служит наглядным мате­ риалом для подготовки к съемкам объекта.

Поскольку изобразительные достоинства декораций как объекта съемки выявляются только на экране, взаимная твор­ ческая и производственная консультация оператора и худож­ ника является необходимым условием их работы.

Художник вместе с оператором устанавливает фактуры и материал отделки декораций.

Художник и оператор совместно подбирают предметы обста­ новки и реквизита, конечно, при участии режиссера, определяют архитектурную планировку декораций в зависимости от задач построения мизансцен и изобразительно-монтажной композиции кадров данного эпизода.

Так, например, декорация лестничных маршей из фильма «Летят журавли» возникла не только как реальное место дей­ ствия, но и как съемочная площадка, необходимая для опреде­ ленного изобразительно-монтажного решения эпизода «проща­ ние Вероники с Борисом». Архитектурная конструкция декора­ ции была рассчитана с учетом применения съемки движущейся камерой способом «лифтэффекта» — для прослеживания движе­ ний актера не по горизонтали, а по спирали. Иными словами, декорация была сконструирована специально для осуществления определенного творческого замысла.

Оператор консультирует художника по вопросам располо­ жения декорации в павильоне в связи с задачами ее освещения или выполнения съемочных приемов или эффектов.

Особенно важна взаимная консультация оператора и худож­ ника при планировке осветительных лесов, установке рельс для кинопанорамной съемки, разработке техники выполнения спе­ циальных постановочных эффектов (дождь, снег, пожар и т. п.).

2. Оценка оптических свойств и качеств материалов

«Оператор, являясь художественно-техническим оформите­ лем съемок, должен быть в курсе подготовительных работ всех остальных работников и знать тот материал, с которым ему при­ дется иметь дело. В ряде вопросов его осведомленность и совет не только совершенно необходимы, но имеют даже решающее значение, например, назначение часов натурных съемок, вопросы окраски, меблировка павильона и т. д.»1.

В немой кинематографии, когда съемка производилась на несенсибилизированных фотоматериалах, оператор должен был

1 А.

М о с к в и н и

Е. М и х а й л о в , Роль кинооператора в создании фильма. — Сб.

«Поэтика

кино», M.—Л., «Кинопечать», 1927, стр. 178.

38