ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 2
таком содружестве каждый член коллектива сможет проявить инициативу и творчески участвовать в общем деле и тем самым обеспечить успех совместного труда над фильмом.
4. Операторская группа
Оператор работает над съемкой фильма совместно со своими ассистентами.
Ассистент оператора является квалифицированным специа листом, выполняющим ответственную работу по подготовке всей съемочной техники и материалов. Оператор вместе с ассистен тами подбирает аппаратуру, оптику и другие технические сред ства для съемки, подбирает негативную пленку, контролирует лабораторную обработку негатива.
Ассистент оператора подготавливает технику для съемок каждого объекта как в павильоне, так и на натуре, заполняет необходимую документацию и заказы, связанные с организацией съемочного процесса. Кроме того, ассистент оператора помо гает ему на съемке, выполняет порученные ему работы по уста новке освещения и съемке отдельных кадров.
Оператор комбинированных съемок непосредственно выпол няет съемку комбинированных кадров на основе разработанных и согласованных с режиссером и главным оператором фильма эскизов и технологии проведения съемок в соответствии с об щим изобразительным решением фильма в целом.
5. Подготовка технических средств съемки
Оператор и его ассистенты заранее подготавливают опера торскую технику, съемочные средства и материалы. В этой ра боте им помогают цеха и отделы студии. Оператор знакомит работников цехов и отделов со сценарием и с теми требова ниями, которые предъявляются к цеху или отделу по обслужи
ванию кинокартины. |
|
Основным отделом, |
обслуживающим оператора, является |
о т д е л с ъ е м о ч н о й |
( о п е р а т о р с к о й ) т е х н и к и . От |
сюда оператор получает съемочную аппаратуру, оптику, краны, тележки, рельсы; этим же отделом назначаются механики, об служивающие аппаратуру и технику на съемке.
В обязанности отдела съемочной техники входит профилак тический осмотр и ремонт съемочного аппарата и оптики, юсти ровка аппаратов и оптики, определение характеристик свето фильтров и пр.
Для получения аппаратуры и приспособлений из отдела ассистент оператора составляет соответствующие заявки и тре бования, оформляя их через директора группы и главного инже нера студии. Порядок оформления заявок и вся документация ведется по установленной на данной студии форме.
34
Конструкции и устройства, необходимые для съемок, но не имеющиеся в цехах студии, специально конструируются по за казу оператора. Оператор может принимать участие в состав лении рабочих чертежей, следит за выполнением заказов и при нимает изготовленное оборудование.
Списки необходимой аппаратуры и оборудования состав ляются отдельно для съемок в павильоне и на натуре, в экспе диции.
Для полноценной творческой и производственной работы во время съемок оператору необходима следующая аппаратура и технические приспособления:
съемочные кинокамеры (синхронные, стационарные, ручные), тележки, рельсы, операторские краны, операторская машина, ветродуй или самолет,
поливочная или пожарная машина, пиротехника (белый, черный, цветной дым и т. п.),
специальное оборудование (например, жироскопические го ловки, маятниковый штатив и т. д.),
комплект объективов, оптических приспособлений и свето фильтров.
Ассистент проводит необходимые предварительные испыта ния съемочной аппаратуры и оборудования к предстоящим съемкам.
Во время этих испытаний проверяется стояние кадра, точ ность работы грейфера и контр грейфера, состояние фильмового канала, разметка шкал оптики, совпадение плоскостей матового стекла и пленки и состояние зеркального обтюратора, состояние отдельных механизмов камеры (мотор, механизм наплыва, фрикционы и т. д.).
О с в е т и т е л ь н ы й ц е х (светотехники) ведет всю ра боту по освещению объектов съемки, установке осветительной аппаратуры в декорациях, вывозу на натуру осветительной ап паратуры и энергосиловых установок и обслуживанию их на киносъемках.
Осветительная аппаратура обслуживается группой освети телей, возглавляемой бригадиром-осветителем, который при крепляется к съемочному коллективу на все время производства фильма и является прямым помощником оператора.
Бригадир-осветитель устанавливает перед съемкой освети тельную аппаратуру по заданной операторской схеме, ведет под светку на натуре. Поэтому весьма важно, чтобы он знал поря док съемки отдельных кадров и характер освещения при съемке каждого из этих кадров.
В обязанности бригадира-осветителя входит осуществление специальных световых эффектов, таких, как вспышки молнии,
эффект горящей печи и т. д. |
|
3* |
35 |
Ц е х о б р а б о т к и п л е н к и (кинолаборатория) произво дит обработку снятого оператором негатива изображения, печать текущего позитива, печать контрольных копий фильма.
Оператор непрестанно связан с лабораторией через специаль но выделенного ассистента, ведающего пленкой и ее лаборатор ной обработкой.
Заявка на обработку пленки и прочая документация выпол няется ассистентом оператора по принятым на производстве формам и в установленном порядке.
Снятый негатив изображения отправляется для проявки в лабораторию — ежедневно при съемке в павильоне или по окончании съемки объекта на натуре. Обработанный негатив изображения просматривается оператором только в случае на личия в нем каких-либо отклонений от нормы.
Просмотр текущего позитива обеспечивает контроль за ка чеством изображения.
При изготовлении позитивных копий по смонтированному негативу оператор дает указания о характере печати отдельных эпизодов и кадров по тону и цвету. Эта работа является весьма важной, так как позитивные копии, изготовленные лаборато рией текущей печати, дают основное представление об изобра зительном качестве фильма.
Печать контрольной копии картины производится лабора торией студии под непосредственным наблюдением оператора фильма за установкой света и цветовой настройки. Оператор сообщает свой изобразительный замысел установщику света — квалифицированному специалисту, который находит необходи мое техническое решение для выражения этого замысла в по зитиве фильма.
Копия утверждается оператором и звукооператором. Проверка качества негатива и процесса его лабораторной
обработки позволяет оператору точно контролировать технику своей работы над съемкой фильма: насколько правильно соблю дался экспонометрический режим, как построен баланс освеще ния объектов, обеспечивают ли технические качества негатива задуманный художественный эффект на экране.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
1. Творческое содружество оператора и художника
Эпизоды фильма ставятся и снимаются в павильоне и на на туре. В павильоне съемка ведется в основном в декорациях. Часто и на натуре применяется декорирование местности.
Кинодекорации служат местом действия и характеризуют обстановку, социальную и историческую среду, в которой проис ходят события фильма. Кроме того, декорации могут способ ствовать уточнению характеристики образа персонажа. Нако-
36
нец, от форм, фактуры и окраски декораций, предметов рекви зита, костюмов и т. д. во многом зависит колористическое и тональное решение фильма.
Достаточно вспомнить изобразительно-декорационное оформ ление фильма «Дон Кихот» (режиссер Г. Козинцев, художник Е. Еней, оператор А. Москвин) для того, чтобы ощутить, как велика роль декораций в создании стилистики фильма, его общей атмосферы, в формировании образного представления о герое.
Лучшие художники советской кинематографии, как С. Коз ловский, В. Егоров, А. Уткин, Е. Еней, Н. Суворов, И. Шпинель и другие, руководствуясь в своем творчестве методом социа листического реализма, создали выдающиеся образцы изобрази тельно-декорационного оформления фильмов как исторических, так и современных1.
Выразительность кинодекорационного оформления зависит не только от изобразительных качеств самой декорации, но и от того, как ее осветит и снимет оператор. Поэтому творческое содружество оператора и художника является необходимым условием успешной работы над изобразительным решением фильма. Образцы такого содружества мы видим в практике совместной работы оператора А. Москвина и художника Е. Енея (фильмы «Одна», кинотрилогия о Максиме, «Овод», «Дон Кихот»), оператора Л. Косматова и художника И. Шпинеля (фильмы «Поколение победителей», «Вольница», кинотрилогия «Хожде ние по мукам»), оператора В. Рапопорта и художника Б. Ду - ленкова (кинотрилогия «Тихий Дон») и многих, многих других.
Эскиз декораций выполняется художником-постановщиком и затем творчески обсуждается совместно с режиссером и опе ратором.
Оператор оценивает эскиз и проект архитектурной разра ботки декораций с позиций изобразительного решения фильма на экране и производственных возможностей съемки. Архитек тура и планировка декораций должны предоставлять возмож ность построения всех задуманных мизансцен и выполнения всех намеченных приемов съемки и освещения. Кроме того, формы декораций, фактура и цвет материалов должны служить хорошим фоном для фигур актеров в кадре.
В процессе обсуждения эскиза уточняется конструктивное решение декораций и предметов обстановки. На основе эскиза режиссер и оператор разрабатывают генеральную мизансцену эпизода, намечают расположение предметов обстановки, увязы вая его с мизансценой и композицией кадра.
Эта предварительная работа может быть выражена в виде графических зарисовок узловых кадров. Графическую разра-
1 Вопросы творчества кинохудожников и изобразительно-декорацион ного оформления фильма освещаются в специальном курсе, читаемом для студентов операторского факультета.
37
ботку выполняет художник по указанию режиссера и при кон сультации оператора. Графическая разработка является формой фиксации изобразительного замысла и служит наглядным мате риалом для подготовки к съемкам объекта.
Поскольку изобразительные достоинства декораций как объекта съемки выявляются только на экране, взаимная твор ческая и производственная консультация оператора и худож ника является необходимым условием их работы.
Художник вместе с оператором устанавливает фактуры и материал отделки декораций.
Художник и оператор совместно подбирают предметы обста новки и реквизита, конечно, при участии режиссера, определяют архитектурную планировку декораций в зависимости от задач построения мизансцен и изобразительно-монтажной композиции кадров данного эпизода.
Так, например, декорация лестничных маршей из фильма «Летят журавли» возникла не только как реальное место дей ствия, но и как съемочная площадка, необходимая для опреде ленного изобразительно-монтажного решения эпизода «проща ние Вероники с Борисом». Архитектурная конструкция декора ции была рассчитана с учетом применения съемки движущейся камерой способом «лифтэффекта» — для прослеживания движе ний актера не по горизонтали, а по спирали. Иными словами, декорация была сконструирована специально для осуществления определенного творческого замысла.
Оператор консультирует художника по вопросам располо жения декорации в павильоне в связи с задачами ее освещения или выполнения съемочных приемов или эффектов.
Особенно важна взаимная консультация оператора и худож ника при планировке осветительных лесов, установке рельс для кинопанорамной съемки, разработке техники выполнения спе циальных постановочных эффектов (дождь, снег, пожар и т. п.).
2. Оценка оптических свойств и качеств материалов
«Оператор, являясь художественно-техническим оформите лем съемок, должен быть в курсе подготовительных работ всех остальных работников и знать тот материал, с которым ему при дется иметь дело. В ряде вопросов его осведомленность и совет не только совершенно необходимы, но имеют даже решающее значение, например, назначение часов натурных съемок, вопросы окраски, меблировка павильона и т. д.»1.
В немой кинематографии, когда съемка производилась на несенсибилизированных фотоматериалах, оператор должен был
1 А. |
М о с к в и н и |
Е. М и х а й л о в , Роль кинооператора в создании фильма. — Сб. |
|
«Поэтика |
кино», M.—Л., «Кинопечать», 1927, стр. 178. |
38